Конспект НОД для детей подготовительной группы на тема: «Гжельская роспись»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект НОД для детей подготовительной группы
на тему: «Гжельская роспись»
Цель: Знакомство детей с традиционным русским художественным промыслом «Гжелью»
Задачи:
Образовательная:
- учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительного орнамента (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками, капельками, листиками, сеточками, цветами).
Развивающая:
- развивать наблюдательность;
- умение видеть характерные отличительные особенности изделий, качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к народному декоративному искусству;
- вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
- способствовать формированию эстетического и художественного вкуса;
- развивать творческое воображение детей.
Демонстрационный материал:
Изделия выполненные в технике гжельской росписи (посуда, игрушки)
Ход занятия
Неужели, неужели
Вы не знаете о Гжели?
Или в Гжельской чашке чай
Вам на стол не ставили,
И про Гжель хоть невзначай
Разве не слыхали вы?
(Николай Симаков)
- Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, а вы мне в этом поможете.
Мы все любим русские народные сказки. Какими словами начинаются сказки?
-Жили-были…
- Правильно. Так вот слушайте…
Жили–были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди.
Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге, природа будто засыпает. (Показ репродукций картин русских художников)
Почему зиму очень часто называют волшебницей?
- Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым снегом, деревья наряжаются в сверкающие серебристымимантии, елочки в белые шубы.
Какие стихи русских поэтов о зиме вы знаете?
И. Суриков «Зима», С. Есение «Береза», Е. Шаламонова Зима,
(По желанию дети читают стихи о зиме)
Природа заснула до весны, но гжельские мастера не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на радость , забавы ради. Потом кладут мастера свои изделия в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными.
За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер…
(Чтение педагогом стихотворения Василия.Фетисова «Зимний вечер»)
Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями
Дом синеет,
Крытый синей ватою.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватою.
Красит синькою Мороз
В окнах незабудки.
И зевает синий пес
Возле синей будки
Для росписи своей посуды гжельские мастера выбрали синюю краску на белоснежном фоне.
Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый.почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. (Показ репродукций и иллюстраций)И пошла по всей России слава о бело-синей Гжели.
На прошлых занятиях мы изготовили блюдца ,сделанные из соленого теста, а сегодня мы будем их расписывать .
Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.
Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию - минимальное.
Гжельские мастера применяют сухую краску, в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.
Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета. Давайте приступим к росписи наших блюдец, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю блюдца.
Физминутка «Сеточки Гжели».
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
И запомним мы теперь (руки к голове, качают головой)
Нарисовать как сетки гжель. (руки вниз и в стороны)
Возьмите блюдце, придумайте свой узор и распишите его.
Рефлексия в технологии «Кубик Блюма»:
- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?
- Было ли вам интересно?
- Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?
- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей подготовительной группы
на тему: «Гжельская роспись»
Цель: Знакомство детей с традиционным русским художественным промыслом «Гжелью»
Задачи:
Образовательная:
- учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительного орнамента (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками, капельками, листиками, сеточками, цветами).
Развивающая:
- развивать наблюдательность;
- умение видеть характерные отличительные особенности изделий, качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к народному декоративному искусству;
- вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
- способствовать формированию эстетического и художественного вкуса;
- развивать творческое воображение детей.
Демонстрационный материал:
Изделия выполненные в технике гжельской росписи (посуда, игрушки)
Ход занятия
Неужели, неужели
Вы не знаете о Гжели?
Или в Гжельской чашке чай
Вам на стол не ставили,
И про Гжель хоть невзначай
Разве не слыхали вы?
(Николай Симаков)
- Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, а вы мне в этом поможете.
Мы все любим русские народные сказки. Какими словами начинаются сказки?
-Жили-были…
- Правильно. Так вот слушайте…
Жили–были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди.
Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге, природа будто засыпает. (Показ репродукций картин русских художников)
Почему зиму очень часто называют волшебницей?
- Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым снегом, деревья наряжаются в сверкающие серебристымимантии, елочки в белые шубы.
Какие стихи русских поэтов о зиме вы знаете?
И. Суриков «Зима», С. Есение «Береза», Е. Шаламонова Зима,
(По желанию дети читают стихи о зиме)
Природа заснула до весны, но гжельские мастера не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на радость , забавы ради. Потом кладут мастера свои изделия в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными.
За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер…
(Чтение педагогом стихотворения Василия.Фетисова «Зимний вечер»)
Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
За ветвями
Дом синеет,
Крытый синей ватою.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватою.
Красит синькою Мороз
В окнах незабудки.
И зевает синий пес
Возле синей будки
Для росписи своей посуды гжельские мастера выбрали синюю краску на белоснежном фоне.
Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый.почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. (Показ репродукций и иллюстраций)И пошла по всей России слава о бело-синей Гжели.
На прошлых занятиях мы изготовили блюдца ,сделанные из соленого теста, а сегодня мы будем их расписывать .
Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.
Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию - минимальное.
Гжельские мастера применяют сухую краску, в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.
Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета. Давайте приступим к росписи наших блюдец, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю блюдца.
Физминутка «Сеточки Гжели».
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
И запомним мы теперь (руки к голове, качают головой)
Нарисовать как сетки гжель. (руки вниз и в стороны)
Возьмите блюдце, придумайте свой узор и распишите его.
Рефлексия в технологии «Кубик Блюма»:
- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?
- Было ли вам интересно?
- Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?
- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы
Структура занятия Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст 6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект: Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию
Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию...

Конспект развлечения для детей подготовительной группы по духовно – нравственному воспитанию:приобщение детей к русским народным традициям «Зимний вечер на Николу»
Развлечение поготовлено и проведено при участии музыкального руководителя Филипповой Натальи Сергеевны....

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»
Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Берёзка»Тема: Городецкая роспись
Тема: Городецкая роспись...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»
В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Декоративное рисование. Роспись объемной фигуры «Рыбка»
Конспект НОД для детей подготовительной группы«Декоративное рисование. Роспись объемной фигуры «Рыбка» Цель: создать условия для развития творческих способностей в создании...
