Дополнительная общеразвивающая программа, направленная на занятия нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе «Каляка маляка»
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Шашкова Зоя Леонидовна
  1. Пояснительная записка

Основные характеристики Программы

Направленность программы

Художественная

Актуальность программы

Актуальность программыв том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно

проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса детей, моторнойсферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и снятия психологических зажимов и

страхов перед рисованием. Неклассические техники рисования доставляют детям множествоположительных эмоций, раскрывает

возможность использованияхорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных

нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого

воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключаются в ее инновационном характере. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Адресат программы

Возраст детей, осваивающих программу 5-7лет

Цель

Создание условий для развития у детей устойчивого интереса к изобразительному творчеству, проявления индивидуальных способностей, формирования самостоятельной творческой деятельности..

Задачи

Обучающие

  1. Формировать художественное мировосприятие.
  2. Обогащать словарный запас художественными терминами.
  3. Формировать навыки обращения с изобразительным материалом: изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка, используя нетрадиционные техники рисования;

овладение техническими приемами работы с различными материалами.

  1. Формировать художественную грамотность: ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых

 

 

отношений (теплый/холодный, светлый/темный);

изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной); обучение предметному  рисованию;

обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ

творческого характера.

Развивающие

  1. Развитие познавательной активности, творческого мышления.
  2. Развитие эстетической восприимчивости

Воспитательные

  1. Воспитание художественного вкуса.
  2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
  3. Воспитание уважительного отношения к результатам детского творчества.

Уровень                           освоения программы

 

Общекультурный

Объем и сроки освоения программы

Сроки реализации программы – 2 год обучения.. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Объем- 32 часа

Продолжительность занятия: старший дошкольный возраст – 20-25 минут; подготовительный дошкольный возраст – 25-30 минут.

Планируемые результаты

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

  • знает названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
  • умеет применять различные техники рисования и комбинировать их;
  • умеет применять орнаменты в жизни, понимает его значение в образе художественной вещи;
  • знает название материалов и инструментов и их назначение;
  • знает правила безопасности и личной гигиены.
  • умеет правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться

изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

  • умеет определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • умеет получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • умеет рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • умеет рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • умеет изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya-programma-izo.docx109.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа, направленная

на занятия нетрадиционными техниками изобразительной деятельности

в старшей и подготовительной группе

«Каляка маляка»

Срок освоения: 2 года Возраст обучающихся: 5-7 лет

Разработчик: воспитатель Шашкова З.Л

                        Верхнеднепровский 2022

Содержание

Наименование раздела

стр

Нормативно-правовые основы проектирования дополнительных общеобразовательных программ.

3

1.

Пояснительная записка

4

2.

Учебный план

8

3.

Календарный учебный график

10

4.

Рабочая программа

10

4.1

Задачи, ожидаемые результаты и особенности обучения

10

4.2

Календарно-тематическое планирование

11

5.

Оценочные и методические материалы

14

5.1

Учебно-методический комплекс

14

5.2

Система контроля результативности обучения

16

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Виды и техники нетрадиционной изобразительной деятельности

17

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Перспективный план работы с родителями

20

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Организация педагогической диагностики

21

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Оценочная карта

23

Нормативно-правовые основы проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Нормативныеакты

Основные характеристики программы

Федеральный закон от 29.12.2012

№273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273) (ст.2,СТ.12, ст. 75)Федеральный закон от

31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об

образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".

Порядок проектирования

Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).

Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Условия реализации

Федеральный закон №273-Ф3 (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст.15; ст. 16; ст.ЗЗ, ст.34, ст.75),

Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН  2  1.2.3685-21  "Гигиенические  нормативы  и  требования  к

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

Содержание программы

Федеральный закон №273-Ф3

Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).

Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых

организациями,осуществляющими образовательную деятельность.

