Статья "Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в создании мультипликационного фильма"
статья по рисованию (старшая группа)
В статье рассказывается о проблеме использования мультипликационного фильма как о методе развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста. Применение в педагогической практике такого метода является основанием для их развития, в статье представлены результаты исследования развития изобразительных умений дошкольников в контексте создания мультипликационного фильма.
Опубликована в материалах научно-практической конференции Иркутск, 25-26 октября 2024 г. "Актуальные вопросы науки и образования: теория и практика"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.21
О.В. Ушакова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №179, воспитатель (664059, г. Иркутск, микрорайон Юбилейный, д.102; тел.: 8(3952)53-16-08; olya.ushakova.1975@bk.ru)
O.V. Ushakova
Municipal Budget Preschool Educational Institution of the City of Irkutsk, kindergarten No179, educator (664059, Irkutsk, Yubileyny microdistrict, 102; tel.: 8(3952)53-16-08; olya.ushakova.1975@bk.ru)
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЗДАНИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА
В статье рассказывается о проблеме использования создания мультипликационного фильма как о методе развития изобразительных умений детей. Применение в педагогической практике такого метода является основанием для их развития. В статье представлены результаты исследования развития изобразительных умений детей дошкольного возраста в контексте создания мультипликационного фильма: апробация, обоснование и применяемые педагогические условия для их развития.
Ключевые слова; изобразительная деятельность, изобразительные умения, создание мультипликационного фильма.
DEVELOPMENT OF VISUAL SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE CREATION OF AN ANIMATED FILM
The article tells about the problem of using the creation of an animated film as a method of developing children's visual skills. The use of this method in pedagogical practice is the basis for their development. The article presents the results of a study of the development of visual skills of preschool children in the context of creating an animated film: approbation, justification and applied pedagogical conditions for their development.
Keywords; visual activity, visual skills, creation of an animated film.
Согласно целевым ориентирам Федеральной Образовательной программы дошкольного образования, ребёнок старшего дошкольного возраста, создавая образы и композиционные решения самостоятельно определяет замысел рисунка, применяя освоенные техники получения изображения и средства выразительности. Поэтому, одной из задач при развитии в изобразительной деятельности является совершенствование у детей художественно-творческих способностей на основе, приобретённых, изобразительных умений [6, с. 5].
Содержание образования в этом направлении, в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста, необходимо пополнять и расширять возможность мотивации в изобразительной деятельности.
В этом возрасте дети уже хорошо ориентируются в предметном мире, у них сформированы отдельные изобразительные умения: правильно держат карандаш, работают одной рукой, поэтому результат работы начинают зависеть от эмоционального состояния ребёнка, которое может создать применение технологии создания мультипликационного фильма [1, с. 179].
Применяя создание мультипликационного фильма как педагогические условия в изобразительной деятельности, мы можем обеспечить детям выбор тематики о природных явлениях, семье, растительном и животном мире, жизни детского сада. Снимая фильм, дети старшего дошкольного возраста, получают возможность совершенствовать свои изобразительные умения в передаче образов предметов и объектов, сказочных героев, композиционных решений для литературных произведений. Воспитанники имеют возможность изменять положение предметов в пространстве, по–разному располагать их в плоскости, учатся двигать фигуры с помощью карандаша, несомненно в процессе создания мультипликационного фильма дети закрепляют способы и приёмы рисования с различными изобразительными материалами. [3, с. 45].
Изучая психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что существуют следующие противоречия:
–между требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования к проблемам развития художественно–творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методов развития изобразительных умений в образовательной работе дошкольного учреждения;
–между недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих развитию изобразительных умений в создании анимации и возможностью развития таких умений в этом направлении педагогической деятельности.
Цель: проведение исследования развития изобразительных умений в создании мультипликационного фильма у детей старшего дошкольного возраста для определения педагогических условий их развития в анимации.
