Программа "Волшебные ручки"
материал по рисованию

Светлана Геннадьевна Добрынина

Содержание Программы

1. Целевой раздел

стр.

  1. Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики  особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста ДОО

5

1.2. Описание планируемых результатов освоения Программы, в виде требований к целевым ориентирам

8

  1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

8

2. Содержательный раздел

 

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

8

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

9

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

11

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

11

2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

15

3. Организационный раздел

 

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

16

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

16

3.3. Распорядок и/или режим дня

17

3.4. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий

17

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

17

4. Дополнительный раздел

 

Краткая презентация Программы

18

Приложения к основной образовательной программе

19

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_ruchki.docx170.54 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\79082\Desktop\ПК.png

Содержание Программы

1. Целевой раздел

стр.

  1.  Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики  особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста ДОО

5

1.2. Описание планируемых результатов освоения Программы, в виде требований к целевым ориентирам

8

  1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

8

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

8

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

9

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

11

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

11

2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

15

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

16

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

16

3.3. Распорядок и/или режим дня

17

3.4. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий

17

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

17

4. Дополнительный раздел

Краткая презентация Программы

18

Приложения к основной образовательной программе

19

1. Целевой раздел

1.1.    Пояснительная записка

Программа «Волшебные ручки» - вариативная часть к Основной образовательной  программы МАДОУ ДСКН №5 г.Сосновоборска, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования и предназначена для детей от 3-х до 7-ми лет.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что  художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Новизна. Основной  задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель реализации Программы:

- развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам продуктивной деятельности.

Задачи реализации Программы:

- охранять и укреплять  физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- создать благоприятные условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- развивать у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана с учетом следующих принципов:

- индивидуализация дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

- возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития).

При формировании  Программы учтены следующие подходы:

- культурно-исторический подход  к развитию психики человека, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения, наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»;  

- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности; формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста ДОО.

Возрастные особенности детей 3-4 лет.

На данном этапе у детей формируется интерес к занятиям изобразительной деятельностью; воспитывается художественный вкус и чувство гармонии; продолжает развиваться художественное восприятие, закрепляется умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, активно включая все органы чувств; дети учатся видеть и восхищаться красотой изображенных предметов (формой, цветом) на картинах и при рассматривании народных игрушек, декоративно-прикладных изделий.

Формируется у детей интерес к рисованию; умение передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и тому подобное); они

продолжают учиться правильно, держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; формируется навык свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; дети учатся набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета; дети приучаются осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; закрепляют знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный); знакомятся с оттенками (розовый, голубой, серый); обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; учится ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»);

формировать у детей умение изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и другое); подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и другое); формировать у детей умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и тому подобное (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и другое); учить детей располагать изображения по всему листу.

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течении года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с  наибольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становиться более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

      Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

      Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументировано и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.

Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, глеевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью - до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

     При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

  1. Описание планируемых результатов освоения Программы, в виде требований к целевым ориентирам.

В  программе, целевые ориентиры описаны для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Эмоционально  отзывается  на  красоту  окружающего  мира,  произведения народного и профессионального искусства ( изобразительную деятельность);

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

- у ребенка развиты творческие способности в различных видах продуктивной деятельности.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности  

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на  методе наблюдения и включающая:

 – педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их  дальнейшей оптимизации;

 – детские портфолио, фиксирующие  достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

- детские выставки.

     

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно - модельной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (изобразительному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Программно-методическое обеспечение

наименование

автор

Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.

Акуненок Т.С.

Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.

Анцифирова Н. Г.

 «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

Давыдова Г.Н.

Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ -М.: ТЦ Сфера, 2009

А.А. Грибовская

 «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

Казакова Р.Г.

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности.

Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы работы

Способы

Методы

Средства

Художественно – эстетическое развитие

Подгрупповая

Групповая

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность

Изготовление украшений для групповых помещений к праздникам

Рассматривание предметов, узоров в работах народных мастеров и произведениях, в произведениях книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи

Организация выставок работ

Беседа

Показ

Диалог

Повторение

Рассматривание

Выполнение

Натуральные объекты растительного и животного мира

Реальные предметы

Альбомы

Дидактический материал

ТСО

В ходе реализации программы дети познакомятся со следующими техниками:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск  поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • рисование нитками;
  • тычкование;
  • кляксография;
  • монотипия;
  • набрызг;
  • граттаж;
  • печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

Определяется несколько принципов, на основе которых реализуется данное направление 

педагогического воздействия и взаимодействия, а именно:

- содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в изобразительном виде деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, помощь детям.

