Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- образовательной направленности «Клеточка за клеточкой»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Рисование по клеточкам очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя разные виды графических диктантов, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, в процессе занятий ребенок отрабатывает правильную и четкую речь, учится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
__________________________________________________________________
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета заведующий_________
протокол № приказ №
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально- образовательной направленности
«Клеточка за клеточкой»
возраст обучающихся: 6-7 лет
срок освоения программы: 1 год
Автор-составитель:
Лопухова М.М.,
воспитатель
2025
Пояснительная записка
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клеточка за клеточкой» (далее- Программа) относится к программам социально- образовательной направленности.
Поступление в школу- важный момент ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам подготовить ребенка к школе и предотвратить типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя разные виды графических диктантов, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, в процессе занятий ребенок отрабатывает правильную и четкую речь, учится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Направленность
Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Актуальность
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой». Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Новизна
Новизна программы «Клеточка за клеточкой» заключается в том, что типовые программы дошкольного образования не предусматривают систематичности занятий по развитию мелкой моторики. Этот вид деятельности используется по усмотрению педагогов на разных занятиях: ИЗО, математике. Данная программа предусматривает развитие мелкой моторики отдельным занятием один раз в неделю. Используются разнообразные виды графических диктантов с учетом постепенного повышения сложности, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Педагогическая целесообразность
Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, формирования общеинтеллектуальных умений, развития познавательных способностей, расширения кругозора, развития мелкой моторики рук.
Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушения зрения и трудностей в овладении письмом.
Содержание дополнительного образования в МБДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психо-физического здоровья.
Отличительные особенности
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основные характеристики образования
Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации
Цель программы: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- развитие мелкой моторики руки ребенка;
- развитие слухового внимания и умения понимать инструкцию;
- развитие графического воспроизведения;
- развитие пространственного мышления и воображения;
- подготовка руки к письму;
- развитие внимания и усидчивости и самостоятельности.
Уровень программы «Клеточка за клеточкой»- базовый.
Задачи:
Обучающие задачи:
Развитие тонкокоординированных движений рук.
Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие задачи:
Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации.
Воспитательные задачи:
Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
Ребенок будет знать:
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью;
Ребенок будет уметь:
- правильно сидеть за столом во время письма;
- правильно располагать рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Ребенок сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;
- развитие наблюдательности;
- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- развитие инициативности и самостоятельности;
Ребенок способен проявлять:
- усидчивость при выполнении работ;
- эмоциональную отзывчивость;
- доброжелательность.
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Уровень программы - базовый.
Срок реализации - программа «Клеточка за клеточкой» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 34 часа.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия - очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) –30 минут, количество учебных недель – 34.
Возраст обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Принцип формирования групп: Программа «Клеточка за клеточкой» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 6-7 лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес;
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Методы обучения:
Применяются в комплексе различные методы и приемы:
- игровые,
- показа способа действия,
- объяснения,
- указание,
- вопросы,
- контроль.
Приемы:
- показ способов, уточнение приемов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
- игровые приемы;
- индивидуальная работа с детьми, совместная работа взрослого и ребенка;
- обследование, рассматривание и наблюдение.
При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие работу ребенка похвалу, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др.
1.Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Графический диктант «Собака» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
2. | Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Узор» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
3. | Нарисуй по образцу «Узор» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
4. | Нарисуй по схеме «Узор» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
5. | Графический диктант «Заяц» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
6. | Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Узор» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
7. | Нарисуй по образцу «Узор» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
8. | Нарисуй по схеме «Узор» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
9. | Графический диктант «Гусь» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
10. | Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Зайчик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
11. | Нарисуй по образцу «Крокодил» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
12. | Нарисуй по схеме «Гриб» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
13. | Графический диктант «Цветочек» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
14. | Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Мышка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
15. | Нарисуй по образцу «Кораблик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
16. | Нарисуй по схеме «Елочка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
17. | Графический диктант «Журавль» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
18. | Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Ступеньки» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
19. | Нарисуй по образцу «Узор» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
20. | Нарисуй по схеме «Поросенок» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
21. | Графический диктант «Робот» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
22. | Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Заборчик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
23. | Нарисуй по образцу «Ракета» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
24. | Нарисуй по схеме «Ежик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
25. | Графический диктант «Самолет» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
26. | Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Домик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
27. | Нарисуй по образцу «Зонтик» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
28. | Нарисуй по схеме «Петушок» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
29. | Графический диктант «Сердечко» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
30. | Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Машина» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
31. | Нарисуй по образцу «Змея» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
32. | Нарисуй по схеме «Рыбка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
33. | Графический диктант «Черепаха» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
34. | Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Бабочка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
Итого | 34 | 17.5 | 16.5 | ||
2.Календарный учебный график
(приложение к Программе «Клеточка за клеточкой»)
УТВЕРЖДАЮ
«_____» ____________2025 г.
Срок учебного года (продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики |
01.09.2025- 29.05.2026 | 29.12.2025- 08.01.2026 | 1 30 мин. | 34 | МБДОУ детский сад № 8 Группа №6 | 15.30-16.00 День: пятница | Стартовая: сентябрь Итоговая: май |
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия |
Графический диктант «Собака» | 15.30-16.00 | |
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Узор» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по образцу «Узор» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по схеме «Узор» | 15.30-16.00 | |
Графический диктант «Заяц» | 15.30-16.00 | |
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Узор» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по образцу «Узор» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по схеме «Узор» | 15.30-16.00 | |
Графический диктант «Гусь» | 15.30-16.00 | |
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Зайчик» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по образцу «Крокодил» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по схеме «Гриб» | 15.30-16.00 | |
Графический диктант «Цветочек» | 15.30-16.00 | |
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Мышка» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по образцу «Кораблик» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по схеме «Елочка» | 15.30-16.00 | |
Графический диктант «Журавль» | 15.30-16.00 | |
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Ступеньки» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по образцу «Узор» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по схеме «Поросенок» | 15.30-16.00 | |
Графический диктант «Робот» | 15.30-16.00 | |
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Заборчик» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по образцу «Ракета» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по схеме «Ежик» | 15.30-16.00 | |
Графический диктант «Самолет» | 15.30-16.00 | |
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Домик» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по образцу «Зонтик» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по схеме «Петушок» | 15.30-16.00 | |
Графический диктант «Сердечко» | 15.30-16.00 | |
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Машина» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по образцу «Змея» | 15.30-16.00 | |
Нарисуй по схеме «Рыбка» | 15.30-16.00 | |
Графический диктант «Черепаха» | 15.30-16.00 | |
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Бабочка» | 15.30-16.00 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО
зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с №8
_______________ Денисова Л. В.
«_______»______________2025 г.
Рабочая программа
базового уровня сложности
«Клеточка за клеточкой»
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 34
Всего академических часов: 34
из них в форме групповой работы - 34
Кол-во часов в неделю: 1
Продолжительность занятия: 30 минут
Педагог:
Лопухова М. М.,
первая квалификационная категория
2025-2026 учебный год
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально- образовательной направленности «Клеточка за клеточкой»
1 Занятие
Графический диктант «Собака»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез, формировать слуховое восприятие и память.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
2 Занятие
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Узор»
- Упражнять в ориентировке на бумаге.
- Упражнять в составлении целого по частям.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
3 занятие
Нарисуй по образцу «Узор»
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять задания по образцу (направление, количество клеток).
- Закреплять знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Учить детей видеть и анализировать узор, раскладывать его на составляющие элементы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
4 занятие
Нарисуй по схеме «Узор»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять рисунок по предложенной схеме (направление, количество клеток).
- Развивать зрительную память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
5 занятие
Графический диктант «Заяц»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез. формировать слуховое восприятие и память.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
6 занятие
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Узор»
- Упражнять в ориентировке на бумаге.
- Упражнять в составлении целого по частям.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
7 занятие
Нарисуй по образцу «Узор»
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять задания по образцу (направление, количество клеток).
- Закреплять знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Учить детей видеть и анализировать узор, раскладывать его на составляющие элементы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
8 занятие
Нарисуй по схеме «Узор»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять рисунок по предложенной схеме (направление, количество клеток).
- Развивать зрительную память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
9 Занятие
Графический диктант «Гусь»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез. формировать слуховое восприятие и память.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
10 Занятие
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Зайчик»
- Упражнять в ориентировке на бумаге.
- Упражнять в составлении целого по частям.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
11 занятие
Нарисуй по образцу Крокодил»
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять задания по образцу (направление, количество клеток).
- Закреплять знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Учить детей видеть и анализировать узор, раскладывать его на составляющие элементы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
12 занятие
Нарисуй по схеме «Гриб»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять рисунок по предложенной схеме (направление, количество клеток).
- Развивать зрительную память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
13 Занятие
Графический диктант «Цветочек»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез. формировать слуховое восприятие и память.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
14 Занятие
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Мышка»
- Упражнять в ориентировке на бумаге.
- Упражнять в составлении целого по частям.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
15 занятие
Нарисуй по образцу «Кораблик»
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять задания по образцу (направление, количество клеток).
- Закреплять знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Учить детей видеть и анализировать узор, раскладывать его на составляющие элементы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
16 занятие
Нарисуй по схеме «Елочка»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять рисунок по предложенной схеме (направление, количество клеток).
- Развивать зрительную память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
17 Занятие
Графический диктант «Журавль»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез. формировать слуховое восприятие и память.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
18 Занятие
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Ступеньки»
- Упражнять в ориентировке на бумаге.
- Упражнять в составлении целого по частям.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
19 занятие
Нарисуй по образцу «Узор»
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять задания по образцу (направление, количество клеток).
- Учить детей видеть и анализировать узор, раскладывать его на составляющие элементы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
20 занятие
Нарисуй по схеме «Поросенок»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять рисунок по предложенной схеме (направление, количество клеток).
- Развивать зрительную память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
21 Занятие
Графический диктант «Робот»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез. формировать слуховое восприятие и память.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
22 Занятие
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Заборчик»
- Упражнять в ориентировке на бумаге.
- Упражнять в составлении целого по частям.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
23 занятие
Нарисуй по образцу «Ракета»
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять задания по образцу (направление, количество клеток).
- Закреплять знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Учить детей видеть и анализировать узор, раскладывать его на составляющие элементы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
24 занятие
Нарисуй по схеме «Ежик»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять рисунок по предложенной схеме (направление, количество клеток).
- Развивать зрительную память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
25 Занятие
Графический диктант «Самолет»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез. формировать слуховое восприятие и память.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
26 Занятие
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Домик»
- Упражнять в ориентировке на бумаге.
- Упражнять в составлении целого по частям.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
27 занятие
Нарисуй по образцу «Зонтик»
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять задания по образцу (направление, количество клеток).
- Закреплять знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Учить детей видеть и анализировать узор, раскладывать его на составляющие элементы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
28 занятие
Нарисуй по схеме «Петушок»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять рисунок по предложенной схеме (направление, количество клеток).
- Развивать зрительную память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
29 Занятие
Графический диктант «Сердечко»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез. формировать слуховое восприятие и память.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
30 Занятие
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Машина»
- Упражнять в ориентировке на бумаге.
- Упражнять в составлении целого по частям.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
31 занятие
Нарисуй по образцу «Змея»
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять задания по образцу (направление, количество клеток).
- Закреплять знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Учить детей видеть и анализировать узор, раскладывать его на составляющие элементы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
32 занятие
Нарисуй по схеме «Рыбка»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и выполнять рисунок по предложенной схеме (направление, количество клеток).
