Конспект "Лаборатория природы: секреты овощных красок и волшебные Гонзики"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Поддержать и развить в ребенке интерес к поисково-исследовательской деятельности, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности через экспериментирование с овощными красителями и использование кукол-гонзиков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественному развитию
Группа: Старшая группа (5-6 лет)
Воспитатель: Грек Маргарита Станиславовна
Дата проведения:
Тема: "Лаборатория природы: секреты овощных красок и волшебные Гонзики"
Цель: поддержать и развить в ребенке интерес к поисково-исследовательской деятельности, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности через экспериментирование с овощными красителями и использование кукол-гонзиков.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. Познавательные.
- Расширять представления детей о свойствах овощей (наличие сока, красящих веществ – пигментов).
- Развивать умение самостоятельно получать сок из овощей, используя простые приспособления (терка, ситечко, ложка).
- Формировать представления о возможности использования природных материалов в творчестве.
- Развивать элементарные математические представления: счет, сравнение по цвету, форме (при работе с овощами и гонзиками).
2. Речевые.
- Обогащать словарный запас (пигмент, эксперимент, краситель, гонзик, оттенок, исследователь, лаборатория).
- Развивать связную диалогическую и монологическую речь через беседы, описание, объяснение своих действий.
- Развивать умение выражать свои мысли и догадки.
3. Художественно-эстетические.
- Развивать творческое воображение и художественный вкус при раскрашивании и создании образов гонзиков.
- Формировать умение использовать нетрадиционные материалы и техники (рисование овощными соками).
- Развивать мелкую моторику при работе с ватными палочками и элементами гонзиков.
4. Социально-коммуникативные.
- Воспитывать желание сотрудничать в команде, договариваться, помогать друг другу.
- Формировать умение соблюдать правила безопасности и поведения во время совместной деятельности.
- Развивать эмпатию и умение выражать эмоции (через взаимодействие с гонзиками).
5. Физические.
- Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, работа с материалами).
- Снимать статическое напряжение через динамические паузы и физминутки.
Материалы и оборудование:
• Игровая зона: ширма для театра, "Лаборатория Природы" (столы, покрытые клеенкой).
• Герои: 2-3 куклы-гонзика (один "ученый-профессор", один "Зайчик-потеряшка", один "Мишка-помощник") – могут быть сделаны заранее воспитателем или с детьми.
• Для экспериментов:
- Свежая свекла, морковь (по одной целой для демонстрации и уже натёртая в мисках для каждой подгруппы).
- Небольшие мисочки для сбора сока (по 2 на подгруппу), ситечки (по 1 на подгруппу), ложки (по 1 на ребенка).
- Фартуки для каждого ребенка, влажные салфетки.
- Вафельные или бумажные полотенца.
• Для творчества:
- Маленькие лоскутки белой ткани (или плотной бумаги) с контурными изображениями сказочных персонажей/предметов (яблоко, белочка, избушка, цветок) – по 1-2 на ребенка.
- Ватные палочки (много), или маленькие губки.
- "Заготовки" для гонзиков (например, кусочки фетра разных цветов, нитки, пуговицы, клей-пистолет – использовать только с помощью воспитателя).
• Визуальный ряд: презентация на интерактивной доске/проекторе (изображения овощей, процесс получения сока, фрагменты сказки "Мешок яблок").
• Звуковое сопровождение: звуки леса, стук, музыка для физминутки.
Предварительная работа:
- Беседы о пользе овощей, где они растут, их цветах и формах.
- Дидактические игры "Овощи-фрукты", "Что сначала, что потом" (рост растений).
- Чтение сказок с участием зайца ("Мешок яблок", "Заюшкина избушка" и др.).
- Знакомство с куклами-гонзиками (если дети не знакомы), объяснение, что это за куклы.
- Совместное создание простых гонзиков (например, из носков) как подготовительное занятие.
Ход занятия:
- Организационный момент. Введение в игровую ситуацию (5 минут)
• В: (Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель в костюме "Ученого-профессора" или с соответствующей атрибутикой – очки, халат.) "Здравствуйте, юные исследователи и маленькие волшебники! Сегодня я приглашаю вас в нашу особенную Лабораторию Природы. Здесь мы будем разгадывать тайны и проводить удивительные эксперименты!"
(Раздается стук в дверь, потом грустное шуршание за ширмой.)
• В: "Слышите? Кажется, к нам кто-то спешит за помощью! Кто бы это мог быть?"
(Появляется гонзик-Мишка, ведет за лапу грустного гонзика-Зайчика.)
• Гонзик-Мишка (голосом воспитателя): "Здравствуйте, ребята! Я – Мишка-помощник, а это мой друг Зайчик. Он очень грустный, потому что потерял... свою сказку! В голове у него все перепуталось, и он не помнит, где его дом и с кем он живет. Только вот, посмотрите, у него в лапках остались какие-то бледные, неяркие картинки-подсказки. Но они совсем не цветные! Зайчик, как же мы тебе поможем?"
• Гонзик-Зайчик (голосом воспитателя, грустно): "Я не знаю... Может, эти картинки станут яркими, и я вспомню? Но чем их раскрасить? У меня нет никаких красок!"
