Доклад на тему: «Рисование красками, карандашами и мелками в 1 младшей группе»
материал по рисованию (младшая группа)

Пхешхова Фатима Маликовна

   Доклад посвящен одному из самых ярких и значимых видов деятельности в первой младшей группе (дети 2-3 лет) – изобразительной деятельности, а именно рисованию красками, карандашами и мелками.

  В этом возрасте ребенок делает первые осознанные шаги в мире творчества. Рисование для малыша – это не столько результат, сколько увлекательный процесс познания свойств материалов и возможностей своих рук.

  Это мощный инструмент сенсорного развития, развития речи, мелкой моторики, эмоциональной сферы и формирования эстетического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Рисование красками, карандашами и мелками»

   Доклад посвящен одному из самых ярких и значимых видов деятельности в первой младшей группе (дети 2-3 лет) – изобразительной деятельности, а именно рисованию красками, карандашами и мелками.

  В этом возрасте ребенок делает первые осознанные шаги в мире творчества. Рисование для малыша – это не столько результат, сколько увлекательный процесс познания свойств материалов и возможностей своих рук.

  Это мощный инструмент сенсорного развития, развития речи, мелкой моторики, эмоциональной сферы и формирования эстетического восприятия.

   

  Целью моей работы является не подготовка художников, а создание условий для свободного творческого самовыражения, накопления сенсорного опыта и положительных эмоций.

  1. Особенности изобразительной деятельности в 2-3 года 

Прежде чем перейти к техникам, важно понимать психофизиологические особенности наших воспитанников:

- «Стадия каракулей» (марания): Дети еще не ставят цели что-то изобразить. Их захватывает сам процесс: видеть след на бумаге, управлять движением руки.

- Развитие моторики: Держание карандаша – сложный навык. Первые захваты – кулачком, затем начинает формироваться правильный захват.

- Сенсорный голод: Малыши познают мир через ощущения. Им важно трогать, размазывать, ощущать плотность и вязкость краски.

- Кратковременность интереса: Деятельность длится 5-10 минут, поэтому занятия должны быть хорошо организованы и эмоционально насыщенны.

2. Организация и методика рисования разными материалами

2.1. Рисование карандашами 

  Значение: Развивает мелкую моторику, координацию «глаз-рука», готовит руку к письму. Дает четкую, контролируемую линию. ·

  Материалы: Толстые, трехгранные карандаши (способствуют правильному захвату), мягкие (грифель оставляет яркий след без сильного нажима). Бумага формата А4, А5.

  Методика проведения: 

  • Показываем, как правильно держать карандаш. ·
  • Учим не стучать карандашом, а водить им по бумаге.
  • Поощряем любые линии: «шишки», «клубочки», «дорожки», «дождик». · Важно учить детей сидеть правильно и не мешать друг другу.

2.2. Рисование красками (гуашь) 

 Значение: Наиболее эмоциональный и доступный вид рисования. Развивает цветовосприятие, тактильные ощущения, дает свободу движения, снимает напряжение.

Материалы: Гуашевые краски (они плотные, непрозрачные), толстые кисти (№№ 10-12, круглые или плоские), бумага тонированная или белая (лучше формат А4 или больше), непроливайки, салфетки для промакивания кисти.

 Методика проведения: 

-Основная техника – примакивание («тычок»). Ребенок ставит кисточку на бумагу и сразу поднимает, оставляя след. Так мы рисуем «снег», «листья», «ягодки», «следы».  - Показываем, как правильно держать кисть, как ее мыть и промакивать.

- Начинаем с одного цвета, чтобы ребенок сосредоточился на технике, а не на выборе цвета.

- Постепенно вводим 2-3 цвета.

 Нетрадиционные техники:

- Пальчиковая живопись: Прямое тактильное взаимодействие с краской. Рисование пальчиками, ладошками.

- Рисование поролоновыми губками, ватными палочками: Дает интересные фактуры и простоту исполнения.

2.3. Рисование мелками

Значение: Развивает мышечную силу руки (требуется больший нажим), дает новый тактильный опыт. Идеально для смены обстановки.

 Материалы: Восковые мелки (они не пачкают руки, яркие) или толстые пастельные мелки. Бумага с шероховатой поверхностью или грифельная доска. · Методика проведения:

- Показываем, что мелок можно использовать и как карандаш (острием), и как краску (плашмя).

- Учим с силой нажимать на мелок, чтобы получался яркий след.

- Отличный вариант – рисование на асфальте на прогулке. Это расширяет пространство для творчества и двигательной активности.

3. Роль воспитателя в процессе творчества

Создание игровой мотивации: 

-Занятие должно начинаться со сказки, прихода игрушки, проблемной ситуации («Давайте поможем зайчику нарисовать травку!»).

- Демонстрация действий: Показ должен быть простым, четким и эмоциональным. «Смотри, как я делаю: макаю кисточку в краску... и ставлю вот такой листочек!».

-Индивидуальный подход: Одному ребенку нужна помощь в держании кисти, другому – словесное подбадривание.

- Позитивная оценка: Мы оцениваем не результат («похоже/не похоже»), а процесс. «Какой яркий солнышко у тебя получилось!», «Как много ты нарисовал шариков!», «Молодец, как аккуратно ты работаешь!». Это формирует уверенность в себе и желание творить дальше.

 4. Примеры игровых занятий

1. «Падает снежок» (краски, техника примакивания): Дети белой краской на синей бумаге рисуют снегопад.

 2. «Длинные дорожки для машинки» (карандаши): Учимся проводить непрерывные прямые линии.

3. «Разноцветные клубочки для котенка» (фломастеры/карандаши): Учимся рисовать спиралевидные линии.

4. «Солнышко на асфальте» (мелки): Рисование круга с лучиками.

Заключение

 Рисование красками, карандашами и мелками в первой младшей группе – это фундамент для всего последующего творческого и личностного развития ребенка. Через эти, казалось бы, простые действия мы помогаем малышам познавать окружающий мир, развивать необходимые навыки и выражать свое «Я». Главная наша задача – создать радостную, доброжелательную атмосферу, где каждый ребенок почувствует себя маленьким творцом, где его каракули будут цениться как первое серьезное достижение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Работа с родителями во второй младшей группе.

Доклад на тему:Работа с родителями во второй младшей группе.                      Выполнил...

Конспект занятия по рисованию "Краски осени" в первой младшей группе

ООД по рисованию в первой младшей группе на тему: «Краски осени»Цель: расширить представление детей об осенних явлениях в природе через художественное творчество.Задачи: - продолжать знако...

Конспект НОД по рисованию восковыми карандашами во второй младшей группе «Праздничный салют».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЮрасовская основная общеобразовательная школадошкольная группа «Ромашка»    Конспект НОД по рисованию восковы...

Конспект занятия по рисованию "Краски осени" в первой младшей группе

ООД по рисованию в первой младшей группе на тему: «Краски осени»Цель: расширить представление детей об осенних явлениях в природе через художественное творчество.Задачи: - продолжать знако...

Рисование "Краски осени" в первой младшей группе.

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе . Цели и задачи: Развивать навык держать кисть правильно. Развивать фантазию и творческое мышление у детей. Закреплять знания детей об осенних...

Тема недели: "Краски осени" в первой младшей группе

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы (с 06 октября по 10 октября) Группа: первая младшая группа Тема недели: «Краски осени»Задачи: Расширить предс...