Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в средней группе № 6 «Теремок» Тема: «Русская народная игрушка — матрёшка»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Гадеева Ирина Германовна

Конспект занятия по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_okrug.docx735.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» Пограничного муниципального округа

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в средней группе № 6 «Теремок»

Тема: «Русская народная игрушка — матрёшка»

Рисунки матрешек для детей для сортировки по размеру ...

Воспитатель: Гадеева И.Г.

пгт. Пограничный, 2024 г

«Русская народная игрушка - матрёшка»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.
  • Познакомить с историей появления Матрешки в нашей стране.

  • Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

Развивающие:

  • Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.
  • Развивать творчество, интерес к прошлому.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  • Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, расписывают игрушку используя нетрадиционные материалы (ватные палочки, поролоновые тычки, штампы из гофр картона); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Форма организации: групповая.

Форма занятия: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение.

Предварительная работа: рассматривание матрешек, игры с матрешками, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.

Словарь новых слов: расписная матрешка, деревянная, народные умельцы.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

• Картинки с изображением различных матрешек.

• Расписные матрешки

Раздаточный материал:

• Шаблон матрешки.

• Гуашь, ушные палочки, поролоновые тычки, штампы из гофрокартона для рисования листьев.

Ход занятия:

Организационный момент:

 Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, давай поздороваемся с ними.

Игровое упражнение «Доброе утро»

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем: Здравствуйте, друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем Привет! и Добрый день!

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО.

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься больше всего?

 - А какие игрушки вам нравятся?

 - А у вас есть любимые игрушки?

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной игрушкой, а какой, вы узнаете, разгадав мою загадку:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются (матрёшки).

Воспитатель:

 Матрешка – родилась более 100 лет тому назад. Жена купца Мамонтова привезла из Японии интересную игрушку. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. (демонстрация картинок)

 Василиию Звездочкину токарю по дереву, очень понравилась эта игрушка и ему захотелось сделать свою игрушку. И он выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. (демонстрация картинок)

 

Поэтому первая матрешка представляла собой группу детей: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Получилось дружное и трудолюбивое семейство. И назвали новую игрушку Матрена т к это имя было самое распространенное на Руси. (демонстрация картинок)

 Воспитатель: Из чего же сделана матрешка?

 Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево спиливают ранней весной, сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, и у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком. (демонстрация картинок)

 Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой.

Остальные матрешки состоят из двух частей.

Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем, покажем матрешкам веселую разминку.

Физкультминутка

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки,

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки,

Раскраснелись наши щечки,

Ладушки, ладушки,

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

Воспитатель:

-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру. Матрешка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она -  душа России.

Воспитатель: -. Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками? У меня есть матрешки, которым художник не успел расписать фартук.

- На рабочих столах есть ватные палочки, поролоновые тычки, штампы ими мы и будем расписывать фартук матрешке.

Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мы красавицы матрешки»
Мы — красавицы матрешки, (
разжимают кулачки, шевелим пальчиками)
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша,( 
Загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре — Маша, 
правой руке, начиная с большого)
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать
.( разжимают кулачки 2 раза).
Ну вот наши пальчики готовы пора приступать к работе.

Дети выполняют работу.

Воспитатель: - Ой, какие яркие, расписные фартуки получились у ваших матрешек.

- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

-  А из чего матрёшка сделана?

- А какие у вас получились матрёшки?

- Вам понравилось рисовать необычными материалами?

- Как бы вы назвали свою матрешку?

- Кому вы хотели бы ее подарить?

       

  Самоанализ занятия.                         

«Русская народная игрушка - матрёшка»

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.
  • Познакомить с историей появления Матрешки в нашей стране.

  • Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

Развивающие:

  • Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.
  • Развивать интерес к прошлому своего народа.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  • Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, расписывают игрушку используя нетрадиционные материалы (ватные палочки, поролоновые тычки, штампы из гофр картона); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Форма организации: групповая.

Форма занятия: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение.

   Все части занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме, связаны друг с другом.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие (ознакомление с историей возникновения игрушки матрешки
  • Социально-коммуникативное (ритуал приветствия в организационной части, участие в общей беседе)
  • Физическое развитие (физминутка, пальчиковая гимнастика)

Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приемы:

  • Наглядный (иллюстрации, обследование)
  • Словесный: (рассказ педагога, указание, пояснение, педагогическая оценка)
  • Практический (роспись фартука матрешки)

Материал занятия усвоен детьми, закреплен с опорой на продуктивную деятельность.

Итог занятия был организован с целью создания высокого эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Анализируя занятие могу с уверенностью сказать, что содержание соответствовало теме занятия, поставленные задачи были выполнены.

C:\Users\Acer\Downloads\IMG-20240329-WA0009.jpg

C:\Users\Acer\Downloads\IMG-20240329-WA0008.jpg

C:\Users\Acer\Downloads\IMG-20240329-WA0006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе по теме «Русская народная игрушка»

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей средней группы...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сюжету русской народной сказки «Теремок»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Программные задачи:Обучающие:Закреплять название геометрических фигур (круг, овал, квадрат, ...

Конспект игровой деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Русская народная игрушка – матрешка»

Задачи: Дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке. Уточнить представление о разнообразии русской народной игрушки и материале, используемом для их изготовле...