Конспект кружкового занятия по Семикаракорской росписи.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: расширить представления дошкольников о семикаракорской росписи и искусства донских мастеров. Задачи: познакомить с донским народным промыслом, с посудой (ее формой декором, силуэтом).
Формировать умения создавать узоры в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской росписи. Развивать творческие способности и эстетический вкус у дошкольников. Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.
.Здравствуйте, дети. Скажите, а вы любите путешествовать? (ответы детей) Сегодня я хочу предложить вам отправиться вместе со мной в удивительное путешествие и познакомиться с изделиями, которые делают Донскик мастера.
- Ребята, как называется поселок, в котором мы живем? (педагог выслушивает ответы детей). Правильно, Орловский, а как называется область в которой мы живем? (ответы детей), а знаете ли вы, что Ростов-на-Дону - это главный город Ростовской области, а еще можно сказать столица Донского края (на экран выводится карта Ростовской области). Вот здесь находится наш с вами поселок, а вот здесь город Ростов на Дону. А вот здесь находится станица Семикаракоры, которая славится своим цехом художественной керамики.
- Дети с воспитателем рассматривают карту Ростовской области. Называют большие города области, находят станицу Семикаракоры. Вспоминают города области, в которых они уже побывали.
Дорогие дети! Дон наш талантами богат. Образ жизни казаков во многом определил развитие ремесел на Дону, в частности, изготовление посуды. Люди видели синее небо, парящих в нем птиц, весенние тюльпаны, ярко цветущую сирень, розы, бесконечное колыхание зеленых трав – и все это отразилось в росписи тех предметов быта, которые их окружали, в частности, посуды.
Да, основным материалом служила глина. Глина имела свинцовый, белый или красноватый цвет. Добывали её на большой глубине, строили гончарни для производства глиняной посуды. Они представляли собой небольшие домики до половины находящиеся в земле, и состоящие из сеней для сушки посуды в летнее время и так называемой теплушки, где непосредственно производились работы. Там же находилась яма, в неё ссыпали глину с песком, добавляли воды, месили. Глине придавали форму на гончарном станке – круге, который приводился в движение при помощи ног. После того, как горшок принимал нужные формы, их срезали суровой ниткой и ставили для сушки на полки. Горшки складывали в горн, вырытый в земле, и выжигали. Изделия из глины, в последствии, стали называть керамическими.
3. В казачьем быту керамическая посуда занимала значительное место, ценились, прежде всего, её практические свойства. Её любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пище. Форма и декор глиняной посуды зависел от того, для каких продуктов она предназначалась: светлые – для молока, тёмные – для пива и кваса, чёрная керамика – для приготовления пищи в печи. Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы: кубышки - посуда с широко раздутыми боками, крынка - низкие кувшины с широким горлом, кувшины - вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой.
-Ребята, а кто нибудь из вас хотел бы в будущем работать гончаром? Чем вас привлекает данная профессия? А вы знаете, что Донская керамика известна не только в Ростовской области, но и далеко за её пределами. Изделия донских мастеров экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом – во Франции, в Японии, Англии, Германии, Югославии, Болгарии, Польше и других странах.
Динамическая пауза. Ребята! Мне кажется, что мы немножко устали, путешествуя по нашему любимому Донскому краю. Я предлагаю поиграть в игру «Лишний стул. Суть игры заключается в том, что дети двигаются под музыку вокруг стульчиков, (стульев на один меньше, чем количество детей), после того, как музыка прекращает звучать дети должны успеть сесть на стульчик, из игры выбывает тот ребенок, которому не хватило стульчика.
Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте теперь поговорим о красках, которые используют при росписи семикаракорской посуды. Разнообразие красок южной природы нашло отражение в красочном многоцветье письма, в основе его золотисто-охристые, зеленовато-изумрудные цвета, обязательно добавляются вкрапления голубого, бирюзы. Посмотрите, пожалуйста, на баночки с краской, с каким цветом у вас ассоциируется ваше настроение? Почему вы сделали именно этот выбор краски?
Вы знаете, что в основе семикаракорского письма лежит букетно – растительный орнамент. В орнамент могут включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора современные мотивы. Ребята! Посмотрите, на экране изображены этапы создания одного из растительных орнаментов. Соблюдая данную последовательность, вы сможете создать настоящий семикаракорский узор. Дети, скажите, пожалуйста, а на какой цветок похож данный орнамент?
Теперь мы с вами можем перейти непосредственно к созданию рисунка семикаракорской посуды. Дети раскрашивают чайник узорами семикаракорской росписи. Во время выполнения детьми задания, педагог оказывает дошкольникам необходимую помощь, обращает внимание на изображение на экране с этапами выполнения растительного орнамента. В конце занятия педагог анализирует детские работы, организуется выставка детских работ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".
Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...

Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Наблюдение за насекомыми".
Задачи: Развивать представление детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе. Воспитывать у детей радость от общения с природой, Заботит...

Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."За что может рассердиться лес?"(экскурсия в лес)
Задачи: Научить детей правильно вести себя и в природе и среди людей, помочь выбрать правильную линию поведения, сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Развивать у...

Конспект кружкового занятия "Младенец в доме" в старшей группе
Развернутый конспект занятия кружка "Русская изба" по ознакомлению с русскими народными традициями...
Конспект кружкового занятия "Разбудим солнышко"
Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования пальчиком....

Конспект кружкового занятия по тестопластике "Вот ежик, ни головы ни ножек"
"Вот ёжик, ни головы ни ножек!"...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...
