Папка по самообразованию Тема: " Использование техник нетрадиционного рисования как средства развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка»
Папка по самообразованию воспитателя
Васильевой Татьяны Сергеевны
2022-2023 уч.год
Тема: «Использование техник нетрадиционного рисования как средства развития мелкой моторики у детей раннего возраста».
Содержание
- Актуальность
- Цель, задачи, предполагаемые результаты работы по теме самообразования.
- План работы над темой самообразования
- Перспективный план работы на 2022-2023 уч. год по теме самообразования (практическая деятельность).
- Конспекты НОД
- Консультация для родителей.
- Консультация для педагогов.
- Результаты работы.
- Литература по теме самообразования.
- Актуальность
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же кроется за этим определением?
Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются чтобы рисовать, писать, выполнять точные движения. Многие родители занимаются развитием мелкой моторики с рождения ребенка, используя потешки, массаж пальчиков, развивающие игрушки, забывая о таком средстве развития мелкой моторики как изобразительная деятельность.
В раннем детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия.
Традиционные техники рисования ( с помощью карандашей, фломастеров, кисти, красок, восковых мелков) апробированы много лет, зарекомендовали себя с лучшей стороны. Однако, в раннем возрасте у детей еще не сформированы графические навыки и умения. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего, ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать.
Поэтому, наряду с традиционными техниками применяются нетрадиционные техники рисования: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, ватными палочками, оттиск смятой бумагой . Это дает толчок развитию пространственного мышления, воображения, творчества, эстетического восприятия, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности .
С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики.
Поэтому, считаю вопрос развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования актуальным.
- Цель, задачи, предполагаемые результаты работы по теме самообразования.
Цель: -создание условий для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через использование техник нетрадиционного рисования.
Задачи: - повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
-разработать перспективный план работы с детьми;
- способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах использования техник нетрадиционного рисования как средства развития мелкой моторики в работе с детьми раннего возраста
Предполагаемые результаты:
Педагог:
-овладение техникой нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста;
-разработка конспектов образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник;
-обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Дети:
-выросший уровень развития мелкой моторики;
Родители:
-повышение компетентности родителей в вопросах использования нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики у детей 2-3 лет.
3.План работы над темой самообразования «Использование техник нетрадиционного рисования как средства развития мелкой моторики у детей раннего возраста».
Этапы | Содержание | Сроки |
Организационно- ознакомительный (диагностический) | -постановка проблемы, -подбор и изучение литературы по проблеме; -определение целей и задач работы над темой; -планирование работы по самообразованию. | сентябрь октябрь ноябрь |
Основной (практический) | -теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов); -практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. | декабрь январь февраль март |
Заключительный (обобщающий) | -подведение итогов; -оформление результатов работы по теме самообразования; -представление материалов; -использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы; -распространение. | апрель май |
4.Перспективный план работы
на 2022-2023 уч. год по теме самообразования «Использование техник нетрадиционного рисования как средства развития мелкой моторики у детей раннего возраста». (практическая деятельность)
Месяц | Дети | Педагоги | Родители |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Рисуем вместе с мамой» | ||
Октябрь- ноябрь | НОД Тема «Лучики солнышка» -познакомить с нетрадиционной техникой - рисование ладошкой; -развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление; -воспитывать любовь к сказкам. НОД Тема «Рябина» (техника «пальчиковое рисование) -познакомить с новым видом изобразительной техники «пальчиковое рисование»; -развивать видение художественного образа и замысла; -воспитывать интерес к осенним явлениям природы | Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей раннего возраста». -повышение компетентности родителей | |
Декабрь- январь | НОД «Елочка, зеленая иголочка» -закрепить умение рисовать в технике «рисование ладошкой», «пальчиковое рисование»; -развивать творческие способности; -воспитывать любовь к новогоднему празднику. | Консультация «Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования» | Оформление папки- передвижки «Увлекательное рисование в домашних условиях» -повышение педагогической компетентности родителей. |
Февраль- март | НОД Тема: «Зайка» -формировать умение самостоятельно изготавливать комочки бумаги различной величины; -познакомить детей с техникой «оттиск смятой бумагой»; -развивать мелкую моторику; -воспитывать интерес к жизни диких животных зимой. НОД Тема «Украсим платочек для бабушки» -познакомить с нетрадиционным приемом рисования – ватными палочками; - способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности; -воспитывать интерес к художественной деятельности. | Мастер- класс «Использование техники нетрадиционного рисования (оттиск мятой бумагой) в работе с детьми раннего возраста. | Родительское собрание «Нетрадиционное рисование как средство развития личности ребенка» -повысить педагогическую компетентность родителей |
Апрель- май | НОД Тема «Тюльпаны» -закрепить с детьми технику «рисование ладошкой»; -развивать интерес к изобразительной деятельности; -воспитывать любовь и бережное отношение к цветам. | Формы предоставления результатов самообразования: консультация для педагогов, выступление на родительском собрании |
5.Конспекты образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник с детьми 2-3 лет
Тема: «Мухомор — лекарство для животных».
