Проект по формированию у детей раннего возраста интереса к нетрадиционному способу рисования "Каляка-Маляка"
проект по рисованию

Тюрина Татьяна Юрьевна

Дети в раннем возрасте только учатся владеть карандашом, ложкой, кистью, а рукой могут управлять гораздо лучше. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки и пальчики. Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Они еще не умеют ориентироваться на листе бумаги и не выходить за края. Не могут нарисовать картинку, а дорисовать по своему замыслу они вполне способны. С помощью пальчиков дети научатся создавать простейшие изображения: зернышки для цыплят, следы животных или птиц, снежок или салют.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalyaka-malyaka.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   «Газовичок» г. Надыма»

Проект по формированию у детей раннего возраста интереса к нетрадиционному способу рисования

 «Каляка-маляка»

Воспитатель: Тюрина Татьяна Юрьевна

2022г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Дети в раннем возрасте только учатся владеть карандашом, ложкой, кистью, а рукой могут управлять гораздо лучше. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки и пальчики. Это увлекательное занятие дарит ребенку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук. Они еще не умеют ориентироваться на листе бумаги и не выходить за края. Не могут нарисовать картинку, а дорисовать по своему замыслу они вполне способны. С помощью пальчиков дети научатся создавать простейшие изображения: зернышки для цыплят, следы животных или птиц, снежок или салют.

Еще одно преимущество такого способа - творческая свобода. Рисуя руками маленький "мастер" тренирует свою фантазию, учится абстрактно мыслить, осваивает разницу цветов и форм, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, это развивает в душе ребенка «особые переживания, наполненные фантазией».

Способ рисования — нетрадиционный, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру.

Польза от пальчикового рисования огромная:

1.Рисование пальчиками хорошо развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Благодаря тому, что в головном мозге центры, отвечающие за движение и речь, расположены рядом, стимулируемый центр, отвечающий за движение, стимулирует еще и речевой центр.

2.Рисование пальчиками развивает тактильную чувствительность: при макании пальчика в краску и при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования, возникают новые ощущения для ребенка, ребенок учится осознавать свое тело.

3. При рисовании пальчиками тренируется ловкость пальцев и кистей рук - это своего рода подготовительный этап к переходу к рисованию кистью. Раскрашивая пальчиком раскраски, малыш учится чувствовать границы.

4. Происходит развитие цвета восприятия: пальчиковые краски легко смешиваются, малыш учится получать различные оттенки.

5. Пальчиковое рисование развивает воображение, образное мышление и творческие способности ребенка.

Таким образом, подобные занятия способствуют развитию у детей:

мелкой моторики пальцев рук;

речи;

воображения;

глазомера;

логического мышления;

сенсорного восприятия;

волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца.

Из всего сказанного следует, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности.

Цель: формирование у детей раннего возраста интереса к нетрадиционному способу рисования, развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

познакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками и ладошкой);

создавать условия для освоения способа рисования пальчиками;

способствовать возникновению у ребёнка интереса к творчеству;

воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Целевая аудитория проекта: педагоги, дети раннего возраста (2-3 лет) и их родители.

Тип проекта: художественно-творческий.

Срок реализации: долгосрочный (апрель-май 2021г.).

Принципы формирования содержания программы:

1.Принцип сознательности и активности, предполагающий осознанное включение ребенка в творческую деятельность, самостоятельный поиск им выразительных средств, техники пальчиковой живописи, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Этот принцип реализовывается через такие методы и приемы, как объяснение, разъяснение, наблюдения, показ техники пальчиковой живописи, выразительных возможностей изобразительного материала.

2.Принцип наглядности, который позволяет формировать у ребенка художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмоционально-чувственное отношение к действительности. Данный принцип предполагает просмотр картин известных художников, иллюстраторов, наблюдения за природными явлениями, походы в цирк и музеи города.

