Кружковая работа
методическая разработка

Мартяшина Гульнара Галеевна

Кружок-неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

п. Приполярный

Программа кружка

по нетрадиционной технике рисования

в средней группе:

«ЯРКАЯ ФАНТАЗИЯ»

(срок реализации 1 год)

Воспитатели:

Мартяшина Г.Г.

Пояснительная записка

Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

         Актуальность: 

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Кружок направлен на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.  

        

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Цель кружка:

  • создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Задачи кружка:

  • Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
  • Обучать  основам создания художественных образов.
  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  • Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
  • Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

Материал для работы:

  • акварельные краски, гуашь;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • ватные диски;
  • матерчатые салфетки, бумажные;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти;
  • цветная бумага.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные методы и приемы:

  • печать от руки;
  • использование печатки;
  • рисование пальцем;
  • рисование пеной для бритья;
  • монотипия;
  • рисование методом тычка;
  • набрызг;
  • рисование солью и клеем ПВА;
  • рисование пластилином.

Методы проведения занятия:

  • информационный (рассматривание, наблюдение, экскурсии, образец воспитателя, показ воспитателя);
  • словесный (беседа, рассказ, художественное слово, загадки, напоминание последовательности работы, советы);
  • практический-это метод направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навык до автоматизма, он включает в себя прием повтора работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

Используемые методы

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Организация занятий кружка:

Одно занятие в неделю, в месяц 4 занятия, в год 36 занятий. Длительность занятия в средней группе 20 минут.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Ожидаемый результат работы кружка:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

ПЛАН КРУЖКА

Дата

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

1 неделя

«Волшебные цветочки» (техника рисования пластиковой бутылкой)

Познакомить детей с техникой рисования дном пластиковой бутылки, проявлять интерес к продуктивной деятельности. Воспитывать художественный вкус и интерес к изобразительному искусству.

Бумага зеленого цвета, пластиковая бутылка, гуашь разного цвета, влажные салфетки.

Сентябрь

2 неделя

«Домик» (печатание)

Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь.

Сентябрь

3 неделя

Изображение простых предметов-воздушные шарики, флажки, кубики и пр.

Знакомство с новой техникой рисования. Совершенствование мелкой моторики рук, формирование мышления, воображения, памяти. Развитие цветовосприятия.

Гуашь, бумага, кисточки, салфетки.

Сентябрь

4 неделя

«Бабочка» (монотипия)

Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать технику печатания. Развивать пространственное

мышление.

Силуэты симметричных  предметов в иллюстрации

бабочек, лист бумаги белый, гуашь, кисть, простой карандаш.

Октябрь

1 неделя

«Мой любимый дождик» (рисование пальчиками)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.

Октябрь

2 неделя

Весёлые мухоморы»

(1 занятие) (рисование пальчиками)

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

Октябрь

3 неделя

«Весёлые мухоморы»

(2 занятие) (рисование пальчиками)

Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

С предыдущего занятию + сухие листья.

Октябрь

4 неделя

«Осеннее дерево» (коллективная работа) (рисование ладошками)

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки.

Ноябрь

1 неделя

«Подарок для мамы»

(пластилино

графия)

Развивать у детей замысел, передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на картоне.

Пластилин, дощечка для лепки, стеки, салфетки, картон.

Ноябрь

2 неделя

«Подарок для мамы»

(2 занятие)

Развивать у детей замысел, передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на картоне.

Пластилин, дощечка для лепки, стеки, салфетки, картон.

Ноябрь

3 неделя

 «Осенний пейзаж»

(печать листьями)

закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

листья 3-4 вида,  альбомный лист, набор гуашевых красок,  кисть,

стаканчик с водой.

Ноябрь

4 неделя

«Осеннее дерево»

(рисование мятой бумагой)

Развивать художественно-творческие способности. Познакомить с методом рисования - мятой бумагой. Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Развивать чувство композиции. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.

Листы бумаги для рисования разных оттенков. Акварельные краски, гуашь. Комочки бумаги для каждого оттенка. Баночки с водой, подставки для кистей.

Декабрь

1 неделя

«Елочка» (пластилино

графия)

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

Декабрь

2 неделя

«Ёлочка»(продолжение,

Пластилино

графия)

 Продолжить мозаику из пластилина.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

Декабрь

3 неделя

«Ёлочная игрушка»

(рисование на деревянной заготовке)

Развивать художественно-творческие способности. Познакомить с методом рисования на деревянной заготовке.

Деревянные заготовки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Декабрь

4 неделя

«Ёлочная игрушка»

(продолжение)

Развивать художественно-творческие способности. Познакомить с методом рисования на деревянной заготовке.

Деревянные заготовки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Январь

1 неделя

 «Узоры на окнах» (Раздувание капли)

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка.

Январь

2 неделя

«Снеговик» (тампониро

вание)

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображение круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования поролоном.

Лист,  гуашь, две кисточки, принадлежности для рисования

Январь

3 неделя

«Мороженое»

(рисование

пеной для бритья)

Познакомить детей среднего дошкольного возраста с новыми нетрадиционными техниками рисования.

Пенка для бритья, листы бумаги с изображением рожка для мороженного, емкости для смешивания, ложечки, салфетки

Январь

4 неделя

«Ёлочка»

(рисование

пеной для бритья)

Развивать фантазию, воображение у детей. Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа, знакомство с нетрадиционной техникой рисования.

Пенка для бритья, листы бумаги с изображением ёлочки, емкости для смешивания, ложечки, салфетки

Февраль

1 неделя

«Салют»

(набрызг)

Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Старые зубные щетки, гуашь, бумага.

Февраль

2 неделя

«Галстук для папы» (техника рисования «набрызг»)

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Лист,  гуашь, кисточка, трафарет, ножницы.

Февраль

3 неделя

«Галстук для папы» (техника рисования «набрызг»)

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Лист,  гуашь, кисточка, трафарет, ножницы.

Февраль

4 неделя

«Цветы в подарок маме»

(рисование манкой

1 занятие)

Закрепить знания рисования  по крупе, развивать творчество детей, воспитывать аккуратность и способность начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Манка, клей, кисти, салфетки, бумага

Март

1 неделя

«Цветы в подарок маме»

(рисование манкой

2 занятие)

Закрепить знания рисования  по крупе, развивать творчество детей, воспитывать аккуратность и способность начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Манка, клей, кисти, салфетки, бумага

Март

2 неделя

«Солнышко»

(Рисование по крупе)

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность  и способность довести начатое дело до конца.

Крупа

Март

3 неделя

«Котенок играет с мячом»

(рисование мятой бумагой)

Учить комкать бумагу. Формировать умение детей рисовать котенкаиграющего с мячом, используя технику рисования мятой бумагой. Закреплять знаний детей о домашних животных. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Гуашь, кисти,  лист белой бумаги, баночки для воды, влажные салфетки, изображения котов.

Март

4 неделя

«Петушок-золотой гребешок»

(колл. работа)

(наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста)

Комочковая живопись. Упражнять в скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток, формировать навыки аппликации.

Клей, шаблон петушка, полоски салфеткок разных цветов.

Апрель

1 неделя

«Цветик- семицветик»

(колл. работа)

(наклеивание бумажных шариков на силуэт цветов)

Комочковая живопись. Упражнять в скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток, формировать навыки аппликации.

Клей, шаблон цветка, полоски салфеток разных цветов.

Апрель

2 неделя

"Путешествие в космос" (рисование салфетками)

Сформировать умение работать с нетрадиционными инструментами. Развивать творческие способности детей.

Гуашь, бумажные салфетки, альбомные листы.

Апрель  

3 неделя

«Веселая гусеница» (рисование на ватных дисках)

Обучить навыкам при работе с ватными дисками, развивать мелкому моторику рук, образное мышление.

ватные диски, краска гуашь, кисти, стакан с водой, клей ПВА, лист белой бумаги А4.

Апрель

4 неделя

«Солнышко» (рисование с помощью пластиковых вилок)

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование вилкой. Развитие творческих способностей детей.

Альбомный лист с нарисованным кругом, одноразовые вилки, гуашевые краски.

Май

1 неделя

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек» (рисование с помощью пластиковых вилок)

Продолжать осваивать новый способ изображения - рисование вилкой. Сформировать представление о еже, его внешнем виде и характере поведения. Совершенствовать продуктивную деятельность в рисовании. 

Альбомный лист с нарисованным контуром ежика, одноразовые вилки, гуашевые краски.

