Конспект интегрированного занятия (по художественной литературе и изобразительной деятельности) «Путешествие в сказку «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» в младшей группе
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования. Творческие способности развиваются при создании условий, которые используются в полном объёме. Дошкольное детство — важнейший период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети становятся исследователями, с радостью открывающими для себя удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее виды деятельности, тем успешнее происходит разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциал и первые творческие проявления.
Нетрадиционное рисование отличается доступностью и способностью быстро достигать результата, что особенно важно для детей. Например, рисование пальцами, отпечатки ладошек или кляксография вызывают у ребёнка восторг и желание экспериментировать.
Эти методы: раскрывают творческий потенциал, фантазию и воображение; позволяют свободно выражать эмоции через цвет, форму, линию; могут использоваться не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Задача воспитателя: поэтапно знакомить с техниками (от простых к сложным); использовать игровые приёмы, сказочные образы, сюрпризные моменты; создавать условия для самостоятельного экспериментирования.
Знакомство с техниками начинается в младшей группе: рисование пальцами и ладошками («Виноград», «Солнышко») развивает тактильное восприятие; штампы из овощей и пробок («Ягоды», «Цветы») учат создавать композиции; тычок жёсткой кистью («Пушистые животные», «Ёлочка») тренирует аккуратность; мятая бумага передаёт фактуру (осенние листья, облака).
Каждая техника — это игра, которая даёт свободу самовыражения. Детям важно чувствовать, что в творчестве нет «правильных» шаблонов, а ошибки — часть процесса.
В результате у детей повышается интерес к изобразительной деятельности; они учатся экспериментировать с материалами и цветами; развивается эстетическое восприятие и внимание к деталям; укрепляются навыки самостоятельного воплощения замыслов.
Творчество — это «чудо», где ребёнок раскрывает уникальные способности. Важно не просто дать инструменты, а вдохновить на поиск собственного пути. Как гласит педагогический принцип: «В творчестве нет правил — есть только твой индивидуальный выбор».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по рисованию нетрадиционными техниками
тема «Путешествие в сказку Гуси-лебеди» для детей младшего дошкольного возраста.
Черенкова Ольга Мукатдисовна, воспитатель МБДОУ Истьинский детский сад «Реченька» муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области
Аннотация
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования. Творческие способности развиваются при создании условий, которые используются в полном объёме. Дошкольное детство — важнейший период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети становятся исследователями, с радостью открывающими для себя удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее виды деятельности, тем успешнее происходит разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциал и
первые творческие проявления.
Ранний возраст играет ключевую роль в формировании психических процессов. Особое значение в этот период имеет рисование — увлекательный, но сложный процесс. Использование нетрадиционных техник позволяет воспитателю привить любовь к изобразительному искусству, пробудить интерес к творчеству. Учёные (Эйнон Д., Колдин Д. Н. и др.) отмечают, что знакомить детей с такими методами можно уже в раннем возрасте, адаптируя степень
участия взрослого.
Нетрадиционное рисование отличается доступностью и способностью быстро достигать результата, что особенно важно для детей. Например, рисование пальцами, отпечатки ладошек или кляксография вызывают у ребёнка восторг и желание экспериментировать.
Эти методы: раскрывают творческий потенциал, фантазию и воображение;
позволяют свободно выражать эмоции через цвет, форму, линию;
могут использоваться не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Для развития творчества необходимо грамотное руководство.
Задача воспитателя: поэтапно знакомить с техниками (от простых к сложным);
использовать игровые приёмы, сказочные образы, сюрпризные моменты;
создавать условия для самостоятельного экспериментирования.
Знакомство с техниками начинается в младшей группе: рисование пальцами и ладошками («Виноград», «Солнышко») развивает тактильное восприятие;
штампы из овощей и пробок («Ягоды», «Цветы») учат создавать композиции;
тычок жёсткой кистью («Пушистые животные», «Ёлочка») тренирует аккуратность; мятая бумага передаёт фактуру (осенние листья, облака).
Каждая техника — это игра, которая даёт свободу самовыражения. Детям важно чувствовать, что в творчестве нет «правильных» шаблонов, а ошибки — часть процесса.
В результате у детей повышается интерес к изобразительной деятельности; они учатся экспериментировать с материалами и цветами; развивается эстетическое восприятие и внимание к деталям; укрепляются навыки самостоятельного
воплощения замыслов.
Творчество — это «чудо», где ребёнок раскрывает уникальные способности. Важно не просто дать инструменты, а вдохновить на поиск собственного пути. Как гласит педагогический принцип: «В творчестве нет правил — есть только твой индивидуальный выбор».
Цель: формирование у детей навыков рисования с применением нетрадиционных техник (печатание штампами, рисование мелками, тонирование поролоном) через игровые ситуации с персонажами сказки «Гуси-лебеди».
Задачи:
- Учить рисовать нетрадиционными способами.
