Народное декоративно-прикладное искусство, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре
статья по рисованию (старшая группа)

Малявина Наталья Николаевна

В дошкольном образовании задачи приобщения детей к национальной культуре определены образовательной областью «Художественное творчество», раздел «Декоративное рисование»: знакомство детей с изделиями народных промыслов, побуждение создавать узоры по мотивам  народных декоративных росписей, формирование умения выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malyavina_narodnoe_iskusstvo.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре.

Малявина Н.Н.

Народное декоративно-прикладное искусство пришло к нам из глубины веков, как искусство, сформировавшееся в народной, крестьянской семье, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников. В изделиях народных художественных промыслов сохраняются и живут народные художественные традиции. Не иначе, как в традициях передаются из поколения в поколение основные устойчивые особенности национального характера, которые проявляются в праздниках, обычаях, принятых ранее формах и нормах общественного поведения. Традиции в области художественного творчества представлены в виде преемственности определенных видов, форм проявления, бытования искусства, а также характера произведений и приемов мастерства.

Многие поколения мастеров отбирали и отшлифовывали формы и пропорции предметов, их цветовую гамму, что вкупе представляет собой традиции в области народных художественных промыслов. Художественное отображение природы, флоры и фауны нашло отражение в орнаменте, что проявляется в особой орнаментальной культуре мастеров России и в особенностях обработки природных материалов.

Традиции не являются неподвижной системой, в которой нормы и правила установлены на веки. Меняется время, и трансформируются традиции под требования времени. Однако некий стержень, жизненный и прогрессивный, который необходим людям и способен к дальнейшему развитию передается из поколения в поколение. Претерпевает изменения орнамент – изменяются пропорции, цвет, расположение орнаментальных мотивов, меняются сами мотивы.

В дошкольном образовании задачи приобщения детей к национальной культуре определены образовательной областью «Художественное творчество», раздел «Декоративное рисование»: знакомство детей с изделиями народных промыслов, побуждение создавать узоры по мотивам  народных декоративных росписей, формирование умения выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

Дошкольники с удовольствием рассматривают предметы столовой утвари из дерева. Ласкает взор хохломская роспись, которая, как будто, пришла из русских сказок, так понятных детям. Кажется, что из чашки, расписанной хохломой, попробовала вкусную кашу Маша (русская народная сказка «Три медведя»). Дети очень любят играть на деревянных ложках, как настоящие ложкари на Руси. Воспитанники знакомятся с историей возникновения Золотой Хохломы, как традиционным художественным промыслом, имеющим более чем трехсотлетнюю историю и возникшим в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.  Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Золотистый цвет хохломы – это оригинальная веками отработанная технология.

С большим интересом воспитанники расписывают  образцы предметов столовой утвари из дерева в стиле Хохломской или Городецкой росписи, которая захватывает дух буйством красок и композиций. Они осваивают цветочный сюжет, напоминающий цветущий луг. Городецкая птица напоминает Жар-птицу, прилетевшую из русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк». Дети с большим интересом рассматривают шкатулки и игрушки с изображением лихого коня, пополняют словарный запас новыми терминами – подмалевок (нанесение одного цветочного пятна круговым движением), теневка (нанесение скобки на цветок), оживка (разделка орнаментальных форм белилами). Знакомятся с историей Городецкой росписи, пришедшей из Поволжья, что на берегах реки Узоры. В близлежащих деревнях крестьяне производили свои изделия и отвозили их на ярмарку в село Городец, откуда и пошло название росписи.  

Дошкольники изучают и традиционный русский художественный промысел – «Гжельская керамика», осваивая элементы росписи. Словно морозные узоры суровой русской зимы – синяя роспись белой керамики. Дети получают представление о возникновении данного промысла в бывшей Гжельской волости на берегу реки Гжелки в Московской области. В данной местности находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Русский человек смекалистый – берет все, что природа дает, да преобразовывает на свой лад. В Гжельской волости издревле трудились гончары, гончарихи и гончарята семейным подрядом, изготавливая столовую утварь – крынки, тарелки, кумганы и игрушки – детскую забаву.

Очень любят воспитанники дымковскую игрушку, пришедшую из Вятки (в прошлом слобода Дымково), которая изготавливается из красной глины, перемешанной с речным песком. Им по душе выразительные по пластике фигурки животных, людей и птиц, образы которых радуют яркими красочными орнаментами. А сколько радости в росписи полюбившихся дымковских игрушек, поскольку роспись осуществляется в широкой цветовой гамме. Дети с удовольствием расписывают наряд барыни, изображают дымковскую слободу, а также лепят дымковские фигурки из глины.

Знакомясь с народным декоративно-прикладным искусством, дошкольники познают разные уголки великой и могучей России. Дети приобщаются работать коллективно, а совместный труд сплачивает и способствует становлению дружеских отношений.  Сильный и великий народ – это народ, знающий историю своей страны и соблюдающий традиции и обычаи своих предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Данный материал представлен для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей Бугульминского муниципального района Республики Татарстан...

«Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

    Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о кот...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Консультация для воспитателей на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников, к народной культуре (на примере лепки Филимоновской игрушки)».

Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-о...

Консультация для воспитателей «Народный праздник - как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям.»

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшест...

Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре Тамбовского края

Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека.Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полнопр...