Май

2 неделя

«Нарисуй, что хочешь»

(рисование ватными палочками)

Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие.

Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.

Май

3 неделя

Черемуха

исование ватными палочками, пальчиками)

Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками. Формировать чувство композиции и ритма.

Цветная бумага голубого цвета, ватные палочки, белая и зеленая краска, влажные и бумажные салфетки.

Май

4 неделя

«Нарисуй что хочешь»

(рисование на камнях)

Создание художественных образов на основе природных форм – камешков.

Камешки, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Анализ результативности навыков и умений рисования

в нетрадиционной технике.

Критерии

Начало года

Конец года

% ПРОЯВЛЕНИЯ

Художественно-эстетическое восприятие

Проявление творчества

Проявление самостоятельности

Освоение способов создания изображения

Планирование деятельности

Навыки и умения владения инструментами

Список использованной литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  8. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

п. Приполярный

Согласовано:  

Зам. зав. по УВР МБДОУ д/с «Сказка»

 __________ М.А. Позираева                                                                          

«____»__________2019г.                                                    

                                                          Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с  «Сказка»  

__________Н.Б.Бабаева

«____»________2019г.

ПРОГРАММА

кружковой работы

по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе:

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

(срок реализации 1 год)

Воспитатель:

Мартяшина Г.Г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде  всего обогащает его представления о мире.

Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать её, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.

Цель кружка:

  • Развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира.

Задачи кружка:

        Развивающие:

  • Формировать творческое мышление;
  • Развивать желание экспериментировать;
  • Развивать художественный вкус;
  • Поддерживать потребность в самоутверждении.

Обучающие:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
  • Учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Воспитательные:

  • Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Методы и приёмы:

Словесные:

  • Рассказ;
  • Беседа;
  • Объяснение;
  • Чтение художественной литературы;
  • Анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Наглядные:

  • Использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий;

В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнения задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результат, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Практические:

  • Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Организация занятий кружка:

Одно занятие в неделю,  25 минут.

Ожидаемые результаты:

  • Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях, плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
  • Изображают предметы по памяти, используют цвет для создания различных образов;
  • Создают композиции на листах бумаги разной формы, комментируют свою творческую работу;
  • Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывают композицию своей работы;
  • Усваивают способы практической работы с различными материалами;
  • Развивают мелкую моторику рук;
  • Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.

ПЛАН КРУЖКА

Дата

Тема

Задачи

СЕНТЯБРЬ

Сентябрь

1 неделя

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

«Ковёр из осенних листьев»

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе; Развивать графические умения и навыки: восприятия и передачи пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев.

Сентябрь

2 неделя

«Осенний букет»

Развивать умение творчески применять способ изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности.

Сентябрь

3 неделя

«Компоты и варенье»

Закрепить вид изобразительной техники – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувство композиции, световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах. Закрепление техники печатание фруктами (оттиск).

Сентябрь

4 неделя

«Овощи»

Лепка из соленого теста. Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству; развивать чувство композиции (размещение двух предметов на листе крупно); формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы: определять оттенки холодных и тёплых цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры.

ОКТЯБРЬ

Октябрь

1 неделя

«Дуб»

Пластилинография + аппликация из сухих листьев.  Формировать навыки работы с пластилином, с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности.

Октябрь

2 неделя

«Птички клюют ягодки на веточке»

Пластилинография и аппликация. Формировать навыки работы с пластилином. Закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Октябрь

3 неделя

«Животные»

Рисование ладошкой. Развивать фантазию и творчество. Создавать образы животных. Обобщить знания детей о диких и домашних животных.

Октябрь

4 неделя

«В подводном мире»

Рисование ладошкой, восковыми мелками и акварелью. Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

НОЯБРЬ

Ноябрь

1 неделя

«Пасмурный

осенний день»

Акварель и восковые мелки. Учить передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы: отлет гусей на юг. Учить изображать птиц в полете. Передавать голубым, синим, фиолетовыми цветами спектра наступающие холода.

Ноябрь

2 неделя

«Сказочные человечки»

Пальчиковое рисование. Продолжать знакомство с техникой рисования пальчиками. Создавать сказочных человечков с помощью дорисовывания отдельных элементов. Развивать фантазию.

Ноябрь

3 неделя

«Букет для любимой мамочки»

Развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творчество. Расширить представление детей о полевых растениях, об охране природы. Формировать чувство ответственности.

Ноябрь

4 неделя

«Забавные зайчата»

Бумажная пластика. Познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины.

ДЕКАБРЬ

Декабрь

1 неделя

«Зимний лес» 

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

Декабрь

2 неделя

«Ёлочка пожеланий»

Коллективная работа. Учить обводить свои ладошки на бумаге, вырезать их ножницами, создавать из них ёлку, располагая изображение на всем листе.

Декабрь

3 неделя

«Волшебные снежинки»

Учить рисовать снежинки способом кляксография, раздувая из кляксы лучики через трубочку.

Декабрь

4 неделя

«Новогодняя елочка»

Аппликация. Закреплять умения детей выполнять мозаику методом торцевания из бумаги. Устанавливать последовательность работы по изготовлению работы.

ЯНВАРЬ

Январь

1 неделя

«Снеговик»

Рисование смятой бумагой. Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, и т.д.). Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели. Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Январь

2 неделя

«Куколка из носового платка»

Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах.

Январь

3 неделя

«Морозные узоры»

Раздувание капли. Способствовать развитию творческих способностей, ассоциативного мышления, воображения, дыхательного аппарата.

Январь

4 неделя

«Заячья избушка»

Коллективная работа. Учить детей изготавливать маски героев сказки, разукрашивая силуэты красками и приклеивая к ним ободки.

ФЕВРАЛЬ

Февраль

1 неделя

«Рисуем жгутиками из пластилина»

Пластилинография. Учить крутить из пластилина жгутики одинакового размера и составлять из них рисунок. Пластилин, доска для лепки, салфетки.

Февраль

2 и

3 неделя

«Открытка для пап»

Панно на бумажной тарелке. Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.

Февраль

4 неделя

«Подарок на 8 марта» 

Аппликация из крепиров. бумаги. Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе.

МАРТ

Март

1 неделя

«Подарок на 8 марта» 

продолжение

Аппликация из крепиров. бумаги. Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Цифра 8 вырезанная из картона, крепированная бумага, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы.

Март

2 неделя

«Тюльпаны»

 Рисование вилкой и пальцем. Развитие творческих способностей детей.
Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества. Совершенствовать умения композиционно располагать детали на листе бумаги.

Март

3 неделя

«Матрешка»

Пластилинография. Учить изготавливать матрешек с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, платке) способом пластилинографии.

Март

4 неделя

«Ночной поселок»

Аппликация из ткани. Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Учить детей из ткани вырезать дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана.

АПРЕЛЬ

Апрель

1 неделя

«Веселые портреты»

Аппликация с элементами бумажной пластики. Учить составлять портрет из отдельных частей (овал-лицо, полоски или комки мятой бумаги-прическа). Лыкова.

Апрель

2 неделя

«Звезды и кометы»

Учить детей вырезать пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые).

Апрель  

3 неделя

«Грачи прилетели»

Техника оригами. Учить детей создавать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ; учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи.

Апрель

4 неделя

«Букет сирени»

Рисование мятой бумагой. Закреплять знание жанровых особенностей натюрморта и пейзажа. Учить передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего. Развивать цветовосприятие и чувство композиции.

МАЙ

Май

1 неделя

«Салют»

Аппликация из крепированной бумаги. Учить выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.  Плотный лист бумаги, пластилин, зубочистка.

Май

2 неделя

«Берёзовая роща»

Аппликация из трубочек. Познакомить детей с новым видом работы с бумагой-скручивание в трубочка. Упражнять в приёме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять  знания детей о деревьях.

Май

3 неделя

«Насекомые — мои друзья»

 (божья коровка)

Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить разрезать круг пополам, располагать детали в определенном порядке. Развивать композиционные умения. Картон, цветная бумага, клей, кисть.

Май

4 неделя

«Пирожное»

Лепка из слоёного теста. Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закреплять правила безопасной работы с соленым тестом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» п. Приполярный

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ д/с «Сказка»

                                                                                     _______Н. Б. Бабаева

« __ » __________2023г.

ПРОГРАММА

Кружковой работы

«Экологическая радуга»

Средняя группа «Колокольчики»

2023 – 2024 учебный год

Воспитатель:

Мартяшина Г.Г.

п. Приполярный

2023 год

Пояснительная записка

       Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

      Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

       Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

      Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

      Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

      Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

      Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Цели и задачи программы.

Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи:

- Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- Развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы; развитие интереса к экспериментированию;

- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.

Категория обучающихся, возраст.

Средняя группа: 4-5 лет.

Срок реализации программы.

Срок реализации Программы – 9 месяцев (37 занятий).

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Общее количество - 37 занятий, длительность занятия - 20 мин.

Методы, используемые в работе кружка.

Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы.

Словесные: чтение художественной литературы, беседы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя.

Игровые: дидактические игры, подвижные игры.

Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, лепка, рисование), экспериментирование.

Прослушивание музыкальных произведений.

Планируемые результаты освоения программы.

- Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир Самарского края;

- Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;

- Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;

- Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

Список использованной литературы.

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2014.  

2. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2015год.

4. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»

5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2012.

6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2015год

7. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС Соломенникова О.А. Мозайка-Синтез 2014 г

8. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС Вераксы Н.Е. Мозайка-Синтез 2014 г.

9. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Итоговые обучающие ситуации с игрушками разного типа. И.А. Комарова 2011. Учитель

10. Познавательно-иследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО. С.В. Машкова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.

11. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. / М.П. Костюченко .- Волгоргад: «Учитель»  2013 .-190 с. Рецензенты: Е.М.Рунова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Братского государственного технического университета.

Календарно – тематический план работы кружка «Экологическая радуга».

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

7. 09. 2023 г.

«Здравствуй осень!»

Прогулка по территории детского сада.

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

Загадывание загадок, беседа «Здравствуй, осень золотая».

14.09.2023 г.

«Цветы на участке осенью».

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного.

Игра «Угадай по описанию», загадывание загадок.

21.09.2023 г.

«Вечер экологических игр».

Продолжать знакомить с основными видами овощей и фруктов, развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

28.09.

2023 г.

«Морковка».

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

Аппликация из ниток.

Октябрь

5.10.2023 г.

«Осень в белые туманы».

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это -  туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

12.10.

2023 г.

«Яблочный сад».

Познакомить детей со свойствами мягкой бумаги, учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки), развивать воображение.

Аппликация из гофрированной бумаги. (коллективная аппликация).

19.10.2023  г.

«Зелёная аптека».

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Беседа о лекарственных травах.Загадки. Рассматривание иллюстраций с растениями. С. р. игра «Кукла Катя заболела».

26.10.2023 г.

«Чудо - ягодка».

Расширять знания детей о ягодах: лесных,  садовых;  их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).

Рассматривание иллюстраций, муляжей.Отгадывание загадок.Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды».

Ноябрь

2.11.2023 г.

«В гостях у птиц».

Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, синичка, грач, голубь).

Презентация «Зимующие и перелётные птицы». Наблюдение за птицами на участке. Слушание пения птиц (аудио запись). Пальчиковая гимнастика «Птичка».

9.11.2023 г.

«На бабушкином дворе».

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Отгадывание загадок о домашних животных. Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных. Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные.
Дидактическая игра:
"Назови детёнышей".

16.11.2023 г.

«Путешествие в мир комнатных растений».

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань). Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус, кактус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание растений. Игра «Какого растения не стало». Беседа об уходе за комнатными растениями.  Лепка «Кактус».

23.11.

2023 г.

«Аквариумные рыбки».

 Учить выделять и называть части тела рыб. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Аппликация "Аквариум" (коллективная работа).Рассказ Л. Берг "Рыбка".

30.11.

2023 г.

«Грибное царство».

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Разгадывание загадок о грибах.Дидактическая игра «Найди лишний гриб».Лепка «Мухомор».

Декабрь

7.12.2023 г.

«А снег идёт».

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Наблюдение «Снег, какой он?». Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».

14.12.

2023 г.

«Путешествие по временам года».

Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года.

Путешествие по временам года.

Дидактическая игра «Какое время года? ».

21.12.2023 г.

«Воздух».

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

 Эксперимент «Что в пакете?».Игры с воздушными шариками и соломинкой.Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.

28.12.2023 г.

«Волшебница - вода».

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить".

Эксперименты по определению свойств воды.

Изготовление цветных льдинок.

Январь

11.01.2024 г.

«Ёлочка красавица – всем ребятам нравится».

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Сравнение живой и искусственной елей. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

18.01.

2024 г.

«Зимушка - зима».

