Конспект НОД по рисованию в группе общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шашина Людмила Сергеевна

«Знакомство с Гжельской росписью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в группе общеразвивающей направленности для детей  5 – 6 лет

Тема: «Знакомство с Гжельской росписью»

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи. Учить красиво располагать узор на форме.

Учить рисовать концом кисти

Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, шаблоны кружки и чайника, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

         Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве.

Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”.

Я приглашаю вас на необыкновенную выставку изделий русских мастеров, русских умельцев. На выставке разрешается только смотреть, руками трогать экспонаты (предметы) запрещается.

На выставке гостей встречает и знакомит с экспонатами экскурсовод.

Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Вы согласны? (Предложить встать полукругом).

Край фарфорового чуда,

А кругом него леса …

Синеглазая посуда -

Вазы, чайники и блюда

Ярко светится оттуда,

Как родные небеса!

Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей.

Полюбуйтесь красивыми изделиями. (Дать возможность несколько секунд полюбоваться). Они вам нравятся? (Да!) Чем нравятся? (Они красивые, необыкновенные, неповторимые…)

Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». (дети садятся на свои места)

Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»?

Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

         Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать.

Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия похожего на другое.

Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

А два века назад была открыта фабрика по производству посуды.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Просмотр презентации. «Мы на фабрике.»

Сначала из фарфоровой массы вручную делают такую посуду.

Затем мастера расписывают изделия вручную.

Каждый мастер расписывает свое изделие и ставит роспись.

Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре.

И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия.  

Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.  Посмотрите, как красиво!

Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии? (кружки, капельки, точки, полосы, сеточка, дуги, завитки, волнистые линии,)

Физкультминутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем чайник и кружки. Посмотрите, как расписала чайник и кружку я. Какие элементы использованы в росписи?

Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок.  А из них получаются цветы, листья.

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.

Работа детей у доски. (двое – трое детей).

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски?  (дуги, листья, завитки, сеточки).

Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими  гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.

Вот такие чайники и кружки получились у детей.

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет по художественно-эстетическому развитию(рисование). Тема: «Зимушка-зима!»

Программное содержание: Расширять представления детей о понятиях "добро" и "зло". Прививать детям чувство любви к окружающему миру, к ближнему своему. Развивать творческое воображение, умени...

Конспект ООД художественное творчество (рисование) Тема: «Лиса» (рисование тычком) (группа общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет)

Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;Задачи: формировать умения рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рису...

Конспект ООД по образовательной области "Рисование" для группы общеразвивающей направленности в возрасте 5-6 лет

Цель: Знакомить детей с народным промыслом  «Дымковской игрушки»Задачи: 1. Учить украшать коврик по мотивам дымковской росписи.2. Познакомить детей с цветами, которые используются в р...

Конспект занятия по рисованию в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Тема: «Шли наши сапожки по волшебной дорожке»

Данная рзработка может быть полезна для воспитателей групп общеразвивающей направленности для деитей 3-4 лет. На данном занятииреализуются следующие задачи:Формировать умение рисовать кистью; учи...

Конспект НОД по рисованию в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.

Задачи:• Учить передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное; рисовать елочку с удлиненными книзу ветками.• Закреплять умение рисовать красками.• Развивать образн...

Конспект ООД во второй младшей группе общеразвивающей направленности по рисованию на тему: «Рисование по замыслу»

Продолжать развивать желание и умение самостоятельно определять содержание своего рисунка....