Техника: рисование пальчиками.
Задачи:
- Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;
- обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;
- отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.
Материалы для занятия: Иллюстрация мухомора; рисунок мухомора, без белых пятнышек; пальчиковые краски белого цвета; салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций грибов, загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.
Ход ОД
Воспитатель загадывает загадку:
Этот гриб в лесу растет,
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий,
Крапинки на шляпке,
Красный, словно помидор,
Несъедобный …(Мухомор)
Воспитатель показывает иллюстрации мухомора: «А вы знаете, что это за гриб? Как он называется? »
Дети: Это мухомор!
Воспитатель: Правильно! Это мухомор. Он такой красивый, но его трогать нельзя, потому что он ядовитый, им можно отравиться! Но зато он полезен для животных. Поэтому когда вы в лесу встретите мухомор, не трогайте его!
Физкультминутка:
Гриша шел-шел –шел, белый гриб нашел.
Раз – грибок, два –грибок,
Три – грибок, положил их в кузовок.
(Дети имитируют движение грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.)
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята! К нам в гости в детский сад прискакал заяц.
Заяц: Беда! Беда! Ребята, помогите, Лось заболел, а в лесу ни одного мухомора не осталось.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем мухомор, поможем животным.
Воспитатель раздает заранее нарисованные грибы, без белых пятнышек, краску и салфетки.
Воспитатель: Ребята! Чего не хватает на этих мухоморах?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, не хватает белых пятнышек, давайте мы их нарисуем! Окунайте пальчик в краску и ставьте пятнышки на шляпку мухомора, не забудьте вытереть пальчики салфеткой!
Заяц: ребята! Какие вы молодцы, какие красивые получились мухоморы, теперь мы вылечим Лося!
Дети дарят свои рисунки Зайцу.
Источник: Интернет-ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/muhomor-lekarstvo-dlja-zhivotnyh-risovanie-palchikami-netradicionaja-tehnika-risovanija-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html
Тема: «Падают, падают листья…»
Техника: рисование пальчиками.
Задачи:-учить рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки); вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев и листьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картин, а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.
Материалы и оборудование: листы бумаги белого или светло голубого цвета для «осенних окошек»; гуашь для пальчикового рисования красного и желтого цветов; плоские емкости для краски; клеенка для стола; емкость с водой для ополаскивания рук; бумажные и матерчатые салфетки; осенние листочки, вырезанные педагогом из цветной бумаги.
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, когда сегодня я пришла, то корзиночку нашла. А в корзинке мишка спит. ( Дети присели. Предлагаю посмотреть, что за корзинка стоит, подношу к ним.) Давайте попробуем его разбудить:
Мишка, Мишка, просыпайся,
Косолапый, поднимайся.
Что принес ты нам в корзинке
Расскажи нам поскорей,
Любопытные ребятки
Знать хотят, что в ней.
Мишка просыпается, дети здороваются с ним, гладят его.
В.: Мишка, что за корзинку ты нам принес, что в ней такое?
(Подношу мишку к своему уху.) Ребята, Мишка говорит, что он подарок принес от своих друзей из осеннего леса: желтые и красные листочки, и хотел, чтобы вы с ними поиграли, полюбовались.
Дети рассматривают листочки.
В.: Ребята, какого цвета листики?
Д.: Желтого, красного.
Физкультминутка (каждому ребенку раздаю по два листочка):
Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад! Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
Покружились и уселись все на землю. (Дети приседают.)
Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
Прилетел легкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад! Листья по ветру летят.
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья.
В.: Молодцы, ребята. Мишке очень понравилось, как вы танцевали с листьями. Ребята, вам понравился подарок от Мишки?
Ответы детей.
В.: Мы с вами Мишке тоже сделаем подарок. Нарисуем листочки.
Ребята посмотрите, что стоит на столе.
Д.: Краска для рисования.
Воспитатель показывает листочки, вырезанные из цветной бумаги.
В.: Дети посмотрите на листики и найдите такой же цвет краски.
Дети сравнивают цвет листиков с цветом краски.
В.: Мы сейчас попробуем нарисовать листочки. Окунаем кончики пальцев в краску желтого цвета, и ставим отпечатки на листе бумаги. Это листочки – полетели, полетели!
Дети окунают пальчики в краску и ставят отпечатки, воспитатель контролирует и помогает совместными действиями. Затем повторяют с красной краской.
В.: А теперь возьму салфетку
Этот пальчик я протру.
Дети вытирают пальчики влажными салфетками. Беру Мишку в руки, говорю от имени Мишки.
В.: Послушайте, что говорит Мишка.
«Ребята, мне очень понравились ваши листочки, спасибо».
В.: Дети, давайте подарим наши рисунки мишке, и отнесет он наш подарок в лес своим друзьям, они будут очень рады.
Прощаемся с мишкой.
В.: До свидания, мишка!
Источник: Интернет-ресурс: http://www.openclass.ru/node/431507
Тема: «Горошинки на зонтике»
Техника: рисование пальчиками.
Задачи:-формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы:
У детей: альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя.
У воспитателя: картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения.
Предварительная работа: Наблюдение за дождем, беседа о дожде; рассматривание зонтов (детские и взрослые); чтение стихов о дожде, зонтике, прослушивание произведения «Звуки природы» - мелодия дождя.
Ход ОД
Педагог входит в группу с зонтиком в одной руке и тучей с каплями – в другой руке, и читает стихотворение:
- Посмотрите-ка, ребята,
Что это за штучка?
Это в небе голубом
Появилась тучка.
Тучка плачет,
Дождик скачет –
Тоненькие ножки.
Оставляет за собой
Мокрые дорожки.
- Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно?
Дети: О дождике.
- А что это за тоненькие ножки и мокрые дорожки?
Дети размышляют, педагог одобряет их ответы.
- Да, ребята, наступила хмурая, дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи. А какие вещи пригодятся нам, чтобы мы не промокли?
Дети: Куртка, резиновые сапоги, зонтик.
- Ребята, а что же нам поможет спрятаться от дождика? Правильно зонтик!
Рассматриваем с детьми разные зонтики - взрослые, детские. Зонты бывают разного размера и разной расцветки. Они изготовлены из специального материала, который не пропускает воду. Чтобы вода не собиралась на нём, а скатывалась, верхняя часть у зонта имеет обтекаемую, округлую форму, а удерживаем его с помощью ручки.
-Зонтик у нас уже есть, поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик».
Проводится игра. Правила игры: по сигналу взрослого: «солнце» - дети «гуляют», прыгают, бегают; по сигналу «дождик» - собираются под зонтиком рядом со взрослым. (2-3 раза)
- Ребята, вам понравилась игра? Правда, тучка и дождик у нас совсем не грустные, а веселые? Дети отвечают.
- Ребята, я сегодня для всех вас принесла подарок – это зонтик! Но зонтики у меня грустные, потому я не успела их украсить. Вы мне поможете? Украсим зонтики вместе? Скорее занимайте свои места за столами.
Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования:
- Украшать зонтик мы будем маленькими горошинками указательным пальчиком. Покажите свой указательный палец.
Дети показывают указательный палец.
Показываю, как украсить горошинками зонтик пальчиком.
- Лист бумаги придерживаем рукой-помощницей. Аккуратно макаю указательный палец правой руки в краску и оставляю отпечаток на бумаге, вот так у меня получилась одна горошинка, и еще одна, и еще одна. Что я сделала, Саша? (Ответ ребенка) .
Опрашиваю каждого ребенка.
-А теперь и вы также сделайте.
Дети выполняют задание.
В процессе работы напоминаю, что краску наносить пальчиком нужно только на верхнюю часть зонтика. Затрудняющимся детям помогаю вопросами, совместными действиями, побуждаю детей рисовать больше горошинок, чтобы зонтик был веселее.
