Программа ИЗО кружка
методическая разработка по рисованию

Маина Садиковна

Программа на год  изобразительного кружка 

Волшебные краски 4-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izokruzhok_programma.docx76.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение Городского округа Балашиха

 "Детский сад комбинированного вида № 55 "Изумрудный город" 

Московская область, 143900, г. Балашиха, кв-л Изумрудный, д.6, тел: 8( 926) 078-78-82

«Согласовано»

Педагогический совет

МАДОУ «Детский сад № 55»

Дата и номер протокола

  «Утверждаю»

  Заведующий МАДОУ «Детский сад № 55»

                             Е.В. Долгая

   Подпись, печать 

«Рекомендовано» Экспертным советом

по вопросам проведения экспертизы

 программ платных образовательных услуг

Управления по образованию

Администрации Городского округа Балашиха

Протокол № 1 от  02.09. 2016 г.

Рабочая программа дополнительного образования из внебюджетных средств

для детей  4-7лет

«Волшебные краски»

  Изобразительная  деятельность

срок реализации: 3 года

Составитель: Наджафова М.С.

 

Городской округ Балашиха

 Московской области

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца.

                             М.Сервантес.

Следует стремиться увидеть в каждой вещи то,чего еще никто не видел, и над чем еще никто не думал.

                        Г. Лихтенберг.

Программа «Волшебные краски» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.

В основе программы лежат разработки Лыковой Ириной Александровной, которая является кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.

Лыковой И.А.

Ирина Лыкова разработала авторскую программу, направленную на формирование эстетического отношения и художественно-творческого развития в изобразительной деятельности "Цветные ладошки". Она одобрена Учёным советом ИХО РАО и рекомендована Межрегиональной общественной организацией "Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукцией для детей".

Программа предназначена для кружковой работы с детьми дошкольного возраста.

В основе программы курса «Волшебные краски» лежит программа «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института  художественного образования Российской Академии Образования. Программа  учитывает методические рекомендации в работе с детьми дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие.

Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Художественное образование – один из важнейших способов  развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель программы:

Формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения и отображения окружающей действительности, через академические (традиционные) и нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Задачи программы:

воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческая – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

техническая – освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Отличительной особенностью программы от уже существующих, "Красота. Радость. Творчество" Т.С. Комаровой, а также программы и технологии: «Цветные ладошки» Лыковой И.А., по целям.

Цель программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки» формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству, как отражение жизни во всем ее многообразии к окружающей действительности в целом и к самому себе, как части мироздания.

Цель программы Комаровой Т.С. «Красота. Радость. Творчество» развитие творческих способностей у детей направленных на создание художественно-выразительного образа, через предметное, сюжетное и декоративно – прикладное рисование.

Цель данной  программы — это формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения и отображения окружающей действительности, через академические (традиционные) и нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Актуальность и новизна программы.

В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Используется новый подход к художественно-творческому развитию ребенка, в котором гармонично сочетаются классика и  новаторство. Используются основные классические темы академического рисования (цветовой спектр, оттенки цвета, светлота, дополнительные цвета…) в сочетании с нетрадиционными техниками рисования (техника вращения кисти, техника с использованием жидкого мыла…). Авторские техники позволяют детям «вырваться» из оков шаблонного подхода и поверить в свои собственные силы.

Программа опутается на следующую схему работы с техникой:

1.Знакомство с техникой (с показом образцов).

2.Советы по использованию техники (кисть держать горизонтально…).

3.Вопросы к детям по поводу возможных изображений (заставляет размышлять, а не быть пассивным слушателем).

4.Определение главной широкой темы («Насекомые»…).

5.Конкретизация объекта изображения каждым ребенком (бабочка, жук…).

6.Форма:

- беседа по нюансам построения формы (бабочка состоит из 3-х частей, без учета крыльев);

- зарисовки объекта на доске преподавателем или использование заранее приготовленного наглядного материала (линейные формы);

- обращение внимания детей на творческий подход к делу (крылья у бабочки могут быть разной формы – запрет на точное копирование образца педагога);

- исправление ошибок.

7.Совместное определение педагога и ребенка необходимости перехода к цвету.

8.Помощь, исправление ошибок, повторение советов при работе в цвете.

Если ребенок не согласен с главной широкой темой занятия, он может изменить ее. Советы, касающиеся изображаемого, могут не выполняться ребенком. Все «А можно…» маленького художника (по поводу рисования) – поддерживаются.

