Конспект НОД для детей подготовительной группы на тема: «Гжельская роспись»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

М.В. РОДИНА

Конспект НОД для детей подготовительной группы

на тему: «Гжельская роспись»

Цель: Знакомство детей с традиционным  русским художественным  промыслом «Гжелью»

Задачи:

Образовательная:

- учить выделять характерные особенности  гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами  растительного орнамента  (прямыми и волнистыми линиями различной толщины,  точками, капельками,  листиками, сеточками, цветами).

Развивающая:

- развивать наблюдательность;

-  умение видеть характерные отличительные особенности изделий,  качество материала, способ его обработки, фон,  колорит росписи, элементы узора.

Воспитательная:

- воспитывать интерес  к народному декоративному искусству;

- вызывать положительный эмоциональный  отклик  на прекрасное.

- способствовать формированию эстетического и художественного вкуса;

- развивать творческое воображение детей.

Демонстрационный материал:

Изделия    выполненные в технике  гжельской росписи (посуда, игрушки)

Ход занятия

Неужели, неужели

Вы не знаете о Гжели?

Или в Гжельской чашке чай

Вам на стол не ставили,

И про Гжель хоть невзначай

Разве не слыхали вы?

 (Николай Симаков)

-  Ребята, сейчас  я расскажу вам  сказку, а вы мне в этом поможете.

Мы все любим русские народные сказки.  Какими словами   начинаются сказки?

-Жили-были…

-  Правильно. Так вот слушайте…

Жили–были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди.

Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге, природа будто засыпает. (Показ репродукций картин русских художников)

Почему зиму очень часто называют волшебницей?

- Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым снегом, деревья наряжаются в сверкающие серебристымимантии, елочки  в  белые шубы.

Какие стихи русских поэтов о зиме  вы знаете?

И. Суриков «Зима»,  С. Есение «Береза», Е. Шаламонова Зима,

 (По желанию дети читают стихи о зиме)

 Природа заснула до весны, но гжельские мастера  не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто  и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки.  Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на радость , забавы ради. Потом  кладут мастера свои  изделия  в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными.

За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер…

 (Чтение педагогом стихотворения Василия.Фетисова «Зимний вечер»)

Вечер зимний

В небе синем

Звезды синие зажег.

Ветви сыплют

Синий иней

На подсиненный снежок.

 

За ветвями

Дом синеет,

Крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватою.

 

Красит синькою Мороз

В окнах незабудки.

И зевает синий пес

Возле синей будки

 

Для росписи своей посуды гжельские мастера выбрали  синюю краску на белоснежном фоне.

Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый.почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. (Показ репродукций и иллюстраций)И пошла по всей России  слава о  бело-синей  Гжели.

 На прошлых занятиях мы изготовили блюдца ,сделанные из соленого теста, а сегодня  мы будем их расписывать .

Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.

Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию - минимальное.

Гжельские мастера применяют сухую краску, в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.

Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета. Давайте приступим к росписи наших блюдец, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю блюдца.

Физминутка «Сеточки Гжели».

Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)

Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)

Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)

Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)

И запомним мы теперь (руки к голове, качают головой)

Нарисовать как  сетки гжель. (руки вниз и в стороны)

Возьмите  блюдце, придумайте свой узор и распишите его.

Рефлексия в технологии «Кубик Блюма»:

- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

- Было ли вам интересно?

- Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?

- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_risovanie.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей подготовительной группы

на тему: «Гжельская роспись»

Цель: Знакомство детей с традиционным русским художественным промыслом «Гжелью»

Задачи:

Образовательная:

- учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительного орнамента (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками, капельками, листиками, сеточками, цветами).

Развивающая:

- развивать наблюдательность;

- умение видеть характерные отличительные особенности изделий, качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к народному декоративному искусству;

- вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

- способствовать формированию эстетического и художественного вкуса;

- развивать творческое воображение детей.

Демонстрационный материал:

Изделия выполненные в технике гжельской росписи (посуда, игрушки)

Ход занятия

Неужели, неужели

Вы не знаете о Гжели?

Или в Гжельской чашке чай

Вам на стол не ставили,

И про Гжель хоть невзначай

Разве не слыхали вы?

(Николай Симаков)

- Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, а вы мне в этом поможете.

Мы все любим русские народные сказки. Какими словами начинаются сказки?

-Жили-были…

- Правильно. Так вот слушайте…

Жили–были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди.

Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. Вот и зима уже на пороге, природа будто засыпает. (Показ репродукций картин русских художников)

Почему зиму очень часто называют волшебницей?

- Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым снегом, деревья наряжаются в сверкающие серебристымимантии, елочки в белые шубы.

Какие стихи русских поэтов о зиме вы знаете?

И. Суриков «Зима», С. Есение «Береза», Е. Шаламонова Зима,

(По желанию дети читают стихи о зиме)

Природа заснула до весны, но гжельские мастера не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на радость , забавы ради. Потом кладут мастера свои изделия в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными.

За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер…

(Чтение педагогом стихотворения Василия.Фетисова «Зимний вечер»)

Вечер зимний

В небе синем

Звезды синие зажег.

Ветви сыплют

Синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями

Дом синеет,

Крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватою.

Красит синькою Мороз

В окнах незабудки.

И зевает синий пес

Возле синей будки

Для росписи своей посуды гжельские мастера выбрали синюю краску на белоснежном фоне.

Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый.почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. (Показ репродукций и иллюстраций)И пошла по всей России слава о бело-синей Гжели.

На прошлых занятиях мы изготовили блюдца ,сделанные из соленого теста, а сегодня мы будем их расписывать .

Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.

Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию - минимальное.

Гжельские мастера применяют сухую краску, в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.

Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета. Давайте приступим к росписи наших блюдец, пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю блюдца.

Физминутка «Сеточки Гжели».

Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)

Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)

Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)

Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)

И запомним мы теперь (руки к голове, качают головой)

Нарисовать как сетки гжель. (руки вниз и в стороны)

Возьмите блюдце, придумайте свой узор и распишите его.

Рефлексия в технологии «Кубик Блюма»:

- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

- Было ли вам интересно?

- Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?

- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект: Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию

Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Декоративное рисование. Роспись объемной фигуры «Рыбка»

Конспект НОД для детей подготовительной группы«Декоративное рисование. Роспись объемной фигуры «Рыбка» Цель: создать условия для развития творческих способностей в создании...