НОД в группе раннего возраста "Ложки расписные"
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Занятие в группе раннего возраста по художественно- эстетическому развитию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 223.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством хохлома на примере деревянной ложки, составление узора из ветки ягодок, листьев и завитка.
Программные задачи:
- приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству,
- поощрять выражение эстетических чувств и эмоций при рассматривании предметов декоративно-прикладного искусства,
- развивать умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи,
- учить ориентироваться на плоскости бумаги,
- развивать внимание, фантазию и творческое воображение.
Оборудование:
- деревянные ложки,
- миска с хохломским узором,
- записи с русской народной музыкой, в том числе звучания деревянных ложек,
- изображения деревянных ложек и ложкарей,
- картонные шаблоны ложек,
- бумажные узоры,
- контрастные доски для детей с нарушениями зрения,
- клей.
Ход НОД
Дети сидят на стульях по кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
«Здравствуй, солнышко лучистое!
(Руки вверх с растопыренными пальчиками — имитация солнечных лучей)
Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх показываем на небо)
Здравствуй, тёплый ветерок!
(Руки вверх, покачивание из стороны в сторону.)
Здравствуй, маленький дружок!
(Руки развести в стороны)
Всех я вас приветствую!»
(Дети протягивают ладошечки и педагог гладит ладошку каждому ребёнку).
Воспитатель: - все здравствуйте!
Дети: -здравствуйте.
Появляется Машенька : Здравствуйте ребятки, вы меня узнали?
Дети : Да, Машенька
Воспитатель: Машенька в лесу у медведей в избушке была, кашу вкусную пробовала из мисок медведей . Машеньке каша понравилась и сварила она её дома целый горшочек вот такой (показ картинки).Позвала в гости своих подружек –матрешек , а чем кашу кушать ?
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
Что это ?
А ответ на нее находится в волшебном мешочке.
Дети на ощупь определяют, что находится в мешке.
Дети: Это ложка.
Воспитатель: Верно, это ложка. А из чего сделана эта ложка? Значит эта ложка какая?
Дети: Она сделана из дерева. Она деревянная.
Воспитатель: Для чего мы используем ложки?
Дети: С ее помощью мы едим.
Вот у машеньки только одна ложечка красивая, а остальные мастера еще не украсили
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к столику и рассмотрим, какие бывают деревянные ложки.
Дети подходят к столику, рассматривают ложки.
- Чем они украшены? Какими узорами?
Дети: Клубничка, листочки.
- Какого цвета эти узоры?
Дети: красные, зеленые, черные, золотистые.
- Роспись, которой украшены эти ложки, называется хохлома. Кажется, что ложка расписана золотыми красками. Не зря эту роспись еще называют «золотой хохломой».
- Ребята, вы наверное устали? Давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (присесть на корточки)
Ягоды рябинки (собираем ягодки)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки вытянуть вперед, через стороны опустить вниз)
Воспитатель: Ребята, понравились ли вам деревянные ложки? А теперь я предлагаю вам стать художниками и самостоятельно украсить деревянную ложку.
Дети проходят на свои места к столику и украшают шаблоны готовыми узорами.
Воспитатель: Дети, давайте покажем нашим гостям, какие замечательные ложки у вас получились.
- Ребята, что вы сегодня узнали о деревянных ложках? Для чего они нужны?
Дети: ложками едят, на них играют.
Воспитатель: А кто запомнил, как называется узор, которым расписаны эти ложки?
Дети: Хохлома.
- Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали от родителей к детям. Так же ложки дарили на праздники. И сегодня вы сможете подарить ложки своим родителям или нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, раньше ложками не только ели, но и играли на них. И сейчас деревянная ложка является музыкальным инструментом. Музыкантов, которые играют на деревянных ложках, называют ложкарями. Сейчас мы с вами прослушаем, как звучит этот музыкальный инструмент.
Прослушивание аудиозаписи со звучанием деревянных ложек.
Комплексное занятие во второй младшей группе (художественная литература и рисование) на тему:
«Ложки деревянные».
Кабарухина Т. Н.
МБДОУ № 17, г. Таганрог.
Цель:
Рассказать детям о деревянных ложках. Познакомить детей с белорусской народной сказкой «Жихарка». Учить воспринимать содержание сказки. Упражнять в подборе синонимов, учить понимать содержание поговорок. Продолжать знакомить с потешками, пословицами, поговорками, загадками.
Закреплять умение рисовать способом примакивания.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Материал:
Деревянные ложки, кукольный театр, заготовки для рисования по количеству детей, ватные палочки. Аудиозапись народных песен.
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадку:
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
- Трудная загадка, а ответ у меня находится в «Волшебном мешочке».
Дидактическая игра.
«Определим на ощупь». Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке.
