Конспект интегрированного занятия по рисованию (с развитием речи) на тему: «Чашка Гжель» для детей старшей группы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Интегрированное с развитием речи занятие по рисованию чашки "Гжель"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по рисованию (с развитием речи)
на тему: «Чашка Гжель» для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей:
• Художественно-эстетическое развитие: Рисование, знакомство с народным промыслом.
• Речевое развитие: Активизация словаря, формирование связной речи, пересказ, обогащение речи образными выражениями.
• Познавательное развитие: Расширение кругозора, знакомство с историей и культурой.
• Социально-коммуникативное развитие: Работа в парах, умение слушать и договариваться.
• Физическое развитие: Динамическая пауза.
Цель:
• Образовательная: Познакомить детей с гжельской росписью, научить рисовать элементы гжельской росписи (цветы, листья, завитки) и составлять из них узор на силуэте чашки.
• Развивающая: Развивать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза, чувство композиции, цветоощущение, образное мышление, обогащать словарный запас детей (цвета, элементы росписи, народные промыслы), развивать связную речь.
• Воспитательная: Воспитывать интерес к народным промыслам, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, уважение к труду мастеров.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций с гжельской росписью (чайники, чашки, тарелки, фигурки).
• Беседа о происхождении гжели, о мастерах.
• Чтение стихов и загадок о гжельской росписи.
• Просмотр коротких видеороликов о процессе гжельской росписи (если есть возможность).
Материалы:
• Силуэты чашек, вырезанные из белого картона или плотной бумаги.
• Гуашь синего и белого цветов.
• Кисточки разной толщины (тонкие для узора, потолще для фона, если требуется).
• Стаканчики с водой.
• Палитра
• Салфетки
• Образцы гжельской росписи (чашки, элементы узора).
• Аудиозапись русской народной мелодии (для фона и динамической паузы).
• Карточки с элементами гжельской росписи (для повторения).
Ход занятия:
I. Организационный момент и мотивация (5-7 минут)
• Приветствие:
• «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие...»
• Загадка (с элементами интриги):
«Бывает она как небо, бывает как море,
Бывает холодная, бывает и горячая.
Украсит стол, подарит уют,
А скажите, как ее зовут?» (Чашка)
• Сюрпризный момент: Воспитатель достает красивую, настоящую гжельскую чашку (или ее изображение).
• «Посмотрите, какая у меня красивая чашка! Как вы думаете, из какого она материала сделана? (Фарфор, керамика). А какого цвета? (Синий, белый). А кто знает, как называется роспись, которая украшает эту чашку?»
Введение в тему:
• «Эта роспись называется Гжель. Гжель – это не просто узор, это целый мир, который рождается в руках мастеров в селе Гжель. Гжельские мастера используют всего два цвета: синий (или как его называют, кобальтовый) и белый. Белый – это основной цвет, как снег или облака, а синий – как ясное небо или глубокое озеро»
II. Беседа и ознакомление с гжельской росписью (10-12 минут)
• Рассматривание образцов:
• Воспитатель демонстрирует иллюстрации или настоящие изделия с гжельской росписью.
• «Посмотрите внимательно на эти узоры. Что вы видите? (Цветы, листочки, птички, завитки, точки)»
• «Какие цветы чаще всего рисуют гжельские мастера? (Розы, ромашки, колокольчики)»
• «Какие еще элементы вам нравятся? (Усики-завитки, капельки-подмалевки, точки)»
• Знакомство с элементами росписи (с показом на образцах и карточках):
• «Подмалёвок» (капельки): «Посмотрите на эти капельки. Они могут быть большими и маленькими. Их рисуют легким движением кисти» (Показ, как держать кисть).
• «Травы» (мазки): «А вот эти длинные мазки похожи на травинки или листочки. Они могут быть прямыми или слегка изогнутыми» (Показ).
• «Цветы» (сложные элементы): «А вот и цветочки! Бывают розы, где много лепестков, а бывают простые, похожие на колокольчики или ромашки. Чтобы нарисовать такой цветок, нужно сделать несколько мазков разной формы» (Показ на образцах, как формируются цветы).
• «Усики-завитки»: «А эти тонкие линии, похожие на усики, добавляют узору изящества и легкости» (Показ).
• Игровой момент «Волшебные пальчики»:
• «Давайте попробуем нарисовать эти элементы пальчиками в воздухе».
• (Воспитатель показывает, дети повторяют): «Рисуем капельку (один мазок), травинку (длинный мазок), завиток (круговое движение), цветок (несколько мазков)».
• Вопросы для активизации речи:
• «Какие чувства вызывает у вас гжельская роспись? (Радость, спокойствие, восхищение)».