Для каждой  техники  описан материал, способ получения изображения, советы, рекомендуемые изображения.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.

Итак, данная  образовательная программа  реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей художественно- творческих навыков средствами различных техник рисования.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного творчества. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в продуктивной деятельности. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Сроки реализации программы:

Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.

Группы формируются следующим образом: количество детей – 10 человек, что дает возможность для более эффективной работы и развития индивидуальных способностей.

Программа рассчитана на три года обучения.

Первый год обучения (возраст детей 4-5 лет) - 64 часа (по два занятия в неделю);

Второй год обучения (возраст детей 5-6лет)- 64 часа(по два занятия в неделю).

Третий год обучения (возраст детей 6-7 лет)- 64 часа(по два занятия в неделю).

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.

Продолжительность занятий в средней группе – 20 мин., в старшей – 25 мин., в подготовительной – 30 мин.

Возраст детей участвующих в реализации данной  программы

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Формирование личности.

 Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

Интенсивное познавательное развитие.

 Происходит усвоение сенсорной культуры языка; совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени; развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения; происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания.

На этапе 4 - 5 лет происходят следующие изменения: овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения); обогащение содержания творческой деятельности; овладение «языком» творчества. В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 6 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм. Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс.

Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

       а) Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;

б) Слайды, видео-аудио пособия;

в) Иллюстрации шедевров живописи, графики;

г) Схемы, технологические карты;

д) Индивидуальные карточки.

Планируемые  результаты и способы определения их результативности

Среднего возраста: способен проявлять устойчивый интерес к искусству; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов; может отображать свои представления и впечатления в разных видах изобразительной деятельности. Знает основные цвета, теплые и холодные цвета, дополнительные. Использует знания о светлоте. Владеет основными законами линейной и воздушной перспективы. Умеет пользоваться нетрадиционными техниками рисования.

Старшего возраста: выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства. Знает основные и производные цвета цветового спектра, использует холодные и теплые оттенки в рисунке. Знаком с основными элементами свето-тени. Умеет формировать объем, исходя из законов воздушной и линейной перспективы.

Подготовительная группа: самостоятельно создает выразительные образы, различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них; пытается аргументировать свою точку зрения, умеет объяснять простейшие причинно-следственные связи; пытается рассуждать при изменении тех или иных условий. Знает основные направления в живописи. Умеет использовать представления о светлоте, дополнительных, основных и производных цветах. Использует в работе законы линейной и воздушной перспективы и представления о свето-тени.

В ходе прохождения трех летнего курса обучения рисования дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. Владеть навыками срисовывания. Владеть первичными навыками дизайнерского искусства. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисования.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада.

Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня.

Способы проверки результатов

Освоение детьми содержания программы изучается в процессе продуктивной деятельности детей (заполняются карты наблюдений автор Казакова Т.Г.); изучаются продукты творческой деятельности детей (диагностика «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.);

Задачи по годам обучения:

1 год обучения:

  • Продолжать расширение знаний детей о форме и цвете окружающих предметов
  • Продолжается интенсивное усвоение знаний о цвете. Учить видеть красоту различных цветосочетаний, развивать у них умение чувствовать цвет как одно из средств выразительности работ.
  • Развитие у детей различных пространственных представлений и ориентировок
  • Познакомить детей с цветовым спектра; основными, производными и дополнительными цветами; теплыми и холодными; светлотой предмета; с основными элементами свето-тени.
  • Дать представления о направлениях в живописи, о жанрах живописи.
  • Познакомить с основами композиции.
  • Расширять знания о законах воздушной и линейной перспективы.
  • Дать представления о нетрадиционных техниках рисования.

2 года обучения:

  • Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
  • Продолжать расширять знания о цветовом спектре; об основных, производных и дополнительных цветах; теплых и холодных.
  • Расширять представления о светотени.
  • Продолжать расширять знания о направлениях и жанрах живописи.
  • Закреплять знания и умения о композиционных особенностях.
  • Продолжать использовать  нетрадиционные техники рисования.

3 года обучения:

  • Совершенствовать умения продуктивной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, характерные признаки.
  • Дать представления о пропорциях.
  • Расширять знания о законах воздушной и линейной перспективы; об особенностях композиции; об основных, производных и дополнительных цветах спектра
  • Дать представления о характеристики цвета, пространственных свойствах цвета, о светлотном и цветовом контрасте.
  • Продолжать использовать  нетрадиционные техники рисования.

Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Всего занятий

Сентябрь

Диагностика

1

Рисуем радугу. Цветовой круг.

1

Коврик. Теплые цвета.

1

Космические дали. Холодные цвета

1

Итого

4

Октябрь

Стрекоза. Дополнительные цвета

2

Букашки-таракашки. Светлота, как свойство цвета

2

Снежинки. Цветовой тон, как свойство цвета

2

Вишенки. Светотень.

2

        Итого         

8

Ноябрь

Колпачок звездочета. Линейная перспектива.

2

Пейзаж. Воздушная перспектива.

2

Березовый лист.  Смешение цветов. Краски осени.

2

Осеннее дерево. Импрессионизм. Смешение цветов.

2

Итого

8

Декабрь

Лучики для солнышка. Пуантилизм. Смешение цветов.

2

Ваза. Кубизм.

2

Божья коровка. Реализм

2

Котенок. Реализм

2

Итого

8

Январь

Закат в природе. Реализм

2

Абстракционизм

2

Итого

4

Февраль

Новогодние шарики. Направления в живописи.

2

Цветы в вазе. Простой натюрморт

2

Яблоки. Простой натюрморт

2

Тюльпаны. Простой натюрморт

2

Итого

8

Март

Утка. Анималистический жанр.

2

Лисичка. Анималистический жанр.

2

Стог сена. Сельский пейзаж.

2

Поле маков. Сельский пейзаж.

2

Итого

8

Апрель

Мой город. Городской пейзаж.

2

Женский портрет.

2

Мужской портрет.

2

Удивительное рядом.

2

Итого

8

Май

Мир в моем окне.

2

Цветик - семицветик. Цветовой спектр.

2

Помнит мир спасенный. Урок мужества.

2

Шум птиц.

1

Итоговая диагностика

1

Итого

8

Общее количество занятий

64

Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Всего занятий

Сентябрь

Диагностика

1

Цветовой круг

1

Цветы. Теплые цвета

1

Корабль на волнах Холодные цвета

1

Итого

4

Октябрь

Бабочка. Дополнительные цвета

2

Разноцветные зонтики. Светлота, как свойство цвета

2

Звездное небо. Цветовой тон, как свойство цвета

2

Красавец мухомор. Светотень.

2

Итого

8

Ноябрь

Деревенский домик. Линейная перспектива.

2

Пейзаж. Воздушная перспектива.

2

Кленовый листок. Смешение цветов. Краски осени.

2

Осеннее дерево. Импрессионизм. Смешение цветов.

2

Итого

8

Декабрь

Цветы. Пуантилизм. Смешение цветов.

2

Ваза. Кубизм.

2

Змея. Реализм

2

Котенок. Реализм

2

Итого

8

Январь

Закат в природе. Реализм

2

Абстракционизм

2

Итого

4

Февраль

Ель. Направления в живописи.

2

Лесная гвоздика. Простой натюрморт

2

Фрукты. Простой натюрморт

2

Подсолнухи. Простой натюрморт

2

Итого

8

Март

Кто сказал «гав»? анималистический жанр.

2

Белка – затейница. Анималистический жанр.

2

Уголок сада. Сельский пейзаж.

2

Большая сосна. Сельский пейзаж.

2

Итого

8

Апрель

Мой город. Городской пейзаж.

2

Женский портрет.

2

Мужской портрет.

2

Удивительное рядом.

2

Итого

8

Май

Вафельный мир.

2

Мир в моем окне.

1

Рисуем радугу. Цветовой спектр.

1

Помнит мир спасенный. Урок мужества.

2

Шум птиц.

1

Итоговая диагностика

1

Итого

8

Общее количество занятий

64

Учебно-тематический план третьего года обучения

Тема

Всего занятий

Сентябрь

Диагностика

1

Цветовой круг

1

Черепаха. Теплые цвета

1

Безбрежные дали. Холодные цвета

1

Итого

4

Октябрь

Бабочка. Дополнительные цвета

2

Разноцветные зонтики. Светлота, как свойство цвета

2

Пушинка. Цветовой тон, как свойство цвета

2

Семья мухоморов. Светотень.

2

Итого

8

Ноябрь

Деревенский домик. Линейная перспектива.

2

Пейзаж. Воздушная перспектива.

2

Рябиновый листок. Смешение цветов. Краски осени.

2

Осеннее дерево. Импрессионизм. Смешение цветов.

2

Итого

8

Декабрь

Цветы. Пуантилизм. Смешение цветов.

2

Золотая рыбка. Кубизм.

2

Лягушонок. Реализм

2

Тигр. Реализм

2

Итого

8

Январь

Закат в природе. Реализм

2

Абстракционизм

2

Итого

4

Февраль

Хвойный лес. Направления в живописи.

2

Ирисы. Простой натюрморт

2

Фрукты. Простой натюрморт

2

Розы. Простой натюрморт

2

Итого

8

Март

Собака-друг человека. Анималистический жанр.

2

Зебра. Анималистический жанр.

2

Пруд. Сельский пейзаж.

2

Березы. Сельский пейзаж.

2

Итого

8

Апрель

Кремль. Городской пейзаж.

2

Женский портрет.

2

Мужской портрет.

2

Удивительное рядом.

2

        Итого

8

Май

Отражение в воде

2

Световой луч. Цветовой спектр.

2

Помнит мир спасенный. Урок мужества.

2

Шум птиц.

1

Итоговая диагностика

1

Итого

8

Общее количество занятий

64

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема занятия

Теоретический материал

Практическая работа

Сентябрь

Диагностика

1 занятие

Рисуем радугу. Цветовой круг.

1 занятие

Знакомство с цветовым спектром в виде круга с основными цветами.

Изображение радуги.

Коврик. Теплые цвета.

1 занятие

Теплые цвета цветового круга, разработанного Иоганном Иттеном (1920 год).

Изображение цветов с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника вращения кисти по бумаге» (хаотичное движение кисти)

Космические дали. Холодные цвета

1 занятие

Холодный цвета цветового круга, разработанного Иоганном Иттеном (1920 год).

Изображение акварельного неба (холодные цвета) с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника вращения кисти по бумаге» (по прямой). Изображение планет на акварельном небе.

Октябрь

Стрекоза. Дополнительные цвета

2 занятия

Основные, производные и их дополнительные цвета.

Определение пар цветов, их диаметральная расположенность в цветовом кругу.

Изображение фона цветовыми пятнами дополнительных цветов (красный-зеленый, синий - оранжевый, желтый  - фиолетовый).

Изображение белой стрекозы – техника «Примакивания».

  1. С

Букашки-таракашки. Светлота, как свойство цвета

2 занятия

Понятие «светлота», изменение светлоты цвета с помощью белил.

Изображение жуков. Осветление крыльев жука с помощью белил.  

Снежинки. Цветовой тон, как свойство цвета

2 занятия

Ассоциация цветового тона с окраской знакомых предметов (изумрудный, шоколадный, вишневый, морской волны).

Изображение снежинок с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника с использованием жидкого мыла».

Вишенки. Светотень.

2 занятия

Наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. Элементы светотени (объем предмета): свет и тень. Формирование объема.

Изображение вишни. Применение шаблона вишни и разукрашивание его с использованием света и тени.

Ноябрь

Колпачок звездочета. Линейная перспектива.

2 занятия

Формирование объема. Основные законы линейной перспективы.

Рисование колпака с использованием изображения объемной геометрической фигуры – конус.

Пейзаж. Воздушная перспектива.

2 занятия

Формирование объема. Законы воздушной перспективы.

Изображение пейзажа.

Березовый лист.  Смешение цветов. Краски осени.

2 занятия

Схема изображения березового листа.

Изображение березового листа.

Осеннее дерево. Импрессионизм. Смешение цветов.

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Схема изображения дерева.

Закономерности пространственного смешения цветов.

Изображение осеннего дерева с помощью техники раздельного маска.

Декабрь

Лучики для солнышка. Пуантилизм. Смешение цветов.

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Закономерности пространственного смешения цветов.

Изображение солнца с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника с использованием ватных палочек» (использование двух цветов: желтый, оранжевый).

Ваза. Кубизм.

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Понятие «витраж».

Изображение простой вазы в технике «Витраж».

Божья коровка. Реализм

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Строение Божьей коровки.

Изображение Божьей коровки с использованием авторской нетрадиционной техники рисования с клеем для передачи пятен.

Котенок. Реализм

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Особенности передачи выразительности морды кошки.

Изображение кошки акварельными красками.