Для развития инициативности нужно:

1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, возникает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;

- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Культурные практики организуются детьми в рамках исследовательской, художественной видах деятельности; представляют собой организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка любого возраста. Это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с «экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми».

Культурные практики нуждаются в особом педагогическом сопровождении, при котором педагог намеренно приглашает свою субъективность в пользу ребенка. Только при таком условии они становятся средством становления самостоятельной деятельности ребенка и развития его инициативы.

Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста:

- организованная воспитателем деятельность детей, направленная на решение разных задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

        В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными пособиями, атрибутами, материалами и др.

Руководство самостоятельной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

- организацию развивающей предметно - пространственной среды: удобное и соответствующее место для деятельности; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость различных материалов и реализации на её основе личностно-ориентированного, системного, интегрированного и деятельностного подходов к ребёнку;

- владение педагогами опосредованными методами активизации детской деятельности.

Воспитатель действует осторожно, тактично, ненавязчиво, не стесняя инициативы детей, направляя каждого ребёнка одновременно следовать за всей группой. Значение этой деятельности детей дошкольного возраста неоспоримо.

Самостоятельные действия формируют у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) какие-то действия, воспитывают в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую самодеятельность. А эти качества необходимы всем детям.

Материалом для самостоятельной деятельности детей служат те знания, умения и навыки, которые дети уже получили к совместной деятельности и не требуют сложной организации и подготовки. Детям предоставляется возможность самим выбрать для свободной деятельности любимый вид занятия.

Вид образовательной деятельности

Особенности

Исследовательская деятельность

В дошкольном возрасте экспериментирование является одним из ведущих способов познания мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно-образное мышление. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения. Нетрадиционные техники рисования – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Экспериментально-исследовательская деятельность близка дошкольникам (дошкольники - прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, умение доводить начатое дело до конца.

Проблемно-

поисковое

обучение

Организация образовательного процесса осуществляется таким образом, когда педагог систематически включает ребенка в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение.

Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей: педагог увлекает воспитанников на поиск решения, оказывает им помощь в форме разъяснений, вопросов. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Происходит активизация мыслительной деятельности, ребенок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него проявляется уверенность в собственной компетенции.

Для становления универсальных культурных умений у дошкольников, ведется работа над формированием особых культурных практик детской деятельности.

Культурные практики детской деятельности в системе дошкольного образования - это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор качеств на основе:

- правовых практик;

- практик свободы;

- практик культурной идентификации;

- практик целостности телесно-душевно-духовной организации детской деятельности;

- практик расширения возможностей детской деятельности.

Культурные практики

Содержание культурной практики

правовых практик

Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм продуктивной деятельности.

Соблюдение правил поведения в процессе деятельности.

Контроль за своим поведением в процессе продуктивной деятельности.

Проявление уважения к сверстникам, воспитателю, объектам окружающей среды.

практик свободы

Проявление активности ребенка в деятельности, живое заинтересованное участие в образовательном процессе.

Умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому.

Способность управлять своим поведением. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, способность изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.

Формирование способности планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способности самостоятельно действовать. Осознанно выбирать предметы и материалы для деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.

Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм продуктивной деятельности.

Проявление инициативы и творчества в решении проблемных задач.

практик культурной идентификации

Формирование представлений о мире через продуктивную деятельность детей

практик целостности телесно-душевно-духовной организации детской деятельности

Овладение основными культурно - гигиеническими навыками, самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, а так же соблюдение элементарных правил здорового образа жизни.

Способность планировать деятельность на основе первичных ценностных представлений.

Умение работать по правилу и образцу. Проявление настойчивости и волевого усилия в поисках ответа на вопросы в процессе деятельности.

Соблюдение правил безопасного поведения при проведении опытов.

практик расширения возможностей детской деятельности

Ребенок самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе деятельности.

Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, проблем, поставленных как взрослым, так и им самим.

