Технологическая карта при обучении детей основам Петербургской росписи (ИЗО)
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Недосекина Людмила Леонидовна

Технологическая карта позволит структурировать педагогическое взаимодействие педагога и детей при обучении их основам Петербургской росписи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по обучению детей основам Петербургской росписи (ИЗО)

Предмет: изобразительное искусство

Возраст детей: 5-7 лет

Тема занятия: Петербургская роспись

Цель занятия: воспитывать любовь к народному искусству, патриотизм, уважение к народному мастеру. Знакомство с местным (региональным) народным промыслом.

Познакомить с характерными особенностями Петербургской росписи, техникой, колоритом, композицией. Придумать современное использование росписи, выполнить самостоятельную работу.

Основные термины, понятия:

Петербургская роспись, фон, колорит, детализация.

Планируемые результаты:

Предметные:

- понимать специфику образного языка ДПИ;

- использовать кистевую технику росписи и выразительные средства орнаментальной композиции;

- углубить познания в области народного творчества, истории петербургской росписи;

- изучить растительные мотивы росписи.

2.    Метапредметные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- организовать рабочее пространство;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, планировать необходимые действия и операции;

- контролировать процесс и результаты деятельности;

- рефлексия: оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

познавательные УУД

совершенствовать творческое художественное видение: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и использовать их для решения учебных задач;

стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

коммуникативные УУД

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

использовать средства информационных технологий в процессе поиска дополнительного изобразительного материала для выполнения творческого проекта.

Личностные

Уважительно относиться к культуре народного творчества;

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы сверстников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

4. Тип занятия: комбинированное.

Форма проведения: фронтальная.

Форма деятельности: беседа, обсуждение, сравнение, самостоятельная работа, самопроверка.

Межпредметные связи: ОО речевое развитие, ОО познавательное развитие, ОО социально-коммуникативное развитие.

Методы и методические приемы:

Наглядные - использование иллюстраций, репродукций, показ педагогом приёмов и техники изображения, показ детских работ в конце занятия при их оценке. Использование образца для создания индивидуальной работы;

Словесные методы - беседа, обсуждение.

Практические методы - упражнение.

Метод сравнения.

Игровые приёмы.

Технологии: проектные.

Этап

Задачи

Деятельность детей

Деятельность педагога

Формируемые умения

1.Организационный этап.

Мотивировать детей к творческому процессу

Настрой на работу. Организация рабочего места: клеёнка, акриловые краски, кисти, лак, бумага, вода.

Приветствие детей, проверка готовности рабочих мест учеников. Создание ситуации самооценки готовности детей.

Самопроверка готовности рабочего места.

2.Этап мотивации (самоопределения) к творческой деятельности.

Постановка задачи: познакомиться с Петербургской росписью и выполнить самостоятельную работу. Развивать и улучшать кистевую технику изображения. Использовать фантазию в ходе выполнения задания.

Слушают, с помощью педагога формулируют тему и цель занятия. Высказывают своё мнение о практической значимости работы.

Объявление темы мастер-класса –                                     «Петербургская роспись».

Развитие познавательной мотивации.

Умение слушать и слышать задание.

3. Актуализация ранее изученных знаний

Повторить информацию о видах росписи, вспомнить ранее изученные термины.

Отвечают на вопросы

педагога, вспоминают ранее пройденный материал.

Проводит диалог с детьми, выясняя какие виды росписи им знакомы. Вспоминают коротко их особенности и отличительные черты. Освежают знания по декоративной композиции: симметрия, ассиметрия, ритм и его виды.

Слушать объяснение педагога и отвечать на вопросы.

Умение оформлять свою мысль в устной форме.

4. Операционно-исполнительский этап.

4.1. Выход на тему мастер-класса, «Открытие детьми нового знания».

Познакомить с новым видом декоративной росписи, новыми терминами.

Запоминают названия элементов росписи

                 

               

                 

Слушают педагога. Обсуждают затруднения по данной теме: как выстроить композицию, какие использовать мотивы и элементы, как выполнять различные техники мазков.

Изучение новых терминов.

                         

                             

Беседа об истории, уникальности и редкости Петербургской росписи, её особенности, сходства и отличительные черты при сравнении с другими росписями.