3.Принцип систематичности и последовательности в системе работы реализовывается через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области техники пальчиковой живописи, использования средств выразительности. Так, на первых занятиях детям предлагается научиться рисовать пальчиками, а в конце учебного периода они уже самостоятельно используют данную технику. Эстетическое развитие происходит не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдения, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений.

4.Принцип доступности опирается на психологические и психофизиологические особенности детей. Предусмотрена длительность занятий в 10 минут с элементами логоритмики, пальчиковой гимнастики, подвижных игр.

5.Принцип индивидуальности ориентирован на индивидуально-личностные особенности детей средней группы: темперамент, характер, интересы и другие. Этот принцип реализовывается через предоставления ребенку возможности внесения в рисунок каких-либо творческих находок.

6.Принцип связи речи с психическими процессами.  В системе занятий предусмотрено обогащение и расширение лексического запаса за счет знакомства с художественными произведениями, развитие связной речи через различные тематические беседы, рассказывание ребенком о своем рисунке.

Используемые методы:

- практический метод (работа детей с красками).

- наглядный метод (использование образца, рассматривание отдельных предметов, наблюдение явлений в природе).

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, использование словесного художественного образа, слова).

Планируемые результаты работы: более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений; интерес к творческому процессу, к изобразительной деятельности; организация выставок детских работ для родителей.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- Изучение методической литературы.

- Составление перспективного плана работы по проекту.

- Подбор произведений изобразительного искусства, музыки, фольклора, иллюстраций и игрового материала для создания занятий доступными, интересными, содержательными и познавательными.

2. Организация деятельности:

- Создание условий для ознакомления детей пальчиковому способу рисования.

- Организация практических занятий, предусмотренных проектом, (1-3 занятия в неделю длительностью 10 минут, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, на основе интереса и желания детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки)

- Мастер-класс «Нетрадиционные краски для рисования пальчиками»

- Консультации родителям для организации занятий рисования пальчиками в домашних условиях.

Календарно-тематическое планирование занятий.

  1. Тема «Солнышко лучистое» Педагог капает краску на лист бумаги, детям нужно пальчиками от солнца нарисовать лучи.

Предварительная работа.

  • Загадка. Светит, сверкает, всех согревает.
  • Потешка.

Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко!
Там твои детки,
Там малолетки,
Лепешки валяют,
Тебя поджидают.

  • Пальчиковая гимнастика. 

Есть у солнышка лучи – и ясны, и горячи.

Тянутся они от солнца. Прямо к нашему оконцу.

 Первый лучик дарит свет, а второй – весны привет.

Третий лучик самый яркий, а четвертый - самый жаркий.

Пятый нас зовет гулять. Раз, два, три, четыре, пять!

(Дети слушают стихотворение и загибают пальчики - считают лучики).

  1. Тема «Воздушные шары» Задача: нарисовать на заранее нанесенные ниточки шары пальчиковым способом (можно усложнить: синим цветом большие – большим пальцем, красным -  маленькие – указательным)

Предварительная работа.

  • Подвижная игра «Воздушные шарики».
  • Дидактические игры «Поймай зеленый (красный, желтый, синий) шарик», «Передай по кругу», «Маша, отдай Мише зеленый (красный, желтый, синий) шарик»

  1. Тема «Праздничный салют»

Предварительная работа.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Стихотворение.

Фейерверк (отрывок) Е. Раннева

Всё ярче и ярче взлетают ракеты,
Блестят, как алмазы,
Торопятся вверх,
От них столько блеска,
От них столько света!
Какое же чудо -
Смотреть фейерверк!

  1. Тема «Первые листочки» Задача: на заранее подготовленный шаблон ветки нарисовать листочки большие и маленькие разными пальчиками.

Предварительная работа.

  • Наблюдение на прогулке.
  • Стихотворение.

Весна пришла.

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых! Дмитриев Т.

