Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре Тамбовского края
статья

Уварова Галина Васильевна

Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека.Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полноправным членом общества, который будет богат духовно и разносторонне развит

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_detsad_no3_28.02.24.docx162.84 КБ

Предварительный просмотр:

Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека. Невозможно полноценное существование, как человека, так и общества без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Теряя корни, забывая традиции, искажая историю, общество теряет себя, оно больше не может представлять собой единство силы и духа народа. В современном мире, возможно, можем столкнуться с такой проблемой, как намеренное переписывание истории, вычеркивание из «книги жизни человечества» самых значимых и поворотных событий. Педагог, как основной источник знаний для детей дошкольного возраста, не должен допустить того, чтобы наше подрастающее поколение взращивалось в мире дезинформации и отсутствия условий для усвоения традиций своего народа. Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полноправным членом общества, который будет богат духовно и разносторонне развит.

Дошкольное детство самый благодатный период жизни человека. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника - все это определит будущее человека и гражданина.

Одна из главных задач современного воспитания старших дошкольников - воспитание любви к Родине и родному краю, чувство патриотизма и гордости за Отчизну. Представление о малой родине детей дошкольного возраста начинается со знакомства с двором, где находится его дом, с  улицей, по которой он ходит домой и в детский сад. И чем старше становится ребенок, тем глубже и шире становятся представления - теперь он знакомится и с народным промыслом родного края. Неоценимое значение для становления и углубления знаний о малой родине имеет использование в учебно-воспитательном процессе материала краеведческого характера. Данный материал будет близок воспитанникам, понятен и будет способствовать активизации познавательного интереса.

Многими учеными, педагогами и психологами, такими как А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина, Р.Н. Смирнов, Т.С. Шацкий, и другими говорилось о неоценимом значении народного декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников.

А.П. Усова давала высокую оценку роли народного искусства в воспитании дошкольников. Она писала о том, что маленьким детям пока еще недоступны обширные понятия о Родине и воспитание на этой ступени состоит в том, чтобы подготовить их для усвоения этих знаний - воспитание в среде ярких образов и красок его Родины.

Применяя в воспитании старших дошкольников народное декоративно-прикладное искусство, можно выделить главную идею - воспитание зарождающегося чувства любви и патриотизма к Отчизне и малой родине, народу и осознание национальной принадлежности. Именно поэтому на протяжении своего существования отечественная педагогика и ее яркие представители Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и другие, выделяют главный принцип - воспитание дошкольников в семье и детском саду, в окружении и погружении в родное искусство края. Б.М. Неменский говорил о том, что детей необходимо приобщать к культуре своего народа и это необходимо сделать с помощью его чувств и эмоций.

Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей старшего дошкольного возраста также отмечали А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина. Они отмечали, что приобщение к произведениям народного творчества вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, первые представления о Родине и крае, об их культуре.

Знакомство с малой родиной это один из ключевых моментов в патриотическом воспитании будущего поколения. Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс, где происходит воздействие на личность дошкольника, целью которого является воспитание патриотизма, обогащение знаний, становление нравственного поведения и потребности быть полезным обществу.  Почему дошкольный возраст является благоприятным периодом для воспитания патриотизма? А именно потому, что ребенок в этом возрасте проникается доверием к взрослому, он часто ему подражает, также он эмоционально отзывчив и искренен в своих суждениях и чувствах. Полученные в дошкольном периоде знания и впечатления сопровождают человека всю жизнь.

Перед педагогом стоит важная проблема при знакомстве старшего дошкольника с родным краем - открыть перед ребенком все разнообразие пути развития края и богатство родного наследия региона. Богатый материал собранный и сохраненный народом и учеными региона помогают показать, ознакомиться и понять всю историю и особенности малой родины. Дошкольная образовательная организация ставит перед собой цель - создание условий воспитания, где осуществление духовного, эстетического, нравственного и патриотического становления осуществляется не только при усвоении базы знаний, но и через включение регионального компонента в воспитательный процесс. Благодаря тому, что педагог обращается в своей работе к региональным особенностям быта и культуры, у дошкольников происходит осознание своей принадлежности к той или иной культурной среде, способствующая в дальнейшем формированию чувства ответственности за сохранение и приумножение культурных традиций. Каждый регион отличает друг от друга какие-либо особенности и черты, проявляющиеся в историческом развитии, культуре, природе. Все это является благоприятным условием для успешного развития интереса к своей культуре, выражающее в привязанности к родному дому.

В настоящее время исследователи выделяют основополагающим фактором интеграции педагогических и социальных условий в патриотическом и гражданском воспитании детей дошкольного возраста региональный компонент ФГОС. Федеральной образовательной программой предусматривается реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации. В педагогике региональный компонент рассматривается как создание системы способов и форм реализации воспитательно-образовательного процесса подходящего для определенного региона. Региональный компонент определяет возможность введения содержания объединенного с особенностями региона. Уделяется внимание воспитанию любви к дому и малой родине, ее природе и культуре. При реализации регионального компонента ДОО работает в следующих направлениях: изучение национальных традиций и обычаев, приобщение к ним; знакомство с природой региона, привитие любви и бережного отношения к ней; уважение истории своего народа; любовь к родному языку; формирование толерантности к представителям разных культур.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре касается всех образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Работая по принципу интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осталась в их сердцах.

Для успешного осуществления национального направления в воспитании детей старшего дошкольного возраста необходимо создать привлекательную эстетически оформленную образовательную среду, которая будет направлена на духовно-нравственное становление и воспитание детей. Это могут быть не только эстетично оформленная группа, стенды, а также создание музеев в помещениях и мини-музеев в группе. В настоящее время при отсутствии условий посещения настоящего музея, на помощь приходят электронные образовательные ресурсы - презентации, фильмы, онлайн-музеи. В ходе «посещения» такого музея дети могут познакомиться с предметами старины, народными костюмами и предметами быта.