- Деревянная ложка.
- Ребята, ложка упоминается так же и в пословицах, и в поговорках.
Давайте вспомним их.
- «Дорога ложка к обеду».
«Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать».
- Так же о ложках говорится в русских потешках.
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок,
Сели – посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки –
Вытянули ножки,
Услыхали калачи –
Попрыгали с печи.
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
- А сейчас я вам расскажу сказку про Жихарку – мальчика, который очень любил свою ложку и дорожил ей.
Рассказывание сказки с показом кукольного театра.
Беседа по содержанию сказки.
- Ребята, скажите, каким вы представляете себе Жихарку?
- Смелым, ловким, умелым.
- Про таких как Жихарка говорят: «Мал, да удал». «Маленький, да удаленький».
- Что означают эти поговорки?
- Мальчик хоть и маленький, но смелый, находчивый, сообразительный.
- Как Жихарка перехитрил лису?
- Про таких находчивых людей говорят, что он удал, удалой, удалец.
- Вспомните, какие ложки раскладывал Жихарка?
- Почему Жихарка так любил свою ложку?
- Она была красивая – «точеная, ручка золоченая».
Физминутка.
Мыли мылом ручки,
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки, ладошки!
Наварили кашки,
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки, ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки, ладошки!
(Имитационные движения).
- Ребята, издавна ложками не только ели, но и играли на них. И сейчас деревянная ложка является музыкальным инструментом. Музыкантов, которые играют на деревянных ложках, называют ложкарями.
- Слушание игры на ложках в аудиозаписи.
- Ребята, давайте рассмотрим деревянные ложки. (Давать каждому ложку).
- Чем они украшены? Каким узором?
- Цветочками, ягодками, листочками.
-Да. Такие красивые ложки расписывают мастера-художники на фабрике в г. Семенове. Эта роспись называется хохломской. Кажется, что ложка расписана золотыми красками. Не зря эту роспись еще называют «золотой хохломой».
- Ребята, хотите стать художниками и расписать свои ложки?
Детям предлагается с помощью ватных палочек и гуашевых красок закончить рисунок (нарисовать ягодки ватными палочками и листики нарисовать кисточкой – способом примакивания).
- Какие красивые ложки получились!
Давайте на них полюбуемся.
Физминутка.
Мышка, мышка, вылей воду
На дубовую колоду,
Вымой чашки –
Для Наташки,
Вымой ложки –
Для Сережки,
Вымой кружки –
Для Андрюшки.
Имитационные движения.
Итог:
- Ребята, что вы узнали о деревянных ложках?
- Ложками едят.
- На деревянных ложках играют.
- Деревянные ложки расписывают мастера-художники.
- Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали по наследству: от отца к сыну и так далее. Ложка являлась семейной ценностью. Поэтому деревянная ложка является частью нашей культуры.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Расписные деревянные ложки» (3-4 лет)
Нетрадиционное рисование с элементами аппликации
Цель: создание условий для формирования представлений о хохломской росписи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная:
• Познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства –хохломой (на примере деревянной ложки).
• Расширять словарный запас у детей (деревянный, ложкари, расписные, хохломская роспись).
• Закрепить умение рисовать на шаблоне с помощью ватных палочек.
• Закрепить элементарные представления о деревянной ложке, как народном шумовом музыкальном инструменте.
Развивающая:
• Развивать умение создавать элементы узора по мотивам хохломской росписи.
• Развивать внимание, любознательность, фантазию и творческое воображение.
Воспитательная:
• Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, эстетического восприятия окружающих предметов
Предварительная работа: ознакомление с историей деревянной ложки, с пословицами и поговорками о ложке, заучивание стихотворений о ложке.
Оборудование:
Волшебный сундук, деревянные ложки, деревянная посуда с хохломским узором, изображения деревянных ложек и ложкарей, игрушка Петрушка, атрибуты русской избы, светофор настроения.
записи с русской народной музыкой, в том числе звучания деревянных ложек,
картонные шаблоны ложек, бумажные узоры (травка и листочки, клей, кисточки для клея, салфетки, ватные палочки, гуашь красного и желтого цвета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группе оформлен уголок интерьерами русской избы.
Дети входят в группу, их встречает Хозяюшка (воспитатель в русском народном костюме).
Воспитатель: здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие: мальчики – ясны соколы да девочки – аленькие цветики! Давно я вас поджидаю, избу прибираю. (Указывает на подушки, лежащие на ковре). Присядьте да меня послушайте.
У меня есть сундучок.
(указывает на сундучок.)
Он не низок, не высок.
Он не узок, не широк.
Тайну сундучок хранит.
Что же в сундучке лежит?
Достаёт сундучок.
- Но, чтобы сундучок открыть надо отгадать загадку
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется. (Это ложка).
- Верно, это ложка. Демонстрирует простую деревянную ложку.
***
-А из чего сделана эта ложка? Значит эта ложка какая? (Деревянная)
-Для чего мы используем ложки? (С ее помощью мы едим) Вот ложки точеные, ручки золоченые.
Хочешь - ими щи хлебай, а не хочешь - так играй!
- Ребята, раньше ложками не только ели, но и играли на них. И сейчас деревянная ложка является музыкальным инструментом. Музыкантов, которые играют на деревянных ложках, называют ложкарями.
***
- Ребята, давайте подойдем к столику и рассмотрим, какие бывают деревянные ложки.
Дети подходят к столику, рассматривают расписные ложки.
- Сколько ложек? (Много) Чем они отличаются от простых ложек?
Дети сравнивают простые и расписные ложки. Высказывают свое мнение.
- Эти ложки расписные.
- Что изображено на ложке? Чем они украшены? Какими узорами? (Клубничка, листочки)
- Какого цвета эти узоры? (красные, зеленые, черные, золотистые)
- Роспись, которой украшены эти ложки, называется хохлома. Кажется, что ложка расписана золотыми красками. Не зря эту роспись еще называют «золотой хохломой».
Смена вида деятельности. Физкультминутка.
- Ребята, вы наверное устали? Давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (присесть на корточки)
Ягоды рябинки (собираем ягодки)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки вытянуть вперед, через стороны опустить вниз)
***
- Ребята, понравились ли вам деревянные ложки? Я и для вас приготовила по ложке, да вот только не успела расписать их все. Я предлагаю вам самим стать мастерами и самостоятельно украсить ваши ложки.
Дети проходят на свои места к столам, на которых расположены материалы для дальнейшей деятельности
- Возьмите по одной ложке и рассмотрите узор, которым она украшена. Что нарисовано на ложках? (веточки.) Сравните их с узорами на ложках Петрушки. Чего не хватает? (листочки)
Дети украшают шаблоны ложек заранее заготовленными узорами (листочки).
- Аккуратно, кончик кисточки макаем в клей, затем берем листочек и на обратную сторону наносим клей. После переворачиваем листок и приклеиваем, слегка прихлопываем ладошкой. Излишки клея аккуратно убираем салфеткой. Посмотрите, чего не хватает? (ягоды)
- А вот ягоды мы нарисуем, при помощи ватных полочек.
Воспитатель демонстрирует прием для рисования.
- Возьмем ватную палочку, обмакнем его в краску. Какого цвета должны быть ягоды? (красного.) Значит макаем в краску красного цвета. Прижимаем палочку к изображению веточки несколько раз. Вот и получились ягодки.
Дети вокруг столов приступают к рисованию.
- Какие вы молодцы! Какие у вас красивые ложки получились!
*** ***
- Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что мы сегодня делали? (украшали ложку листочками и ягодками)
- Ребята, что вы сегодня узнали о деревянных ложках? Для чего они нужны? (ложками едят, на них играют)
***
- Все справились с заданием? Вас ждет светофор настроения. Если вам понравилось все, то вы прикрепляете свою фотографию на зеленый улыбающийся цвет. Если вам не все понравилось, то желтый. Ну а если совсем ничего не понравилось, то на грустный смайлик, красный цвет.
- Вы все очень старались, потрудились на славу, и я вам всем дарю еще по одному лучику для ваших солнышек.
***
- Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали от родителей к детям. Так же ложки дарили на праздники. И сегодня вы сможете подарить ложки своим родителям или нашим гостям.
Все вы, дети, молодцы,
Развлекались от души!
А теперь пришла пора
Отдохнуть вам детвора.
- Я оставляю свой сундук с расписными ложками у нас в группе, что бы вы могли в свободное время поиграть на них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста Тема: февраль 1неделя. «Русский народный фольклор»
Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей.Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возрастаТема: февраль 1неделя. ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. - 04.02.18г. Тема: февраль 1неделя. «Знакомство с русским народным фольклор -
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. – 11.02.18г. Тема: февраль 2 неделя. «Знакомство с русским народными сказками
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. ...

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе на тему: «Расписные тарелочки»
конспект занятия, целью которого - продолжать знакомить детей с орнаментом...

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе «Чудо терем, расписной, он причудливый такой» / по мотивам сказки «Теремок»/
Данный сценарий поможет воспитателю провести интересно и увлекательно новогодний утренник для малышей, знакомая нам с детства сказка заиграет в детском исполнении необычно и волшебно, будут рады не то...

Конспект НОД по ХЭР с детьми подготовительной к школе группы на тему «Расписная Хохлома»
Знакомство с народно-прикладным искусством...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...