Январь

Закат в природе. Реализм

2 занятия

Особенности направления в живописи при изображении пейзажа. Особенности цветового решения при изображении ночного пейзажа.

Изображение заката или восхода солнца.

Абстракционизм

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Понятие абстрактного изображения.

Абстрактный рисунок с использованием пройденных техник рисования (техника с клеем, жидким мылом, кручением кости…)

Февраль

Новогодние шарики. Направления в живописи.

2 занятия

Закрепление особенностей различных направлений в живописи.

Изображение новогодних шаров в самостоятельно выбранном направлении живописи.

Цветы в вазе. Простой натюрморт

2 занятия

Основные законы линейной перспективы. Основы построения композиции. Особенности использования различных художественных материалов.

Изображение цветов через пятно. Использование акварели, гуаши, восковых мелков.

Яблоки. Простой натюрморт

2 занятия

Основные законы линейной перспективы. Основы построения композиции, передача объема.

Изображение блюда с яблоками.

Тюльпаны. Простой натюрморт

2 занятия

Основные законы линейной перспективы. Основы построения композиции, передача объема.

Изображение вазы с тюльпанами.

Март

Утка. Анималистический жанр.

2 занятия

Анималистический жанр, его особенности и характеристики.

Изображение утки в воде (от общей формы к деталям).

Лисичка. Анималистический жанр.

2 занятия

Анималистический жанр, его особенности и характеристики.

Изображение лисы (от общей формы к деталям).

Стог сена. Сельский пейзаж.

2 занятия

Основные законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение стога сена в поле (по репродукции Клода Моне «Стог сена в Живерни»)

Поле маков. Сельский пейзаж.

2 занятия

Основные законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение маков (по репродукции Клода Моне «Поле маков»)

Апрель

Мой город. Городской пейзаж.

2 занятия

Основные законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение различных домов.

Женский портрет.

2 занятия

Знакомство с пропорциями лица человека.

Изображение мамы, бабушки, сестры.

Мужской портрет.

2 занятия

Знакомство с пропорциями лица человека.

Изображение папы, дедушки, брата.

Удивительное рядом.

2 занятия

Разнообразие форм и цвета.

Изображение «очеловеченных» окружающих предметов.

Май

Мир в моем окне.

2 занятия

Основные законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение оконной рамы, штор и цветка в горшке на фоне неба.

Цветик - семицветик. Цветовой спектр.

2 занятия

Основные и производные цвета. Законы последовательности расположения цветов; круговая система цветов спектра.

Изображение цветка.

Помнит мир спасенный. Урок мужества.

2 занятия

Беседа, посвященная героям ВОВ

Изображение военной техники.

Шум птиц.

1 занятие

Особенности строения, окраса птиц.

Изображение павлина.

Итоговая диагностика

1 занятие

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема занятия

Теоретический материал

Практическая работа

Сентябрь

Диагностика

1 занятие

Цветовой круг

1 занятие

Знакомство с цветовым спектром в виде круга с основными и производными цветами.

Острый угол треугольника указывает на расположение основных цветов.

Изображение улитки с использованием шаблона цветового круга.

Цветовой круг – «домик улитки», разделенный на 6 секторов.

Цветы. Теплые цвета

1 занятие

Теплые цвета цветового круга, разработанного Иоганном Иттеном (1920 год).

Изображение цветов с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника вращения кисти по бумаге» (по кругу)

Корабль на волнах Холодные цвета

1 занятие

Холодный цвета цветового круга, разработанного Иоганном Иттеном (1920 год).

Изображение акварельных волн (холодные цвета) с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника вращения кисти по бумаге» (по прямой). Изображение корабля на акварельных волнах.

Октябрь

Бабочка. Дополнительные цвета

2 занятия

Основные, производные и их дополнительные цвета.

Определение пар цветов, их диаметральная расположенность в цветовом кругу.

Строение бабочки, его особенности (3 части, симметрия, расположение крыльев на второй части).

Изображение фона цветовыми пятнами дополнительных цветов (красный-зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый).

Изображение белой бабочки.

  1. С

Разноцветные зонтики. Светлота, как свойство цвета

2 занятия

Понятие «светлота», изменение светлоты цвета с помощью белил.

Изображение зонтиков. Осветление выбранного цвета с помощью белил (горизонтальное осветление или вертикальное).  

Звездное небо. Цветовой тон, как свойство цвета

2 занятия

Ассоциация цветового тона с окраской знакомых предметов (изумрудный, шоколадный, вишневый, морской волны).

