ТЕХНИКА ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ
статья по рисованию

Шахбанова Наиля Амировна

Правополушарная живопись является довольно новым направлением развития

творческих способностей как детей, так и взрослых. Доступно это направление каждому

человеку независимо от возраста, наличия природных талантов и творческого опыта. Этой

технике учат детей и взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНИКА ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ

Шахбанова Наиля Амировна, воспитатель

МБОУ Школа №57 г.о.Самара

Е-mail: sahbanovanaila@gmail.com

Правополушарная живопись является довольно новым направлением развития

творческих способностей как детей, так и взрослых. Доступно это направление каждому

человеку независимо от возраста, наличия природных талантов и творческого опыта. Этой

технике учат детей и взрослых.

Техника правополушарного рисования направлена на стимулирование деятельности

правого полушария мозга, при одновременном искусственном подавлении левого

полушария, отвечающего за логические ограничения.

Техника рисования правым полушарием направлена на высвобождение способностей

личности продуцировать нестандартные уникальные идеи.

Данный вид художественного творчества получил также название живопись в «Прежиме».

Основное назначение техники правополушарного рисования заключается в развитии

зрительного восприятия и активизации визуальной памяти.

Активизация правополушарной мозговой деятельности позволяет снять ограничения с

фантазии и воображения, позволяя человеку взглянуть на окружающий мир, по новому.

Американский нейропсихолог и профессор психобиологии Роджер Сперри доказал

наличие функциональных различий у мозговых полушарий [3].

Правое и левое полушария разным способом перерабатывают информацию и отвечают

за разные виды психических процессов. Так правое полушарие отвечает за образное

мышление и творческую деятельность.

Левое полушарие мозга человека отвечает за мышление логическое и связанные с ним

процессы.

Основоположницей метода правополушарного рисования стала Бетти Эдвардс, доктор

наук искусства, образования и психологии, преподававшая историю искусств и живопись.

270

Техника правополушарного рисования основана на том, что во время рисования

художник с помощью специальных техник стимулирует работу правого полушария и

тормозит активность левого [2, с. 23].

Развитие правого полушария мозга позволяет мыслить креативно, проявляя свое

творческое начало.

Именно правое полушарие мозга позволяет отвлечься от формы, но уловить суть

образа.

Правополушарное рисование пошагово учит отключать логику, следуя исключительно

интуиции.

Такой подход позволяет эффектно и быстро преобразовывать мысли и образы в

рисунок.

Техника правополушарного рисования позволяет создавать картины быстро: создание

небольшого произведения отнимает у художника всего несколько минут, а более объемного

– не более часа.

У данной методики нет какой-то четкой схемы, которая действовала бы для всех

обучающихся одинаково.

Техника правополушарного рисования основана на спонтанном представлении образа.

Существуют классические приёмы развития техники правополушарного рисования [4]:

- зеркальное изображение;

- рисование вверх ногами;

- интуитивное повторение по контурам;

- изображение через видоискатель.

Все эти приёмы основаны на максимальном блокировании работы левого полушария во

время копирования тех или иных упражнений.

Среди специалистов это называется «П-режим». Именно благодаря ему человек рисует,

не задумываясь о логике своих действий.

Как правило, техника правополушарного рисования заключается в следующем:

1. Прорисовка фона – от самых светлых участков к самым темным. Для этого берется

широкая плоская кисть и ее мазки повторяют траекторию рассеивания лучей света на всем

фоне. Например, по кругу для придания дополнительного объема изображению.

2. Объекты прорисовываются постепенно цветовыми пятнами от светлого к темному.

Последним слоем идут световые блики.

Физиологической основой правополушарного рисования является деятельность

соответствующих нейронных структур, обеспечивающих активизацию правого полушария

мозга, стимулирующего творческую активность человека. Дополнительными факторами,

усиливающими эффективность данной методики, являются [3]:

 попадание в зону ближайшего развития почти каждого человека, не являющегося

художником (с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского о зоне

ближайшего развития) [1, с. 24];

 положительное эмоциональное подкрепление в виде повышения самооценки и

уверенности в себе (с точки зрения теории бихевиоризма);

 постепенная трансформация мыслей, убеждений: от «Я вообще не умею рисовать»

до «Оказывается, я здорово рисую!» (с точки зрения когнитивно-поведенческой концепции);

 активизация, пробуждение «внутреннего ребёнка» (с точки зрения транзактной

теории Э. Берна), что стимулирует творчество и спонтанность.

271

Основными принципами использования данной методики являются [3]:

1. Преимущественное использование в начале работы левой руки, для «усыпления

бдительности левополушарного режима работы мозга», преобладающего у большинства

людей.

2. Некритичность, предоставление свободы выбора в процессе рисования.

