Конспект интегрированного занятия (по художественной литературе и изобразительной деятельности) «Путешествие в сказку «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» в младшей группе
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Черенкова Ольга Мукатдисовна

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования. Творческие способности развиваются при создании условий, которые используются в полном объёме. Дошкольное детство — важнейший период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети становятся исследователями, с радостью открывающими для себя удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее виды деятельности, тем успешнее происходит разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциал и первые творческие проявления.

Нетрадиционное рисование отличается доступностью и способностью быстро достигать результата, что особенно важно для детей. Например, рисование пальцами, отпечатки ладошек или кляксография вызывают у ребёнка восторг и желание экспериментировать.

Эти методы: раскрывают творческий потенциал, фантазию и воображение; позволяют свободно выражать эмоции через цвет, форму, линию; могут использоваться не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Задача воспитателя: поэтапно знакомить с техниками (от простых к сложным); использовать игровые приёмы, сказочные образы, сюрпризные моменты; создавать условия для самостоятельного экспериментирования.

Знакомство с техниками начинается в младшей группе: рисование пальцами и ладошками («Виноград», «Солнышко») развивает тактильное восприятие; штампы из овощей и пробок («Ягоды», «Цветы») учат создавать композиции; тычок жёсткой кистью («Пушистые животные», «Ёлочка») тренирует аккуратность; мятая бумага передаёт фактуру (осенние листья, облака).

Каждая техника — это игра, которая даёт свободу самовыражения. Детям важно чувствовать, что в творчестве нет «правильных» шаблонов, а ошибки — часть процесса.

В результате у детей повышается интерес к изобразительной деятельности; они учатся экспериментировать с материалами и цветами; развивается эстетическое восприятие и внимание к деталям; укрепляются навыки самостоятельного воплощения замыслов.

Творчество — это «чудо», где ребёнок раскрывает уникальные способности. Важно не просто дать инструменты, а вдохновить на поиск собственного пути. Как гласит педагогический принцип: «В творчестве нет правил — есть только твой индивидуальный выбор».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_izo_v_ml.gr_._puteshestvie_v_skazku_gusi-lebedi.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по рисованию нетрадиционными техниками 

 тема «Путешествие в сказку Гуси-лебеди»                                                                                         для детей младшего дошкольного возраста.

Черенкова Ольга Мукатдисовна, воспитатель МБДОУ Истьинский детский сад «Реченька» муниципального образования -  Старожиловский муниципальный район Рязанской области

Аннотация

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования. Творческие способности развиваются при создании условий, которые используются в полном объёме. Дошкольное детство — важнейший период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети становятся исследователями, с радостью открывающими для себя удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее виды деятельности, тем успешнее происходит разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциал и

первые творческие проявления.
Ранний возраст играет ключевую роль в формировании психических процессов. Особое значение в этот период имеет рисование — увлекательный, но сложный процесс. Использование нетрадиционных техник позволяет воспитателю привить любовь к изобразительному искусству, пробудить интерес к творчеству. Учёные (Эйнон Д., Колдин Д. Н. и др.) отмечают, что знакомить детей с такими методами можно уже в раннем возрасте, адаптируя степень

участия взрослого.
Нетрадиционное рисование отличается доступностью и способностью быстро достигать результата, что особенно важно для детей. Например, рисование пальцами, отпечатки ладошек или кляксография вызывают у ребёнка восторг и желание экспериментировать.

Эти методы: раскрывают творческий потенциал, фантазию и воображение;

позволяют свободно выражать эмоции через цвет, форму, линию;

могут использоваться не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Для развития творчества необходимо грамотное руководство.

Задача воспитателя: поэтапно знакомить с техниками (от простых к сложным);

использовать игровые приёмы, сказочные образы, сюрпризные моменты;

создавать условия для самостоятельного экспериментирования.

Знакомство с техниками начинается в младшей группе: рисование пальцами и ладошками («Виноград», «Солнышко») развивает тактильное восприятие;

штампы из овощей и пробок («Ягоды», «Цветы») учат создавать композиции;

тычок жёсткой кистью («Пушистые животные», «Ёлочка») тренирует аккуратность; мятая бумага передаёт фактуру (осенние листья, облака).

Каждая техника — это игра, которая даёт свободу самовыражения. Детям важно чувствовать, что в творчестве нет «правильных» шаблонов, а ошибки — часть процесса.

В результате у детей повышается интерес к изобразительной деятельности; они учатся экспериментировать с материалами и цветами; развивается эстетическое восприятие и внимание к деталям; укрепляются навыки самостоятельного

воплощения замыслов.
      Творчество — это «чудо», где ребёнок раскрывает уникальные способности. Важно не просто дать инструменты, а вдохновить на поиск собственного пути. Как гласит педагогический принцип: «В творчестве нет правил — есть только твой индивидуальный выбор».

 

Цель: формирование у детей навыков рисования с применением  нетрадиционных техник (печатание штампами, рисование мелками, тонирование поролоном) через игровые ситуации с персонажами  сказки «Гуси-лебеди».

Задачи:

- Учить рисовать нетрадиционными способами.

- Развивать речь, внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику.

- Закреплять знания детей об основных цветах, активизировать мыслительную деятельность детей.  