Культурные практики включают образовательную деятельность, которую организует взрослый, самостоятельную деятельность детей в рамках освоения индивидуальных программ, поэтому особое внимание уделяется:

  • индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов, их суммированию и включению в жизнь сообщества,
  • конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов и мотивации детей,
  • проектной форме организации всех культурных практик,
  • взаимодополняемости основного и дополнительного образования,
  • обеспечению демократического образа жизни детского сообщества как гаранта перехода образования от информационной к деятельностной модели организации.

В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую ребенку, в разрешении которой он принимают непосредственное участие. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Одним из важных принципов реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс группы. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей: дети, воспитатели и родители – равноправные  участники образовательных отношений.

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способность разрешать вопросы, связанные с художественно-эстетическим воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

  • информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях группы и семьи в решении данных задач;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития художественно-эстетического воспитания ребенка;
  • создать условия для вовлечения и увлечение семей нетрадиционными техниками рисования через небольшие тематические выставки.

Виды взаимоотношений с семьями воспитанников:

Сотрудничество - это общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников:

Мастер-класс - особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам.

Наглядная информация. Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена.

3. Организационный раздел

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

Для работы необходимы следующие материалы:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки;
  • фломастеры;
  • свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктейльные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • кисти;
  • подставки под кисти;
  • палитры;
  • клеёнки.

3.2 Описание Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

        Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплексности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования. Методическое обеспечение включает в себя:

- методические пособия для педагогов ДОУ по всем направлениям развития детей в возрасте от 3 до 7 лет (по ИЗО),

- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и возрастным группам,

- комплекты дидактических и демонстрационных материалов,

- электронные образовательные ресурсы.

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные: музыкальный центр, телевизоры, персональные компьютеры, многофункциональные устройства, к использованию которых предъявляется ряд требований, а именно, необходимо избегать длительного применения ТСО в целях предотвращения утомления детей и рационально сочетать их с другими средствами обучения.

Компьютерно-техническое оснащение использоваться для различных целей:

– для демонстрации детям художественных произведений;

– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию данной программы;

– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

Визуальные и аудиовизуальные средства обучения и воспитания, представленные в группе, включают: иллюстрации, наглядные пособия, схемы, предметы и объекты природной и искусственной среды, кино- и видеофильмы, презентации.

3.3. Распорядок и/или режим дня

Программа разработана для детей 3-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий не превышает от 15 до 30 минут.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения- физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствование ранее изученных приемов.

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня в среду и четверг, двумя подгруппами

3.4. Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий

Группа имеет свои традиционные выставки по следующем темам:

- «Осень в гости к нам пришла»;

- «Письмо Дедушке Морозу»;

- «Моя мама – самая красивая!»

Традиции направлены прежде всего на сплочение коллектива детей, родителей, они играют большую роль в формировании и укреплении дружеских отношений.

3.5. Особенности организации предметно – пространственной среды

Развивающая предметно – пространственная среда представлена в виде Центра детского творчества «Маленькие художники» и является:

1. Содержательно – насыщенная – включает средства обучения, материалы, инвентарь, которые позволяют обеспечить:

- исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям

- двигательная активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением

- возможность самовыражения детей;

2. Трансформируемой – обеспечивает возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональной – возможность разнообразного использования составляющих РППС ( например детской мебели, природных материалов) в разных видах детской активности; наличие полифункциональных предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления и пригодных для использования в разных видах детской активности;

4. Вариативной – наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей: периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих творческую активность детей;

5. Доступной – свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) ко всем материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования,

6. Безопасной – все элементы среды должны соответствовать санитарно – эпидемиологическим требованиям и правилам пожарной безопасности по обеспечению надежности и безопасность их использования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Краткая презентация Программы

Программа «Волшебные ручки» – вариативная часть к Основной образовательной  программе МАДОУ ДСКН №5 г.Сосновоборска, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования и предназначена для детей 3-7 лет.

Цель реализации Программы:

- развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам продуктивной деятельности.

Задачи реализации Программы:

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- создать благоприятные условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- развивать у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Эмоционально  отзывается  на  красоту  окружающего  мира,  произведения народного и профессионального искусства ( изобразительную деятельность);

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

- у ребенка развиты творческие способности в различных видах продуктивной деятельности.

Новизна. Основной  задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Приложение №1

Учебно – тематический план

3-4 года

Тема

Цель

Метод рисования

Оборудование

Сентябрь

«Мой любимый дождик».

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.        

Рисование пальчиками.

Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

«Веселые мухоморы».        

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.        

Рисование пальчиками.

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная  и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.

«Веселые мухоморы» (второе занятие).        

Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа).        

Рисование пальчиками.

Листы формата А4 голубого и серого цвета или ватманский лист, зеленая гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки .

«Ягоды и яблочки».        

Познакомить с техникой печатания  печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.        

Печаткой из картофеля (круги разной величины).

Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, зеленого цветов,  печатка из картофеля, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи.

Октябрь

«Осеннее дерево».

Учить рисовать ствол дерева и ветки, используя кисть разной толщины, рисовать пальчиками. Развивать эстетические чувства.

Рисование пальчиками, кистью.

Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь; красная, желтая гуашь в мисочках. Репродукции картин художника Шишкина.

«Рябина».

Учить рисовать на ветках ягодки (пальчиками) и листья (приманиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Рисование пальчиками.

Квадратный лист  бумаги с нарисованный веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины.

«Мои любимые домашние животные».

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Тычок жесткой полусухой кистью.        

Вырезанные из бумаги фигуры домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого,  серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных.

«Солнышко лучистое».

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовое восприятие.

Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины).

Индивидуальный лист (или ватманский лист) с желтым кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка.

Ноябрь

«Подсолнухи».         

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиками.

Лист формата А4 с нарисованным кругом и лепестками, черная гуашь в мисочках, зеленая гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации.

«Укрась платочек».

Учить украшать платочек простым узором, рисование пальчиками и способом примакивания. Развивать чувство композиции и ритма.

Рисование пальчиками, кистью.

Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации.

«Моя любимая чашка».

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность        .

Печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками.        

Чашки разной формы и размера, вырезанные  из бумаги, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.

«Мы рисуем, что хотим».

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Различные.

Все имеющиеся в наличии.

Декабрь

«Мои игрушки».

Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы с помощью кисточки. Развивать чувство композиции.

Рисование пальчиками, кистою.        

Лист формата А4, гуашь, кисти, мячи и неваляшки, два медвежонка для игровой ситуации.

«Нарисуй воздушные шары и укрась их».        

Учить рисовать предметы овальной формы, закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Развивать чувство композиции.

Рисование печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками.

Лист бумаги формата А4, с нарисованными овалами для обведения, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шары удлиненной формы.

«Мои рукавички».        

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.        

Оттиск печатками из картофеля, рисование пальчиками.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки.

«Маленькой елочке холодно зимой».        

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить по всей поверхности листа снежинки, снежные комочки. Учить рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность.        

Рисование пальчиками, кистью.

Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки; елочки из зеленой бумаги, клей (если используется аппликация).

Январь

«Елочка пушистая, нарядная».

Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью.  Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать эстетические чувства.         

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками.

Лист бумаги формата А4 с нарисованным силуэтом елочки, зеленая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного, желтого цвета в мисочке, салфетка.

«Веселый снеговичок».

Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью. Развивать чувство композиции.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Вырезанный из бумаги снеговичок голубого цвета, белая гуашь, жесткая кисть, красный и черный маркеры, ватман, тонированный темным цветом.

Февраль

«Зажигаем огоньки»

Учить наносить яркие мазки на темный фон. Развивать цветовосприятие, эстетические чувства.

Рисование пальчиками.

Тонированный лист бумаги формата А4 (темных цветов), иллюстрированные картинка.

«Два петушка ссорятся».

Развивать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество.

Рисование ладошкой.

Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, кисть, игрушка петушок.

«Животные зимой».        

Развивать умение в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью, пальчиками, не выходить за контур. Развивать чувство композиции, творчество.

Рисование техникой тычка, пальчиками.

Лист тонированной бумаги формата А4 с нарисованным силуэтом животных, гуашь белого, оранжевого, коричневого, зеленого цвета, салфетки.

«К нам приехал цирк».

Закрепить умение рисовать пальчиками круги разной формы и величины. Закрепить навыки наклеивания силуэт клоуна. Развивать интерес художественному творчеству. Воспитывать аккуратность.

Рисование пальчиками.

Лист формата А4, силуэт клоуна, гуашь, кисти для рисования, клей, кисти для клея, салфетки, клеенки.

Март

«Мимоза для мамы».

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания, воспитывать аккуратность.

Рисование пальчиками.

Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимоза.

«Кораблик в море».

Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.        

«Знакомая форма – новый образ»; черный маркер и акварель.

Лист А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, иллюстрации.

«Цыплята».

Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали гуашью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции.        

Комкание бумаги или обрывание.

Лист А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые и половинки (для головы и туловища), клей, черный маркер, гуашь, шапочки цыплят для игры,  иллюстрации.

«Жили у бабуси  два веселых гуся».

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Рисование ладошкой.

Озеро, нарисованное на большом листе бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и черный маркеры для дорисовывания деталей.

Апрель

«Укрась свитер».

Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.        

Тычок жесткой кистью, печатание печатками.        

Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь в мисочках, печатки, кукла и мишка для игровой ситуации.

«Волшебные картинки» (волшебный дождик).

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее.

Рисование свечой.

Свеча, гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 уже нанесенными свечой рисунками.

«Божьи коровки на лужайке».        

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность).

Рисование пальчиками.

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и  бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога.

По замыслу.        

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.        

Различные.        

Все имеющиеся в наличии.

Май

«Веселая полянка».

Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, дополнять рисунок одуванчиками желтого и белого цвета пальчиковым рисованием. Развивать цветовосприятие, творчество.        

Рисование ладошкой, пальчиками.

Ватманский лист, темно- и светло-зеленая гуашь (можно налить в блюдце), гуашь желтого, белого цвета, кисти, салфетки.

«Весеннее солнышко».

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке.        

Рисование ладошками, пальчиками.

Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисть, иллюстрации.

«Бабочки».

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой. Закреплять умение создавать композицию, дорисовывать травку пальчиками. Развивать чувство цвета, творчество, аккуратность в выполнении работы.

Рисование ладошкой, пальчиками.

Лист формата А4 тонированный зеленым цветом, кисть, гуашь, салфетки.

По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Различные.         

        

Все имеющиеся в наличии.

 

Приложение №2

4-5 лет

№ п/п

Тема занятия

Часы

Сказка про краску. Путешествие Кисточки. (вводное занятие)

1

Воздушные шары для феи.

1

Плюшевый медвежонок (рисование поролоном)

1

Осенние деревья (рисунки из ладошек)

1

Разноцветный зонтик (смешивание цветов)

1

Веселые кляксы (кляксография)

1

Радуга-дуга, не давай дождя!

1

Грибочки в лукошке (оттиск печатками, рисование пальчиком).

1

Цыплёнок (тычок жесткой кистью)

1

Мишка косолапый (тычок жесткой кистью)

1

Несуществующее животное (раздувание краски)

1

Мои любимые рыбки (оттиск печатками)

1

Зоопарк (шаблонография)

1

Красивые картинки из разноцветной нитки (рисование нитками)

1

Первый снег (граттаж)

1

Зимние напевы (набрызги)

1

Морозные узоры (рисование свечой)

1

Волшебница-зима (пейзаж)

1

Русские матрешки

1

Синие узоры на белоснежном поле.

1

Снегири

1

Дружеский салют (тычки жесткой полусухой кистью)

1

Моя любимая чашка на столе (печать по трафарету, оттиск печатками)

1

Профессии, которые мне нравятся.(цветной граттаж)

1

Волшебный карандашик (каракулеграфия)

1

Веточка мимозы (тычок ватной палочкой)

1

Ожившая сказка (ожившие предметы)

1

Черёмуха (рисование тычком)

1

Сказочная  Жар – птица

1

Колючая сказка (рисование штрихом)

1

Необычные машины (оттиск пробкой и печатками)

1

Космический пейзаж (граттаж)

1

Я в волшебном лесу (печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, граттаж).

1

Живописный луг (оттиск скомканной бумагой)

1

Праздничный салют над городом (проступающий рисунок)

1

Букет (набрызг, печать, тиснение)

1

Чудесные бабочки (тычкование)

1

Картина настроения (рисование мыльными пузырями)

1

Приложение №3

Учебно – тематический план

5-6 лет

№ п/п

Лексическая тема недели

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Сентябрь

Здравствуй, детский сад!

Коллективная работа «Солнышко»

Отпечатывание ладошками

Формировать умение создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом.

Дорожная безопасность

Светофор

Пластилинография

Способствовать формированию умений создавать изображение путем пластилинографии.

Игрушки

Матрёшка

Рисование пальчиками и ватными палочками

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушки; развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки.