Дети рассматривают свои рисунки, педагог хвалит детей за работу и читает детям стихотворение Л. Брайловского «Зонтик»:
В небе тучка ой-ой-ой!
Все бегут, спешат домой.
Только я один смеюсь,
Чёрной тучки не боюсь.
Не страшны мне дождь и гром,
Я гуляю под зонтом!
Источник: Интернет-ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-dlja-detei-ii-ml-grupy-risovanie-palchikami-zontik.html
Тема: «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДОЖДИК»
Техника: рисование пальчиками
Задачи:
- Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.
- Показать приемы получения точек.
- Учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками) использовать точку как средство выразительности.
- Воспитывать аккуратность.
Материал:
Лист бумаги с элементами аппликации (приклеенные тучки из цветной бумаги) разной величины гуашь голубого цвета в плоских мисочках, теплая вода, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.
Предварительная работа: чтение сказки В.Сутеева «Под грибом».
Ход ОД
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Дождик — солнце».
«Дождик!» - дети бегут и прячутся под зонтик.
«Солнце!» зонт закрывается - дети «гуляют».
По команде: «Дождь!» ребята снова бегут под зонт.
Чтение потешек:
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
Лучше капай на грибы,
Чтобы выросли они!
Воспитатель:
Предлагаю детям нарисовать дождик пальчиками.
Показываю, как нужно опускать кончик указательного пальчика в гуашь.
Слежу за тем, чтобы дети не глубоко опускали пальчики в краску.
В случае необходимости, беру руку ребенка в свою. И рисую вместе, несколько точек.
Показываю детям, как снова набрать краску.
Воспитатель:
Ребята: «Под дождем наш грибок рос-рос, рос-рос и вырос!
Такой большой стал — всем места хватило: и Муравью, и Бабочке, и Мышке, и Воробью, и Зайцу!»
Беру большой гриб, вырезанный из цветной бумаги, и приклеиваю его на маленький грибочек.
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Источник: интернет-ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/04/13/izo-moy-lyubimyy-dozhdik-k-proektu
Тема: «Разноцветные мячи»
Техника: рисование пальчиками.
Цель: Формировать умение рисовать пальцем круглую форму.
Задачи:
- Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу;
- Формировать представление о геометрической фигуре-круг;
- Упражнять в различии основных цветов, в группировке предметов по цветам;
- Упражнять в звукоподражании голосом котёнка;
- Развивать мелкую моторику, речь у детей;
- Воспитывать желание помочь взрослым , заботливое отношение к животным, аккуратность и самостоятельность.
Оборудование: игрушка- котёнок, мячи разноцветные, корзина с клубочками, нарукавники, клеёночки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской.
Ход ОД:
(стук в дверь)
Воспитатель :Ребята, кто-то стучится в дверь.
Входит бабушка.
Воспитатель : Ой, да это бабушка.
Бабушка : Здравствуйте, меня зовут Лукерья, у меня случилась беда, мой котёнок Мурзик разбросал и размотал все мои клубочки для вязания и куда-то убежал, вы его не видели?
Дети: нет, не видели.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем котёнка, может быть он у нас в группе.
Позовите котёнка: Мяу-Мяу –Кис- Кис-Кис; Мяу –Мяу, где ты котик, Мяу – Мяу покажись? (дети ищут котёнка по группе).
Воспитатель : Вот он, ребята, я его нашла. Да это же наш знакомый котёнок. Он уже приходил к нам в гости ( обследование котёнка-какие ушки, глазки …)
Бабушка в это время разбрасывает клубочки по группе.
Воспитатель: Ребята, а вы дома помогаете своим бабушкам? (Ответы детей) А давайте и нашей бабушке поможем собрать клубочки в корзину. Мальчики будут держать тяжёлую корзину, они ведь у нас сильные, будущие мужчины, а девочки- хозяюшки, помощницы будут собирать клубочки в корзину. Молодцы ребята, помогли бабушке. Спасибо. Ребята, а ниточки от клубочков Мурзик оторвал, давайте к каждому клубочку привяжем ниточку такого же цвета. Молодец, Настя, к жёлтому клубочку привязала жёлтую нитку. Молодцы, ребята, спасибо.
Бабушка уходит.