  - Развивать интерес детей к нетрадиционным формам рисования.                                                                        

- Поощрять интерес к совместной деятельности.

Словарная работа:                                                                                              Активизировать словарный запас через введение и использование новых слов: штампики, тонирование, поролон, камушки, травка, печатать, закрашивать.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Гуси-лебеди», дидактическая игра «Угадай сказку», разучивание потешек «Лю-ли, лю-ли, лю-ли прилетели гули», «Гуси вы, гуси, Красные лапки!».

Материалы:

Демонстрационный: макеты яблони, реки, избушки; аудиозапись «шум воды», мелодия сказки.                                                                                       Раздаточный: штампы-листья, гуашь, мелки, поролоновые тампоны, листы с восковыми рисунками.

Ход занятия

Мотивационный этап. 

Гуси-лебеди украли краски!  Воспитатель показывает детям чёрно-белую иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди»  

— Ребята, посмотрите на эту картинку. Что здесь изображено? (Дети отвечают: яблоня, речка, избушка).  

— Правильно! Только что-то не так... Почему всё серое и грустное? (Пауза, дети высказывают предположения).  

Ориентировочный этап

Воспитатель (таинственно):  

— Это Гуси-лебеди заколдовали сказку! Они украли все краски, и теперь здесь нет ярких цветов. Герои не могут найти дорогу домой: яблоня без листьев, речка без камушков, избушка совсем бледная... Поможем им? (Да!).  

— Чтобы расколдовать сказку, нужно выполнить задания: вернуть краски с помощью волшебных техник рисования! Вы готовы стать настоящими волшебниками? (Да!).  

Исполнительский этап

Эпизод с Яблонькой. Техника: печатание штампами.

Воспитатель показывает штампы

— Ребята, это наши волшебные помощники — штампы! Давайте скажем хором: «Штампы!» (Дети повторяют).

— Какого цвета краску возьмём для листочков? (Зелёную). А для яблочек? (Красную).

— Правильно! Печатаем листочки: обмакиваем штамп в краску и прижимаем к веточке.

Вопросы детям во время работы:

— Какие листочки у тебя получаются? (Круглые, острые, зелёные).

— Как называется эта техника? (Печатание штампами).

Дети печатают листья зелёной гуашью и рисуют яблоки красной.  

Яблонька: (после завершения)  

— Спасибо, друзья! Теперь я снова красивая! Гуси-лебеди полетели к речке.  

Физкультминутка «По следам гусей»

(Дети имитируют полёт гусей: бегут на носочках, машут «крыльями», останавливаются у речки).  

Эпизод с Речкой. Техника: рисование мелками.

Речка (голос воспитателя) 

— Гуси-лебеди смыли мои камушки и траву! Без них рыбкам не спрятаться...  

Воспитатель

— Речка просит нарисовать камушки и травку. Давайте вспомним, какого они цвета? (Коричневые камушки, зелёная травка).

— Возьмём мелки. Как мы будем их держать? (Показывает: тремя пальчиками, как карандаш).

Вопросы детям:

— Что мы рисуем для рыбок? (Камушки и травку).

— Каким мелом рисуем травку? (Зелёным).

Эпизод с Избушкой. Техника: тонирование поролоном.

Воспитатель: (достаёт «заколдованные» белые листы)  

— Избушка потеряла свои краски! Возьмите поролон, обмакните его в синюю краску (для неба) или жёлтую (для солнца) и затонируйте лист. Только аккуратно — сверху вниз!  Воспитатель показывает поролоновый тампон.

— Это поролон! Повторите: «По-ро-лон» (дети хором повторяют).

— Мы будем тонировать лист — закрашивать его сверху вниз. Скажем: «То-ни-ру-ем!»

Вопросы детям:

— Что появляется на листе, когда мы его затонировали? (Яблочко, гусь, избушка).

— Как называется эта техника? (Тонирование).

Дети тонируют листы, проявляя восковые рисунки: яблоко, гусь, избушка.  

Воспитатель (радостно) 

— Ура! Краски вернулись! Теперь сказка снова яркая!  

Рефлексивный этап

Воспитатель:

— Что рисовали для Речки? (Камушки и травку мелками).

— Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).  

— Как мы помогли Яблоньке? (Печатали листочки штампами).                                 Вы настоящие волшебники!  

Перспективный этап

- Молодцы ребята!

— В следующий раз  мы с вами будем рисовать пушистых гусей ватными палочками!  

Список литературы:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика – Синтез, 2023, - 256 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 28 с.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду 3-4 года. – М.: Мозаика – Синтез, 2024. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

Презентация русской народной сказки "Гуси-лебеди" для детей младшей группы (для интерактивной доски)

Данную презентацию можно использовать на занятии по речевому развитию в младшей группе при ознакомлении с русской народной сказкой "Гуси - лебеди"   (с применением интерактивной доски)...

Проект театрализованного представления по мотивам сказки «Гуси - лебеди» Во второй младшей группе

театрализованное представление помогает детям младшего дошкольного возраста расширять знания о видах театра, побуждает родителей разыгрывать дома с детьми театрализованные представления...

Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада

Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада...

Занятие по развитию речи «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди» во второй младшей группе (пересказ по иллюстрациям)

Создание условий для развития речи детей младшего возраста посредствам приобщения их к народному творчеству по русской народной сказке "Гуси лебеди"...