Казакова Т. Г. считает, что освоенные дошкольником, методы действий, по изображению предметов окружающей действительности или природных явлений, а также полученных впечатлений в жизни, являются изобразительными умениями [4, с. 192].
Учёный Запорожец А. В. подчёркивает, что ознакомление с пространственными свойствами предметов невозможно без развития движений руки и глаз.
В педагогике во множестве исследовательских работ определяется понятия по развитию изобразительных умений у дошкольников. Определение их сущности рассматривается в трудах Богоявленской Д. Б., Гилфорда Д., Запорожца А. В., Игнатьева Е. И., Лабунской Г. В., Лейтеса Н. С., Платоновой К. С., Рубинштейна С. Л., Теплова Б. М. и др. [5, с. 49].
Итак, мы определили, что у детей старшего дошкольного возраста должны быть развиты такие изобразительные умения как: исполнительские умения, художественно–выразительные умения и инструментальные умения.
Социальная значимость темы заключается в том, что, когда дошкольник старшего возраста создаёт мультипликационный фильм, он приобретает универсальный опыт по развитию изобразительных умений. Создание мультипликационного фильма и разработанные при этом педагогические условия, позволяет выявить и развить основы изобразительной деятельности, заложенные с рождения ребёнка, помогает ему в осознании своей причастности ко всем явлениям жизни, в формировании коммуникативной позиции в процессе коллективной деятельности [2, с. 26].
Преимущества при развитии изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в деятельности по созданию анимации:
–в создании мультипликационного фильма принимает непосредственно участие каждый воспитанник, результаты его работы приобщаются в совместное создание фильма, что развивает его индивидуальность и повышает его значимость и самооценку, вызывает ощущение сопричастности к коллективному труду, к тому, что создают все вместе;
–мультипликационный фильм как готовый продукт детской деятельности имеет особую важность, так как согласно психологии, возможность увидеть результаты своей работы на экране вместе с работами других ребят, возможность поделиться созданным изображением с родителями, сверстниками бабушками и дедушками способствует повышению самооценки, дети ощущают себя создателями.
–занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка, знакомство с различными техниками нетрадиционного выполнения изображения широко применяется при создании мультипликационного фильма.
Одним из основных аспектов для реализации поставленных перед нами задач, при организации формирующего и контрольного эксперимента является оснащение соответствующей компьютерной и творческой среды в ДОУ, без которой создание мультфильма невозможно.
На базе МБДОУ города Иркутска детский сад №179 проводилась работа по созданию мультипликационного фильма «Семья», с помощью исследования проверялось возможность развития в художественно–творческой деятельности умений у старших дошкольников.
Мы провели оценку педагогических условий, созданных в детском саду для развития художественно–изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования, применили приёмы и методы: анализ технологических карт педагогов, их анкетирование; анализ календарно–тематических планов, беседы и анкетирование родителей, экспертиза предметно–пространственной среды группы №9.
Мы рассмотрели, полученные в процессе опроса педагогов и анализа технологических карт, данные о сформированности готовности педагогов к созданию анимации и развитию изобразительных умений у воспитанников.
Проведя опрос педагогов в форме анкет, выяснили, что, при организации работы по развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста, они находятся на разном профессиональном уровне в работе с воспитанниками по этому направлению. Оказалось, что на базовом уровне готовности педагогов (37%) к развитию изобразительных умений детей характеризуются: знанием теории в области развития изобразительных умений дошкольников; умеют планировать мероприятия в области их развития у детей; владеют различными технологиями для их развития; но не применяют создание мультипликационного фильма, как метод развития изобразительных умений. На высоком уровне готовности к организации работы по развитию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста находятся педагоги (55%), которые редко применяют создание мультфильма. Например, Э.Л. (педагогический стаж 3 года), говорит, что не имеет представления о создании мультипликационного фильма в педагогической деятельности дошкольного образования.