  1. Тема «Дорожки к домикам» Задача: нарисовать на заранее подготовленном шаблоне дорожки от животного к его домику ( птичка – гнездо, собака – будка, мышка – норка)

Предварительная работа.

  • Дидактическая игра в картинках «Чей домик?»
  • Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам).

Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак).

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

  1. Тема «Русские узоры» Задача: нарисовать на заранее подготовленном шаблоне платка с узором пальчиковым способом точки в определенных местах, таким образом украшая его.

Предварительная работа.

  • Игра с матрешками «Хоровод»
  • Рассматривание матрешек (платок, передник), выделение цветов, завитков и т.п.

  1. Тема «Одуванчики» Задача: нарисовать на заранее подготовленный шаблон стебелька головку одуванчика пальчиковым способом.

Предварительная работа.

  • Наблюдение на прогулке.
  • Стихотворение.

Одуванчик.  О.Высотская

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

  1. Тема «Яркие маки» Задача: нарисовать на заранее подготовленный шаблон травы головки красных цветов.

Предварительная работа.

  • Рассматривание иллюстрации.
  • Стихотворение.

Вот какие маки,
Вот какие маки
Красные, большие
В поле расцвели! О. Высотская

  1. Тема «Весенний дождик» Задача: нарисовать на заранее подготовленный шаблон с тучей капли дождя пальчиковым способом.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за дождем.
  • Пальчиковая гимнастика «Дождик».
  • Звукоподражательное упражнение.
  • Потешки.

*Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
 

*Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

  1.  Тема «Грачи прилетели» Игра с красками: нарисовать забор пальчиковым способом до определенной линии; выше забора на заранее нарисованные провода «посадить» птиц пальчиковым способом (большим пальцем птицу, мизинцем – крылья). Педагог дорисовывает клювики и глаза.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за птицами на прогулке.
  • Подвижные игры «Птички и кошка», «Воробышки и автомобиль»

  1.  Тема «Бабочка-красавица» Рисование ладошками, украшение пальчиковым способом.

Предварительная работа.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Загадки.

*В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает. 
*Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать. 

12. Тема «Петушок-золотой гребешок»  Игра с красками: нарисовать ладошкой петушка, пальчиковым способом (мизинцем) - гребешок; затем «покормить» его: нарисовать зернышки пальчиковым способом. Звукоподражательные упражнения.

Предварительная работа.

      Потешка.

Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через лес за реку
Покричи: ку-ка-ре-ку!

13. Тема «Гусеница» Игра с красками: нарисовать пальчиковым способом части гусеницы указательным пальцем, прикладывая его близко к предыдущим отпечаткам; большим пальцем нарисовать голову, мизинцем - хвостик. Педагог дорисовывает глаза и рот. Задание: посадить гусеницу в траву (пальчиковым способом нарисовать травинки – вертикальные линии)

Предварительная работа.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Игра на координацию речи с движением «Гусеничка»

Рано гусеничка встала,
Потянулась, позевала.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышла в сад она гулять.

На травинки заползала,
И, конечно же, устала.
Раз, два, три, четыре, пять.
Захотелось ей поспать.

Улеглась под одеяло.

Снов увидела немало.
А когда пора настала,
Бабочкой красивой стала!

14. Тема «Пушистый одуванчик» Игра с красками: на стебелек (заготовка) нарисовать пальчиком пушинки, подуть на рисунок, нарисовать, как пушинки разлетаются.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за одуванчиками и игра с ними на прогулке.
  • Стихотворение.

 Одуванчик золотой…  З.Александрова

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице.

Легкое,

Воздушное,

Ветерку послушное.

15. Тема «Светофор» Задача: наложить на заранее подготовленный шаблон на обозначенные места соответствующие цвета светофора пальчиковым способом.

Предварительная работа.

  • Подвижная игра «Светофор»
  • Игры с машинками.

16. Тема «Весна-красна» Коллективная работа: трава (разными пальцами), дождик, солнце - пальчиковым способом, одуванчики – ладошками.