- Развивать зрительную память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
33 Занятие
Графический диктант «Черепаха»
- Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез. формировать слуховое восприятие и память.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
34 Занятие
Дорисуй по клеточкам вторую половинку «Бабочка»
- Упражнять в ориентировке на бумаге.
- Упражнять в составлении целого по частям.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать интерес к занятиям, связанным с рисованием и графическими заданиями.
4.Методические материалы
Алгоритм ООД
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, пальчиковая гимнастика.
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Упражнения на подготовку руки к письму, упражнения на ориентировку в пространстве, графические диктанты.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
№ | Части занятия | Цель | Формы работы | Продолжительность |
1. | Мотивация детей | Постановка цели индивидуально или группе детей; - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. - Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности. | - игровые ситуации, - дидактические игры, - погружение ребенка в ситуацию слушателя, - погружение ребенка в ситуацию. . | - подготовительная группа – 4-5 минут; |
2. | Пальчиковая гимнастика | - Развитие мелкой моторики. - Разминка суставов кисти. - Подготовка руки ребенка к движениям необходимым в художественном творчестве. | - проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов | - подготовительная группа – 2 минуты; |
3. | Деятельность детей в тетрадях | Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость. | Погружение ребенка в ситуацию | - подготовительная группа – 20 минут; |
4. | Подведение итогов работы | Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом. | - подготовительная группа – 3 минуты; |
Система воспитательной работы
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | Ознакомление родителей с программой кружка | Октябрь 2025 |
Индивидуальное консультирование родителей | Рассмотрение интересующих вопросов | В течение учебного года |
После каждого занятия родители знакомятся с содержанием занятия, имеют возможность посмотреть рабочую тетрадь ребенка и проследить динамику успехов своего ребенка.
5.Оценочные материалы
Мониторинг освоения программы
Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 6-7 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время занятий.
№ | Ф.И. ребенка | Развитие мелкой моторики | Ориентирование в пространстве | Развитие графических навыков | ||
Копирование образца | Графический диктант | Рисование по схеме | ||||
1 | ||||||
2 | ||||||
Материально- техническое обеспечение программы
- Простой карандаш,
- Цветные карандаши,
- Тетрадь в клетку,
- Печатные листы с заданиями,
Цифровые образовательные ресурсы ( интернет- источники):
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Международный образовательный портал " maam.ru" http.// www.maam.ru
3. Сайт " Инфоурок" https: // infourok.ru
Список литературы:
- Бачина, Коробова: Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей.
- Е. М Рахманова «Графические диктанты для подготовки руки к письму» рисование по клеточкам, пальчиковая гимнастика, чистоговорки, скороговорки.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
9. Интернет - источники:
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Международный образовательный портал " maam.ru" http.// www.maam.ru
- Сайт " Инфоурок" https: // infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации дополнительного раздела основной образовательной программы по ОБЖ
Повышение компетентности родителей воспитанников по разделу программы ОБЖ....

Рабочая программа дополнительной деятельности по образовательной области «Познание» обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах
план работы с детьми по ПДД...
Из опыта работы.Дополнительный материал к образовательной деятельности по теме: "Путешествие в космические дали".
Данный материал предназначен для проведения образовательной деятельности....
Из опыта работы.Дополнительный материал к образовательной деятельности по теме: "Славься,Отечество!"
данный материал предназначен для воспитателя в проведении тематических мероприятий....

Рабочая программа Дополнительного образования детей Образовательная область «Речевое развитие»
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диал...

Краткосрочная образовательная программа «Рисуем по клеточкам»
Графические диктанты помогают стать детям более самостоятельными и уверенными в себе и позволяют определить, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а такж...
Дополнительная образовательная программа «Рисуем по клеточкам» (мини-программа по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста).
Актуальность. Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин тру...