• В: "Не грусти, Зайчик! Мы с ребятами – настоящие исследователи, и мы обязательно тебе поможем! Но как же нам получить яркие краски для этих картинок? Ведь обычных красок у нас сегодня нет. Что же делать?"
II. Поисково-исследовательская деятельность.
Добываем "волшебные краски" (10-12 минут)
• В: "Ребята, как вы думаете, где в природе можно найти яркие цвета, которые могли бы стать красками? Что нам может помочь?" (Подвести детей к идее овощей.)
• (Воспитатель показывает корзинку с целыми овощами.)
"Посмотрите, что это у нас тут?"
• Дети: "Овощи! Морковка, свекла!"
• В: "Молодцы! А какого цвета морковь? А свекла? Как вы думаете, могут ли эти овощи поделиться с нами своим ярким цветом?"
• Дети: высказывают свои гипотезы. ("Да!", "Нет, это еда!", "Может быть, если их помять?", "Из них сок течет!").
• В: "Очень интересные мысли! Чтобы проверить ваши догадки, мы проведем настоящий эксперимент в нашей Лаборатории Природы! Но помните, прежде чем начать работу в лаборатории, мы должны соблюдать важные правила:
ничего не пробовать на вкус,
работать аккуратно,
помогать друг другу и не толкаться.
А главное – мы надеваем наши "специальные костюмы" – фартуки, чтобы не испачкаться!"
(Дети надевают фартуки.)
• В: "Я уже приготовила для вас натертые овощи – свеклу и морковь. Посмотрите, у каждой команды есть тарелочка с овощами, ситечко и ложечка. Наша задача – добыть из овощей яркий сок! Как мы это сделаем?"
(Поощрять детей к самостоятельному выводу.)
• Дети: "Будем нажимать ложкой на овощи через ситечко!"
• В: "Правильно! Вперед, юные ученые! Надавливайте на овощную массу ложкой, и посмотрите, как в ваши маленькие мисочки стекает яркий сок – это и есть наш природный краситель, или, по-научному, пигмент!"
(Дети работают в подгруппах, воспитатель контролирует, помогает, комментирует процесс.)
• В: "Какой чудесный сок у нас получился! Какого цвета сок из свеклы? А из моркови? Они одинаковые или разные? Это наши волшебные природные краски!"
III. Физминутка "Путешествие овощей" (2 минуты)
• В: "Молодцы, исследователи! Наши ручки хорошо поработали. Давайте немного отдохнем и превратимся в овощи, которые растут на грядке!"
Мы морковочки на грядке (Дети приседают, руки на коленях.)
Очень дружные ребятки. (Поднимаются, показывают "корешок".)
Солнышко нас согревает, (Потягиваются вверх, руки вверх.)
Дождик поливает. (Покачиваются из стороны в сторону.)
А теперь мы распрямились, (Выпрямляются, руки на поясе.)
За соком потянулись! (Поднимают руки вверх, тянутся.)
Дружно все собрались, (Собираются в круг.)
И Зайчику пригодились! (Прыгают на месте, как зайчики.)
IV. Творческая деятельность.
"Оживляем сказку" (8-10 минут)
• В: "Зайчик, Мишка, посмотрите, какие яркие краски мы добыли! Теперь мы можем оживить твои картинки-подсказки! Садитесь поудобнее."
(Каждому ребенку выдается лоскуток с контурным изображением и ватная палочка.) • В: "Выберите сок, который вам больше нравится, или тот, который подходит к вашей картинке. Окуните ватную палочку в сок и аккуратно по контуру раскрасьте свою картинку. Смотрите, как краски просыпаются и начинают сиять!"
(Дети раскрашивают. Воспитатель наблюдает, помогает, поощряет.)
• В: "Какие яркие работы! Что у тебя получилось на картинке, (имя ребенка)? А у тебя?"
(Дети показывают свои работы и называют изображенные предметы/героев.)
V. Рефлексия.
Разгадка сказки и прощание (5 минут)
• В: "Вот это да! Настоящее волшебство! Зайчик, Мишка, смотрите, сколько ярких картинок мы собрали!" (Воспитатель развешивает или раскладывает все работы детей.) • Гонзик-Зайчик (радостно): "Ой, я начинаю вспоминать! Смотрите, тут яблоко, а тут белочка! Я же бежал за яблоками! Это из сказки, какой только? Забыл..."
• Дети: "Мешок яблок!"
• В: "Правильно! Это сказка: 'Мешок яблок'! Какие вы молодцы! Вы не только провели научный эксперимент, но и помогли Зайчику вспомнить, где его дом! Наши гонзики-помощники теперь точно знают, что природные красители могут творить чудеса!"
• Гонзик-Мишка: "Спасибо вам, ребята, за вашу смекалку и доброту! Вы настоящие друзья Зайчика и отличные исследователи! Нам пора возвращаться в лес!"
• Гонзик-Зайчик: "Спасибо! До свидания!"
• (Гонзики-Мишка и Зайчик прощаются и "уходят" за ширму.)
• В: "Понравилось ли вам наше путешествие в Лабораторию Природы? Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?" • (Дети делятся впечатлениями.)
• В: "Вы сегодня были настоящими учеными и художниками! И помните, что самые удивительные секреты прячутся прямо у нас под ногами, стоит только захотеть их исследовать! Спасибо всем!"
Дополнительные моменты для занятия:
• Музыкальное оформление: Используйте спокойную, "волшебную" музыку в начале и конце, а для физминутки – более динамичную.
• Куклы – Гонзики по авторской программе М. И. Родиной «М.И.Р. Кукляндия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ на тему: Использование игрового пособия «Волшебные гонзики»
Игровое пособие "Волшебные гонзики" развивает у детей мотивацию и стойкий интерес к логопедическим занятиям....

Игровое пособие для детей дошкольного возраста "Волшебные гонзики"
Развивающее игровое пособие «Волшебные гонзики» — это смешные пластиковые глазки, которые надеваются на пальчики и таким образом оживают в руках детей или взрослых. «Гонзи...

Конспект музыкального занятия для дошкольников средней группы с использованием пособия «Волшебные Гонзики» ТЕМА:ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГОНЗИКОВ.
Развивать музыкальные и творческие способности детей в раазличных видах музыкальной деятельности посредством внедрения здоровьесберегающих технологий....

Буклет на тему "Использование игрового пособия В.В.Воскобовича «Волшебные Гонзики» в логопедической работе".
ИСПОЛЬЗОВАНИЕН ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ ГОНЗИКИ» ПОМОЖЕТ: сформировать у ребенка мотивацию и стойкий интерес к занятиям;повысить работоспособность;развить высшие психичес...
РАЗВИВАЮЩАЯ МЕТОДИКА ДОСУГА: ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА ВОЛШЕБНЫЕ «ГОНЗИКИ»
РАЗВИВАЮЩАЯ МЕТОДИКА ДОСУГА: ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА ВОЛШЕБНЫЕ «ГОНЗИКИ»Гонзики, Гонзики - смешные существа,Гонзики, Гонзики - забавная братва! На игру «Веселые Гонзик...

Сборник пальчиковых игр «Волшебные гонзики»
Данный сборник содержит подборку пальчиковых игр с глазками-«гонзиками» на развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста....

Мастер-класс Волшебные гонзики
Познакомить детей и родителей с игрушкой "Волшебные гонзики" для развития мелкой моторики...