Изображение звезд с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника с использованием жидкого мыла».

Красавец мухомор. Светотень.

2 занятия

Наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. Элементы светотени (объем предмета): свет, тень, полутень, блик. Формирование объема.

Изображение мухомора. Применение шаблона гриба и разукрашивание его с использованием светотени.

Ноябрь

Деревенский домик. Линейная перспектива.

2 занятия

Формирование объема. Законы линейной перспективы.

Рисование дома с использованием изображения объемных геометрических фигур: пирамида – крыша, куб – основная часть, цилиндр – печная труба).

Пейзаж. Воздушная перспектива.

2 занятия

Формирование объема. Законы воздушной перспективы.

Изображение пейзажа.

Кленовый листок. Смешение цветов. Краски осени.

2 занятия

Схема изображения кленового листа.

Изображение кленового листа.

Осеннее дерево. Импрессионизм. Смешение цветов.

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Схема изображения дерева.

Закономерности пространственного смешения цветов.

Изображение осеннего дерева с помощью техники раздельного маска.

Декабрь

Цветы. Пуантилизм. Смешение цветов.

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Закономерности пространственного смешения цветов.

Изображение цветов с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника с использованием ватных палочек».

Ваза. Кубизм.

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Понятие «витраж».

Изображение вазы в технике «Витраж».

Змея. Реализм

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Строение змеи.

Изображение змеи с использованием авторской нетрадиционной техники рисования с клеем для передачи неровностей кожи.

Котенок. Реализм

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Особенности передачи выразительности морды кошки.

Изображение кошки акварельными красками.

Январь

Закат в природе. Реализм

2 занятия

Особенности направления в живописи при изображении пейзажа. Особенности цветового решения при изображении ночного пейзажа; деревьев , стоящих на фоне солнца (черные силуэты).

Изображение заката или восхода солнца, дерева

Абстракционизм

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Понятие абстрактного изображения.

Абстрактный рисунок с использованием пройденных техник рисования (техника с клеем, жидким мылом, кручением кости…)

Февраль

Ель. Направления в живописи.

2 занятия

Закрепление особенностей различных направлений в живописи.

Изображение ели в самостоятельно выбранном направлении живописи. Использование треугольного шаблона.

Лесная гвоздика. Простой натюрморт

2 занятия

Законы линейной перспективы. Основы построения композиции. Особенности использования различных художественных материалов.

Изображение лесной гвоздики в техники приманивания (плоская кисть). Использование акварели , гуаши, восковых мелков.

Фрукты. Простой натюрморт

2 занятия

Законы линейной перспективы. Основы построения композиции, передача объема.

Изображение блюда с фруктами.

Подсолнухи. Простой натюрморт

2 занятия

Законы линейной перспективы. Основы построения композиции, передача объема.

Изображение вазы с подсолнухами. Использования техники ватных палочек для выразительности.

Март

Кто сказал «гав»? Анималистический жанр.

2 занятия

Анималистический жанр, его особенности и характеристики.

Изображение кошки с использованием «сетки», как пространственного ориентира.

Белка – затейница. Анималистический жанр.

2 занятия

Анималистический жанр, его особенности и характеристики.

Изображение белки с использованием «сетки», как пространственного ориентира.

Уголок сада. Сельский пейзаж.

2 занятия

Законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение уголка сада (по репродукции Клода Моне «Уголок сада в Монжероне»)

Большая сосна. Сельский пейзаж.

2 занятия

Законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение сосны (по репродукции Поля Сезанна  «Большая сосна близ Экса»)

Апрель

Мой город. Городской пейзаж.

2 занятия

Законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение различных домов.

Женский портрет.

2 занятия

Особенности построения пропорционально верного лица, соотношения частей.

Изображение мамы, бабушки, сестры.

Мужской портрет.

2 занятия

Особенности построения пропорционально верного лица, соотношения частей. Законы изображения через вспомогательные линии.

Изображение папы, дедушки, брата.

Удивительное рядом.

2 занятия

Разнообразие форм и цвета.

Изображение «очеловеченных» овощей и фруктов.

Май

Вафельный мир.

2 занятия

Разнообразие форм и цвета.

Изображение цветов с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника с использованием оконной сетки».

Мир в моем окне.

1 занятие

Законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение оконной рамы, штор и цветка в горшке на фоне неба.

Рисуем радугу. Цветовой спектр.

1 занятие

Основные и производные цвета. Законы последовательности расположения цветов; круговая система цветов спектра.

Изображение радуги.

Помнит мир спасенный. Урок мужества.

2 занятия

Беседа, посвященная героям ВОВ

Изображение военных орденов.

Шум птиц.

1 занятие

Особенности строения, окраса птиц.

Изображение попугаев.

Итоговая диагностика

1 занятие

Программное содержание третьего года обучения

Тема занятия

Теоретический материал

Практическая работа

Сентябрь

Диагностика

1 занятие

Цветовой круг

1 занятие

Знакомство с цветовым спектром в виде круга с основными и производными цветами.

Острый угол треугольника указывает на расположение основных цветов, тупой – производных.

Изображение воздушного шара с корзиной с использованием шаблона цветового круга.

Цветовой круг – «купол шара», разделенный на 12 секторов.

Черепаха. Теплые цвета

1 занятие

Теплые цвета цветового круга, разработанного Иоганном Иттеном (1920 год).

Изображение цветов с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника вращения кисти по бумаге» (дуга)

Безбрежные дали. Холодные цвета

1 занятие

Холодный цвета цветового круга, разработанного Иоганном Иттеном (1920 год).

Изображение акварельных волн (холодные цвета) с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника вращения кисти по бумаге» (по прямой). Изображение неба (холодные цвета) с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника вращения кисти по бумаге» (волнистая линия). Изображение кита на акварельных волнах.

Октябрь

Бабочка. Дополнительные цвета

2 занятия

Основные, производные и их дополнительные цвета.

Определение пар цветов, их диаметральная расположенность в цветовом кругу.

Строение бабочки, его особенности (3 части, симметрия, расположение крыльев на второй части).

Изображение бабочки: деление листа и бабочки на две части с использованием дополнительных цветов (крыло красное - фон зеленый, крыло зеленое – фон красный).

  1. С

Разноцветные зонтики. Светлота, как свойство цвета

2 занятия

Понятие «светлота», изменение светлоты цвета с помощью белил.

Изображение зонтиков. Осветление выбранного цвета с помощью белил (горизонтальное осветление или вертикальное).  

Пушинка. Цветовой тон, как свойство цвета

2 занятия

Ассоциация цветового тона с окраской знакомых предметов (изумрудный, шоколадный, вишневый, морской волны).

Изображение пушинок с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника с использованием жидкого мыла».

Семья мухоморов. Светотень.

2 занятия

Наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. Элементы светотени (объем предмета): свет, тень, полутень, блик. Формирование объема.

Изображение нескольких мухоморов (разновеликих). Применение шаблона грибов и разукрашивание его с использованием светотени.

Ноябрь

Деревенский домик. Линейная перспектива.

2 занятия

Формирование объема. Законы линейной перспективы.

Рисование дома с использованием изображения объемных геометрических фигур: пирамида – крыша, куб – основная часть, цилиндр – печная труба).

Пейзаж. Воздушная перспектива.

2 занятия

Формирование объема. Законы воздушной перспективы.

Изображение пейзажа.

Рябиновый листок. Смешение цветов. Краски осени.

2 занятия

Схема изображения рябинового листа.

Изображение рябинового листа.

Осеннее дерево. Импрессионизм. Смешение цветов.

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Схема изображения дерева.

Закономерности пространственного смешения цветов.

Изображение осеннего дерева с помощью техники раздельного маска.

Декабрь

Цветы. Пуантилизм. Смешение цветов.

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Закономерности пространственного смешения цветов.

Изображение цветов с использованием авторской нетрадиционной техники рисования «Техника с использованием ватных палочек».

Золотая рыбка. Кубизм.

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Понятие «витраж».

Изображение золотой рыбки в технике «Витраж».

Лягушонок. Реализм

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Строение лягушки.

Изображение лягушки с использованием авторской нетрадиционной техники рисования с клеем для передачи неровностей кожи.

Тигр. Реализм

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Особенности передачи выразительности морды тигра.

Изображение тигра акварельными красками.

Январь

Закат в природе. Реализм

2 занятия

Особенности направления в живописи при изображении пейзажа. Особенности цветового решения при изображении ночного пейзажа; деревьев, строений, птиц, находящихся на фоне солнца (черные силуэты).

Изображение заката или восхода солнца, дерева, строений…

Абстракционизм

2 занятия

Особенности направления в живописи.

