Программа "Юный художник"
рабочая программа по рисованию

Алдошина Людмила Георгиевна

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный художник" художественной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aldoshina_nsportal.docx72.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

городского округа Спасск-Дальний

«ПРИНЯТО»

На педагогическом совете

МБОУ СОШ ДО № 15

Протокол от «_30_»_августа_2024 г.

№ _1_

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом заместителя директора МБОУ СОШ № 15

«_02сентября 2024 г. № _44/2_

ЮНЫЙ ХУДОЖНИК

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

                                                                             Алдошина Людмила

                                                                             Георгиевна, педагог            

                                                                             дополнительного образования

Спасск-Дальний

2024 г

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т. к. в нём проявляются разные стороны развития ребёнка, развитие и активизации словарного запаса, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти мышления и снятия психологических зажимов и страхов перед рисованием.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей, находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество, в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами, позволяющими овладеть сложными дифференцированными умениями и навыками.

Не имея специальных навыков рисования, используя нетрадиционные техники рисования ребёнок легко и быстро добивается желательного результата. Поэтому считаю, что в настоящее время эта тема актуальна и даёт педагогу возможность творчества.

Направленность программы художественная. Развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями. Занятия позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.

Уровень освоения: стартовый.

Отличительная особенность программы заключается в том, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Ещё одной отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы заключается в объединении нескольких видов нетрадиционных техник в одну комплексную систему художественно-эстетического образования и даёт возможность по окончанию обучения в одной работе использовать разные виды и приёмы нетрадиционных техник.

Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет г. Спасск-Дальний.

Особенности организации образовательного процесса

Программа предназначена для детей, имеющих желание рисовать, явно выраженные способности к изобразительному творчеству, кропотливой работе и рассчитана на 2 года обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5-6 лет (первый год обучения), 6-7 лет (второй год обучения). Группа комплектуется детьми на основании заявлений родителей с учётом желания ребёнка. Занимаются 30 детей.

Режим занятий: два занятия в неделю, во вторую половину дня, с сентября по май включительно.

Реализация программы рассчитана 2 года. Объём программы – 144 часа: 1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения – 72 часа Длительность занятий детей старшей группы: 25-30 минут и детей подготовительной группы: 30-35 минут, определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 1.2.3.685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изобразительной творческой деятельности.

2. Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, стремление прийти на помощь друг другу.

3. Воспитывать аккуратность, умение содержать своё место в порядке.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к изобразительному искусству.

2. Развивать двигательную активность организма.

3. Развивать у детей мыслительные процессы.

4. Развивать организационные управленческие умения.

Обучающие:

1. Обогащать словарный запас художественными терминами.

2. Формировать навыки обращения с изобразительным материалом.

1.3. Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

Старшая группа

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Разноцветная палитра

3

1,5

1,5

1.1

Введение в программу

1

0.5

0.5

Викторина


1.2

Тёплые и холодные цвета

1

0.5

0.5

Экспериментирование с изобразительными материалами

1.3

Смешивание красок

1

0.5

0.5

Творческая работа

2

Оттиск печатками и штампами

18

5

13

2.1

Оттиск листьями

3

1

2

Наблюдение

2.2

Рисование ладошками

4

1

3

Творческая работа

2.3

Оттиск половинами овощей и фруктов

7

1

6

Открытое занятие

2.4

Оттиск смятой бумагой

2

1

1

Творческая работа

2.5

Рисование пальчиками

2

1

1

Творческая работа

3

Монотипия

4

2

2

3.1

Монотипия предметная

2

1

1

Творческий отчет

3.2

Монотипия пейзажная

2

1

1

Выставка для родителей

4

Восковые мелки

8

3

5

4.1

Свойства восковых мелков

2

1

1

Наблюдение

4.2

Граттаж

6

2

4

Вернисаж

5

Кляксография

5

2

3

5.1

Чудесное превращение кляксы

3

1

2

Творческая работа

5.2

Раздувание краски трубочкой от коктейля

2

1

1

Наблюдение

6

Набрызг

2

1

1

7

Рисование ватными палочками

5

2

3

7.1

Пуантилизм

2

1

1

Игра

7.2

Народные промыслы

3

1

2

Творческая работа

8

Тампонирование. Использование техники тампонирования с техникой трафарет

4

1

3

Творческая работа

9

Колючие и пушистые. Тычок жесткой кистью

11

3

8

Открытое занятие

10

Рисование на воде. Мир творчества Эбру

5

2

3

Творческая работа

11

Подведение итогов

7

0.5

6.5

Конкурсы разного уровня

Итого:

72

23

49

Содержание учебного плана 1 года обучения

Старшая группа

1. Раздел: Разноцветная палитра

1.1. Тема: Введение в программу

Теория. Техника безопасности, организация рабочего места.

Практика. Игра-викторина, рисунок на тему техники безопасности.

1.2. Тема: Тёплые и холодные цвета

Теория. Свойства красок (особенности гуаши и акварели). Цвета красок.

Практика. Выполнение заданий «Радуга», «Храбрый петушок».

1.3. Тема: Смешивание красок

Теория. История возникновения кисти. Различные типы кистей. Правила работы и уход за ними.

Практика. Освоение различных приёмов работы с гуашью, получение различных цветов и оттенков.

2. Раздел: Оттиск печатками и штампами

2.1. Тема: Оттиск листьями

Теория. Правила техники безопасности. Понятие «отпечаток»

Практика. Освоение художественной техники печать листьями. Выполнение работ «Красивые листочки», «Деревья в нашем парке».

2.2. Тема: Рисование ладошками

Теория. Техника безопасности. Правила нанесения краски на ладонь.

Практика. Отпечаток на бумаге, дорисовывание недостающих деталей кисточкой. Выполнение работ «Снегири», «Дед мороз», «Лебедь на озере», «Аквариум».

2.3. Тема: Оттиск половинками овощей и фруктов

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Использование штампов, печатание оттиском из овощей и фруктов.

Практика.  Отпечаток на бумаге, дорисовывание недостающих деталей кисточкой. Выполнение работ «Тюльпаны», «Зимний лес», «Букет для мамы».

2.4. Тема: Оттиск мятой бумагой

Теория. Краски осени. Как смять бумагу в плотный комочек.

Практика. Печатание мятой бумагой. Рисование работ по теме «Осенний лес», «Букет сирени», проработка рисование вазы разной формы.

2.5. Тема: Рисование пальчиками

Теория. Техника безопасности. Мотивы и формы построения орнамента, понятие симметрии и ритма.

Практика. Украшение салфетки орнаментом, используя пальчиковую технику.

3. Раздел: Монотипия

3.1 Тема: Монотипия предметная

Теория. Понятие монотипия (отпечаток) предметная. Алгоритм выполнения работы.

Практика. Выполнение работ: «Бабочка», «Цветок в горшке».

3.2. Тема: Монотипия пейзажная

Теория. Понятие монотипия пейзажная. Алгоритм выполнения работы.

Практика. Выполнение работ: «Лодки кораблики на воде», «Ранняя весна». Дорисовывание недостающих деталей кистью.

4. Раздел: Восковые мелки

4.1. Тема: Свойства восковых мелков

Теория. Понятия. Свойствами воска – отталкивать воду.

Практика. Рисование мелками на белой бумаге, окрашивание её цветом. Выполнение заданий: «Снежинка», «Дует сильный ветер».

4.2. Тема: Граттаж

Теория. Понятие «граттаж». Виды граттажа. Необходимые материалы для работы. Техника безопасности. Этапы выполнения техники граттаж.

Практика. Нанесение фона восковыми мелками. Тонирование листа чёрной гуашью с мыльной основой, процарапывание рисунка острым инструментом. Выполнение работ: «Космос», «Жар-птица», «Подводное царство».

5. Раздел: Кляксография

5.1. Тема: Чудесное превращение кляксы

Теория. Новые понятия: «тушь», «маркер». Клякса. Рисунки из клякс (работы воспитателя). Техника безопасности.

Практика. Выполнение работ: «Животные, которых я придумал сам», «Весёлые кляксы». Дополнение изображения необходимыми деталями с помощью кисти, фломастеров.

6. Раздел: Набрызг

Теория. Понятия «набрызг». Техника безопасности.

Практика. Тонированние бумаги, оттиск штампов, работа по трафарету. Выполнение техники набрызг при помощи зубной щётки. Создание работ по темам «Солнечная система» и «Снег идет».

7. Раздел: Рисование ватными палочками

7.1. Тема: Пуантилизм

Теория. Техника безопасности. Термины: «пуантилизм», «точка», «чистый цвет». Порядок выполнение работы.

Практика. Выполнение работы: «Самолет над облаками», «Рыбка в аквариуме».

7.2. Тема: Народные промыслы

Теория. Техника безопасности. История создания дымковской игрушки, городецкой росписи. Элементы городецкой росписи, дымковской игрушки.

Практика. Рисование ватными палочками элементов городецкой росписи (разделочная доска), дымковской игрушки (дымковский конь), соответствующие данным промыслам.

8. Раздел: Тампонирование. Использование техники тампонирования с техникой трафарет

Теория. Техника безопасности. Использование техники тампонирования с техникой трафарет.

Практика. Равномерное заполнение трафарета краской, дополнение рисунка недостающими деталями. Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования.

9. Раздел: Колючие и пушистые. Тычок жесткой кистью

Теория. Техника безопасности. Понятия: «тычок», «жесткая кисть», «вертикально», «линия горизонта». Репродукции художников-пейзажистов, художников-анималистов. Алгоритм выполнения работы «тычок жесткой кистью».

Практика. Выполнение работы с использованием «тычка» жесткой кистью, для получения пушистой или колючей фактуры поверхности. Заполнение всего контура этим способом, умением не выходить за него. Выполнение работ: «Осень на опушке», «Пингвин на льдине», «Чебурашка», «Мишка косолапый», «Зимний лес».

10. Раздел: Рисование на воде. Мир творчества Эбру

Теория. Что такое Эбру? История появления этой техники. Материалы для рисования. Процесс рисования на воде.

Практика. Создание фона, основного рисунка, перенос изображения на бумагу, сушка. Применение детьми различных техник Эбру: мраморированние, волнообразные узор и др. Создание сюжетных рисунков.

12. Раздел: Подведение итогов

Теория. Тема, художественные средства и материалы, использования техник рисования для достижения результата.

Практика. Создание работ, воплощение детьми своих идей.

Учебный план 2 года обучения

Подготовительная к школе группа

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с красками

11

2,5

8,5

1.1

Свойство красок

4

1,5

2,5

Практическое занятие

1.2

Смешивание красок

2

0.5

1.5

Экспериментирование с изобразительными материалами

1.3

Праздник тёплых и холодных цветов

3

0.5

2.5

Творческая работа

1.4

Красочное настроение

2

1

1

Вернисаж

2

Оттиск печатками и штампами

14

2

12

2.1

Оттиск листьями

3

0.5

2.5

Творческий отчет

2.2

Оттиск половинками овощей и фруктов

5

0.5

4.5

Творческая работа

2.3

Оттиск пузырчатой плёнкой

6

1

5

Открытое занятие

3

Восковые мелки

10

1.5

8.5

3.1

Свойства восковых мелков

2

0.5

1.5

Наблюдение

3.2

Граттаж

8

1

7

Выставка для родителей

4

Рисование сангиной

3

1

2

Наблюдение

5

Рисование мыльными пузырями

2

0.5

1.5

Творческая работа

6

Жёсткие и колючие. Тычок жесткой кистью

10

1

9

Открытое занятие

7

Монотипия

8

1.5

6.5

7.1

Предметная монотипия

2

0.5

1.5

Творческая работа

7.2

Монотипия пейзажная

6

1

5

Творческий отчет

8

Рисование на воде. Мир творчества Эбру

4

1

3

Творческая работа

9

Набрызг при помощи трафарета

2

0.5

1.5

Открытое занятие

10

Подведение итогов

8

0.5

7.5

Конкурсы разного уровня

Итого:

72

12

60

Содержание учебного плана 2 года обучения

Подготовительная группа

1. Раздел: Знакомство с красками

1.1. Тема: Свойства красок

Теория. Техника безопасности. Организация рабочего места. Особенности гуаши, особенности акварели. Жанры живописи.