Я  вырасту здоровым

Здоровые зубы

Рисование  ватными палочками и зубной пастой

Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками: рисование ватными палочками и зубной пастой

Октябрь

Осень

Осеннее дерево

Интуитивное рисование

Познакомить с техникой интуитивного рисования, развивать творческие способности и фантазию.

Сад. Фрукты.

Дерево с яблоками

Кляксография трубочкой

Познакомить детей с приемом рисования – кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Огород, овощи

Дары осени (натюрморт)

Оттиск печатками

Продолжать формировать умение изображать натюрморт с помощью печаток из овощей

Ягоды садовые и лесные

Ветка рябины

Пластилинография

Познакомить с новым приемом – расписной пластилин, полученный способом резания.

Грибы

Мухомор

Интуитивное рисование

Продолжать знакомить детей с техникой интуитивного рисования

Ноябрь

Домашние животные

Животные, которых я придумал

Кляксография

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Развивать воображение, творчество в дорисовывании предметов

Домашние птицы

Волшебная птица

Отпечатывание листьями

Знакомить с техникой печатания листьями, развивать цветовосприятие.

Дикие животные наших лесов

Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Способствовать развитию умения рисовать в технике «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  

Животные льдов

Белый медведь

Интуитивное рисование + аппликация

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Развивать творческие способности, воображение.

Декабрь

Зима. Человек и природа

Зимушка-зима

Рисование на световых планшетах, рисование манной крупой или солью, пластилином, интуитивное рисование

Познакомить с нетрадиционными техниками рисования – рисование манной крупой, солью, пластилином; способствовать развитию умений рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные нетрадиционные техники рисования.

Одежда

Платье

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Продолжать формировать умение  украшать платье разными способами. Развивать творческие способности детей.

Обувь, головные уборы

Украшаем шапку

Набрызг

Познакомить детей с техникой «набрызг», закрепить умение самостоятельно  придумывать узоры.

Новый год

Морозные узоры

Рисование свечой и акварелью

Познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и акварели.

Январь

Зимние забавы.

Наши зимние забавы

Печати из картофеля, мятая газета

Продолжать развивать умение детей рисовать  нетрадиционной техникой «печатями из картофеля», развивать творческие способности детей.

Зимующие птицы

Сова

Тычок полусухой жесткой кистью

Продолжать развивать умение детей рисовать «тычком», создавать выразительный образ.

Животные жарких стран

Кто в Африке живет?

Рисование на световых планшетах

Продолжать знакомить детей со световым планшетом и способами рисования на нем маркером-фонариком. закреплять знания детей животных.

Комнатные растения

Волшебный цветок

Рисование  пастелью

Продолжать формировать умение рисовать цветы, используя разные приемы с пастелью. Способствовать развитию творческих способностей детей.

Февраль

Мой дом, моя улица, мой город.

Домик

Волшебные опилки

Способствовать развитию умения использовать в качестве изобразительного материала того, что находится под рукой: песка, опилок, листьев и т. д.

Транспорт.

Волшебный транспорт

Отпечатывание ладошек и дорисовывание

Продолжать закреплять умение рисовать ладошками, совершенствовать умение дорисовывать их до определенного образа. Способствовать развитию творческих способностей  детей.

23.02-день защитников отечества.

Военные корабли

Рисование по мокрому листу

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Формировать умение изображать море и корабли в вдалеке, способом цветовой растяжки «по -мокрому».

Мебель

Золотая хохлома

Рисование ватными палочками

Способствовать развитию интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; развитие художественного творчества в декоративном рисовании.

Март

8 марта-женский день

Мимоза

Рисование тычком

Способствовать закреплению умение рисовать при способом тычка, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру.

Посуда. Продукты питания. Сервировка

Чайный сервиз

Рисование раствором кофе

Познакомить детей с новым видом изобразительного творчества- «кофейная акварель».

Совершенствовать технические и изобразительные умения и навыки рисования.

Весна. Природа и человек

Весенний пейзаж  

Интуитивное рисование

Способствовать развитию  творческих способностей детей в  технике интуитивного рисования.

Перелетные птицы

Ласточки

Пластилинография

Продолжать  формировать умения детей создавать изображения путем техники пластилинография.

Первоцветы

Подснежники

Рисование  ватными палочками

Продолжать формировать умение детей рисовать нетрадиционным способом изобразительной деятельности - рисование ватными палочками (пуантилизм), обогащать знания детей.