Воспитатель: Ребята, а чем же котёнок будет играть, если нельзя играть клубочками? Что похоже на клубочки? Правильно, мячики. Вот такие мячики. Посмотрите, какого цвета мячик, а этот? А какую форму имеет мяч? Мяч имеет круглую форму, он катится. Хотите подарить нашему котёнку много разноцветных мячиков? Чтобы он не брал у бабушки клубочки. Мы мячики , нарисуем пальчиками. Где наши помощники?
Физминутка: Вот помощники мои, их сожми и разожми,
Поверни их эдак , так, помаши слегка вот так
За работу принимайся, ничего не опасайся.
Ребята, посмотрите, я окунаю палец в краску жёлтого цвета и делаю отпечаток на бумаге в верхней части листа. Вот такой получился мячик жёлтого цвета. Чтобы нарисовать мячик другого цвета, нужно помыть палец в баночке с водой и вытереть салфеткой, чтобы не смешать краски, вот получились мячики красного цвета. Садитесь за стол. Выбирайте, каким цветом будете рисовать мячики.
Какие разноцветные мячики теперь будут у Мурзика. Все мячи у нас просто замечательные. Витя, подари мячи Мурзику, а то он уже загрустил, хочет играть. На, играй! Молодцы , ребята!
Источник: интернет-ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/01/20/nod-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-raznotsvetnye-myachi-khudozhestvennoe
6.Консультация для родителей
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Предполагается, что представленные виды техник помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Начиная с раннего возраста, нужно побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках. Вначале с детьми можно обыграть сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинают с одного цвета: дают возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Необходимо показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).
Позднее учат детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию.
Можно учить детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваем ладонь ребенка в краску и ставим ей отпечаток на бумаге. Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета кисточкой.
Темы для рисования: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки».
Уже с младшего возраста детей учат рисовать пробками и печатками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Темы для рисования: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».
Дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми можно нарисовать «Цыпленка», «Пушистого мишку».
Следующий способ нетрадиционного рисования - «Тычок жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь клеевую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используют, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.
Темы для рисования: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
Еще один способ нетрадиционного рисования - «тампонирование». Делают тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.
Темы для рисования:
«Одуванчики», «Облака», «Елочки» «Снеговики», «Цыплята».
В итоге от нетрадиционного рисования ребенок получает лишь пользу. Рисование тесно связано с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, на фоне положительных эмоций, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности.
- Консультация для педагогов
«Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования»
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.
«Тактильное рисование» : «Рисование пальчиком» ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой» : ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск печатками из пробки или ластика»: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету» : ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Кляксография обычная» : ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть).Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются
«Кляксография трубочкой»: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
«Оттиск смятой бумагой»: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Точечный рисунок» Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается вгустую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
«Набрызг» ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Отпечатки листьев» ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Поролоновые рисунки» Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (незаточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
«Тычок жёсткой полусухой кистью» Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Таким образом, использование в деятельности нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствует развитию мелкой моторики рук.
- Результаты самообразования
Проведено:
-теоретическое изучение проблемы;
-практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: организация и проведение практической работы с детьми.
Задачи выполнены:
-повышение собственного уровня знаний путем изучения необходимой литературы;
-разработан перспективный план работы с детьми;
- повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах использования техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
Педагог:
-овладение техникой нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста;
-разработаны конспекты образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник;
-обобщен и распространен педагогический опыт.
Дети:
-возросший уровень художественно- творческих способностей;
Выводы: использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей детей, пространственного мышления, воображения, творчества, эстетического восприятия, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. При планировании образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.
9 .Список литературы.
- Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М.: Скрипторий, 2008 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Планирование. Конспекты занятий//под редакцией Р. Г. Казаковой.-М.: Сфера, 2006 г.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Ярославль. Академия развития,2004 г.
- Цыкунова Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста / Е. В. Цыкунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3251/ (дата обращения: 19.09.2020).
- Янушко Е. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года).-М.: Мозаика- Синтез, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...

План работы с детьми группы раннего возраста по теме самообразования нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ в группе раннего возраста....

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
quot;Рука развивает мозг"...

«Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук, детей раннего возраста
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей....
План самообразования На тему: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.»
Тема самообразования: нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Актуальность: В истории педагогики проблема творчества всегда была акт...
«Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
laquo;Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Введение«Рука развивает мозг» - это утверждение уже многок...