Организация

образовательного процесса

Федеральный закон №273-Ф3 (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст.15; ст. 16; ст.ЗЗ, ст.34, ст.75), Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и

молодежи»

  1. Пояснительная записка

Основные характеристики Программы

Направленность программы

Художественная

Актуальность программы

Актуальность программыв том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно

проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса детей, моторнойсферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и снятия психологических зажимов и

страхов перед рисованием. Неклассические техники рисования доставляют детям множествоположительных эмоций, раскрывает

возможность использованияхорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных

нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого

воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключаются в ее инновационном характере. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Адресат программы

Возраст детей, осваивающих программу 5-7лет

Цель

Создание условий для развития у детей устойчивого интереса к изобразительному творчеству, проявления индивидуальных способностей, формирования самостоятельной творческой деятельности..

Задачи

Обучающие

  1. Формировать художественное мировосприятие.
  2. Обогащать словарный запас художественными терминами.
  3. Формировать навыки обращения с изобразительным материалом: изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка, используя нетрадиционные техники рисования;

овладение техническими приемами работы с различными материалами.

  1. Формировать художественную грамотность: ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых

отношений (теплый/холодный, светлый/темный);

изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной); обучение предметному  рисованию;

обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ

творческого характера.

Развивающие

  1. Развитие познавательной активности, творческого мышления.
  2. Развитие эстетической восприимчивости

Воспитательные

  1. Воспитание художественного вкуса.
  2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
  3. Воспитание уважительного отношения к результатам детского творчества.

Уровень        освоения программы

Общекультурный

Объем и сроки освоения программы

Сроки реализации программы – 2 год обучения.. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Объем- 32 часа

Продолжительность занятия: старший дошкольный возраст – 20-25 минут; подготовительный дошкольный возраст – 25-30 минут.

Планируемые результаты

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

  • знает названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
  • умеет применять различные техники рисования и комбинировать их;
  • умеет применять орнаменты в жизни, понимает его значение в образе художественной вещи;
  • знает название материалов и инструментов и их назначение;
  • знает правила безопасности и личной гигиены.
  • умеет правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться

изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

  • умеет определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • умеет получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • умеет рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • умеет рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • умеет изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Подготовительный дошкольный возраст (6-7лет)

  •         умеет самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками

нетрадиционной техники рисования и применять их;

  • самостоятельно передает композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  • выражает свое креативное отношение к окружающему миру через рисунок;
  • дает мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявляет интерес и с почтением относится к изобразительной деятельности друг друга.
  • уверен в действиях и ответах в течение НОД;
  • активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
  • умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
  • ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • проявляет фантазию, художественное творчество;
  • умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
  • завершает работы декором;
  • умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • умеет использовать трафареты и печати при работе;
  • завершает работу декором;
  • умеет убирать за собой рабочее место.

Организационно-педагогические условия

Язык реализации

на государственном языке Российской Федерации

Форма обучения

Очная

Особенности реализации

Возможность освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

Условия набора и формирования групп

. Занятия посещают дети 5-7 лет. В группах не более 15 человек

Формы организации и проведения занятий

Форма организации занятий: Подгрупповая, индивидуальная. Формы проведения занятий:предусмотрены как теоретические - рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия; - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное рисование нетрадиционными методами, обсуждение и выбор приёма рисования, вручение готовых работ родителям, детям в качестве подарков.

Материально-

техническоеоснащение

Инструменты

  • ластик;
  • точилка для карандашей;
  • ножницы;
  • кисти ―Белка, ―Щетина, ―Пони №№ 1- 12 плоские и круглые;
  • палитра;
  • емкостидляводы;
  • стека;
  • предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;
  • пластиковыедощечкиразногоформата;
  • полиэтиленовые пакеты для хранения теста;
  • сито;
  • бесцветныйлак;
  • оргалит;
  • рабочиестолы;
  • магнитнаядоска;
  • муляжи        и        макеты для        постановки натюрмортов

Материалы

  • простой карандаш;
  • альбом для рисования;
  • бумага для рисования акварелью;
  • бумага для рисования гуашью;
  • цветные карандаши;
  • простые карандаши;
  • акварель художественная;
  • гуашь художественная;
  • пластилин;
  • цветная бумага;

Кадровое обеспечение

воспитатель

  1. Учебныйплан
  1. Группа детей старшегодошкольного возраста (5-6 лет)

№ п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

20

5

15

Диагностические

карты

2.

«Золотая осень».

Рисование способом тычка.

20

5

15

Рисунок

3.

«Красивый букет»Печатание растений

20

5

15

Рисунок

4.

«Разноцветные бабочки».Монотипия, обведение ладони и кулака.

20

5

15

Рисунок

5.

«Осенние листочки».Отпечаток листьев. Набрызг.

20

5

15

Рисунок

6.

«Подсолнух».Аппликация из крупы.

20

5

15

Поделка

7.

«Животные, которых я сам себе придумал». Кляксография.

20

5

15

Рисунок

8.

«Синий вечер» Линогравюра

20

5

15

Рисунок

9.

«Первый снег». Оттиск печатками из салфетки

20

5

15

Рисунок

10.

«Снежинка».Рисование ватной палочкой по контуру

20

5

15

Рисунок

11.

«Снежная семья».Рисование способом тычка.

20

5

15

Рисунок

12.

«Елочка».Пластилинография.

20

5

15

Поделка

13.

«Красивая ёлочная игрушка»        Авакрель и восковые мелки

20

5

15

Рисунок

14.

«Узоры на окнах».Раздувание капли

20

5

15

Рисунок

15.

«Снегири на ветке».Рисование способом тычка.

20

5

15

Рисунок

16.

«Снеговичок»Комкание бумаги (скатывание)

20

5

15

Поделка

17.

«Зима в городе» аппликация из ватных дисков

20

5

15

поделка

18.

«Зимний пейзаж».Кляксография.

20

5

15

Рисунок

19.

«Подарок папе».Разные

20

5

15

Поделка

20.

«Музыка». Пальцевая живопись

20

5

15

Рисунок

21.

«Букет для мамы».Рисование ладошками.

20

5

15

Рисунок

22.

«Какого цвета весна».Монотипия.

20

5

15

Рисунок

23.

«Берег реки».        Рисование по сырому фону

20

5

15

Рисунок

24.

«Волшебная страна – подводное царство».Рисование ладошками

20

5

15

Рисунок

25.

«Ледоход».Метод старения

20

5

15

Рисунок

26.

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

20

5

15

Рисунок

27.

«Пасхальное яйцо» Аппликация из салфеток.

20

5

15

Поделка

28.

«Белые лебеди».Рисование способом тычка

20

5

15

Рисунок

29.

«Расцвели одуванчики». Метод тычка.

20

5

15

Рисунок

30.

«Букет к 9 мая».Пластилинография

20

5

15

Поделка

31.

«Совушка-сова».

20

5

15

рисунок

32.

Диагностика

Диагностические карты

33.

Открытое отчетное мероприятие «Здравствуй

20

5

15

Рисунок

лето!» Смешанные техники

  1. Группа детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)

№ п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

Диагностические карты

2.

«Яблоки» Рисование методом тычка

30

7

23

Рисунок

3.

«Созрели яблоки в саду» Пуантилизм

30

7

23

Рисунок

4.

«Во саду ли, в огороде». Рисование свечой

30

7

23

Рисунок

5.

«Осенние мотивы». Кляксография

30

7

23

Рисунок

6.

«Осенние букеты» Печатание листьями

30

7

23

Рисунок

7.

«Сказочный лес». Кляксография

30

7

23

Рисунок

8.

«Друзья»Рисование восковыми мелками, оттиск печатками

30

7

23

Рисунок

9.

«Первый снег» Рисование пальчиками, оттиск печатками

30

7

23

Рисунок

10.

«Ночной город»Граттаж черно-белый

30

7

23

Рисунок

11.

«Снежинки».Рисование солью

30

7

23

Рисунок

12.

«Укрась елочку бусами» Рисование пальчиками, оттиск печатками

30

7

23

Рисунок

13.

«Портрет зимы» Восковые мелки, акварель

30

7

23

Рисунок

14.

«Морозные узоры»        Черно-белыйграттаж

30

7

23

Рисунок

15.

«Салют»        Тиснение

30

7

23

Рисунок

16.

«Зимний пейзаж» Метод тычка

30

7

23

Рисунок

17.

«Снеговик»        Рисование на смятой бумаге

30

7

23

Рисунок

18.

«Снегопад»        Набрызг

30

7

23

Рисунок

19.

«Снежный вальс»Рисование набрызгом (набрызг снежинок через трафарет)

30

7

23

Рисунок

20.

«Танки»Печать по трафарету

30

7

23

Рисунок

21.

«Мои любимые домашние животные»        Тычок жесткой полусухой кистью

30

7

23

Рисунок

22.

«Открытка для мамы»        Рисование пальчиками

30

7

23

Рисунок

23.

«Весеннее солнышко»        Рисование ладошками

30

7

23

Рисунок

24.

«Хрустальное настроение» .Рисование на мятой бумаге

30

7

23

Рисунок

25.

«Веточки».Раздувание краски

30

7

23

Рисунок

26.

«Звездное небо». Набрызг, печать поролоном по трафарету

30

7

23

Рисунок

27.

«Подснежники». Черно-белыйграттаж

30

7

23

Рисунок

28.

«Дождь и радуга».Рисование по сырому листу

30

7

23

Рисунок

29.

«Как я люблю одуванчики».Восковой мелок

+ акварель

30

7

23

Рисунок

30.

«Цветочек радуется солнышку» Оттиск печатками

30

7

23

Рисунок

31.

«Замечательный пейзаж»

30

7

23

рисунок

31.

Диагностика

Диагностические карты

32.

Открытое отчетное мероприятие

«Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет». Тычкование. Экспозиция, объединённая общей темой.

(Парами)

30

7

23

Рисунок

  1. Календарный учебный график реализации дополнительной общеразвивающей программы

ИЗО студия «Яркий калейдоскоп» на 2023-2024 учебный год

Год обучения, группа

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

02.10.2022

31.05.2023

32

32

32

Вторник, четверг Вторая половина дня

2 год

02.10.2023

31.05.2024

32

32

32

Вторник, четверг Вторая половина дня

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  1. Задачи, ожидаемые результаты и особенности обучения.

Задачи и планируемые результаты

Содержание

Особенности обучения

  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  • Побуждать детей изображать доступными им средствами

выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

  • Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием

различных материалов.

  • Создать условия для свободного экспериментирования с

нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

  • Способствовать возникновению у

ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Учитывая возрастные особенности дошкольников,

овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционной изобразительной деятельности рекомендуется

использовать особенные техники и приемы.

Детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет):

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;

-волшебные веревочки (ниткография)

Непосредственно образовательная деятельность проводится в специально оборудованных помещениях согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается заведующим ГБДОУ и заверяется печатью.

В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на два года.

Она охватывает: старшего дошкольный возраст – от 5 до 6 лет, подготовительный дошкольный возраст – от 6 до 7 лет. Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий: старшая группа 20-25 минут; подготовительная группа - 25 - 30 минут. Занятия

  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки,

которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

  • Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием

различных изо материалов.

  • Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению

нетрадиционных техник рисования;

  • Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Решение задач данной программы поможет детям:

  • Значительное повышение уровня развития творческих

способностей.

  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Овладение простейшими операциями .
  • Сформируются навыки трудовой деятельности.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Для детей 5-6летнего дошкольного возраста при рисовании используются техники:

-тычок жесткой полусухой кистью (зубной щеткой)

  • рисование пальчиками, ладошкой,кулачком
  • оттиск печатками
  • оттиск с мятой бумагой
  • печать по трафарету
  • отпечатки листьев
  • восковые мелки и акварель
  • граттаж (грунтованный лист)
  • кляксография обычная
  • раздувание краски
  • набрызг

-рисование солью

-рисование по сырому листу

С детьми 6-7 летнего дошкольного возраста используются такие же техники, но с усложнением, например, совмещение в одном рисунке несколько техник, дорисовывание рисунка кистью, восковыми

мелками, карандашами. А

также применяются новые техники:

  • тычок жесткой полусухой кистью
  • рисование пальчиками

-рисование ладошкой

  • оттиск печатками
  • оттиск с мятой бумагой

кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

При реализации программы

ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию

гармоничного развития личности ребѐнка и побуждают родителей проявить желание заниматься с детьми дома; ежеквартально - тематические выставки в ДОУ.

  1. Календарно – тематический план на 2022-2023 учебный год

Календарно-тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста (5-6 лет)

месяц

Тема

Вид изобразительной деятельности

Количество часов

Октябрь

1.

Диагностика

1

2.

«Золотая осень».

Рисование способом тычка.

1

3.

«Красивый букет»

Печатание растений

1

4.

«Разноцветные бабочки».

Монотипия, обведение ладони и кулака.

1

5.

«Осенние листочки».

Отпечаток листьев. Набрызг.

1

Ноябрь

1.

«Подсолнух»

Аппликация из крупы

1

2.

«Животные, которых я сам себе придумал».

Кляксография

1

3.

«Синий вечер».

Литогравюра.

1

4.

«Первый снег».

Оттиск печатками из салфетки

1

Декабрь

1.

«Снежинка»

Рисование ватной палочкой по контуру

1

2.

«Снежная семья».

Рисование способом тычка.

1

3.

«Елочка».

Пластилинография.

1

4.

«Красивая ёлочная игрушка»

Авакрель и восковые мелки

1

Январь

1.

«Узоры на окнах».

Раздувание капли

1

2.

«Снегири на ветке».

Рисование способом тычка.

1

3.

«Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

1

4.

«Зима в городе»

Аппликация из ватных дисков

1

Февраль

1.

«Зимний пейзаж».

Кляксография.

1

2.

«Подарок папе».

Разные

1

3.

«Музыка».

Пальцевая живопись

1

4.

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

1

Март

1.

«Какого цвета весна».

Монотипия.

1

2.

«Берег реки».

Рисование по сырому фону

1

3.

«Волшебная страна – подводное царство».

Рисование ладошками

1

4.

«Ледоход».

Метод старения

1

Апрель

1.

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

1

2.

«Пасхальное яйцо»

Аппликация из салфеток.

1

3.

«Белые лебеди».

Рисование способом тычка

1

4.

«Расцвели одуванчики».

Метод тычка.

1

Май

1.

«Букет к 9 мая».

Пластилинография.

1

2.

«Совушка-сова».

Пластилиновая живопись

1

3.

«Цветочная поляна».

Рисование ватными палочками

1

4.

Диагностика

1

5.

Открытое отчетное мероприятие

«Здравствуй лето!» Смешанные техники

Смешанные техники

1

Итого количество часов

32

Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Месяц

Тема

Вид изобразительной деятельности

Количество часов

Октябрь

1.

Диагностика

1

2.

«Яблоки»

Рисование методом тычка

1

3.

«Созрели яблоки в саду»

Пуантилизм

1

4.

«Во саду ли, в огороде»

Рисование свечой

1

5.

«Осенние мотивы»

Кляксография

1

Ноябрь

1.

«Осенний букет»

Печать листьями

1

2.

«Сказочный лес»

Рисованиепальчиками

1

3.

«Друзья»

Рисование восковыми мелками, оттиск печатками

1

4.

«Первыйснег»

Рисованиепальчиками, оттискпечатками

1

Декабрь

1.

«Ночнойгород»

Граттажчерно-белый

1

2.

«Снежинки»

Рисованиесолью

1

3.

«Украсьелочкубусами»

Рисованиепальчиками, оттискпечатками

1

4.

«Портрет» зимы

Восковыемелки, акварель

1

Январь

1.

«Морозныеузоры»

Черно-белыйграттаж

1

2.

«Салют»

Тиснение

1

3.

«Зимний пейзаж»

Метод тычка

1

4.

«Снеговик»

Рисованиенасмятойбумаге

1

Февраль

1.

«Снегопад»

Набрызг

1

2.

«Снежныйвальс»

Рисование набрызгом (набрызг снежинок через трафарет)

1

3.

«Танки»

Печатьпоттрафарету

1

4.

«Моилюбимыедомашниеживотные»

Тычокжесткойполусухойкистью

1

Март

1.

«Открыткадлямамы»

Рисованиепальчиками

1

2.

«Весеннеесолнышко»

Рисованиеладошками

1

3.

«Хрустальноенастроение»

Рисованиенамятойбумаге

1

4.

«Веточки»

Раздуваниекраски

1

Апрель

1.

«Звездноенебо»

Набрызг,        печать        поролоном        по трафарету

1

2.

«Подснежники»

Черно-белыйграттаж

1

3.

«Дождь и радуга»

Рисованиепосыромулисту

1

4.

«Как я люблюодуванчики»

Восковоймелок + акварель

1

Май

1.

«Цветочекрадуетсясолнышку»

Оттискпечатками

1

2.

«Цветнаяпаутинка»

Скатываниебумаги

1

3.

«Замечательныйпейзаж»

Разныетехникинавыбор

1

4.

Диагностика

1

5.

Открытое отчетное мероприятие

«Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет».

Тычкование. Экспозиция, объединённая общей темой. (Парами)

1

Итого

32 часа

  1. Оценочные и методические материалы
  1. Учебно-методический комплекс

Педагогические методики и технологии

Материалы и оборудование

Информационные источники

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва, 2016г.
  2. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», Санкт-Петербург, «КАРО», 2007 г.
  3. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Санкт-Петербург,

«КАРО», 2012г.

  1. Соколова С.В. «Оригами для самых

маленьких», Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2008г.

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы», Скрипторий, Москва, 2008
  2. Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи», Москва, «Айрис-пресс»,2007г.
  3. Петрова И.М. «Аппликация для дошкольников», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009.
  4. Амуленко И.А. «Аппликации. Новые идеи», Москва, «Мир книги»2010.
  5. Петрова И.М. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких»,Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  6. СакулинаН.П. «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду», Москва,

«Просвещение», 1971.

  1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. «Поделки из соленого теста и пластилина»,

«ОНИКС»,Москва,2008.

  1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн.

Пластилинография», Москва, «Скрипторий», 2006.

  1. СветоваО.Е.,Никольская Е.В. «Фольклорные праздники в детском саду», Феникс, Ростов-на- Дону, 2009.
  2. Павлова О.В. «Комплексные занятия по изобразительной деятельности», Учитель, Волгоград, 2016.
  3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва,

2016.

Инструменты

  • ластик;
  • точилкадлякарандашей;
  • ножницы;
  • кисти ―Белка‖, ―Щетина‖,

―Пони‖ № 1- 12 плоские и круглые;

  • палитра;
  • емкостидляводы;
  • стека;
  • предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;
  • пластиковыедощечкиразногоформ ата;
  • полиэтиленовые пакеты для хранения теста;
  • сито;
  • бесцветныйлак;
  • оргалит;
  • рабочиестолы;
  • магнитнаядоска;
  • муляжи        и        макеты для постановки натюрмортов

Материалы

  • простой карандаш;
  • альбом для рисования;
  • бумага для рисования акварелью;
  • бумага для рисования гуашью;
  • цветные карандаши;
  • простые карандаши;
  • акварель художественная;
  • гуашь художественная;
  • пластилин;
  • цветная бумага;
  • цветной картон;
  • мука;
  • соль;
  • клей – карандаш;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктейльные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • зубные щѐтки;

https://prakti4no.r

u https://www.maa

m.ru/ http://kladraz.ru http://ped-

kopilka.ru

  1. Саллинен Е.В. «Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми 3-7 лет», КАРО, Санкт-Петербург, 2011.
  2. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая, подготовительнаягруппы», АкадемияРазвития, Ярославль, 2006.
  3. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми», Мозайка Синтез, Москва, 2016
  4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми», Мозайка Синтез, Москва, 2016
  5. Саллинен Е.В. «Занятия по изобразительной деятельности. Средняя, старшая и подготовительная к школе группа», КАРО, Санкт-Петербург, 2019
  6. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. «Декоративное рисование. Организованная образовательная деятельность, дидактические игры,

художественный материал», Учитель, Волгоград, 2019

  1. Дубровская Н.В. «Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству. 6-7 лет», Детство-Пресс, 2019.

  1. Система контроля результативности обучения

Формы и средства выявления, фиксации и предъявления результатов обучения

Периодичность проведенияконтроля

результативности обучения

Педагогическая диагностика: беседа, наблюдение, выставки, праздничные мероприятия, открытые мероприятия, диагностические игры. Для диагностики используются методики, позволяющие выявить на сколько ребенком освоена данная образовательная программа. Ребенок выполняет ряд заданий, а педагог в это время ведет протокол обследования, заполняя индивидуальную на каждого ребенка. Диагностическую карту наблюдений, в которой фиксируются

результаты выполнения заданий. Диагностической таблицы наблюдений включает в себя несколько граф показателей компетентности, что позволяет отследить уровень знаний как индивидуально каждого ребенка, так и в среднем по группе. По результатам проведенной диагностики для каждого ребенка

вырабатываются индивидуальные рекомендации и по группе в целом, которые фиксируются педагогом.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для

изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности.

Эту диагностику можно применять в течение трех лет обучения.

Диагностику можно использовать как текущую (после разделов

изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года).

Методика Комаровой Т.С.

Два раза в год: октябрь, май

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Виды и техники нетрадиционной изобразительной деятельности.

  1. Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  1. Рисование пальчиками.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.

  1. Рисование ладошкой.

Способ получения изображения: ребенок окрашивает краской всю ладонь при помощи кисточки и делает отпечаток на бумаге, дорисовывает недостающие детали. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.

  1. Оттиск печатками

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку.

  1. Оттиск смятой бумагой.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

  1. Печать по трафарету.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны и трафареты.

  1. Отпечатки листьев.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  1. Скатывание бумаги.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

  1. Восковые мелки и акварель.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенными.

  1. Монотипия пейзажная.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно

использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

  1. Черно- белый граттаж (грунтованный лист).

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь (гуашь) с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

  1. Кляксография обычная.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластикой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.

  1. Раздувание краски.

Несколько похожая на кляксографию.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  1. Ниткография.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: ребенок опускает нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладывает нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрывает чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

  1. Набрызг.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

  1. Рисование с солью.

Способ получения изображения: нарисованный краской рисунок посыпается солью, которая пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаѐт объѐмность изображению.

  1. Тиснение.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем пол рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. Затем рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

  1. Рисование на мятой бумаге.

Способ получения изображения: чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной - это называется эффект мозаики.

  1. Рисование «по сырому.

Способ получения изображения: ребенок при помощи влажной губки промачивает лист бумаги. Затем рисует изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

  1. «Знакомая форма - новый образ».

Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что- то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если

обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

  1. Печатание бумагой.

Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционной изобразительной деятельности рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет):

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;

-волшебные веревочки (ниткография)

Для детей 6-7 летнего дошкольного возраста при рисовании используются техники:

-тычок жесткой полусухой кистью (зубной щеткой)

  • рисованиепальчиками, ладошкой, кулачком
  • оттискпечатками
  • оттисксмятойбумагой
  • печатьпотрафарету
  • отпечаткилистьев
  • восковыемелки и акварель
  • граттаж (грунтованныйлист)
  • кляксографияобычная
  • раздуваниекраски
  • набрызг

-рисованиесолью

-рисованиепосыромулисту

С детьми 6-7 летнего дошкольного возраста используются такие же техники, но с усложнением, например, совмещение в одном рисунке несколько техник, дорисовывание рисунка кистью, восковыми мелками, карандашами. А такжеприменяютсяновыетехники:

  • тычокжесткойполусухойкистью
  • рисованиепальчиками

-рисованиеладошкой

  • оттискпечатками
  • оттисксмятойбумагой

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Перспективный план работы с родителями.

План работы с родителями детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет)

Месяц

Форма

Мероприятие

Октябрь

Родительское собрание. Знакомство с программой.

«Актуальность нетрадиционной техники рисования»

Ноябрь

Анкетирование

Консультация

«Как часто рисует ваш ребенок? »

«Что такое нетрадиционное рисование»

Декабрь

Мастер-класс для родителей ДОУ

«Необычное рисование, как один из способов

развития        творческих        способностей дошкольника»

Январь

Индивидуальные беседы

«О важности развития образного мышления и формирования графических навыков перед школой».

Февраль

Беседа и консультации по запросу.

«Как привить любовь к творчеству».

Март

Тестирование родителей

«Вашиотзывы»

Апрель

Мастер-класс

«Рисуемвесело»

Май

Стенгазета

«Мы рисуем в детском саду»

План работы с родителями детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет)

Месяц

Форма

Мероприятие

Октябрь

Анкетирование

«Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Ноябрь

Консультация

«Значение        рисования        нетрадиционными способами.

Декабрь

Папка-передвижка

«Рисование нетрадиционными способами».

Январь

Семинар-практикум

«Использование        нетрадиционных        техник        и материалов в совместном творчестве с детьми».

Февраль

Беседа и консультации по запросу.

«Как привить любовь к творчеству».

Март

Тестирование родителей

«Ваши отзывы»

Апрель

Мастер-класс

«Рисуем весело»

Май

Стенгазета

«Мы рисуем в детском саду»

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Организация педагогической диагностики.

Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их творчества.

Анализ продукта деятельности

Содержание изображения (полнота изображения образа)

  1. Передача формы:

высокий уровень – форма передана точно;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.

  1. Строение предмета:

высокий уровень – части расположены верно;

средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – части предмета расположены неверно.

  1. Передача пропорций предмета в изображении:

высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются; средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.

  1. Композиция.

А) расположение на листе: высокий уровень – по всему листу; средний уровень – на полосе листа низкий уровень – не продумана, носит случайный характер. Б) отношение по величине разных изображений:

высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно.

  1. Передача движения:

высокий уровень – движение передано достаточно четко; средний уровень – движение передано неопределѐнно, неумело низкий уровень – изображение статическое.

  1. Цвет.

А) цветовое решение изображения:

высокий уровень – реальный цвет предметов

средний уровень – есть отступления от реальной окраски; низкий уровень – цвет предметов передан неверно;

Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

высокий уровень – многоцветная гамма;

средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные); низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Анализ процесса деятельности.

1.        Характер линии:

А) характер линии:

высокий уровень – линия прерывистая средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая) низкий уровень – слитная

Б) нажим:

высокий уровень– сильный, энергичный средний уровень – средний низкий уровень – слабый

В) раскрашивание:

высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура

средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура

низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура Г) регуляция силы нажима:

высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура

средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура

низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

  1. Регуляция деятельности.

А) отношение к оценке взрослого:

высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности

средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе

прекращается)

низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)

Б) оценка ребѐнком созданного им изображения: высокий уровень – адекватна

средний уровень – неадекватна (завышена, занижена) низкий уровень – отсутствует

  1. Уровень самостоятельности:

высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;

средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;

низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Творчество.

  • Самостоятельность замысла
  • Оригинальность изображения
  • Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.

Задание: детям даѐтся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.

Анализ результатов выполнения задания.

Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.

Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто

встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)

Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Оценочная карта

Ф. И.

ребенка

Формооб разующие движения

Части

предметов

Сюжет

Использо вание цвета

Соответствие реальному цвету

Соотношение по величине, пропорции

Композиция

Творчество

Контур

Динамика

Всего баллов

1.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Путешествие в Африку»

Занятие разработано с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Было представлено,как открытый показ для слушателей ИРО г. Мурманска....

Дополнительная программа обучения нетрадиционным техникам изобразительной деятельности детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Дополнительная программа обучения не традиционным техникам изобразительной деятельностим детей дошкрольного возраста от 4 до 5 лет....

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы

   Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, зате...

Тематическое планирование. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в первой младшей группе.

Польза пальчикового рисования в младшем возрастеРисование красками — увлекательный вид воспитывающих занятий. Родители, занимаясь подобной развивающей деятельностью вместе с малышом, устанавлива...

План кружковой работы "Волшебные краски" (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей разновозрастной группы (3-5лет)

Годовой план кружковой работы по нетрадиционной технике рисования в разновозрсатной группе (для детей 3-5 лет)...