Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская барыня»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Коваленко Алла Дмитревна

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа:

Щечки алые горят,

Удивительный наряд!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию  в старшей группе «Дымковская барыня»

Задачи: познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки; приобщать детей к истокам русской культуры; закреплять знания детей о дымковской игрушке, особенностей узоров и цвета узоров; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

                         Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.

                         Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

 (Дети становятся в круг).

Ребята, посмотрите, какой красивый и веселый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен? (Рассуждение детей). Прошу пройти к столу, на котором выставлены разные изделия дымковских мастеров. (Дети подходят к столу)

Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке начнем рассказ!
Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (Если затрудняются, говорю сама). Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками. Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества?  

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое 

Дымково назвали.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Идет демонстрация презентации). Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (Синий, красный, желтый, зеленый). Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (Кружочки, точки, волны, полоски).

Игра – Викторина «Один, два, три - кружок собери» (Дети строятся в круг)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).

7. Где изготавливают глиняные игрушки? (в печи).

8. Что такое свистулька? (это такие дымковские игрушки).

9. В чем особенность дымковской игрушки? (она белоснежная).

1о. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, линии, точки, кольца, полоски).
Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!» (Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем). Посмотрите, как интересно: здесь краски, кисточки. А что это? Какая-то посылка и письмо и фотография. Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!».

Воспитатель: Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами). Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц.  Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске. Ребята, обратите внимание на ее одежду.

  1. Во что она одета? (юбку, блузку)
  2. Какой формы юбка? (как колокол)
  3. Что одето на юбку? (фартук)
  4. А на голове что? (кокошник).

Обратите внимание на то, какими элементами украшены юбка, фартук и кокошник (Колечки, точки, прямые и волнистые линии, клеточка). Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки. Для чего кисти? Для чего ватные палочки? (Ответы детей). Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примыкания. (Самостоятельная деятельность детей; в процессе её осуществляю индивидуальный подход). А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: «Крутись, вертись, в группе окажись».

Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа)

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа)Программные задачиРазвивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвет...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода» Задачи:·...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Дымковская слобода"...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»Задачи: Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания о ...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа)

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа)Провела: Бахарева Н.В.  Программные задачиРазвивать эстетическое восприятие, об...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Дымковская слобода"

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положитель...