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на чёрном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на чёрном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Умение слушать, вступать в диалог, вести беседу;       анализировать, сравнивать, сопоставлять.

 Поиск и выделение необходимой информации.

4.2.Подготовка к реализации замысла.

Развивать фантазию, творческое мышление.

Выбирают форму для композиции (круг, овал), придумывают саму композицию.

Наблюдают за техникой выполнения мазков и запоминают её.

Организует мотивирование («хочу»-«надо»-«могу»). Показывает наглядные пособия, иллюстрации, репродукции изделий народных мастеров: Журкиной С.А., Коваленко О, Кулагиной Е.В. и других. Показывает приёмы и техники росписи.

Проявляют творческую активность.

Сравнивают, принимают решение для осуществления самостоятельной работы.

 Обосновать и отстаивать свое мнение.

4.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа.

Пальчиковая гимнастика

Улучшать кистевую технику рисования.

Развивать аккуратность, усидчивость, внимательность.

Выполняют самостоятельную работу по образцам, используя основные мотивы. Компоновка и количество элементов на усмотрение, фантазию и вкус детей.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Обозначает этапы самостоятельного выполнения работы.

Индивидуальная помощь при необходимости.

Умение выстроить поэтапный план выполнения самостоятельной работы. Умение выбрать для этого материалы и инструменты. Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

5. Повторение и домашнее задание

Организовать фиксацию новых знаний, запоминания новых и усвоения новых терминов, отличительных особенностей петербургской росписи.

Повторяют термины, отвечают на вопросы, доделывают самостоятельную работу. Записывают домашнее задание.

Обозначает связи с ранее изученными темами. Акцентирует внимание, что виды росписи зависят от местности, географических и исторических особенностей. Озвучивает домашнее задание.

Осознание усвоенного материала, и что еще предстоит узнать. Умение структурировать знания. Оценка процессов и результатов деятельности.

6. Оценочно-рефлексивный этап.

Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности.

организовать рефлексию и самооценку собственных работ учащимися.

Обсуждают работы. Выполняют самопроверку и самооценку: наличие композиционного и цветового акцента, соотношения крупных и мелких элементов росписи в композиции. Обсуждение выставки.

Организует самопроверку детьми  своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

Поощрение детских работ. Обсуждение результатов.

Организация выставки.

Уважительно относиться к чужому мнению. Слушать и слышать педагога.

Осуществлять самоконтроль.

7. Уборка рабочего места

Собирают материалы и инструменты, протирают парты.

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах.

Умение быстро, качественно и организованно убирать рабочее место.

Оборудование и средства обучения:

Для педагога – наглядные пособия, иллюстрации, презентация, поэтапные схемы выполнения росписи;

 Для детей – тонированный лист бумаги или тонированная деревянная основа, кисти круглые остроконечные № 0-1 и №2, фальц кисти (плоские) № 8-10 (для лакирования), краска акриловая (белая и золотая), лак акриловый глянцевый, клеёнка, тряпочки, баночка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты по обучению детей спортивным играм.

Технологические карты по обучению детей дошкольного возраста игре "Футбол", "Баскетбол", ходьбе на лыжах, катанию на санках....

Технологическая карта по обучению детей пересказыванию. Русский фольклор «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

Возрастная группа: средняя (от 4 до 5 лет)Форма организации: фронтальная, подгрупповая, групповая, индивидуальнаяПространственно-временой ресурс: 20-25 минутОбразовательные области: Социально-коммуник...

Технологическая карта мероприятия для детей в рамках комплекса заучивания стихотворений в старшем дошкольном возрасте на основе технологии моделирования

Технологическая карта мероприятия для детейв рамках комплекса заучивания стихотворений в старшем дошкольном возрасте на основе технологии моделирования...

Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР «Звуки Б и Бь. Буква Б».

В данном методическом пособии представлен конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данный конспект занятия может быть ис...

Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР «Звуки В и Вь. Буква В».

Цель: Уточнение и закрепление акустико – артикуляционного образа звуков Б-Бь, знакомство с буквой Б. Закрепление правильного произношения звуков в речи....

Технологическая карта по обучению грамоте для детей 5-6 лет "Звук [Ы]"

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе ДОУ. Разработана по теме недели "Космос"....