Апрель

Космос

Солнечная система

Рисование на световом планшете

Продолжать формировать умение детей рисовать маркером-фонариком на световом планшете.

Лес. Деревья

Дерево

Монотипия

Продолжать развивать умение детей рисовать в технике монотипия;  воспитывать интерес к природе через изобразительную деятельность.

Пожарная безопасность

Пожар

Рисование мокрой пленкой

Способствовать формированию умения рисовать мокрой плёнкой и гуашью. Закреплять знания детей о правилах безопасности.

Сказки. Театры. Музеи

Театральная маска  

Рисование свечой и акварелью

Продолжать развивать умение детей рисовать  с помощью свечи и акварели.

Май

День победы, родная страна

Салют Победы

Граттаж

Продолжать развивать умение детей рисовать  техникой «граттаж», воспитывать любовь к Родине.

Водоемы и их обитатели

Аквариум

Рисование с помощью соли

Продолжать формировать умение детей рисовать нетрадиционной техникой рисования  солью и гуашью.

Насекомые и их знакомые

Бабочка

Пластилиногра-фия

Продолжать формировать умение изображать насекомых с помощью нетрадиционной техники рисования (пластилинографии). Развивать творческие способности детей.

Здравствуй, лето!

Итоговая выставка детских работ

Любая техника нетрадиционного рисования по выбору ребенка

Продолжать формировать умение  рисовать по замыслу. Самостоятельно выбрать технику нетрадиционного рисования. Развивать творческие способности детей.

Приложение №4

Учебно – тематический план

6-7 лет

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Сентябрь

Воспоминания о лете

Восковые мелки + акварель

Познакомить с техникой «воск. мелки + акварель». Способствовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Бабочки на лугу

Кляксография

Познакомить с техникой «кляксография», с её выразительными особенностями. Развивать интерес к творчеству, воображение, фантазию.

В садах созрели яблоки

Тычок сухой жёсткой кистью

Совершенствовать умение изображать плодовые деревья. Учить с помощью техники «тычок жёсткой кистью» рисовать яблоки. Формировать интерес к творческой деятельности.

Осенний букет

Пластилинография + набрызг + печать листьями

Учить в своей работе сочетать несколько техник. Развивать внимание, усидчивость, аккуратность.

Октябрь

Что нам осень подарила

Рисование с натуры. Натюрморт

Познакомить с жанром «натюрморт». Учить анализировать натуру. Использовать в своей работе палитру, смешивать краски. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Осень на опушке краски разводила

Печать листьями

Продолжать знакомить с печатанием листьями. Воспитывать интерес к природе. Развивать умение смешивать краски прямо на листьях, желание наиболее полно реализовывать свой замысел.

Ёжики

Печать смятой бумагой

Учить выполнять рисунок в технике «печать смятой бумагой», дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.

Животные, которых я сам придумал

Кляксография

Знакомить детей с техникой «кляксография».Учить дополнять рисунок новыми элементами. Развивать интерес к творчеству, воображение.

Ноябрь

Семёновская матрёшка

Рисование на объёмной фигуре

Учить рисовать узоры по мотивам дымковских игрушек, комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях, развивать умение передавать колорит дымковских узоров

Первый снег

Рисование кистью + ватная палочка

Учить использовать в своей работе несколько техник. Показать возможности пластилина, Воспитывать интерес к изображению природных явлений, желание создать что-то необычное.

Снегири на ветке

Тычок сухой кистью

Расширять представления детей о птицах, умение передать образ «снегиря» в рисунке, используя технику «тычка».Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Подарок маме

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить рисовать цветы с помощью ладошки и пальчиков. Воспитывать любовь к близким, желание сделать для них что-то приятное.

Декабрь

Зима пришла

Печать листьями на цветном фоне

Учить смешивать краски для получения оттенков: сиреневого, голубого. Развивать умение создавать законченный вид с помощью прорисовывания деталей. Формировать интерес к творчеству, к собственной работе.

Зимний пейзаж

Рисование клеем ПВА+соль

Знакомить с рисованием клеем ПВА и солью. Развивать интерес к изображению зимней природы, желание её рисовать. Учить работать аккуратно, убирать своё рабочее место.

Скоро новый год

Средства и техника по выбору детей

Совершенствовать умение замыслить сюжет, выбрать средства для его изображения. Помочь детям наиболее полно реализовать своё видение на бумаге. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Ёлочка нарядная

Аппликация из обрывной бумаги + пальчиками

Учить делать ёлочку в технике «обрывная аппликация». Рисовать игрушки на ёлочке, используя рисование пальчиками

Январь

Здравствуй Новый год!!!

Техники по выбору детей

Развивать умение детей использовать разные техники в своей работе.

Снежная семья

Мятая бумага + клей ПВ

Учить рисовать снеговиков без предварительной прорисовки карандашом, используя мятую бумагу и клей. Способствовать появлению положительных эмоций.

Северное сияние

Набрызг

Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Развивать фантазию, творческое мышление.

Медведи могут быть белые

Тычок жёсткой кистью

Совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о диких животных. Развивать чувство композиции, мелкую моторику.

Февраль

Чудесные платки

Рисование гуашью

Познакомить с павло-посадским платком. Учить выделять колорит и элементы узора, рисовать несложные орнаменты. Развивать чувство ритма, цветовосприятия.

Открытка для папы

Средства и техника по выбору детей

Учить детей быть самостоятельными при изготовлении своей работы. Добиваться эмоционально яркого воплощения замысла. Поощрять более полное использование известных средств и техник.

Портрет папы

Цветные карандаши + фломастер

Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, раскрашивать цветными и выделять контур фломастером. Вызвать эмоциональный отклик к творческой деятельности. Побуждать проявлять внимание и заботу к родным людям.

Нарисуй, что хочешь

Техники по желанию детей

Формировать умение работать над замыслом, представлять содержание своего рисунка. Продолжать развивать пространственное воображение, умение передать характер рисуемого объекта с помощью цвета, движения, мимики

                                                                                   Март

Ранняя весна

По мокрому слою

Учить рисовать по сырой бумаге. Развивать интерес к изображению природных явлений. Формировать чувство прекрасного.

Портрет мамы

Цветные карандаши + фломастеры

Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, раскрашивать цветными и выделять контур фломастером. Вызвать положительные эмоции. Развивать усидчивость, желание довести свою работу до завершения

Ветка мимозы

Тычок жёсткой кистью + дорисовка концом кисти

Упражнять в умение рисовать жёсткой кистью цветы. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Учить проявлять внимание к близким.

Волшебные узоры

Ниткография

Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Формировать эстетический вкус.

Апрель

Сказочные рыбки

Мозаика

Знакомить детей с новой техникой «мозаика». Расширять представления детей об обитателях водных просторов. Упражнять в изображении рыбок с помощью «мозаики». Развивать фантазию.

Пасхальный подарок

Рисование поролоновой губкой

Помочь освоить новый способ изображения поролоновой губкой. Учить дополнять рисунок деталями. Развивать творческие способности.

Полёт в космос

Набрызг

Учить рисовать образ ночного неба, используя набрызг. Развивать познавательный интерес, умение реализовывать свой замысел.

Скворцы прилетели

Акварель + фломастеры

Знакомить с техникой «акварель + фломастеры» выполнять работу поэтапно. Развивать внимание, волю.

Май

День Победы

Фломастеры + мятая бумага

Формировать представления у детей о подвиге русского народа. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Желание выразить это в своём рисунке.

Весенний букет

Пластилинография + рисование скомканной бумагой

Упражнять в сочетании двух техник. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Формировать интерес к творческой деятельности.

Золотая хохлома

Использование приёмов: плашмя и концом кисти

Знакомить детей с хохломской росписью. Формировать интерес к народному творчеству. Учить рисовать фон для хохломской росписи. Выполнять декоративные узоры. Воспитывать аккуратность при работе. Рисование краской по краске.

Здравствуй лето!

Восковые мелки+ акварель

Закреплять умение рисовать восковыми мелками, закрашивать акварельной краской. Учит изображать своё настроение, свои впечатления. Совершенствовать композицию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебные ручки" для детей младшего возраста

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. В.А. Сухомлинский...

Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....

Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Волшебные ручки»

       Цель  программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, техни­ческих умений и навыков в...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные ручки»

Дополнительная образовательная программа     ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формирован...

ПРОГРАММА Волшебные ручки

Программа по художественно- эстетическому развитиюАктуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость ...

Рабочая программа Волшебные ручки 2022-2023 г.

Рабочая программа Волшебные ручки 2022-2023 г....