Проект по ИЗО 2022г
проект по рисованию (младшая группа)

Мозалева Елена Николаевна

"Нетрадиционные техники рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izo_22.docx890.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное автономное учреждение «Детский сад № 35»

Проект для детей группы развивающей направленности в возрасте от 3-4 лет № 7.

«Нетрадиционные техники рисования»

Выполнили: воспитатели

Первой квалификационной категории

Мозалёва Елена Николаевна.

г. Оренбург - 2022г.

Паспорт проекта

«Истоки способностей и дарования детей

на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити —

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Вид проекта: Творческий (Нетрадиционные техники рисования).

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта:

- дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

- воспитатели и специалисты;

- родители (законные представители) обучающихся.

Актуальность темы:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском учреждении.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Целевые направления:

- развитие художественно-творческих способностей детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, содействовать формированию интереса к изобразительной деятельности.
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия детей.
  • Создать условия для проявления творчества ребенка.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Формы реализации проекта:

  1. С педагогическим коллективом:

- консультация.

  1. С детьми:

совместная деятельность взрослого и ребенка;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность под музыку,
- игры и упражнения под тексты стихотворений;
- наблюдение за природой;
- рассматривание игрушек;
- оформление выставки.

  1. С родителями:
    - консультации для родителей;
    - оформление уголка для родителей по данной теме;
    - выставка (коллективные работы детей);
    Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (ватные палочки, печатки с изображением животных, штампы из картофеля, поролон, пробки, и т. д.).

Принципы построения воспитательно-образовательного процесса:

- принципы дифференциации и индивидуализации;

- принцип творчества и успеха;

- принцип наглядности;

- принцип доступности;

- принцип системности.

Ожидаемые результаты:

- формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками);
- развитие у детей навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения; передавать с их помощью свои чувства;
- интерес, активность и самостоятельность детей в изо деятельности;

- активная творческая деятельность совместно с родителями.

Условия реализации проекта:

- формирование положительных взаимоотношений между детьми;

- создание условий для нетрадиционной техники рисования;

- осуществление деятельностного подхода в приобщении участников воспитательно-образовательного процесса к изо.

Сроки реализации проекта:

Этап

Возраст

Содержание деятельности

Сроки

Участники образовательного процесса

1 этап – подготовительный

3-4 года

- подбор и изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме;
- разработка содержания проекта;
- планирование предстоящей деятельности,
- подбор наглядно - демонстрационного материала.

#1075;.

воспитатели

2 этап – основной

3-4 года

  • 1. подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры.
  • 2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.
  • - учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.
  • - развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
  • 3. Познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, методом токования, монотопии, клеевые картинки, ожившие предметы, рисование музыки, рисование манкой, рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, манку, клей ПВА, поролон.

Воспитанники

воспитатели

3- этап – заключительный

3-4 года

- подведение итогов реализации проекта;

- оформление выставки рисунков;

- выявление у детей умений и навыков по использованию в работе нетрадиционного материала для рисования.

Воспитанники

Воспитатели

родители

Основные тематические разделы реализации проекта:

  1. Режимные моменты: беседы, рассматривание рисунков по теме.
  2. Продуктивная деятельность: (занятие) «Рыбки - лодошки». Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования с помощью отпечатка ладошки. Приложение № 1
  3. Выставка детских работ.

Работа с родителями:

  1. Консультация: «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка». Приложение № 2

Работа с педагогами:

  1. Консультация: «Виды нетрадиционные техники рисования». Приложение № 3

Оценка результатов деятельности:

  1. Критерии отслеживания по работе с детьми:

- оформление выставки и творческих работ детей.

2. Критерии отслеживания по работе с родителями:

- повышение педагогической компетентности родителей, средством консультации.

  1. Критерии отслеживания по работе с воспитателями:

- повышение педагогического уровня воспитателей, средством консультации.

Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1

Доминирующая область

Познавательное развитие

2

Вид деятельности детейй

изобразительная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская, музыкальная.

Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

«Рыбки – ладошки»

2

Методы и приёмы реализации содержания занятия

создание предметной картины (за тонированный лист бумаги, нарисованные камушки, водоросли и одна рыбка). Беседа о рыбках. Рассматривание картинок на тему «Рыбки в аквариуме».

3

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие».

4

Возрастная группа

3-4 года

5

Цель:

учить детей рисованию рыб в аквариуме с помощью ладошки, показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек.

6

Задачи:

Образовательные:

  • Учить передавать строение рыб (туловище, хвост, плавники).
  • Учить умению самостоятельно выбирать цветовое решение.
  • Совершенствовать техническое изображение.

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память.
  • Развивать умение устанавливать сходство и отличие.

Воспитывающие:

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.
  • Воспитывать личностные качества детей - организованность и самостоятельность.
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе.

7 Планируемые результаты

- имеет представление значения слов: «аквариум», «рыба», «хвост»,

«чешуя»;

- умеет чётко произносить названия цветов: красный, зеленый, синий,

жёлтый;

- умеет употреблять существительные во множественном числе: рыбка –

рыбки;

- проявляет интерес к рисованию нетрадиционным способом.

8

Организация среды для проведения образовательной деятельности

гуашь, вода, тарелки, фартуки (на каждого ребёнка) клеенки, салфетки.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- беседы о рыбках;

- пальчиковая гимнастика: «Рыбка плавает в водице.» М. Клокова»;

- подвижная игра: «Море волнуется»;

- рисование;

- индивидуальная работа.

Конспект занятия

I

Вводная часть

Введение в тему

Воспитатель: Эй, Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь всем немножко.

Какое у вас настроение стало?

Ответы детей

Мотивация деятельности

Воспитатель (сюрпризный момент - загадывание загадки):

«Она всегда в воде живёт,

И целый день она плывет.

На спинке носит плавнички,

Они красивы и легки». (Рыбка)

Ответы детей

Целеполагание

Воспитатель: «Ой, ребята, тише, тише что-то странное я слышу. А что вы ребята услышали? (играет музыка – шум воды)

Ответы детей

Воспитатель: «Правильно, молодцы. Я тоже услышала, что водичка шумит. А где может шуметь вода?»

Ответы детей (В реке, океане, озере, пруду, фонтане, море, аквариуме…)

Воспитатель: «Ребята, а вы бы хотели увидеть в группе аквариум? (Ответы детей) Вот решила я вам сделать сюрприз. Смотрите, какой аквариум я вам принесла. А что находится в аквариуме?»

Ответы детей (Камешки, водоросли)

Воспитатель: «Здесь даже живёт рыбка. Она любит плавать, нырять. Вот посмотрите … Дети посмотрите на эту рыбку (дети показывают и называют голову, глаза, рот, хвост), для чего хвост ребята рыбки?»

Ответы детей

II

Основная часть

Актуализацияранее приобретённых знаний. Добывание нового знания

Воспитатель: «Ребята, рыбке одной скучно плавать, давайте развеселим рябку?»

Пальчиковая гимнастика: «Рыбка плавает в водице..» М. Клокова».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

(сложенными вместе ладонями дети изображают как рыбка плывет).

Рыбка, рыбка, озорница

(грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула

(снова изображаем, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла

(делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула

Рыбка быстро уплыла.

(снова плывут)

Воспитатель: «Давайте посмотрим, стало нашей рыбке веселее? (ответы детей) Мне тоже кажется, что нашей рыбке всё ещё грустно. Может нам с рыбкой поиграть?» (ответы детей)

Подвижная игра "Море волнуется".

"Море волнуется раз, (ноги на шире плеч, покачивание)

Море волнуется два, (руками справа - налево, изображая волны)

Море волнуется три,

Как рыбки плывут покажи.

Рыбки плавали, ныряли (руки перед грудью со сложенными)

В голубой, морской воде. (ладонями, бег врассыпную, наклоны)

То сойдутся, разойдутся)

То зароются в песке, (сближения, расхождения, приседание)

Воспитатель: «Ребята, как мы весело играли, сейчас наша рыбка точно не должна грустить, давайте посмотрим? Рыбка все ещё грустная. Что мы ещё можем сделать, чтоб рыбке было радостнее, веселее?»

Ответы детей (нарисовать друзей)

Воспитатель: «У меня есть краска, которая поможет нам нарисовать рыбок, а рисовать мы будем не кисточкой, а нашими ладошками. (Показ детям на примере своих ладошек). Посмотрите, если мы приложим чистую ладошку к аквариуму, ничего не изменится. А если ладошку обмакнуть немного краски, то мы сможем делать ладошкой отпечаток, который очень похож на рыбку. Затем прикладываем ладошку на лист и хорошо прижимаем. Затем вытираем салфеткой руку. Затем макаем пальчик в черную краску и делаем ей глазик. Вот наши рыбки стали совсем как настоящие.

Теперь садимся на свои места. Начинаем рисовать. Не забываем, что мы

сначала макаем ладошку в краску, затем рисуем глазик и ротик рыбке».

Самостоятельная деятельность детей (воспитатель оказывает индивидуальную помощь)
Индивидуальная работа на знание основных цветов.

III

Заключительная часть

Подведение итогов,

Воспитатель: «Ребятки посмотрите, как стало весело моей рыбке ведь у неё сейчас так много друзей! Спасибо вам! Посмотрите, какие яркие и красивые получились наши рыбки. А без таких помощников, у нас бы не получилось сделать таких веселых рыбок? Вы сегодня очень хорошо пофантазировали и необычным способом нарисовали разных обитателей аквариума. Спасибо вам ребята!»

IV

Определение перспективы дальнейшей деятельности

Продолжать знакомит детей с другими видами нетрадиционного рисования.

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №35

приложение № 1

Конспект занятия

Для детей группы развивающей направленности в возрасте от 3-4 лет № 7.

«Натрадиционные техники рисования»

по ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «РЫБКИ - ЛАДОШКИ»

Выполнили:

Воспитатель I квалификационной категории

Мозалёва Е.Н.,

Воспитатель высшей категории

Лещенко Л.Н.

г. Оренбург – 2022г.

Приложение № 2

Консультация для родителей «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка».

«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советуем родителям использовать нетрадиционные способы рисования. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в белого лебедя. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Зачем нужно такое рисование

В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством. Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус. Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться. Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.

Рисование пальчиками и ладошками - обычно это первая техника, с которой дети начинают рисовать еще до похода в детский садик. Рисунок получается очень быстро, а это крайне важно в работе с совсем маленькими детками. Обмакните детскую ладошку в краску и позвольте малышу сделать отпечаток на поверхности. Посмотрите, на что это похоже. Быть может, это какое-то животное? Спросите кроху, что нужно дорисовать, чтобы получился законченный образ. Может, ушки, носик или хвостик? недостающие детали можно нарисовать пальчиками. Управлять своими пальчиками и ладошками гораздо проще, чем кистью. А потому интересней для детей раннего возраста.

Оттиск печатками из картофеля - ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Оттиск смятой бумагой - ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Монотипия предметная - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать.

Отпечатки листьев - ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

Монотипия пейзажная - ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Любят дети рисовать и ... мыльными пузырями, и зубной щеткой, и ватой, и ступнями, и пластилином, и ... чем только можно, всем, что вам попадется в руки.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Приложение № 3

Консультация для воспитателей

«Рисование нетрадиционными техниками».

Умение рисовать не может существовать без воображения. Советский психолог Л. С. Выготский сказал "Воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все". Воображение есть у каждого, оно как мускул, который нужно тренировать.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к рисованию, приобщить его к творческой деятельности, помочь полюбить рисовать, я использую различные виды нетрадиционной техники рисования. Такие занятия проходят как игра, как праздник, увлекают каждого ребенка. И в то же время помогают вступить ребенку в мир творчества, воображения, фантазии.

Рисование одно из любимых занятий детей дошкольного возраста. Чтобы оно было более интересным и увлекательным, необходимо знакомить детей с разными изобразительными материалами и техниками. Рисование необычными материалами и техниками доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможности изображения хорошо знакомых предметов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования очень нравятся детям, увлекают каждого ребенка. Помогают ребенку преодолевать радость, страх перед тем, что вдруг ничего не получится. Разве неинтересно, даже вам взрослым узнать, что получится, если рисовать ниткой, зубной щеткой или, например, скомканной бумагой? Интересно? А если это ребенок?. Из своего опыта работы, могу сказать, что такие способы изображения помогают пробудить у ребенка интерес к рисованию, приобщить его к творческой его к творческой деятельности, учат ребенка мыслить смело и свободно, развивают воображение, будят фантазию.

Сейчас я познакомлю вас с необычными материалами и способами их использования в рисовании.

«Волшебная линия»

На листе бумаги педагог делает карандашом или кистью один непрерывный росчерк. Дети смотрят на эту "каряболу" и дорисовывают до какого-нибудь понятного образа. Лист можно вертеть в разные стороны, чтоб было удобнее думать. Дорисовывать можно карандашами, красками, фломастерами и др.

«Точка – точка»

На листе бумаги ставится много точек. Юный художник должен объединить их одной ломаной линией. Это похоже на то, как астрономы, объединяя различные звезды, получают изображения созвездий: большая медведица, весы и т. д.

Эти веселые игры, чем то похожи на головоломки.

"Волшебная клякса"

На лист бумаги ставиться жидкой краской клякса или несколько клякс. Клякса расплывается. Ребенок должен увидеть в ней что-то знакомое и дорисовать детали, чтобы образ хорошо прочитывался.

"Что бы это значило?"

На листе бумаги педагог изображает сочетание форм и линий. Ребенок должен увидеть в этом сочетании знакомый образ и дорисовать.

"Заколдованные картинки"

На листе бумаги педагог изображает геометрические формы. Это может быть круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, полукруг и т. д. Ребенок должен увидеть в форме предмет и дорисовать детали, чтоб образ стал узнаваем.

Варианты игр: "Волшебный кружок", "На что это похоже?", "Затейливые линии", "Непонятное письмо".

"Страна Вообразилия"

"Представь и услышишь" - нарисуй любимую мелодию.

"Представь и увидишь" - нарисуй какого цвета доброта? Какого цвета смех? Какого цвета зло?

"Представь и почувствуешь" - нарисуй на пустых этикетках для флаконов "Чувствую себя хорошо", "Мне плохо", "Мне весело", "Мне грустно" и т. д.

"Представь и попробуешь" - нарисуй "Какой вкус у лимона?", "Какой вкус у шоколада?" и т. д.

"Представь и ощутишь запах" - попробуй изобразить аромат розы.

"Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей"

Предложить ребенку вообразить животное, которое никто никогда не видел и изобразить его на бумаге. Можно дать конкретные задания: у этого животного должно быть что то от птицы, от рыбы и зверя.

"Страна загадок"

"Поможем художнику дорисовать картину".

"В стране Роботов".

"Дом будущего".

"Волшебный кувшин".

"Чудо - дерево".

"На чем ездят жители загадочной страны".

"Наряд для лягушки - царевны" и т. д.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к рисованию, приобщить его к творческой деятельности, помочь полюбить рисовать я широко использую различные виды нетрадиционной техники рисования. Такие занятия проходят, как игра, как праздник, увлекают каждого ребенка. И в то же время помогают вступить ему в мир творчества, воображения и фантазий. Из опыта работы, могу сказать, что такие занятия помогают сформировать творческую личность, учат ребенка мыслить смело и свободно, развивают его воображение.

"Кляксография"

На лист бумаги нанести несколько капель жидкой краски любого цвета. Взять трубочку для коктейля и осторожно подуть на капли. Повернуть лист и снова подуть через соломинку. Дать высохнуть, затем посмотреть на что же похожи следы и дорисовать образ.

"Рисование свечой"

Изображение наносится парафиновой свечой. Получается волшебный рисунок - он есть и его не видно. Затем на лист наносится тушь или гуашь и изображение проступает.

"Граттаж»

Лист бумаги, лучше плотной, можно белого цвета или закрашенный акварелью, затереть парафиновой свечой. Налить в розетку черную гуашь или тушь, добавить немного шампуня или мыла, тщательно перемешать. Затем этой смесью покрыть натертый парафином лист. Взять заостренную палочку или зубочистку и процарапывать изображение.

"Набрызг"

Это разбрызгивание капель краски с помощью зубной щетки или расчески.

"Тампонирование"

Нужно сделать тампон из марли или кусочки поролона. Набираем на тампон краски и легкими прикосновениями к бумаге рисуем что - нибудь пушистое, воздушное, прозрачное. Можно использовать щетинистую кисть и тушь.

"Рисование по сырой бумаге"

Лист бумаги смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами, можно и мелками наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.

"Рисование по мятой бумаге"

Лист бумаги нужно скомкать, затем наносится краска. Лист расправляется и на него наносится рисунок. Это техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги, там где нарушается ее структура краска делается более интенсивной и темной - это называют эффектом мозаики.

"Выпуклый рисунок"

На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем. Когда клей высохнет, наносится краска, получается выпуклый рисунок.

"Цветные ниточки"

Нужно взять нитки длиной 25 - 30 см, окрасить их в разные цвета, затем выложить на одной стороне сложенного пополам листа. Затем, не снимая ладонь с бумаги, осторожно выдернуть одну ниточку за другой.

"Монотипия"

Краска наносится на оргстекло, целлофан. Затем прикладывается лист бумаги и прижимается. В зависимости от направления растирания получаются различные изображения. Вариант - лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, затем лист складывается и растирается, изображение получается как бы зеркальное.

"Овощные печатки"

Делаем разные формы из свежих овощей: моркови, картофеля, редьки, свеклы и др. Жидкая гуашь наливается в розетки. Затем нужно опустить овощную печатку в краску и приложить к листу бумаги, хорошо прижать и убрать. На бумаге останется след вырезанной формы.

"Поллаж"

Это сочетание аппликации и рисования. Причем аппликация может быть самой разной - бумага, ткань, вата, любой бросовый и природный материал.

"Пальчиковая живопись"

Жидкая краска наливается в розетки. Каждый палец набирает одну определенную краску и наносится отпечаток. Вариант - можно наносить отпечатки ладошками.

Из своего опыта работы могу сказать, что такие занятия помогают сформировать творческую личность, учат ребенка мыслить смело и свободно, развивают воображение. Рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать различные образы свечкой, зубной щеткой, руками, пальцами, крупой, солью, песком, мыльными пузырями и т. п.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками!

точки пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами (красный, развивать мелкую моторику рук, воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Тема: «Экскурсия по группе», рисование пальчиком «Улыбку смайлику».

Цель: учить детей рисовать пальчиками, проводить дугу, развивать мелкую моторику рук, воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Тема: «Репка», рисование поролоновыми подушечками.

Цель: учить детей рисовать поролоновыми подушечками, совершенствовать мелкую моторику ребенка. Развивать фантазию и воображение, поддерживать эмоциональный настрой детей.

Тема: «Сказка в гости к нам пришла», рисование ватной палочкой «Зернышки для мышки».

Цель: учить детей рисовать ватными палочками, подготовленными воспитателем. Развивать фантазию и воображение, поддерживать эмоциональный настрой детей.

Тема: «Тихо падает снежок», рисование ватной палочкой (следы падающих хлопьев снега).

Цель: учить рисовать ватными палочками, ритмично наносить отпечаток на бумаге; выполнять движения в соответствии с ритмом музыки.

Тема: «Солнышко», рисование ладошкой (лучики, коллективная работа.

Цель: учить детей опускать ладошку в гуашь и оставлять оттиск на листе бумаги, воспитывать любовь к природе.

Тема: «Весёлое дерево», рисование ладошкой (птички прилетели и на деревце сели, коллективная работа.

Цель: закреплять умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаге с изображением, подготовленными воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.

III этап - Заключительный (аналитический) :

- оформление выставки рисунков;

- выявление у детей умений и навыков по использованию в работе нетрадиционного материала для рисования.

Тема: «Терем, теремок, кто в теремочке живёт», рисование поролоновой губкой (домики для зверюшек).

Цель: учить детей опускать поролоновую губку в гуашь и аккуратно наносить на лист бумаги с готовым изображением домика нарисованный воском, подготовленным воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.