- Развивать речь, внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику.
- Закреплять знания детей об основных цветах, активизировать мыслительную деятельность детей.
- Развивать интерес детей к нетрадиционным формам рисования.
- Поощрять интерес к совместной деятельности.
Словарная работа: Активизировать словарный запас через введение и использование новых слов: штампики, тонирование, поролон, камушки, травка, печатать, закрашивать.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Гуси-лебеди», дидактическая игра «Угадай сказку», разучивание потешек «Лю-ли, лю-ли, лю-ли прилетели гули», «Гуси вы, гуси, Красные лапки!».
Материалы:
Демонстрационный: макеты яблони, реки, избушки; аудиозапись «шум воды», мелодия сказки. Раздаточный: штампы-листья, гуашь, мелки, поролоновые тампоны, листы с восковыми рисунками.
Ход занятия
Мотивационный этап.
Гуси-лебеди украли краски! Воспитатель показывает детям чёрно-белую иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди»
— Ребята, посмотрите на эту картинку. Что здесь изображено? (Дети отвечают: яблоня, речка, избушка).
— Правильно! Только что-то не так... Почему всё серое и грустное? (Пауза, дети высказывают предположения).
Ориентировочный этап
Воспитатель (таинственно):
— Это Гуси-лебеди заколдовали сказку! Они украли все краски, и теперь здесь нет ярких цветов. Герои не могут найти дорогу домой: яблоня без листьев, речка без камушков, избушка совсем бледная... Поможем им? (Да!).
— Чтобы расколдовать сказку, нужно выполнить задания: вернуть краски с помощью волшебных техник рисования! Вы готовы стать настоящими волшебниками? (Да!).
Исполнительский этап
Эпизод с Яблонькой. Техника: печатание штампами.
Воспитатель показывает штампы
— Ребята, это наши волшебные помощники — штампы! Давайте скажем хором: «Штампы!» (Дети повторяют).
— Какого цвета краску возьмём для листочков? (Зелёную). А для яблочек? (Красную).
— Правильно! Печатаем листочки: обмакиваем штамп в краску и прижимаем к веточке.
Вопросы детям во время работы:
— Какие листочки у тебя получаются? (Круглые, острые, зелёные).
— Как называется эта техника? (Печатание штампами).
Дети печатают листья зелёной гуашью и рисуют яблоки красной.
Яблонька: (после завершения)
— Спасибо, друзья! Теперь я снова красивая! Гуси-лебеди полетели к речке.
Физкультминутка «По следам гусей»
(Дети имитируют полёт гусей: бегут на носочках, машут «крыльями», останавливаются у речки).
Эпизод с Речкой. Техника: рисование мелками.
Речка (голос воспитателя)
— Гуси-лебеди смыли мои камушки и траву! Без них рыбкам не спрятаться...
Воспитатель
— Речка просит нарисовать камушки и травку. Давайте вспомним, какого они цвета? (Коричневые камушки, зелёная травка).
— Возьмём мелки. Как мы будем их держать? (Показывает: тремя пальчиками, как карандаш).
Вопросы детям:
— Что мы рисуем для рыбок? (Камушки и травку).
— Каким мелом рисуем травку? (Зелёным).
Эпизод с Избушкой. Техника: тонирование поролоном.
Воспитатель: (достаёт «заколдованные» белые листы)
— Избушка потеряла свои краски! Возьмите поролон, обмакните его в синюю краску (для неба) или жёлтую (для солнца) и затонируйте лист. Только аккуратно — сверху вниз! Воспитатель показывает поролоновый тампон.
— Это поролон! Повторите: «По-ро-лон» (дети хором повторяют).
— Мы будем тонировать лист — закрашивать его сверху вниз. Скажем: «То-ни-ру-ем!»
Вопросы детям:
— Что появляется на листе, когда мы его затонировали? (Яблочко, гусь, избушка).
— Как называется эта техника? (Тонирование).
Дети тонируют листы, проявляя восковые рисунки: яблоко, гусь, избушка.
Воспитатель (радостно)
— Ура! Краски вернулись! Теперь сказка снова яркая!
Рефлексивный этап
Воспитатель:
— Что рисовали для Речки? (Камушки и травку мелками).
— Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).
— Как мы помогли Яблоньке? (Печатали листочки штампами). Вы настоящие волшебники!
Перспективный этап
- Молодцы ребята!
— В следующий раз мы с вами будем рисовать пушистых гусей ватными палочками!
Список литературы:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика – Синтез, 2023, - 256 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 28 с.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду 3-4 года. – М.: Мозаика – Синтез, 2024. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

Презентация русской народной сказки "Гуси-лебеди" для детей младшей группы (для интерактивной доски)
Данную презентацию можно использовать на занятии по речевому развитию в младшей группе при ознакомлении с русской народной сказкой "Гуси - лебеди" (с применением интерактивной доски)...

Чтение русской народной сказки гуси лебеди в первой младшей группе
Конспект занятия по развитию речи...

Проект театрализованного представления по мотивам сказки «Гуси - лебеди» Во второй младшей группе
театрализованное представление помогает детям младшего дошкольного возраста расширять знания о видах театра, побуждает родителей разыгрывать дома с детьми театрализованные представления...

Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада
Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада...

Занятие по развитию речи «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди» во второй младшей группе (пересказ по иллюстрациям)
Создание условий для развития речи детей младшего возраста посредствам приобщения их к народному творчеству по русской народной сказке "Гуси лебеди"...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием квест - технологий по мотивам русской народной сказки «Гуси-Лебеди» во второй младшей группе
Совершенствование и закрепление знаний детей по ФЭМП, развитию речи....
