Конспект "Нарядная барыня"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

конспект по рисованию по дымковской росписи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_naryadnaya_baryshnya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Нарядные барыни.

Тема занятия: нарядная барыня.

Возрастная группа: старшая.

Цель занятия: Создание альбома «Дымковские игрушки» в ходе дидактической игры «Найди лишнее» с использованием рисования.

Задачи:

Обучающая: - закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, дуги, волнистые линии).

Развивающие: развивать эстетический вкус. память, внимание.

Воспитательные: уважение к труду народных мастеров; любовь к дымковской росписи.

Словарная работа: орнамент в дымковской росписи.

Планируемый результат занятия: умение украшать бумажную игрушку дымковской росписью. Дети будут выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки) и ритмично располагать узор. Развитие умения выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Подготовительная работа:просмотр презентации «Дымковская игрушка»; рисование элементов дымковского узора; чтение книг, стихов о дымковской игрушке; рассматривание иллюстраций и изделий декоративно-прикладного творчества.

Материалы и оборудование: доска; иллюстрации с изображением дымковских игрушек; краски; кисти двух размеров; салфетки; подставки; стаканы с водой; проигрыватель.

Ход занятия:

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты - мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Садимся за стол

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Воспитатель: Да, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди. В одном из сёл нашей России работают мастера, которые превращают простые некрашеные глиняные игрушки в чудо-красоту.

Воспитатель: девочки, мастера прислали нам альбом, интересно что же в нём? Хотите узнать? Тогда послушайте загадку:

Мастера для всех ребят

Налепили жеребят,

Всадников, цыплят,

Посадили их в ушат.

Посушили, побелили,

Яркой краской нарядили.

Разложили все в лоток

В изукрашенный платок.

Беседа

Воспитатель открывает альбом, а в нём разные дымковские игрушки.

Воспитатель: Посмотрите какие здесь красивые игрушки! Давайте их рассмотрим. (Дети рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).

Какие они все яркие, красивые и очень разные.

Воспитатель: Скажите, какого цвета бывают дымковские игрушки?

Дети: Всегда белые.

Воспитатель: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?

Дети: Красные, белые, зелёные, желтые и т.д.

Воспитатель: Какие узоры на дымковских игрушках?

Дети: Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка.

Воспитатель: чередование ромбиков, зигзагов, точек, кругов, прямоугольников, различных линий- называется орнаментом дымковской росписи.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке .

Изначально каждый символ и весь орнамент имели скрытое значение и были связаны с природой:

волнистая линия — вода;

круг со звездой — солнце;

перекрёщенные полоски — колодезный сруб;

яблоко — знак жизни и плодородия.

Также в дымковской росписи встречаются различные растительные элементы: зёрна, ягодки, листики и цветочки.

Воспитатель: Какими приёмами выполняются узоры?

Дети: Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу

Воспитатель: ребята, посмотрите здесь записка “Дорогие ребята, в нашем альбоме есть нераскрашенные игрушки, они очень грустные, так как в селе Дымково закончились краски. И теперь эти игрушки некрасивые, помогите нам пожалуйста их раскрасить.

Воспитатель: девочки, мы поможем мастерам расписать игрушки?. Есть у меня кисть волшебная, я дотронусь ею до вас и вы превратитесь в волшебные краски. Согласны?(надеваю ободки)

Воспитатель: Прежде чем перейти в нашу мастерскую давайте не много разомнёмся.

Физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон

Воспитатель: Краски, вы готовы помочь Дымковским мастерам? (Да.) Садитесь за столы в нашей мастерской.

- Какие краски вы возьмете? Какие будут узоры? С чего мы начнем творить чудеса? Украсим у барышни глаза, ротик, кокошник, блузку, а затем разукрасим юбку.

Воспитатель: Перед тем как мы начнём рисовать предлагаю поиграть

Дидактическая игра

«Найди лишнее»

Цель: закреплять знание о знакомых народных промыслах, развивать мышление, внимание.

ход игры: воспитатель раскладывает на столе 4-5карточек с изображением предметов определенного вида народного промысла, среди них есть один предмет другого вида народного промысла. Ребенку предлагается найти один лишний предмет.

Воспитатель: напомните пожалуйста как работаем с красками

Перед тем как мы начнём рисовать предлагаю поиграть

(проводится пальчиковая гимнастика)

Вот помощники мои – их как хочешь поверни,

По дороге белой гладкой скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок, чок-чок, скачет резвый табунок.

(Поочередно передвигают пальцы по столу.)

(Дети приступают к работе под тихую музыку.(Сормовская дорожка минус) Воспитатель рассказывает.

Воспитатель: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму, а когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть - зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

-Украшаем юбку. Узоры рисуют сверху вниз, сначала крупные, затем мелкие кружочки, точки и волнистые линии.

Рефлексия:

Воспитатель: Девочки, вы сегодня были большие молодцы! Как вы думаете, ваши расписные барыни очень похожи на дымковских? Думаю, мастерам они очень понравятся. Какими получились барыни?

Дети: Яркими, красочными, нарядными.

Когда высохнет краска мы вставим их в альбом.

Воспитатель: -вам сегодня было интересно?

-Что вам было сделать труднее всего?

Дымковские мастера передали вам сладости.

Воспитатель: Дома с родителями предлагаю вам выучить стихи про дымковские игрушки:

*

Щечки Аллы горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, барышня так красива.

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

*

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки, кружочки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но не в силах оторвать свой взор.

Спасибо вам ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по изонити Дымковская барыня

обучение детей технике изонить...

Конспект НОД в области «Художественное творчество» по декоративному рисованию с детьми старшей группы. Тема: «Барыни дымковский узор»

Конспект НОД в области «Художественное творчество»  по декоративному рисованию с детьми старшей группы.   Тема: «Барыни дымковский узор»...

Педагогическое мероприятие по лепке "Украсим барыне наряд"

НОД  по лепке для детей средней группы. Декоративно-прикладное творчество. "Украсим барыне наряд"...

конспект занятия "Подарок для барыни"

занятие построено в форме ТРИЗ...

"Барыня-капуста"

Совместная интегрированная деятельность познавательной направленности с элементами фольклора...