Также не нужно упускать из вида семью, как главный источник народных традиций. Многие семьи хранят в себе и передают из поколения в поколение обычаи и традиции, характерные для данной местности или региона. Педагог должен привлекать семью к активному участию и взаимодействию с ДОО. Родители помогают при сборе экспонатов для музея в детском саду, предоставляют фотографии, участвуют и организовывают народные праздники, шьют народные костюмы, помогают в оформлении развивающей среды.

Народное декоративно-прикладное искусство в силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера имеет важное место не только в творческом, но и в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста, а также в развитии фантазии, инициативы, воображения и самостоятельности.

При работе с материалом народного декоративно-прикладного искусства необходимо обратить внимание на следующие моменты:

 - народное искусство ускоряет становление детского творчества;

 - народное искусство является художественным опытом многих поколений народа;

- произведения народного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творчество личности.

При взаимодействии с произведениями декоративно-прикладного искусства, восприятию старших дошкольников открываются новые источники и возможности, что способствует первым эстетическим переживаниям. При анализе того или иного народного произведения детям не всегда доступен язык изображения народного умельца. С помощью педагога дети успешно решают эту задачу. Воспитатель показывает всю широту и выразительность декоративно-прикладного искусства, обладающие невероятной силой влияния на дошкольника. Знакомясь с произведениями народного декоративно-прикладного искусства определенной местности, необходимо предоставлять детям подлинные образцы, которые заключают в себе образность художественной выразительности, они должны быть воспринимаемы детьми, доступны для широкого применения в воспитательной работе со старшими дошкольниками.

Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством народного декоративно-прикладного искусства осуществляется через следующие виды работы:

1. Знакомство с историей появления вида декоративно-прикладного искусства.

2. Особенности декоративных образов.

3. Отличительные особенности декоративно-прикладного произведения.

4. Выделение выразительных средств.

В настоящее время происходит возрождение народных промыслов на территории Тамбовского края. Наиболее популярны: вязание платков, одежды, варежек, носков (Рассказовский, Моршанский, Кирсановский районы), гончарный (Жердевский, Моршанский, Мучкапский районы, Тамбов), ткачество (Инжавинский, Гавриловский, Тамбовский районы), вышивка, кружевоплетение (Кирсановский, Умётский и другие районы области), резьба и роспись по дереву (Моршанский, Тамбовский и другие районы), изделия из бересты и лыка (Котовск, Тамбов и другие), лоскутная мозаика (Кирсанов, Котовск, Тамбов).

Народные художественные промыслы Тамбовского края занимают особое место в художественной культуре русского народа, так как в них отразилась не только форма коллективного народного творчества, связанная с производством повседневных предметов быта, основанная на высокохудожественных способах их изготовления и украшения, но и черты национального сознания, являющиеся уникальным компонентом традиционной культуры.

Все это богатейший материал для знакомства не только с особенностями и историей промысла Тамбовщины, но и для знакомства с регионом в целом. Изучая произведения декоративно-прикладного искусства, старшие дошкольники знакомятся с местностью, где зародился промысел, с его историей, особенностями. Воспитатель совместно с детьми рисует, лепит, составляет аппликации того или иного декоративно-прикладного произведения, что способствует лучшему закреплению представления о нем. Каждый промысел уникален и отличается друг от друга узорным исполнением, художественной обработкой материала, формой изделия. Все это дети постигают при непосредственном знакомстве и взаимодействии с произведением. Знакомство также проходит на занятиях, где применяются мультимедиа технологии (презентации, фильмы).

Подключая родителей воспитанников можно организовать ярмарку с продажей готовой продукции, сделанной самими детьми. Все это может происходить в лучших традициях Тамбовской ярмарки, в виде театрализованного праздника. С детьми старшего дошкольного возраста проводят тематические праздники для родителей, где они рассказывают о каком-либо промысле, рисуют и даже используют фольклор родного края. Неоценимый вклад в получение знаний о Тамбовском  регионе также вносит Тамбовский областной краеведческий музей. Если нет возможности посетить музей, то  можно организовать виртуальную экскурсию в группе, в рамках знакомства с определенным видом промысла.

Формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя и дошкольников, с использованием различным методов, приемом и средств педагогического воздействия на детей. Воспитание любви к культуре малой родины у детей старшего дошкольного возраста определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своему региону и стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств как смелость, уважение, гордость и отзывчивость. Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края.

Информационные ресурсы.

  1. Гусев Д.А., Васильева К.В. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников //Молодой ученый. – 2014.- №21-1(80). – с.170-173.
  2. Кожина Е.Н. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте /Е.Н. Кожина, Л.Ф. Рослякова //Молодой ученый. – 2016.- №20 (124). – с.697-699
  3. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных уреждениях – Ростов-на-Дону, «Феникс» - 2002
  4. Ладыгина Е. Н., Григорьева Е.И. Культурно-исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края – Тамбов.: ООО «Издательство Юлис», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература как средство приобщения детей к культуре родного края

В данной презентации коротко описывается тема: "Художественная литература как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к культуре родного края"...

Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...

Консультация для воспитателей на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников, к народной культуре (на примере лепки Филимоновской игрушки)».

Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-о...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре

В дошкольном образовании задачи приобщения детей к национальной культуре определены образовательной областью «Художественное творчество», раздел «Декоративное рисование»: знако...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО

Аннотация: в данной статье автор повествует об ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Также акцентируется внимание на том, что в условиях реализации ФОП ДО необходимо искать ср...