Практика. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Экспериментирование в работе с гуашью и акварелью. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Витражные окошки».

1.2. Тема: Смешивание красок

Теория. История возникновения кисти. Различные типы кистей. Правила работы и уход за ними. Главные краски на службе у королевы. Кисточки. Способы получения составных цветов путём смешивания главных красок.

Практика. Выполнение заданий: «Цветок-семицветик», «Радуга-дуга».

1.3. Тема: Праздник тёплых и холодных цветов

Теория. Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых и холодных цветов.

Практика. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «холод-тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

1.4. Тема: Красочное настроение

Теория. Деление цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блёклые). Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, воздушность). Цветовые ощущения в результате добавления чёрной краски цвета (тревожность, загадочность).

Практика. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

2. Раздел: Оттиск печатками и штампами

2.1. Тема: Оттиск листьями

Теория. Техника безопасности. Понятия «отпечаток», «линия горизонта».

Практика. Освоение художественной техники «печать листьями». Выполнение работ «Осенний букет», «Золотая осень».

2.2. Тема: Оттиск половинками овощей и фруктов

Теория. Техника безопасности. Использование штампов, печатание оттиском из овощей и фруктов.

Практика. Отпечаток на бумаге, дорисовывание недостающих деталей. Выполнение работ: «Букет в вазе», «Подарок маме», «Зимний лес», «Цветы».

2.3. Тема: Оттиск пузырчатой плёнкой

Теория. Техника безопасности. Новый вид штампа. Этапы создания отпечатка, понятие «линия горизонта».

Практика. Выполнение работ: «Зимний лес», «Еловые шишки». «Клубника», «Барашки на лугу».

3. Раздел: Восковые мелки

3.1. Тема: Свойство восковых мелков

Теория. Понятия, свойства воска – отталкивать воду.

Практика. Выполнение заданий: «Морозные узоры на окне», «Вьюга-завируха».

3.2. Тема: Граттаж

Теория. Понятие «граттаж». Виды «граттажа». Материалы для работы. Техника безопасности. Этапы выполнения работы.

Практика. Выполнение заданий: «Ночной город», «Салют», «Солнечная система», «Северное сияние».

4. Раздел: Рисование сангиной

Теория. Художественные возможности сангины. Приёмы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком.

Практика. Выполнение работ: «Кошка», «Кораблик».

5. Раздел: Рисование мыльными пузырями

Теория. Техника безопасности. Приёмы изображения мыльными пузырями.

Практика. Выполнение работ: «Цветы на поляне», «Раз, два, три – пузыри преврати». Дорисовывание деталей изображения.

6. Раздел: Жёсткие и колючие. Тычок жёсткой кистью

Теория. Техника безопасности. Репродукции картин художников-пейзажистов, художников-анималистов. Алгоритм выполнения работы в технике: «тычок жёсткой кистью». Понятия: «тычок», «жёсткая кисть», «горизонтально», «линия горизонта».

Практика. Выполнение работ: «Мой маленький друг», «Утята на пруду», «Я люблю пушистое, я люблю колючее», «Мимоза», «Филин», «Снежная семья». Выполнение работы с использованием «тычка» жёсткой кистью для получения пушистой или колючей фактуры поверхности.

7. Раздел: Монотипия

7.1. Тема: Предметная монотипия

Теория. Понятие «монотипия» (отпечаток), «предметная монотипия», Алгоритм выполнения работы.

Практика. Выполнение работ: «Дерево», «Цветы в вазе».


7.2. Тема: Монотипия пейзажная

Теория. Понятие «монотипия пейзажная», «Рассвет», «Закат солнца», «Лунная дорожка», «Линия горизонта». Репродукции картин художников-маринистов.