Формы работы, методы и приемы.

Работа с детьми:

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

- продуктивная деятельность под музыку,

- игры и упражнения под тексты стихотворений;

- наблюдение за природой;

- рассматривание игрушек;

- оформление выставки.

Способы нетрадиционного рисования.

«Рисование пальчиком» : ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой» : ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок» : один из необычных приемов - рисование точками. Для этого подойдут обычные ватные палочки. Принцип очень прост: нужно обмакнуть палочку в краску и оставить на листе бумаги след. Это может быть дождик, снежок или зернышки для цыплят, курочки, мышки.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

- формирование у детей группы раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками);

- развитие у детей навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения;

Заключение:

Проект «Вместо кисточки рука» (нетрадиционные способы рисования для малышей) направлен на развитие творческого воображения у детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Применяя нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Список литературы:

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»,

2. М: Скрипторий 2003.

3. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010.

4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество».- М. :Мозайка-Синтез, 2008.

5. О. Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», АЙРИС-пресс, 2006.

6. О. Э. Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность)», разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

7. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

8. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]

Доклад

Цель проекта : Овладение детьми нетрадиционными техниками рисования, доступными младшему дошкольному возрасту и их применение в различных видах деятельности.

Развитие потребности к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности, а также развитие эстетической оценки и стремления к творческой самореализации.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;

• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• Развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, силу, ловкость и точность мелкой мускулатуры рук, совершенствовать цветовосприятие, эстетический вкус.

• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (Рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, песку, рисование штампом, рисование методом тычка, кляксография и др.)

• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми

Тип проекта : творческий.

Срок реализации проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети младшей группы, педагоги группы.

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта :

- Знакомим детей группы раннего возраста с нетрадиционными способами рисования (пальчиками, ладошками, формируем интерес к изобразительной деятельности;

- Способствуем овладению воспитанниками простейших нетрадиционных способов рисования, продолжаем знакомить детей с названиями основных цветов;

Актуальность:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском учреждении.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка»

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

- Тема и её актуальность:

Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня,

Я рисую яркой краской, посмотрите на меня.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Основные этапы проекта :

I этап – Подготовительный:

- подбор и изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме;

- разработка содержания проекта;

- планирование предстоящей деятельности,

- подбор наглядно - демонстрационного материала.

II этап – Практический - Обеспечение условий для реализации проекта :

- разработка игр-занятий для воспитанников;

- совершенствование и расширение уголка «Художественное творчество»;

- разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по теме «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

В результате выполнения проекта будет достигнуто :

• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• представление проекта «Вместо кисточки рука» на уровне детского сада.

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Заключение:

Проект «Вместо кисточки рука» (нетрадиционные способы рисования для малышей) направлен на развитие творческого воображения у детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Применяя нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект "Зимушка - зима" 2022г.

Цель проекта: формирование у детей целостной картины мира о зиме, как времени года, через интеграцию образовательных областей....

Календарное планирование образовательной деятельности 22.04.2022г. - 29.04.2022г.

Планирование образовательной и самостоятельной деятельности детей.Взаимодействие с родителями, рекомендации....

Календарный план воспитательно - образовательной работы с 10.10.2022г. по 14.10.2022г. I. Тема: Осень щедрая пора. Юные исследователи: живая и неживая природа

Календарный план воспитательно - образовательной работы с 10.10.2022г. по 14.10.2022г.  I. Тема: Осень щедрая пора.  Юные исследователи: живая и неживая природа...

Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе № 1 на период с «03» ОКТЯБРЯ 2022г. по «28» ОКТЯБРЯ 2022г.

Перспективный план прописан по 5 образовательным областям: - Социально-коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Физическое развитие - Художественно-эстетическое развитие...

Проект «Посуда» Во второй младшей группе «Светлячки» МБДОУ д/с № 1 г. п. Рощино (краткосрочный - 1 неделя с 19.12 2022г. по 23.12.2022г.)

Реализация данного проекта позволяет ребенку обобщить свой познавательный чувственный опыт, научиться первым исследовательским действиям, незаметно овладеть простейшими сенсорными эталонами цвета, фор...