Семеновская матрешка
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Подкорытова Ксения Игоревна

Программное содержание:

- Закрепить знания детей об истории возникновения русской матрёшки и особенностях Загорской, Семеновской и Полхов - Майданской матрёшек.

-Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

- Продолжать учить расписывать трафаретную форму по образцу (Семеновская матрешка). Продолжать формировать умение владеть приёмами декоративно - прикладной росписи.

- Развивать умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

- Активизировать творческое воображение.

-Развивать эстетический и художественный вкус.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; уважение к труду мастеров декоративно – прикладного искусства; формирование чувства удовлетворённости 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenovskaya_matreshka.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: занятие по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки»

Программное содержание:

- Закрепить знания детей об истории возникновения русской матрёшки и особенностях Загорской, Семеновской и Полхов - Майданской матрёшек.

-Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

- Продолжать учить расписывать трафаретную форму по образцу (Семеновская матрешка). Продолжать формировать умение владеть приёмами декоративно - прикладной росписи.

- Развивать умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

- Активизировать творческое воображение.

-Развивать эстетический и художественный вкус.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; уважение к труду мастеров декоративно – прикладного искусства; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Материалы:

Изделия декоративно – прикладного искусства (гжель, городец, дымковские и филимоновские игрушки, хохлома, матрешки).

Картинки с изображением Загорских, Семеновских и Полхов – Майданских матрешек, а также игрушки - матрешки; фонограммы русской народной музыки; трафаретные формы матрешек для росписи; гуашь; кисти; стаканчики с водой; салфетки для промакивания кистей.

Ход занятия:

Водная часть

     Дети под русскую народную музыку подходят к столу с выставкой. Перед ними на столе разложены предметы декоративно – прикладного искусства (дымковские, филимоновские, хохломские и городецкие изделия, матрешки).

- Ребята, а куда это мы попали! Да ведь это же Ярмарка!

Ребята, посмотрите, какие работы народных мастеров вы узнали?

(Ответы детей).: Мы узнали дымковские игрушки; хохломские, изделия, голубую гжель, матрешек (называя различные изделия, дети указывают на них).

- Молодцы, ребята, вы уже хорошо изучили русские народные промыслы! А, скажите, почему их называют народными промыслами?

(Ответы детей). Да, потому, что их создают простые люди, живущие не только в городе, но и в селе, и в деревне. Их называют народными умельцами.

-молодцы, издавна наша страна славится великими мастерами, которые изготавливают и расписывают произведения декоративно-прикладного искусства: это и знаменитые матрешки, и расписная посуда, и глиняные игрушки, когда народные мастера создают свои изделия, в них они вкладывают частичку своей души и от этого игрушки получаются радостными, яркими, веселым.

Ребята, среди рассмотренных нами изделий декоративно – прикладного искусства есть одна, про которую я хотела бы поговорить с вами более подробно. Отгадайте загадку:

Есть у меня для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка —

А красавица девица, у нее имеются сестрицы.

Каждая сестрица — для маленькой темница.

Дети: Матрешка.

- Правильно матрешка!

Появилась первая матрешка в России более 100 лет назад.

-существует много разновидностей матрёшек, давайте мы посмотрим на них.

Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи.

1)Эта матрёшка (показывает картинку) пришла к нам из Загорска. Загорская матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», довольно простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий

2) Семеновская матрешка.  У матрешки из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка – тем крупнее цветы в букетах. Основной цвет росписи – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове – платок по кайме украшен бутонами. У семеновской матрешки высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

3) Есть такое село в Нижегородской области – Полховский Майдан.

В нем тоже живут замечательные мастера по изготовлению матрешек. У Полхов-Майданских матрешек фартук, украшенный крупными и яркими цветами в черном контуре.

Каждая матрешка хороша по-своему.

Основная часть

Сегодня мы с вами, ребята, тоже превратимся в мастеров декоративно – прикладного искусства и распишем своих матрешек по мотивам семеновской росписи. Но сначала подготовим свои руки к работе и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, (Загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша, правойвой руке, начиная с большого.)

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза.)

Как вы видите Здесь для вас приготовлены бумажные силуэты Семеновских матрешек, которые мы уже начали расписывать на прошлом занятии. Мы сделали набросок простым карандашом, наметили лицо, руки, фартук, пышный букет цветов на фартуке. Теперь нам необходимо закончить начатую работу и расписать матрешку красками. (надеваем фартук и нарукавники)

Расписывать матрешку будем поэтапно, не торопитесь и будьте внимательны

Дети приступают к росписи. Во время работы звучит русская народная мелодия.

1-Начать следует с лица. Возьмите тонкие кисти и нарисуйте брови дугой, глаза, губы сердечком, румянец на щечках. Рисуйте концом кисти, линии должны быть тонкими и аккуратными.

2-Затем раскрасим платок, он может быть желтым или красным, не забудьте про орнамент на краю платка.

3-Раскрасьте букет на фартуке: крупные цветы – красным, розовым, желтым; мелкие цветы – голубым, синим, фиолетовым; листья – светлыми и темными оттенками зеленого цвета.

4- Нижнюю часть платья, которая выглядывает из-под фартука, раскрасьте желтым или красным (в зависимости от того, какой цвет вы выбрали для платка, они не должны совпадать).

-Ну вот, ребята, и окончена ваша работа. Давайте встанем со своих мест и рассмотрим друг у друга матрешек. Посмотрите, какие разные они у вас получились – веселые, задорные нарядные. Из вас получились прекрасные мастера матрешечного промысла. Молодцы!

 Снимите фартуки и нарукавники и уберите их на место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Семеновская матрешка»

Тема:   «Семеновская матрешка»Цель:  Познакомить детей с историй появления, Семеновской  матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского Края.Задачи:...

Семеновская матрешка.

Работа к проекту " Русское народное творчество"...

ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...

Конспект обследования игрушки "Семеновская матрешка"

Конспект обследования игрушки "Семеновская матрешка"...

"Семеновская матрешка"

Презентация к ООД "История Семёновской матрёшки"Я из тихого, зелёногоГородка Семёнова.Я в гости к вам пришла,Букет цветов садовыхРозовых, бардовых,В подарок принесла.В рамках инновационной опорной пло...

«Приход в гости Семеновской матрешки»

                                      ...

Семеновская матрешка

Данный материал позволит наглядно представить детям старшего дошкольного возраста элементы Семеновской матрешки....