В создании мультипликационного фильма необходима хорошо развитая предметно-пространственная среда группы. Для создания педагогических условий, проводимого нами педагогического эксперимента развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена соответствующая экспертиза центра художественного творчества группы №9 МБДОУ г. Иркутска детского сада №179.
В среде центра художественно–эстетического творчества, нами был оборудован всеми материалами (фломастеры, карандаши, гуашь, краски, цветная бумага, цветной картон, кисти разного размера, ластики, точилки), трафареты для рисования, схемы для лепки, стол для песка с подсветкой для создания песочной анимации, компьютер с отснятыми готовыми проектами, имеется экран, проектор для просмотра отснятых мультфильмов. По количеству материалов в центре изобразительные материалы для творчества представлены на 80% вместо рекомендованных 100%, необходимо пополнить уголок творчества необходимым количеством кистей, фломастеров, а также природных материалов для экспериментирования.
В соответствии с темой, создаваемого мультфильма нами, были разработаны направления по развитию изобразительных умений с помощью обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы, фрагмент представлен ниже.
Фрагмент направлений пополнения развивающей предметно-пространственной среды группы №9
Таблица 1
№ | Задачи среды для развития изобразительных умений | Образовательные центры в группе | ||||
Центр творчества | Книжный уголок | Театрализованный центр | ||||
1.1 | Среда позволяет ребёнку выбрать фон для создания мультфильма | В предметно–пространственной среде группы №9 есть различные пространства по созданию изображения, макеты: дорога, река, улица, город и т.д., коробка с игрушками, для создания фона в кадре. | В развивающем пространстве группы есть различные книги, чтобы пополнить кругозор ребёнка по теме создания мультипликационного фильма, с красочными картинками(различные детские энциклопедии и т. д.), а также есть пособия для развития графических изобразительных умений, для того, чтобы создать фон. | Есть предметы заместители, выполненные из разнообразных материалов (картон, дерево, ткань, природные материалы). | ||
1.2 | Среда позволяет ребёнку с помощью игры выбрать образ для создаваемого мультипликационного фильма | Имеется игровое пространство для использования с целью обыгрывания ситуаций и образов во время создания мультипликационного фильма, есть предметы среды которые позволяют смоделировать под замысел ребёнка игровое пространство (Больница, Кафе, Космос, Пикник). | По выбранным образам, создаваемого мультфильма, детям предлагаются различные книги, чтобы расширить кругозор по теме мультфильма с яркими иллюстрациями. | В групповом помещении есть маленькая костюмерная для преображения в выбранный образ и переодевания (по профессиям: пожарник, доктор, столяр, балерина и т. д.) соответственно имеются атрибуты: палочки, сумки, кошельки, шапки, береты) | ||
2.Маркеры для осмысления своей деятельности по созданию мультипликационного фильма, находящиеся в предметно–пространственной среде группы №9 детей старшего дошкольного возраста | ||||||
2.1 | Следы работы детей по созданию мультипликационного фильма | Трансформируется пространство группы (столы, стулья, и т. д.) под замысел детей и сохраняются созданные детьми образы, фон, пространство для создания мультфильма. | ||||
Следы игровых замыслов, по созданию мультипликационного фильма сохраняются, в них отражаются интерес нескольких групп детей или одного ребёнка. | ||||||
Есть специальное место, где находится мультипликационной студия, камера, компьютер. | ||||||
В одном месте собраны материалы для создания мультфильма, просматриваются следы детской деятельности в направлении создания мультфильма (фон, материалы для создания образов). | ||||||
Пространство расположения мультипликационной студии, контейнеры для хранения материалов может быть изменено, его можно перенести в другое место. | ||||||
Используются специальные знаки, отражающие правило, «не убирать», «не ломать», знаки личных предпочтений. | ||||||
2.2 | Документы, содержащие следы детской деятельности по созданию мультипликационного фильма | В группе №9 дошкольного возраста присутствуют следы детской документации: раскадровка, перечень ролей, которые нужно озвучить; детские проекты по обогащению занятий мультипликацией. | ||||
В компьютере имеются сохранённые отснятые проекты, отражающие деятельность детей. | ||||||
3.Среда, которая располагает ресурсами и благоприятна для развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в создании мультипликационного фильма | ||||||