• «Как вы думаете, для чего мастера так красиво расписывают чашки? (Чтобы они были красивыми, чтобы радовать людей)».
III. Практическая часть. Рисование «Чашка Гжель» (15-20 минут)
• Объяснение задания:
• «Сегодня каждый из вас станет настоящим гжельским мастером! Мы будем расписывать вот такие силуэты чашек. Помните, какие цвета мы используем? (Синий и белый)».
• «Сначала мы сделаем фон. Какой фон у гжельской росписи? (Белый). Поэтому наши чашки уже белые, как чистый снег».
• «Теперь возьмем синюю краску. На палитре мы можем смешать синий и белый, чтобы получить разные оттенки синего – от темно-синего до светло-голубого. Это поможет сделать наш узор более интересным».
• Показ последовательности рисования (на своем образце или на большом листе):
1. Базовые элементы: Начинаем с простых элементов: капельки, травинки, точки. «Разместите их по краю чашки, на дне, на ручке. Не бойтесь экспериментировать!»
2. Цветочные элементы: Добавляем цветы. «Можно нарисовать один большой цветок или несколько маленьких. Помните, как мы показывали, как рисовать лепестки?»
3. Завершающие элементы: Усиливаем узор завитками и точками. «Тонкой кисточкой добавим тонкие усики-завитки, они сделают узор еще более воздушным»
• «Важно, чтобы узор был гармоничным. Старайтесь распределять элементы равномерно, не оставляя слишком больших пустых мест»
• Самостоятельная работа детей:
• Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, подсказывает, напоминает элементы росписи, помогает смешивать краски.
• Поощряет детей за аккуратность, творческий подход.
IV. Физминутка (2-3 минуты)
«Чашка-поварёшка» (под русскую народную мелодию):
«Мы чашки расписывали,
Немного устали.
Пора нам развеселиться,
И немного порезвиться!»
(Двигаются по кругу, имитируя движения, связанные с чашкой: наливают, помешивают, пьют, держатся за ручку.)"
V. Рефлексия и подведение итогов (5-7 минут)
• Выставка работ: Дети выставляют свои расписные чашки на столе.
• Обсуждение:
• «Какие замечательные чашки у нас получились! Какие они красивые, нарядные!»
• «Кто хочет рассказать о своей чашке? Какой узор вы придумали? Какие элементы гжельской росписи вы использовали? Какие цвета?» (Дети по желанию рассказывают о своих работах, используя новую лексику: «я нарисовал(а) подмалёвок», «у меня цветы-розочки», «добавил(а) завитки»).
• «Какие элементы гжельской росписи вам было рисовать легче всего? А какие – труднее?»
• «Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?»
• Заключительное слово воспитателя:
• «Вы сегодня были настоящими мастерами! Ваши чашки получились такими красивыми, что их не стыдно поставить на праздничный стол. Спасибо вам за ваше старание и творчество!»
VI. Ожидаемый результат:
• Дети умеют называть элементы гжельской росписи.
• Дети умеют составлять узор из элементов гжельской росписи на силуэте чашки.
• Дети активно используют в речи слова, связанные с гжельской росписью.
• У детей сформирован интерес к народным промыслам.
• Дети демонстрируют аккуратность и усидчивость в работе.
Дифференциация:
• Для детей, испытывающих трудности: Предложить готовый контур узора, который нужно только раскрасить. Помогать с смешиванием красок, подсказывать, куда ставить элементы.
• Для детей, проявляющих высокие способности: Предложить дополнить узор птичками, цветами сложной формы, использовать разные оттенки синего. Можно предложить расписать не только чашку, но и блюдце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”.
Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая» для детей старшей группы.
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Осень золотая" для старшей группы....

Конспект НОД по развитию речи на тему «Помощь другу» для детей старшей группы
Познакомить с составлением описательного рассказа (объявления) на определенную тему...

Конспект ООД по развитию речи на тему "Помощь другу" для детей старшей группы с учётом ФГОС.
Конспект ООД на тему" Помощь другу"...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь другу» для детей старшей группы.
конспект занятия по развитию речи...

Конспект ООД по развитию речи на тему: "Зимушка-зима" для детей старшей группы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», « Социально – коммуникативное развитие», « Речевое развити...

Конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию (Лепка) на тему: «Цветные зонтики» для детей старшей группы №11
Конспектоткрытого занятия по художественно – эстетическому развитию (Лепка) на тему: «Цветные зонтики» для детейстаршей группы №11Тема: «Цветные зонтики»Цель: создан...