Понятие абстрактного изображения.

Абстрактный рисунок с использованием пройденных техник рисования (техника с клеем, жидким мылом, кручением кости…)

Февраль

Хвойный лес. Направления в живописи.

2 занятия

Закрепление особенностей различных направлений в живописи.

Изображение хвойного леса в самостоятельно выбранных направлениях живописи.

Ирисы. Простой натюрморт

2 занятия

Законы линейной перспективы. Основы построения композиции. Особенности использования различных художественных материалов.

Изображение ирисов в вазе. Использование акварели, гуаши, восковых мелков.

Фрукты. Простой натюрморт

2 занятия

Законы линейной перспективы. Основы построения композиции, передача объема.

Изображение блюда с фруктами.

Розы. Простой натюрморт

2 занятия

Законы линейной перспективы. Основы построения композиции, передача объема.

Изображение вазы с розами.

Март

Собака-друг человека. Анималистический жанр.

2 занятия

Анималистический жанр, его особенности и характеристики.

Изображение собаки с использованием «сетки», как пространственного ориентира.

Зебра. Анималистический жанр.

2 занятия

Анималистический жанр, его особенности и характеристики.

Изображение зебры с использованием «сетки», как пространственного ориентира.

Пруд. Сельский пейзаж.

2 занятия

Законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение пруда, окруженного деревьями (по репродукции Клода Моне «Пруд в Монжероне»)

Березы. Сельский пейзаж.

2 занятия

Законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение берез на берегу озера (по репродукции Игоря Грабаря «На озере»)

Апрель

Кремль. Городской пейзаж.

2 занятия

Законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение соборов Кремля.

Женский портрет.

2 занятия

Особенности построения пропорционально верного лица, соотношения частей. Законы изображения через вспомогательные линии.

Изображение мамы, бабушки, сестры.

Мужской портрет.

2 занятия

Особенности построения пропорционально верного лица, соотношения частей. Законы изображения через вспомогательные линии.

Изображение папы, дедушки, брата.

Удивительное рядом.

2 занятия

Разнообразие форм и цвета.

Изображение «очеловеченных» овощей и фруктов.

Май

Отражение в воде

2 занятия

Законы воздушной и линейной перспективы.

Изображение деревьев, отраженных в воде.

Световой луч. Цветовой спектр.

2 занятия

Основные и производные цвета. Законы последовательности расположения цветов; круговая система цветов спектра.

Изображение светового луча (фонарь, свет от лампы).

Помнит мир спасенный. Урок мужества.

2 занятия

Беседа, посвященная героям ВОВ

Изображение военных открыток.

Шум птиц.

1 занятие

Особенности строения, окраса птиц.

Изображение петуха.

Итоговая диагностика

1 занятие

Л И Т Е Р А Т У Р А.

  1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  2. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. М., 2006
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа. М., 2006
  4. Дрезнина М.Г. Каждый ребёнок – художник. М., 2002
  5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  6. Кастерман Ж. Живопись: рисуй и самовыражайся. 2002 г.
  7. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  10. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  11. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
  12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.
  13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1998.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение Городского округа Балашиха

"Детский сад комбинированного вида № 55 "Изумрудный город"

Московская область, 143900, г. Балашиха, кв-л Изумрудный, д.6, тел: (8-926) 078-78-82

                 Принято:                                                                   Утверждаю

советом педагогов                                   Заведующий МАДОУ  «Детский сад №55»

протокол №                                                                            ___________/Долгая Е.В.

от                                                               Приказ  №____ от «____» _________20__г.

Рабочая программа дополнительного образования

из внебюджетных средств

для детей 4-7 лет

по изобразительному искусству.

Кружок «Волшебные краски»

Учебно–программное обеспечение рабочей программы:

Лыкова И. А. Издатели: ИД Цветной мир,2012 г.

Рабочая программа учебного кружка

включает содержание за пределами

основной образовательной программы ДОУ

                на 2015/2016 учебный год

Составитель: Удалова Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для кружка ДМИ.

Рабочая программа для кружка  по обучению игре на детских музыкальных инструментах, рассчитана на 2 года обучения. Включает разделы- обучение игре на ДМИ и Музыкальная грамота. для детей младшей,...

Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".

Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...

Программа волейбольного кружка "Весёлый мяч"

Пояснительная записка, организация образовательной деятельности, тематический план....

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...