3.1 | Среда позволяет ребёнку заниматься созданием мультипликационного фильма | В среде группы имеется уголок рисования, оборудованный всеми материалами для рисования (фломастеры, карандаши, гуашь, краски, цветная бумага, цветной картон, кисти разного размера, ластики, точилки) | ||||
В среде группы присутствуют трафареты для рисования, схемы для лепки. В среде группы имеется стол для песка с подсветкой, песок для песочной анимации. | ||||||
3.2 | Среда позволяет ребёнку заниматься проектной деятельностью | В среде группы книжный уголок, где есть энциклопедии различной тематики. | ||||
В группе старшего дошкольного возраста в компьютере есть снятые творческие проекты- мультфильмы. | ||||||
В среде группы есть проектор и экран для просмотра мультфильмов, созданных детьми. | ||||||
Из данных, полученных после проведения опроса родителей, мы сделали вывод, что большинство ребят имеют средний уровень развития изобразительных умений 50%, на низком уровне оказалось 15% опрашиваемых, 35% дети, у которых развитие изобразительных умений на высоком уровне согласно оценке родителей. Некоторые родители считают, что применять создание мультфильма нужно в более раннем возрасте, остальные думают, что недостаточно развит кругозор ребёнка, мало информации о событиях и проблемах окружающего мира.
В результате проводимого исследования развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста, с применением методики «Пять рисунков» Лепской Н. А., «Домик» Гуткиной Н. И. и разработанной нами беседы, с целью выявить представления у них о создании мультипликационного фильма, мы выяснили что, фактически на высоком и среднем уровне по развитию изобразительных умений находится одинаковое количество старших дошкольников (40% детей экспериментальной группы и 38% детей контрольной группы). На низком уровне находятся 20% экспериментальной группы и 24 % контрольной группы воспитанников. Низкий уровень определяется у воспитанников отсутствием индивидуальности при выполнении заданий, то есть наблюдается шаблонность при создании рисунка (изображения не чёткие, абстрактные) и в рассказах детей, отсутствует заинтересованность и эмоциональность, плохое развитие связной речи.
На формирующем этапе эксперимента мы организовали работу над созданием мультипликационного фильма «Семья».
Этапы развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии детской мультипликация
Таблица 2
Название/Цель | Сущность этапа | Формы и методы | Особенности реализации ДО |
Диагностический Цель: определить на каком этапе развития находятся изобразительные умения детей. | Определение уровня развития изобразительных умений, а также выявление предпочтений ребёнка в том или ином виде изобразительной деятельности | Анкетирование родителей ребёнка, применение наблюдения, оценивание детских работ, беседы с детьми, анкетирование педагогов | Проходит на первом этапе ознакомления образовательной программой ДОУ, педагогическим коллективом, родителями и детьми. Предлагается пройти опросы и анкетирование, исследуется документация, у детей определяется уровень развития изобразительных умений (склонности и возможности). |
Мотивационный Цель: создание педагогических условий для формирования заинтересованности детей в создании мультипликационного фильма. | Непосредственное участие и мотивация к созданию анимации и развитию в процессе обучения изобразительных умений | Просмотр мультфильмов, созданных другими детьми, создание образовательной среды для создания мультипликационного фильма, знакомство с историей создания мультипликации, посещение библиотеки, экскурсии. | Работа по освоению создания мультипликационного фильма при реализации процесса изобразительной деятельности, выбор её направления, осмысление образовательного процесса |
Практический Цель: получить знания о видах анимации, её истории, а также этапах создания мультипликационного фильма | Получение знаний о истории развития анимации, мотивация к проявлению своих изобразительной педагогической мультипликационной деятельности, осмысление этапов создания. | Проектная деятельность, игры, дидактические упражнения, методы ТРИЗ, демонстрация, показ, беседа, опрос, презентация | Процесс индивидуальной и коллективной деятельности всех участников образовательного процесса или разработанной программы |
Демонстрационно–аналитический Цель: показ мультипликационного фильма и его презентация | Проявление ребёнком своей творческой активности в творческой деятельности, осмысление и демонстрация изобразительных умений и навыков | Выставки, концерты, конкурсы, взаимопомощь другим участникам образовательного процесса | Реализуется в конце каждого этапа по созданию мультипликационного фильма по критериям развития изобразительных умений |