Практика. Выполнение работ: «Закат на море», «Морской пейзаж», «Рассвет».

8. Раздел: Рисование на воде. Мир творчества Эбру

Теория. Что такое Эбру. История появления этой техники. Материалы для рисования в этой технике. Алгоритм выполнения работы

Практика. Создание фона, основного рисунка. Применение детьми различных техник Эбру.

9. Раздел: Набрызг при помощи трафарета

Теория. Техника безопасности. Космос.

Практика. Создание работ: «А снег идёт…», «Космос».

10. Раздел: Подведение итогов

Теория. Тема, художественные средства и материалы, использование нетрадиционных техник для достижения результата.

Практика. Выполнение работ для дальнейшего участия в конкурсах разного уровня.

1.4. Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- любовь к изобразительному искусству, желание рисовать и посещать выставки, вернисажи;

-уважительное отношение к коллективу, их работам, умение подчинять свои интересы коллективным.

Обучающиеся усвоят:

- правила техники безопасности и поведения в изо-студии.

Обучающиеся будут уметь:

- поддерживать порядок на рабочем месте и в папках с изобразительным материалом.

Метапредметные результаты

У обучающегося будут развиты:

- наблюдательные и познавательные способности, эмоциональная отзывчивость;

- мелкая моторика рук, пластичность рук, точность глазомера;

- пространственное мышление, образное представление, воображение.

Обучающиеся будут уметь:

- планировать свою деятельность, определять её проблемы и их причины.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

изобразительные материалы и средствах (в том числе и нетрадиционные);

свойства различных материалов, способы их использования в нетрадиционной технике рисования;

последовательность выполнения работы, понятие «линия горизонта».

Обучающиеся будут уметь:

- пользоваться терминами, согласно программе;

- пользоваться техническими приёмами работы;

- сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет;

- изображать предметы в перспективе, выделять особенности формы, положения.

Обучающиеся будут владеть:

- техникой нетрадиционного рисования.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: наличие необходимого освещения, рабочих мест (столов), водоснабжения, специализированная мебель для хранения инструментов и материалов, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы, магнитно-маркерная доска, магниты, маркеры.

Для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные инструменты и материалы.

Инструменты

Материалы

ластик

простой карандаш

точилка для карандашей

альбом для рисования

ножницы

бумага для рисования акварелью

кисти

- Белка,

- Щетина,

- Пони

№ 1-12 плоские и круглые

бумага для рисования гуашью

палитра

цветные карандаши

емкости для воды

простые карандаши

предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии

фломастеры

полиэтиленовые пакеты

гуашь художественная

рабочие столы

цветная бумага

магнитная доска

восковые и масляные мелки

муляжи и макеты для постановки натюрмортов

свеча

ватные палочки

поролоновые печатки

коктейльные трубочки

зубочистки

зубные щётки

акварельные краски

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.

2. Тематические образцы изделий.

3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.

4. Детская литература с иллюстрациями художников.

5. Фотографии диких и домашних животных.

6.Литература по искусству.

7. Литература по нетрадиционной технике рисования.

8. Психолого-педагогическая литература.

9. Видео, интернет-источники.

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы контроля:

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

В начале учебного года

Определение у обучающихся начальных знаний и навыков

Выполнение заданий, устный опрос

Промежуточная аттестация

В конце каждой темы

Определение степени усвоения обучающимися знаний, умений

Тесты, выставки, участие в конкурсах, устный опрос

Итоговый контроль

В конце учебного года по окончании обучения по программе

Определение изменения уровня развития обучающихся, определение результатов обучения

Участие в выставках, конкурсах разного уровня, творческий отчёт

Критерии оценивания итогового контроля

1. Интеллектуально-эстетическое развитие.

Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребёнок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного рисования, их особенности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого. Жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования выделять с помощью взрослого.

Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребёнок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников, иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может назвать имена некоторых из них.

Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребёнок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы нетрадиционного искусства рисования с образами других видов искусств.

2. Знание техник нетрадиционного рисования.

Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребёнок проявляет интерес и желание общаться с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, но виды и особенности их не выделяет. Из 20 видов искусства называет 5-8.

Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребёнок проявляет интерес и потребность в общении с видами нетрадиционного искусства рисования, различает их и называет по виду и средству его выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусств называет 10-15.

Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребёнок самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного искусства рисования, средства выразительности. Знает особенности творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру исполнения. Сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины, настроению.

3. Уровень творческих способностей.

Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребёнок не принял задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета ещё одно изображение. В работе творчества не проявляет.

Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребёнок создал при помощи нетрадиционной техники рисование сюжетно-спонтанное изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается.

Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребёнок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приёмы и способы нетрадиционного рисования с помощью разнообразных материалов. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами.

4. Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования.

Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечёткими, невыразительными и непропорциональными.

Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем чёткие изображения.

Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются чёткое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.

5. Передача настроения в рисунке.

Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребёнок не принял задание, настроение в рисунке передать не смог.

Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично передал настроение в рисунке и описывает его.

Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребёнок творчески работает над созданием рисунка, использует разнообразные нетрадиционные приёмы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывает настроение готовой картины.

Диагностическая карта сформированности творческих способностей детей

ФИ ребёнка

Интеллектуально-эстетическое развитие

Знание видов нетрадиционного рисования

Уровень творческих способностей

Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования

Передача настроения в рисунке

Общий уровень

Итог в %

Показатели оцениваются с помощью баллов:

0 - несоответствие показателю (низкий).

1 – частичное соответствие показателю (средний).

2 – достаточно полное соответствие показателю (высокий).

Шкала уровней:

0-3-низкий уровень.

4-6-средний уровень.

7-10-высокий уровень.

Формы демонстрации образовательных результатов:

1. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

2. Тематические выставки в ДОУ.

3. Участие в выставках и конкурсах в течение года.

4. Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.

2.3. Методические материалы

Методики, методы и технологии: 

1. Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

2. Наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций).

3. Практические (практические задания, упражнения).

4. Личностно-ориентированная технология.

5. Игровая технология.

6. Информационно-коммуникативная технология.

Типы занятий:

- теоретический,

- практический,

- комбинированный,

- диагностический.

Формы проведения занятий:

- беседа,

- практическое занятие,

- акция,

- вернисаж,

- выставка,

- галерея,

- конкурс,

- мастре-класс;

- презентация,

- творческая мастерская,

- творческий отчёт.

2.4. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

36

Количество учебных дней

72

72

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

02.09.2024-30.12.2024

02.09.2024-30.12.2024

2 полугодие

0.01.2025-31.05.2025

09.01.2025-31.05.2025

Возраст детей, лет

5-6

6-7

Продолжительность занятия, час

1

1

Режим занятия

2 раза/нед

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

72

72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгакова М. Ю., Евстратова Е. Г., Никитина О.Н. Сказочное Эбру. СПб, 2023.

2. Колдина Д. Н. Рисование в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. М: Мозаика-Синтез, 2023.

3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Для воспитателей, родителей и детей. СПб: КАРО, 2024.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование конспект занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб: КАРО, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."

Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке»  Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1.     дать элементарные представления о ...

Развлечение к недели юных художников На тему: «В гости к художнику»

Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: Вызвать   интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.Обучающие задачи:Учить детей различать и называть цвета. Учить отг...

Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо

Мастер класс  для воспитателей «техника рисования человека»  с  детьми 4 - 7лет«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Осень Петербурга в картинах художников из Русского музея и Эрмитажа, в картинах современных петербуржских художников» с использованием интерактивной доски.

Музыкальный руководитель Долгова А. Н.ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-ПетербургаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие&r...

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА» (знакомство с профессией художника)

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА»(знакомство с профессией художника)                                  ...

Презентация "8 декабря - Международный день художника. Беседа о курганском художнике Г.А.Травникове"

В данной презентации содержится материал об изобразительном искусстве, а также дети могут кратко знакомится с творчеством Г.А.Травникова - известного курганского художника....