"Расписные ложки"
план-конспект занятия по рисованию

шнайдер елена валериевна

конспект рисования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shnayder_e.v.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Расписные ложки»

Группа: старшая

Воспитатель: Шнайдер Е.В.

Цель: создание условий для познавательной активности детей в процессе игрового общения со сверстниками.

Задачи:

  1. Развивать умение договариваться о совместных действиях, работать в группе
  2. Развивать умение инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирать стиль общения
  3. Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками в предложенных формах

Образовательные области: познавательная, социально - коммуникативная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Оборудование:  мультимедийная презентация «Чудо ложки», пластмассовые ложки с цифрами, металлические и деревянные ложки по количеству детей, песочные часы, 3 листа бумаги, формата А – 3, три конверта с картинками, клей – карандаш на каждого ребенка, мольберт, прямоугольная коробка голубого цвета, пластилин, краски, силуэты ложек, кисточки.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Что было до нашей эры», сказки К.Пино «Сказка о деревянной ложке», изучение свойств дерева, пластмассы, камня, металла, разучивание музыкальных отрывков с использованием деревянных ложек.

Ход: «Запуск» (начало)

Дети заняты свободной деятельностью, воспитатель берет 2 колокольчика и начинает звонить, приговаривая:

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются около воспитателя).

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся…

Динь, день! Динь, день!

Не проспите новый день! 

- Ребята, отгадав мою загадку, вы догадаетесь, о чём сегодня мы с вами будем говорить: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ответы детей)

- Как вы догадались? (ответы детей)

- Да, действительно речь сегодня пойдёт о ложках.

Игра-задание для рабочего настроя «Волшебная ложка»

Игроки передают волшебную ложку друг другу, по кругу, отвечая на вопросы. Вопросы меняются по сигналу ведущего «Стоп». Если какие-то дети затрудняются, можно предложить остальным ребятам им помочь.

Педагог:

- Ребята, будем передавать волшебную ложку друг другу, и отвечать на вопросы, повторяться нельзя. Как только скажу: «Стоп!» - вопрос поменяется.

Вопросы:

- Какие бывают ложки? (Дети отвечают)

- Что есть у ложки? (Дети отвечают)

- Чем отличаются ложки? (Дети отвечают)

Педагог:

- Каждый день, садясь обедать вы, берёте в руки ложку и, наверное, никогда не задумывались, откуда и когда она появилась. Ребята, а вы знаете, что в мире существует несколько музеев ложки (ответы детей)

- А я сегодня собираюсь посетить один из музеев ложек. А вы хотите со мной пойти в музей ложек? (Ответы детей)

Звучит музыка, на экране появляется заставка «Музей ложек».

Виртуальная экскурсия в музей ложек.

Педагог в роли экскурсовода рассказывает детям о ложках, рассказ сопровождается мультимедийной презентацией «Чудо ложки».

Педагог:

  1. Вначале люди ели руками
  2. Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться  палочками.
  3. Но палочкой суп не поешь. Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая.
  4. Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Первые деревянные и глиняные ложки были  очень простые, без украшений.
  5. Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.
  6. Как делали деревянные ложки:

а) раскалывали полено на чурбаки,

б) разбивали чурбаки на мелкие чурочки – баклуши,

в) снимали все ненужное (сучки, неровности, горбыльки),

г) придавали ложке окончательную форму, украшали резьбой или узорами.

7. Так выглядела старинная ложка.

А это мастера, которые делали деревянные ложки.

  1. Вначале ложки украшали резьбой.
  2. Время шло. Вид деревянных ложек  меняется.
  3. Люди стали украшать ложи рисунками (росписью). Вначале только во внутренней части ложки.  Позднее ложки стали украшать и снаружи
  4. А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями.
  5. Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать  ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
  6. Люди, жившие у южных морей (древние греки)  использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. Позднее к ракушкам приделывали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими.
  7. Время шло. Люди стали использовать металлы для изготовления ложек. Богатые - из дорогих металлов: золота и серебра, а бедные из  простых металлов.
  8. Вид ложки изменился, стал простым и удобным. Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают, тоже меняются. Со временем люди придумали еще один материал, из которого стали делать ложки – пластмасса. А ложки из пластмассы как называются? (ответы детей)
  9. Когда люди стали пить чай и кофе появилась новая посуда, необходимая для чая и кофе. Как можно назвать ложку для чая? А как можно назвать ложку для кофе? (ответы детей). Люди едят разные десерты: мороженое, торты. Для этого существуют специальные ложки для десертов. Как они называются? (ответы детей).
  10. Но существует множество необычных ложек. Посмотрите на эту ложку. Чем она отличается от остальных (в ней есть дырочки). Может мастер ошибся? Как вы думаете, для чего нужна такая ложка? (ответы детей).