Предварительная работа.

  • Наблюдения на прогулке.

3. Заключительный:

- Организация выставок детских и детско-родительских творческих работ.

- Фоторепортажи творческой детско-родительской деятельности по проекту.

- Рекомендации для родителей по дальнейшему освоению способа рисования пальчиками в домашних условиях.

Работа с родителями:

- «Рецепты приготовления безопасных пальчиковых красок для художественного творчества детей»

- Памятка по приготовлению пальчиковых красок.

- И/п «Возрастные особенности мелкомоторных навыков детей 2-3 лет»

- И/п «Как помочь ребенку научиться рисовать»

- Папка-раскладушка «Пальчиковое рисование»

-  И/п «Учимся рисуя»

- Картотека игр с красками.

Методическая литература:

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют» издательство: «Паритет». Год: 2003

Гончарова Д. «Школа фантазёров». Издательство: ООО "Хатбер-пресс". Год выпуска: 2010

Данилова Е. «Пальчиковые игры» М.: Росмэн-пресс, 2007.

Ермакова И.А. «Поговори со мной мама!». Издательство: СПб.: Литера. Год выпуска: 2007

Ермакова И.А. «Поиграй, со мной мама!». Издательство: СПб.: Литера. Год выпуска: 2007

Ильина Н. «Как вырастить ребёнка умным и счастливым» Издательство: «Вектор». Год выпуска 2011.

Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет»». Москва, изд. Мозайка Синтез , 2009г.


Приложение.

Конспект занятия на тему «Дорожки к домикам»
 

Цель: приобщать к изобразительному искусству.

Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками);

создать условия для освоения способа рисования пальчиками;

способствовать возникновению у ребёнка интереса к творчеству;

воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

развивать мелкую моторику и тактильное восприятие;

стимулировать мыслительную способность, развивать речь;

расширять представления об окружающем мире, формировать познавательный интерес.

Ход занятия:

Педагог предлагает обратить внимание на игрушечного ежа:

- Кто это к нам пришел? Какой он?

Расскажи, колючий ёж,

Что на иглах ты несёшь?

Отвечает ёж: — В лесу

Гриб нашёл — домой несу.

Педагог обращается к тренажеру «Пальчиковые дорожки»:

- Давайте проводим его до дома. (Дети по очереди «шагают» пальчиками по дорожке из кругов)

А потом отправлюсь в сад:

Утром я приметил —

В травке яблоки лежат,

Разбросал их ветер.

- Где яблоки лежат в саду? Поможем ёжику перенести их домой. (Дети по очереди «шагают» по дорожке в обе стороны.

- Ой! Что это за стук я слышу?  

Проводится пальчиковая гимнастика «Строим дом»:

            Целый день тук да тук-

            Раздаётся звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам).

            Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак).

            Строим домик для зверят.

Педагог обращает внимание детей на шаблон для рисования:

- Домики построены, а кто где будет жить? (собака – в будке, птичка – в гнезде, мышка – в норке)

- Чтобы малыши не заблудились, давайте нарисуем им дорожки: собака – большая, для нее нужна широкая дорожка, нарисуем большим пальчиком.

- Каким пальчиком нарисуем дорожки для птички? Для мышки?

По окончании работы педагог предлагает полюбоваться дорожками.

- Малыши теперь всегда могут найти дорожки к домикам. Они благодарят вас за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...

"Формирование у детей раннего возраста интереса к профессиям железнодорожного транспорта"

Из опыта работы. С чего начинать знакомство с железнодорожным транспортом в группе раннего возраста....

«Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных способов рисования»

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сл...

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...

ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ» (РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ)

ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ»(развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования)...

Конспект НОД по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования"Цыплятки"

Конспект НОД по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисованияСветлана Белова Конспект открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста ...

Конспект НОД по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования"Цыплятки"

Конспект НОД по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисованияКонспект открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетр...