Конспект занятия "Русская красавица- матрёшка"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Буланкина Ольга Владимировна

Технологическая карта НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей

в средней   группе.

Автор конспекта:  Буланкина Ольга Владимировна, первая квалификационная категория.

Тема: «Русская красавица- матрёшка».

Цель: создание условий для знакомства и овладения навыком рисования с использованием нетрадиционной техники. 

Вид занятия:  «открытие новых знний».

Приоритетная образовательная область:  художественно- эстетическое развитие.

Вид деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:   художественно – эстетическое развитие – рисование, музыка; познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Формы образовательной деятельности:  групповая, индивидуальная.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД:   гуашь,  емкость  для разведения гуаши,  (атрибуты) наглядные – деревянные матрёшки,силуаты матрёшек,  иллюстрации, образцы росписи  матрёшек; салфетки. Средства ИКТ: ноутбук, проектор, экран, колонки.

Предварительная работа:  подготовка средств для проведения занятия, беседа «Народные промыслы», подготовка презентации, заготовка шаблонов; рассматривание  иллюстраций с изображением матрешек, рассматривание деревянных матрешек, просмотр презентации «Как появилась матрешка», чтение стихотворений, игры с матрешками: «Собери матрешку» (разрезные картинки), игры с деревянными матрешками разных размеров: «Собери матрешку», «Расставь матрешки по росту» (большая, поменьше, маленькая), «Одна и много», рамки-вкладыши «Матрешки», речевые игры.

Планируемый результат: Дети ознакомлены с  разными матрёшками, научились выполнять узор в технике «монотипия» и технике «тычок».

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Задачи:

  • включение детей в образовательную деятельность.
  • формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах;
  • формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Планируемые результаты: 

  • сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность;
  • проявляют интерес к предстоящей деятельности;
  • обеспечено общение и взаимодействие ребенка со взрослым.

Материалы и оборудование:

  • сундук
  • деревянная игрушка матрешка
  • Средства ИКТ: ноутбук, проектор, экран, колонки;
  • Презентация  «Русская красавица - Матрёшка»;

Деятельность педагога

- Здравствуйте, мои хорошие!

Я рада видеть вас сегодня на нашем занятии. Чтобы оно прошло радостно, давайте улыбнёмся друг другу.

- Слава нашей стороне,

 Слава русской старине!

 И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.

- Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Спрятана в сундучке игрушка. А какая игрушка, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…( Матрешка).

-(открываю сундучок) Правильно, это матрешка. Посмотрите, какая она яркая и нарядная.

Деятельность детей

Ответы детей

Показ презентации

Слайд 1-3

- Матрешка – игрушка необычная. А вы знаете, что нашим Матрешкам уже 120 лет. Когда-то один мастер увидел японскую деревянную игрушку-неваляшку, которая изображала старика монаха. И решил он сделать такую игрушку для своих детей. Он не просто сделал из дерева игрушку, а знакомый художник её разрисовал красками цветочным узором. Да таким красивым, что не только детям эта игрушка понравилась. А когда её увидели люди, кто-то воскликнул «Какая Матрена!» и с тех пор её стали звать Матрена, а ласково Матрешка.

Вместе с березкой и самоваром, она стала символом нашей страны, России.

Показ презентации

Слайд 4-5

Разные мастера по-разному расписывали своих матрешек. Посмотрите на них внимательно. Чем отличаются  матрешки?

Ответы детей

Показ презентации

Слайд  6-7

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Задачи: 

  • познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «монотипия» и «методом тычка»; показать выразительные возможности данной техники
  • дать детям элементарные представления об разных видах росписи матрешек
  • развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны; творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки;
  • воспитывать у детей - воспитывать любовь к народному искусству.

 

Планируемые результаты:

  • Умение следовать намеченному плану.
  • Совершенствуются навыки изобразительной деятельности.
  • Владение нетрадиционной техникой рисования «монотипия» и методом «тычка».
  • Умение выражать свои чувства восхищения природой с помощью изобразительных средств.
  • Проявление активности в процессе самостоятельной деятельности;
  • Демонстрация умения доводить дело до конца, проявление самостоятельности, инициативности.

Материалы и оборудование:

  • Средства ИКТ: ноутбук, проектор, экран, колонки;
  • Презентация  «Русские матрёшки»;
  • Ватные палочки; силуэты матрёшек
  • Емкоть  для разведения красок;
  • Аудиозапись русских народных мелодий (« Чудесенка» народная мелодия)
  • На каждого ребёнка: силуэты матрешек, ватные палочки, гуашь, салфетки, баночки с водой;
  • Силуэт Матрёшки большого размера на магнитной доске, набор цветов по количеству детей.

Деятельность педагога

Деятельность детей

-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

(Игра  «Наряди матрёшку»)

-Матрёшка в сарафане и платочке. Щёчки пухленькие, сама кругленькая.

- Давайся «раскрасим» нашу матрёшку.  Какой узор  подберем для сарафана?

- А что на голове у матрешки?

- Вот какая  наша матрешка, очень яркая: у нее красивый сарафан, беленький фартук. На фартуке – яркие красные цветы с зелеными листочками. На голове у матрешки синий платочек.

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки,

Сами ткут и прядут,

Сами в гости к вам идут.

-У нашей матрешки есть подружки. Ребята посмотрите-ка, художник забыл раскрасить платочки и сарафаны матрешек. Загрустила матрешка, запечалилась, решила просить у вас помощи. Надо вернуть матрешкам их красоту, сделать их яркими и веселыми. Поможете матрешкам?

-А теперь вы, как настоящие художники, распишите своих матрешек, поможете стать им снова яркими, нарядными. Но сначала давайте перед работой сделаем разминку. Встали все возле стульчиков.

Ответы детей.

Дети по очереди «наряжают матрёшку»

Ответы детей

Показ презентации

Слайд 8

Физкультминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

(Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки,

(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки.

(Топают ногами)

Влево, вправо наклонись,

(Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись.

(Наклоны головой влево-вправо)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

Дети выполняют физминутку

Деятельность педагога

Деятельность детей

Способ привлечения внимания:

«Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня»

- А вот моя матрешка, которую я уже украсила. А как я это сделала, я вам сейчас покажу. Чтобы сарафан был нарядным и красивым, я его украсила необычным способом , который называется  «монотипия», то есть, отпечаток.(повторить  с детьми название способа) Листочек бумаги сгибаем пополам, и на одну половину матрешки ватными палочками, тычком, наносим разноцветную краску. Потом другую половинку припечатываем на краску. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок, похожий на узор (показ воспитателя – работа с «монотипией»). 

-А теперь нарисуем горошинки на платке. Горошинки будем рисовать методом «тычка» ватными палочками. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке

Получилась вот такая нарядная матрешка.

- Но, прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовить наши руки.

Пальчиковая гимнастика: «Матрешки».

Мы – красавицы матрешки, (разжимают кулачки)

Разноцветные одежки. (шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша, (загибаем поочередно пальцы на правой руке)

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять (начиная с большого)

Нас нетрудно сосчитать. (разжимают кулачки 2 раза)

Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки,
Завитки, листочки,
Маленькие точки.
Постараемся немножко -
Станет радостной матрешка!

Дети повторяют.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Показ презентации

Слайд 9-11

Во время продуктивной деятельности звучит музыкальное сопровождение -   русская народная мелодия.

Дети расписывают  матрешку, применяют технику рисования «монотипия» и метод «тычка».

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Задачи:

  • осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Планируемые результаты:

  • умеют слушать друг друга при общении  со взрослым и сверстниками не перебивая друг друга;
  • анализируют рисунки, оценивают результаты своей деятельности, сравнивают свою работу с образцом;
  • демонстрируют умение контроля, коррекции.

Материалы и оборудование:

  • Выставка творческих работ детей.
  • Звучит музыка «На полках, на прилавке матрешечки стоят».

Деятельность педагога

Деятельность детей

-Ребята! Понравилось вам наше занятие?

-Кто был у нас в гостях?

-Что мы делали?

-Что украшали?

-Чем мы рисовали?

-Нашей матрешке тоже очень понравились ее новые подружки. Они стали нарядные, яркие, веселые. Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники! Все вы очень старались, матрешка благодарит вас за помощь и говорит вам спасибо за своих новых подружек. А сейчас она прощается с вами и возвращается к себе домой.

Ответы детей

Показ презентации

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе « Красавица- матрёшка».

Конспект поможет педагогу   познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской  матрешек, учить рисовать  элементы роспи...

Презентация к конспекту НОД "Красавица-матрёшка"

Приложение к конспекту  НОД "Красавица- матрёшка"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию«Красавица-матрёшка»...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Русская красавица матрёшка"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Русская красавица матрёшка" для детей средней группы...

Конспект занятия "Русская красавица-матрёшка!"

Конспект занятия "Русская красавица-матрёшка!"...