Итоговый Цель: осознание детьми своих изобразительных возможностей и перспективы их развития | Осмысление детьми своего творческого потенциала и проявление его в изобразительной деятельности во время создания мультипликационного фильма и дальнейшее профессиональное определение, согласно созданным продуктам изображения. | Итоговая диагностика, полученных результатов творческой активности каждого ребёнка в изобразительной деятельности по созданию мультипликационного фильма с применением различных видов рефлексии, сопоставление собственных результатов и возможностей. | Проводится в конце исследовательского проекта по реализации развития изобразительных умений (в конце обучения), демонстрация созданного кино, рефлексия. |
Во время проведённого исследования, мы выяснили, что работа в данном направлении возможна при определённой мотивации (социальной значимости) к созданию мультипликационного фильма у детей старшего дошкольного возраста, также, чтобы реализовать поставленную в работе цель необходимым условием явилось изменение ресурсных условий, а именно вариативности, трансформируемости, индивидуализации в предметно–пространственной среде группы детского сада.
В результате, мы определили педагогические условия развития изобразительных умений и, провели работу в направлении их развития в создании мультипликационного фильма у детей старшего дошкольного возраста, оказалось, что при определённой организации образовательного процесса в создании анимации с применением традиционных методов и приёмов художественно–творческой деятельности у старших дошкольников происходит развитие изобразительных умений.
Исходя из полученных данных, создание мультипликационного фильма в контексте развития изобразительных умений дало положительный результат. Вывод о позитивной количественно–качественной динамики был сделан в развитии изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста не только в экспериментальной группе (испытуемых в контрольной группе в отличии от экспериментальной, на высоком уровне 25%, с низким уровнем, уменьшилось на 30%), но и повышенный уровень у педагогов увеличился на 10% по сравнению с констатирующим этапом исследования, у родителей повысился на 19%.
Таким образом, создание мультипликационного фильма даёт возможность: стимулировать детей к достижению результата; проявлять активность в изобразительной деятельности, самостоятельность; развивать изобразительные умения, оригинальность в мышлении; формировать нравственные качества и коммуникативные навыки.
Библиографический список
- Дубровская Е.А. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2023. 179 с.
- Зуева В.И. Мультипликация творчество для всех // Дополнительное образование и воспитание. 2016. №5. С. 26-28.
- Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозайка–Синтез, 2014. 45с.
- Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. М.: Карапуз–Дидактика. 2006.192 с.
- Теплова И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации//Вопросы дошкольной педагогики. 2015. №1. С. 49-52. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/ (дата обращения: 15.04.2024).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1695551806&tld=ru&lang=ru&name=ФОП-дошкольного-образования-1.pdf&text=фоп%20доу%20202 (дата обращения 22.03.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АППЛИКАЦИИ
Систематическое овладение всеми необходимыми изобразительными умениями, средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуал...
Проект «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационного кино »
Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная систе...

Презентация «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационного кино»
Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами - большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в до...

"Студия "Планета детства". Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по созданию мультипликационного фильма
Цель: создание мультипликационного фильма через развитие у детей старшего дошкольного возраста личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационн...

"Теоретические основы развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании"
\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'fhka.trkg.ru\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!wi...

Методическая разработка Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультипликационного фильма
Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем ...

Методика работы по развитию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Методика работы по развитию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисованияРазвитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного воз...
