Нетрадиционные техники рисования как мощное средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
статья по рисованию (младшая группа)
Статья содержит различным нетрадиционным техникам рисования используемые в дошкольных учреждениях, благодаря которым активно развивается мелкоя моторика рук у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Баранова Анна Николаевна
Нетрадиционные техники рисования как мощное средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Учёные давно подтверждают важность развития мелкой моторики для общего развития ребёнка. Согласно исследованиям Волковой Н. В., «уровень развития речи и мышления у ребёнка напрямую зависит от сформированности тонких движений кистей рук». Если моторика пальцев отстаёт, это может вызывать задержки в развитии речи, мешать полноценному общению и самостоятельной деятельности. Поэтому развитие мелкой моторики у малышей в дошкольном возрасте — одна из приоритетных задач педагогики [1].
Рисование — один из наиболее доступных и эффективных методов активизации моторных навыков. Однако традиционные техники, такие как рисование карандашами или кистями, зачастую не раскрывают полного потенциала ребёнка. В этом контексте всё более популярными становятся нетрадиционные техники рисования, которые помогают не только развивать моторику, но и стимулируют творческие способности, расширяют кругозор и раскрывают индивидуальность и темперамент малыша.
Изучая механизмы развития ребёнка, учёные выделяют важность формирования связей между моторикой и речевым развитием. Так, по данным Ивановой Е. П., «занятия изобразительным искусством способствуют развитию логического и образного мышления, активизации речевого аппарата и расширению словарного запаса» [2].
Нетрадиционные техники рисования помогают не только укреплять мышцы кистей, но и развивать фантазию, воображение и эмоциональную сферу ребёнка. Это подтверждает и Лебедева А. В., которая отмечает, что «игровая и творческая деятельность способствует формированию позитивных эмоций и развитию креативных способностей» [3].
В своей работе мы активно применяем разнообразные нетрадиционные техники, которые легко реализовать и которые вызывают у малышей искренний интерес:
Рисование пальчиками
Дети окунают пальчики в гуашь или акварель и создают яркие точки, узоры и пятна. Этот метод способствует развитию тактильных ощущений, точной координации движений и подготовке руки к более сложным видам письма. Как отмечает Волкова Н. В., «игровая деятельность с пальчиками способствует укреплению мышц кисти и развитию мелкой моторики» [1].
Рисование ладошками
Ребёнок окунает ладошки в краску и оставляет отпечатки на бумаге, создавая яркие узоры. Это помогает развить чувство ритма и пространственное восприятие, а также способствует сенсорному развитию. По мнению Ивановой Е. П., «отпечатки ладошками развивают у малышей чувство ритма и помогают понять основы нанесения краски» [2].
Печать из овощей и фруктов
Детям предоставляются вырезанные из картофеля, моркови или яблока различные формы и предлагаем делать ими отпечатки. Такой процесс помогает развивать сенсорные навыки, формировать понятия о форме и текстуре, а также укреплять мелкую моторику. Лебедева А. В. подчёркивает, что «тактильные ощущения при печати из овощей способствуют развитию сенсорного восприятия и моторики» [3].
Рисование губкой
Использование губки для нанесения краски помогает тренировать ловкость пальцев, развивать чувство цвета и композицию. Это способствует подготовке к более точным техникам рисования кистью. Волкова Н. В. указывает, что «при использовании губки развивается координация движений и чувство цвета» [1].
Рисование ватными палочками
Дети используют ватные палочки для создания узоров, точек и линий. Такой метод стимулирует развитие мелкой моторики, воображения и образного мышления. Иванова Е. П. отмечает, что «рисование ватными палочками способствует развитию аккуратности и точности движений» [2].
Рисование пакетами ("техники "рисование пакетами")
Использование полиэтиленовых пакетов с красками — одна из современных техник, которая позволяет детям экспериментировать с цветами и формами без загрязнения окружающей среды. Детям предлагаются надутые пакеты, которые можно раскрашивать или окунать в краску, после чего делать отпечатки на бумаге. Эта техника способствует развитию моторики, чувства ритма и тактильных ощущений. Волкова Н. В. отмечает, что «использование пакетов с красками развивает у детей креативность и моторные навыки» [1].
Рисование пакетами — это не только увлекательно, но и очень полезно для развития фантазии малышей.
Почему именно эти техники?
Эти нетрадиционные методы позволяют ребёнку ощутить новые тактильные ощущения, развивать моторику, стимулировать фантазию и креативность. Как отмечает Иванова Е. П., «игровая деятельность с использованием различных материалов способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности» [2].
Кроме того, такие техники делают занятия яркими и запоминающимися, что способствует более эффективному развитию мелкой моторики и творческих способностей. Важным является то, что они легко реализуемы как в педагогической практике, так и дома, что помогает создать благоприятную и развивающую среду для малышей.
Нетрадиционные техники рисования — это мощное средство развития мелкой моторики, креативности и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Внедрение таких методов в практику позволяет сделать занятия интересными, яркими и результативными. Они не только укрепляют моторные навыки, но и способствуют развитию воображения, инициативности и способности выражать свои чувства через творчество.
Список литературы
1. Волкова Н. В. Теория и практика развития мелкой моторики у дошкольников / Н. В. Волкова. — М.: Академия, 2018. — 192 с.
2. Иванова Е. П. Современные методы и технологии в развитии детей дошкольного возраста / Е. П. Иванова. — СПб.: Питер, 2020. — 256 с.
3. Лебедева А. В. Творческое развитие дошкольников: методы, техники, инновации / А. В. Лебедева. — М.: Просвещение, 2019. — 180 с.
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2014. — 80 с. (Образовательный стандарт).
5. Новиков А. Ю. Цифровые технологии в дошкольном образовании / А. Ю. Новиков. — М.: Инфра-М, 2021. — 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...

"Нетрадиционная техника рисования Эбру - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста".
quot;Нетрадиционная техника рисования Эбру - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"....

«Нетрадиционная техника рисования губкой, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Мастер - класс....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприяти...

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...
