Мастер-класс для педагогов " Воспитание патриотизма средствами декоративно- прикладного искусства"
план-конспект занятия

Бояркина Екатерина Леонидовна

В современном образовательном процессе важное место занимает воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Данный мастер-класс предназначен для педагогов, которые стремятся внедрить в свои программы элементы декоративно-прикладного искусства как эффективное средство формирования патриотических чувств у детей.

 

В ходе мастер-класса участники ознакомятся с различными техниками и подходами в декоративно-прикладном искусстве, которые могут быть использованы для передачи исторических и культурных традиций своей страны. Мы будем рассматривать примеры изделий, связанных с национальными символами, региональными особенностями и культурным наследием.

 

Участники получат возможность практического освоения методов работы с различными материалами, а также разработают собственные проекты, направленные на воспитание патриотизма. Особое внимание будет уделено взаимодействию с детьми, стимулированию их творческого потенциала и способности видеть красоту и значимость своей культуры.

 

Мастер-класс направлен на развитие креативности педагогов, их готовность внедрять новые подходы к обучению и воспитанию, а также на укрепление чувства гордости за свою страну у учеников через искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx133.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс
" Воспитание патриотизм средствами декоративно - прикладного искусства".

Подготовила: Бояркина Е.Л. 

  • Уважаемые коллеги. Сегодня мы вами поговорим о воспитании патриотизма средствами декоративно - прикладного искусства.
  • Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотического воспитания. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.
  • Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.
  • Изделия декоративно - прикладного искусства, с которыми мы знакомим детей, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

  • В названии темы моего выступления звучат такие слова, как ПАТРИОТИЗМ и ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Это значит, что они взаимосвязаны. А так ли это? Нам это и предстоит выяснить в ходе моего мастер – класса.
  • Как вы считаете, пронизывается ли любовь к народу через патриотизм, через декоративно-прикладное искусство? А значит, и то и другое – естественно?
  • Перейдём к цели мастер - класса.

Цель: Создание орнамента с элементами краснодарской росписи.

Задачи:

  • Изучение орнамента и особенностей краснодарской росписи.
  • Развитие художественных навыков в создании орнаментальной композиции, формирование образного мышления, активизация творческой деятельности.
  • Воспитание чувства патриотизма, формирование национального самосознания, эстетического вкуса, уважения к труду народных мастеров.

Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э).

В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».

Орнамент краснодарской росписи состоит преимущественно из растительных элементов. В единый узор сплетают изображения садовых и полевых цветов, колосья злаков, гроздья ягод и плодов, птиц, бабочек. 

Главные композиционные разновидности петриковской росписи: отдельный цветок (квитка), веточка, букет, вазон с цветами, фриз и коврик. Часто к цветам присоединяются гроздья винограда или калины, рядом мастера компонуют птиц. А вот животных и человека рисуют довольно редко. 

Также в вышивке встречаются геометрические мотивы. Их основу составляют квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, которые повторяются по полотну.

  • Сегодня мы с вами на мастер - классе будем украшать матрёшку (или доску) нашим краснодарским  орнаментом. Послушайте историю как появилась русская матрёшка.

История появления русской матрёшки:

Однажды из Японии, с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был узкоглазый деревянный старичок Фукурума. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад С. А. Малютин, а выточил токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой

Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Художники расписывали матрёшку яркими весёлыми красками, словно одевает их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская. Матрешка

Технология изображения орнамента заключается в том,что в начале наносится основной элемент (ломаная линия,ромбы, круги и т. д,а затем дополнительный (точки, полукольца, палочки) эти элементы меньше и другого цвета. Так как орнамент – это узор из повторений, то элементы и цвета могут чередоваться, а могут повторяться в каждом элементе. А теперь, уважаемые коллеги, чтобы вам было легче понять технологию изображения, предлагаю вам выстроить живой орнамент из вас участников. Выстраиваем ломаную линию с точками, а теперь выстроим ромбы, как основные элементы орнамента.

Переходим к практической части: расписываем русскую матрёшку краснодарским орнаментом по кроям сарафана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ « Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»

Актуальность темы  работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетич...

Презентация для педсовета."Воспитание патриотизма средствами декоративно - прикладного искусства".

Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным, является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то, что народ пронёс через столетия. ...

воспитание патриотизма средствами декоративно-прикладного искусства

воспитание детей средствами народного декоративно- прикладного искусства...

"Воспитание патриотизма средствами декоративно - прикладного искусства"

Обучающий мастер - класс для воспитаттелей по изготовлению с детьми старшего дошкольного возраста объемной звезды....

Мастер-класс "Патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"

quot;Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет ...

Презентация "Воспитание патриотизма средствами декоративно –прикладного искусства"

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно с малых лет прививая ребенку уваж...

Эссе воспитателя Келиной С.А. на тему: «Воспитание патриотизма средствами декоративно-прикладного искусства»

Я считаю, патриотическое воспитание- это не только формирование чувства любви к Родине, но и осознание своей принадлежности к богатой культурной наследственности. Патриотическое чувство не возникает у...