Дымковская роспись.
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Тимченко Виктория Валериевна

«Дымковская роспись».

Цель:

Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов.

Задачи:

1. Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).

2. Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.

3. Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Интеграция«Художественное творчество»«Коммуникация»«Физическая культура»

Активизация словаря: Дымковские игрушки, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.

Материал: Образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки.

Предварительная работа:

 Выставка в группе дымковских игрушек.

 

1 Ход занятия:

Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.

Воспитатель: Что вы видите на нашей выставке?

Дети. Игрушки

Воспитатель: Правильно. Перед вами разные народные игрушки.

Воспитатель:

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать:

 

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.

У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Посмотрите, ребята, вот такие игрушки лепили из глины. Тут и барышни в широких юбках, и разнообразные животные, и всадники на лошадях. (демонстрационные картинки)

А вот здесь мы видим уже почти готовые игрушки.( демонстрация)

Мастерица их обелила и поставила на просушку.

А когда игрушки высохнут их разукрасят дымковской росписью.

Посмотрите, как тщательно мастерица прорисовывает детали игрушки. Обратите внимание какими кругами, полосами и точками разукрашена дымковская барышня.( демонстрация)

А вот здесь уже готовые игрушки, посмотрите какие яркие. Давайте перечислим, кого же мы тут увидели. (Дети перечисляют)

2 Введение новых знаний в систему

 

А вот и наши дымковские барыни. Правда красивые? Скажите мне, пожалуйста, как украшена первая барыня (Дети описывают). А вторая? (Дети описывают). А третья? (Дети описывают) (Воспитатель дополняет рассказы детей).

 

Посмотрите, как украшены фартучки у дымковских барынь, давайте вместе назовем элементы которыми украшены эти фартуки (круги, черточки, точки, волнистые линии) (Воспитатель называет эти элементы вместе с детьми).

Воспитатель: Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?( круги, линии, точки, кольца)

 

 Дидактическая игра: «Найди такой же».

Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе. ( на столах представлены разные узоры, дети выбирают дымковские узоры).

 

Воспитатель: Посмотрите сколько выбеленых заготовок, мастерица не успевает их все расписать. Кто сможет ей помочь?  А вы хотели бы стать мастерами и расписать свою игрушку?

 

Воспитатель: Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами.

Давайте поедем на лошадках.

Конь меня в дорогу ждет,               Руки за спиной «в замок»

Бьет копытом у ворот.              Поочередное поднимание ног,

На ветру играет гривой,                Покачивание головой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскачу,не поеду – полечу           Подскоки на месте

Там, за дальнею рекой, Помашу тебе рукой!            Остановится помахать руками

3.Самостоятельная деятельность:

Воспитатель: Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки.

Вы теперь мастера, и надо превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами ; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти или ватной палочкой, но круг потом закрашиваем по форме

Воспитатель: Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.

Открываем глаза:

И прежде, чем начать нам рисовать

Предлагаю пальчики размять.

Потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки сжали – разжали,

Кулачки сжали – разжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон дымковской игрушки и приступить к работе.

 

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).

Воспитатель: Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_dymkovskaya_igrushka.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)

ул .Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66 заведующий, 8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: , ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ

Технологическая карта

мероприятия непосредственной образовательной деятельности

для детей средней группы

Тема: «Дымковская роспись»

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие. Рисование.»

Автор:

Тимченко Виктория Валериевна

п. Пангоды, 2023г.

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Художественно – эстетическое развитие. Рисование.

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа

Тип НОД

Образовательная ситуация с дошкольниками, занятие-ситуация

Тема НОД

«Дымковская роспись»

Цель

Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов.

Задачи

1. Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).

2. Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.

3. Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Материал

Образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки.

Предполагаемый результат

Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Предпосылка учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в игровую ситуацию

Предварительная работа:

Выставка в группе дымковских игрушек.

Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.

Воспитатель: Что вы видите на нашей выставке?

Дети. Игрушки

Воспитатель: Правильно. Перед вами разные народные игрушки.

Воспитатель:

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.

У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Посмотрите, ребята, вот такие игрушки лепили из глины. Тут и барышни в широких юбках, и разнообразные животные, и всадники на лошадях. (демонстрационные картинки)

А вот здесь мы видим уже почти готовые игрушки.( демонстрация)

Мастерица их обелила и поставила на просушку.

А когда игрушки высохнут их разукрасят дымковской росписью.

Посмотрите, как тщательно мастерица прорисовывает детали игрушки. Обратите внимание какими кругами, полосами и точками разукрашена дымковская барышня.( демонстрация)

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, слушают.

Принимают решение «Детская цель».

Актуализировать счет до 6, представления о правой и левой стороне, развивать память, речь.

Этапные задачи: 1)Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

2)постановка детской – найти дымковские узоры

2. Актуализация знаний

А вот здесь уже готовые игрушки, посмотрите какие яркие. Давайте перечислим, кого же мы тут увидели. (Дети перечисляют)

А вот и наши дымковские барыни. Правда красивые? Скажите мне, пожалуйста, как украшена первая барыня (Дети описывают). А вторая? (Дети описывают). А третья? (Дети описывают) (Воспитатель дополняет рассказы детей).

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстникам, наличие устойчивых познавательных интересов.

Дети проявляют инициативу, умеют выражать свои мысли.

Этапные задачи:

3. Затруднение в ситуации

Посмотрите, как украшены фартучки у дымковских барынь, давайте вместе назовем элементы которыми украшены эти фартуки (круги, черточки, точки, волнистые линии) (Воспитатель называет эти элементы вместе с детьми).

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о порядковом счете. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Этапные задачи: развивать художественное видение предмета, развивать речь, воображение, логическое мышление.

4. Открытие нового знания или способа действий

Воспитатель: Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?( круги, линии, точки, кольца)

Дидактическая игра: «Найди такой же».

Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе. ( на столах представлены разные узоры, дети выбирают дымковские узоры).

Воспитатель: Посмотрите сколько выбеленых заготовок, мастерица не успевает их все расписать. Кто сможет ей помочь? А вы хотели бы стать мастерами и расписать свою игрушку?

Воспитатель: Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами.

Давайте поедем на лошадках.

Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»

Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,

На ветру играет гривой, Покачивание головой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскачу,не поеду – полечу Подскоки на месте

Там, за дальнею рекой, Помашу тебе рукой! Остановится помахать руками

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.

Сформировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия.

Дети проявляют инициативу, умеют выражать свои мысли.

Этапные задачи: создать мотивационную ситуацию для детского творчества

5. Введение новых знаний в систему знаний

Воспитатель: Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки.

Вы теперь мастера, и надо превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами ; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти или ватной палочкой, но круг потом закрашиваем по форме

Воспитатель: Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.

Открываем глаза:

И прежде, чем начать нам рисовать

Предлагаю пальчики размять.

Потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки сжали – разжали,

Кулачки сжали – разжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон дымковской игрушки и приступить к работе.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).

Выполнение задания по словесному заданию педагога

Поиск, открытие новых знаний для себя.

Этапные задачи: организовать активный отдых

6.Смена деятельности.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

Этапные задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание, сформировать опыт взаимоконтроля.

#1054;смысление (итог)

Воспитатель: Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.

Как называется народная роспись с которой вы сегодня познакомились?

Откуда произошло ее название?

Дети под музыку двигаются по группе.При остановке должны выстроиться в том же порядке,что и квадраты на карточке.

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗО Дымковская роспись средняя руппа

конспект НОД продуктивная деятельность Рисование по теме "дымковская игрушка" в средней группе...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Дымковская роспись

Сказки, легенды, художественное слово, беседа с детьми....

План конспект по рисованию на тему "Дымковская роспись"

История  о дымковской росписи, игрушки....

Тема: «Дымковская роспись»

Задачи:Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи: кружок, точка, полоски, сетка, кольцо;Закреплять навык самостоятельно составлять узор знакомых элементов, располагать его возле оборки ...

Презентация "дымковская роспись"

Презентация на тему "Дымковская роспись"...