- Ребята, а вы знаете, что на ложках отбивать ритм можно такой, сразу в пляс пойдёт любой. А как вы думаете, мы с вами сможем ритм отбить? (ответы детей). Давайте попробуем!

Игра – разминка «Ложкари»

На столе лежат деревянные, металлические и пластмассовые ложки. Педагог предлагает детям взять пару деревянных ложек. Дети берут по 2 ложки и под музыку отбивают ритм в разных музыкальных направлениях.

Игры для приобщения к делу.

Педагог:

- Ребята, поменяйте деревянные ложки на пластмассовые (дети меняют ложки).

-Видите на ложках цифры, найдите своих товарищей с такой же цифрой, объединитесь в три компании около столов (на ложках нарисованы цифры 1,2,3, дети делятся на три компании и встают около столов)

- Ребята, ко мне сейчас подойдут от вашей компании посыльный, тот, у кого на ложке цифра красного цвета.

Посыльные подходят к педагогу, он шепотом говорит каждому посыльному, что должна выполнить компания и отправляет их донести информацию: компания под цифрой 1 – должна подойти к общему столу, на котором лежат ложки 3 видов и выбрать деревянные ложки, компания под цифрой 2- должна выбрать металлические ложки, компания под цифрой 3 – должна выбрать пластмассовые ложки. Дети выбирают ложки и садятся каждый за свой стол.

Педагог:

На столах у вас лежат конверты, в которых находятся картинки. Ребята, вам надо вместе их рассмотреть, выбрать нужные и составить коллаж про ваши ложки: первая компания – про деревянную ложку, вторая компания – про металлическую ложку, третья компания – про пластмассовую ложку. На выполнение данного задания вам даётся 5 минут (песочные часы перед вами). Ребята, чья компания справится раньше, дайте нам сигнал. Например, можно похлопать или поднять руки вверх, но можете придумать свой сигнал. Вам надо подумать и договориться, кто из компании будет презентовать ваш коллаж.

Дети начинают работать, педагог, поочередно подходит к компаниям:

Педагог:

- Ребята, вам все понятно, что надо сделать? (дети отвечают, если не совсем поняли, педагог помогает).

Педагог поочередно работает в каждой компании, спрашивает, какие картинки, они выбирают, почему выбрали, все ли согласны.

Педагог:

- Ребята, какая компания первой подала нам сигнал? Та компания и начинает презентовать свой коллаж.

Творческое самоутверждение «Презентация коллажей» (компании презентуют свои коллажи)

Вопросы к компаниям:

- Удалось ли вам договориться, выполняя задание?

- Легко ли вам было работать всем вместе?

- Что вам помогало?

Педагог:

- Ребята, а давайте пополним музей ложек нашими коллажами (дети крепят коллажи на мольберты)

Рефлексия.

- Ребята, а теперь давайте сядем на ковер в круг. Скажите, что для вас было сегодня самым интересным и необычным? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни? В чём вы испытывали трудность? Ребята, о чём бы ещё хотели узнать?

Переход в совместную деятельность

Педагог:

- Я для вас приготовила сюрприз. Он спрятан в крупном прямоугольном предмете, голубого цвета. Только искать его надо молча, глазами. Кто найдет – хлопает в ладоши. (Дети находят прямоугольную коробку, в нем спрятаны пластилин, краски, шаблоны ложек, кисточки)

Педагог:

- Ребята, я предлагаю вам пополнить музей ложек нашими экспонатами. Из пластилина можно слепить ложки, а краски помогут расписать ложки (дети выбирают материал по желанию и приступают к работе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по рисованию "Расписная ложка" для старшей группы

Данный материал предназначен для проведения НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Расписная ложка»

расширить представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить с хохломской росписью на примере росписи деревянной ложки....

Технологическая карта по ИЗО в старшей группе: "Расписные ложки"

Технологическая карта по ИЗО в старшей группе: "Расписные ложки"...

НОД по рисованию "Расписная ложка"

НОД по рисованию "Расписная ложка"...

Конспект НОД по рисованию для детей подготовительной к школе группы "Расписные ложки" (хохломская роспись)

Данный конспект поможет воспитателям дестких учреждений познакомить детей с народно - прикладным искусством - хохломской росписью, а детей почувствовать себя настоящими мастерами народной росписи....

Конспект открытого занятия в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему: "Расписные ложки Белогорья"

Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада. Занятие по своим задачам и материал соответствовали возрасту детей.Цель: Ознакомление ...

Познавательно – творческий, исследовательский проект "Ложки расписные – ложки деревянные"

Познавательно – творческий, исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста....