Рабочая программа кружка " Маленький художник "
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Приходько Наталья Викторовна

Нетрадиционная техника рисования для детей 2-3 лет(первая младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад « Огонек»

(МБДОУ детский сад « Огонек»)

Рабочая программа кружка

«Маленький художник»

нетрадиционные техники рисования

для детей 2-3 лет

(первая младшая группа)

Срок реализации 1год

Разработала воспитатель первой квалификационной категории

Приходько Наталья Викторовна

пгт. Верхнеднепровский

2022г.

                                                 Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Структура.
6. Сроки реализации кружковой программы.
7. Методы обучения.
9. Материалы.
10. Перспективный план занятий.
11. Использованная литература.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нам взрослым, необходимо пробудить в ребёнке положительные эмоции и чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании, побуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей ребёнка в рисовании, возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

Актуальность.

Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества .
 От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.
Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, целенаправленность.

В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.


Форма работы. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.

Общее количество занятий в год -32.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 2-3 года,

Количество детей 21 человек,

Время занятий 10 - 15 м.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (8 -10 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.


Сроки реализации кружковой программы:
Программа кружка «Маленький художник» предназначена для детей 2-3лет и рассчитана на 1 год обучения.
Материалы:
 листы бумаги, гуашь, краски, ватные палочки, влажные салфетки, кисточки с жестким ворсом.


Перспективный план работы кружка «Маленький художник » нетрадиционная техника рисования на 2022-2023 учебный год


Сентябрь.
1.«Волшебные пальчики» (смешивание красок).
Познакомить с красками и их волшебными свойствами.
2.«Волшебные ладошки» (печатание ладошками).
Познакомить с техникой печатание ладошками.
3.«Горошинки на зонтике » (рисование ватными палочками).
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками.
4.«Грибная полянка» (рисование пальчиками).Коллективная работа.
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить закрашивать пальчиком по контуру.


Октябрь.
1.«Листопад, листопад , листья под ноги летят» (рисование ладошками).
Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошками.
2.«Букет из осенних листьев» (печатание листьями).
Учить окунать листочек в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.
3.«Дождик, дождик кап-кап-кап» (рисование пальчиками).
Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.
4.«Жили у бабуси » (рисование ладошками).
Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции.


Ноябрь.
1.«Разноцветные бусы для Арины » (рисование ватными палочками).
Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать цветовосприятие.
2.«Веточка рябинки» (рисование пальчиками).
Учить рисовать на ветке ягодки. Упражнять в рисовании пальчиком. Развивать чувство композиции.
3.«Снег, снег кружится » (рисование ватными палочками). Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать творческое воображение и чувство композиции.
4.«Тюльпанчик для мамы» (рисование ладошками).
Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность.


Декабрь.
1.«Зимушка-зима» (рисование ватными палочками).
Упражнять в рисовании ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева).
2.«Зайка беленький  сидит » (рисование пальчиками).
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
3.«Елочка – красавица » (рисование ладошками) (коллективная работа).
Упражнять в технике печатания ладошками. Развивать творчество, воображение.
4.«Елочная  игрушка » (рисование ватными палочками)
Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать композиционные умения.


Январь.
1.«Узор для варежки » (рисование пальчиками).
Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.
2.Варим, варим, мы компот» (оттиск пробкой).
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования оттиск пробкой. Учить рисовать ягоды на силуэте банки.
3.«Наш веселый снеговик » (рисование методом тычка).
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования методом тычка.


Февраль.
1.«Машина» (рисование пальчиками).
Продолжать учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
2.«Разноцветные мячи» (оттиск пробкой).
3.«Кружка для папы » (рисование ватными палочками).
Закреплять умение украшать простые по форме предметы, по возможности равномерно на всю поверхность.
4.«Самолёт летит, самолет гудит » (рисование штампом).
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования штампом. Закреплять представление о цвете.


Март.
1.«Веточка мимозы» (рисование пальчиками).
Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путем использования точки, как средство выразительности.
2.«Наливное яблочко» (рисование ватными палочками).
Учить украшать простую игрушку по форме, по возможности равномерно на всю поверхность.
3.«Солнышко лучистое» (рисование ладошками) (коллективная работа).
Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки лучики.
4.«В гости к нам  пришла Матрешка» (рисование ватными палочками)
Продолжать учить рисовать штампом. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.


Апрель.
1.«Весёлые осьминожки» (рисование ладошками и пальчиками).
Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию.
2.«Звездное небо» (рисование пальчиками).
Учить создавать композиции. Развивать чувство ритма.
3.«Травка зеленеет» (рисование ладошками).
Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа.
4.«Укрась яичко» (рисование ватными палочками).
Упражнять в рисовании ватными палочками. Воспитывать аккуратность.


Май.
1.«Носит одуванчик, желтый сарафанчик » (рисование методом тычка).
Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.
2.«Праздничный салют» (рисование ватными палочками).
Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство ритма.
3.«Божья коровка- маленький жучок » (оттиск пробкой).
Продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой оттиск пробкой. Развивать ритм, внимание.
4.«Мишка косолапый по лесу идёт» (рисование методом тычка).
Продолжать учить закрашивать по контуру тычком полусухой кистью. Учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату.

                                               Использованная литература.
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2- М.: Издательство Скрипторий 2003», 2008
2.Лыкова И.А. Цветные ладошки

3.Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

4. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

5. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

6. Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

7.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006 г.

8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003г.

 9.  Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный художник"

АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...

Дополнительная программа кружка "Маленькие художники" 2020-2021гг.

Программа по дополнительным услугам. Нетрадиционное рисование с детьми 3-4 лет....

Программа кружка "Маленькие художники"

Программа кружка "Маленькие художники" предназначена для детей среднего возраста от 4 до 5 лет...

Рабочая программа кружка "Маленькие художники"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для малышей "Маленькие художники"....

Дополнительная образовательная программа кружка "Маленький художник" с использованием нетрадиционных техник рисования.

В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя малень...

ПРОГРАММА КРУЖКА "МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК" 4-5 ЛЕТ 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа по нетрадиционной технике рисования...