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

Беседа «Что нам нравится зимой». Аппликация» Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок).

25.01.2024 г.

«Мороз – удивительный художник».

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.        

Загадывание загадок. Чтение художественной литературы. Наблюдение.

Февраль

01.02.2024 г.

«Сказка ложь, да в ней намёк».

Формировать у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а также зачатки экологического идеала с помощью загадок и сказок о животных, где добро, побеждает зло, прекрасное над безобразным.

Чтение экологических сказок на экологическую тему: «Экологическая сказка про каплю», «Дождевой червяк» и другие.

08.02.2024 г.

«Человек – часть природы»

Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое), совершенствовать речь детей, развивать фантазию, воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым.

Беседа «Что такое природа?»  Д. игра «Живая – неживая».

15.02.

2024 г.

«Ветер, ветер, ветерок».

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его ролью в жизни природы и человека.

Беседа «Что такое ветер?», игра «Ветер дует, лодочка плывёт».

22.02.

2024 г.

«Берегите природу!»

Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Беседа «Что такое экологические знаки?».

29.02.2024 г.

«Растения и животные».

Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе.

Беседа «Что такое живая природа?». Д. игра «Растение или животное?».

Март

7.03.2024 г.

«Весна идёт!».

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Разгадывание загадок о весне. Чтение стихотворений о весне. Эксперимент «Таяние снега».

14.03.2024 г.

«Что такое почва?»

Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы

Загадывание загадок, беседа «Для чего нужна почва?».

21.03.

2024 г.

«Камни и песок».

Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.

Эксперименты с камнями и песком. Рисование на камнях.

28.03.

2024 г.

«Жила – была лягушка».

Познакомить с циклом развития лягушки.

Рассказ о лягушке. Объёмная аппликация «Лягушка».

Апрель

4.04.2024 г.

«Земля – мой дом!».

Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.

Беседа « Где я живу».

Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде».Беседа о звёздах. Рисование «Звёздное небо». (Нетрадиционная техника).

11.04.

2024 г.

«Посадка лука».

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

Беседа о временах года, о посадке лука.

Посадка лука.

18.04.

2024 г.

«Водоёмы».

Дать детям представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море). Учить их различать друг от друга.

 Рассматривание иллюстраций. Беседа о водоемах. Отгадывание загадок.

25.04.

2024 г.

«Рыбы наших водоёмов».

Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

Беседа о рыбах.

Дидактическая игра «Что есть у рыбы». Лепка «Рыбка».

Май

2.05.2024 г.

«Экологическая тропинка».

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить её. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе(о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу».

Целевая прогулка по экологической тропинке.

16.05.2024 г.

«Цветущие деревья».

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

Беседа о яблони, вишни. «Цветущая веточка яблоньки» (Пластилинография). Коллективная работа.

23.05.2024 г.

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Рассматривание иллюстраций и фотографий. Беседа «Что такое облака, дождь, гроза?». Чтение стихотворений.

30.05.2024 г.

«Насекомые – наши помощники».

Дать элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница). Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Наблюдение за насекомыми на прогулке. Лепка «Зелёная гусеница». Дидактическая игра «Летает – не летает». Отгадывание загадок.

Картотека опытов и экспериментов с воздухом.

Опыт 1. Что в пакете

Цель: обнаруживать воздух.

Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их.

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт 2. Игры с соломинкой

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Оборудование: соломинки, емкость с водой, карта –схема.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? ’

Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

Опыт 3. Лодочка

Цель: показать, что воздух обладает силой.

Оборудование: таз с водой, лодочка, карта-схема.

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?». Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.

Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

Опыт 4. Поиск воздуха

Цель: обнаруживать воздух.

Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема.

Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д.

Результат. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.

Вывод. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.

Опыт 5. Что в пакете

Цель: сравнить свойства воздуха и воды.

Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом), карта- схема.

Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.

Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия: вода — жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ, он невидим, невесом.

Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.

Опыт 6. Загадочные пузыри

Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах. Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины, карта-схема.

Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.

Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.

Опыт 7. Надувание мыльных пузырей

Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор, карта- схема

Взрослый и дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.

Вывод. В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Опыт 8. Пузырьки-спасатели

Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

Оборудование: стакан с минеральной водой, пластилин, карта- схема.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина. Дети наблюдают, обсуждают: почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет), что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается.

Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.

Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....