3. Техничность – вооружение подопечных конкретными (простыми, эффективными и

выразительными) техниками и средствами изобразительной деятельности.

4. Обеспечение быстрой результативности деятельности за счёт малого размера работ и

других технических приёмов.

Использование техники правополушарного рисования в детском саду позволяет решить

многие задачи. Такие занятия позволят сохранить образность мышления ребёнка, пробудить

желание творить, выражать эмоции посредством изобразительного искусства.

Дошкольникам свойственна непосредственность восприятия, им неизвестны шаблоны. Дети

изображают все так, как видят.

Прелесть правополушарного рисования заключается в том, что оно позволяет выявлять

творческие способности у ребенка вне зависимости от того умеет он рисовать, или нет!

Очень интересно смотреть, как дети, никогда не рисовавшие раскрывают в себе новые

уникальные способности!

Правополушарное рисование в детском саду позволяет детям:

- убрать страх «У меня не получиться, я не умею»;

- поверить в себя, в свои силы и способности;

- улучшить воображение;

- развить когнитивные функции: улучшается восприятие, зрительную память и

развить мелкую моторику.

Для начинающих художников интуитивная живопись полезна еще и тем, что помогает

преодолеть страх и барьер «не получится», «я все испорчу» и так далее. Вы постепенно

забудете о страхе белого холста, и сможете рисовать что угодно, не ругая себя, даже если

что-то не получится. Такая уверенность в себе обязательно вам пригодится, если вы захотите

заняться классической живописью.

Рисуя дети развивают пространственно-образное мышление, открывают в себе

творческие способности, начинают рисовать лучше сверстников, обретают уверенность.

Для взрослых, даже никогда не бравшихся за кисть, это способ найти себя, внутреннего

художника, успокоить нервы, увидеть красоту и насладиться процессом рисования.

Подводя выводы, следует резюмировать основные аспекты исследования пользы и

значения правополушарного рисования:

1. Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию,

формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам

мозга. Она даёт возможность работать с любыми людьми, в том числе, людьми с

физическими ограничениями и детьми с 3-х лет.

2. Даёт возможность использовать метод изотерапии у людей, «не умеющих рисовать»,

и таким образом научить их отреагировать свои эмоциональные проблемы.

3. Способствует оптимизации психического состояния человека за счёт гармонизации

работы двух полушарий мозга и создаёт, таким образом, условия для развития творческого

мышления, а также – служит основой профилактики возникновения психических и

психосоматических заболеваний.

272

4. За счёт быстрой результативности повышает самооценку человека, его уверенность

в себе, способствует пополнению эмоционального ресурса у людей со сниженной

самооценкой (замкнутых, неуверенных в себе), развитию позитивного мироощущения.

5. Даёт возможность работать и индивидуально, и в группе.

Итак, техника правополушарного рисования может успешно применяться в детском

саду весьма благотворно для детей, помогая развивать в них чувство гармонии,

внимательное отношение к окружающей действительности, чуткость и индивидуальность,

которые нужно постоянно поддерживать для уверенности в собственных силах и ощущения

счастья. Для дошколят, не умеющих пока выразить словами всю гамму ощущений и эмоций,

метод предоставляет возможность изобразить это в рисунках, расширить кругозор, получить

навыки и умения. Ребенок легче адаптируется в незнакомой среде, проявляет интерес к

получению новых знаний, эмоционально стабилизируется.

 

Литература:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн.

для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. 356 с.

2. Эдварде Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ. обл. Б. Г. Клюйко. – Мн.: ООО

«Попурри», 2000.— 256с.

3. Ершова, Е. Г. Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с

детьми дошкольного возраста / Е. Г. Ершова, Н. И. Отришко. — Текст : непосредственный //

Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 66-69. — URL:

https://moluch.ru/archive/181/46608/ (дата обращения: 08.02.2023).

4. Мамедова Л.В. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

посредством правополушарного рисования // Современные проблемы науки и образования. –

2022. – № 6-1.;URL: https://science-education.ru/ru (дата обращения: 08.02.2023)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технике правополушарного рисования «Летний луг».

Теория и методика Правополушарного (интуитивного) рисования.  Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы. Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприя...

Презентация "Использование техники правополушарного рисования для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

    Правополушарное  рисование – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскр...

Применение техник правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии ребенка

Особенности метода правополушарного рисования и некоторые приемы в работе с детьми....

Отчет по индивидуальному плану самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.Разработан американской преподавательни...

"ЮЖНЫЙ ЗАКАТ" (Конспект занятия по рисованию в технике правополушарного рисования)

Цель занятия: Создание условий для освоения приёмов правополушарного рисования.Задачи: Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); ...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели"Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное р...