Конспект интегрированного занятия по рисованию (с развитием речи) на тему: «Чашка Гжель» для детей старшей группы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Интегрированное с развитием речи занятие по рисованию чашки "Гжель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_risovaniyu_chashka_gzhel.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по рисованию (с развитием речи)

на тему: «Чашка Гжель» для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей:

• Художественно-эстетическое развитие: Рисование, знакомство с народным промыслом.

• Речевое развитие: Активизация словаря, формирование связной речи, пересказ, обогащение речи образными выражениями.

• Познавательное развитие: Расширение кругозора, знакомство с историей и культурой.

• Социально-коммуникативное развитие: Работа в парах, умение слушать и договариваться.

• Физическое развитие: Динамическая пауза.

Цель:

• Образовательная: Познакомить детей с гжельской росписью, научить рисовать элементы гжельской росписи (цветы, листья, завитки) и составлять из них узор на силуэте чашки.

• Развивающая: Развивать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза, чувство композиции, цветоощущение, образное мышление, обогащать словарный запас детей (цвета, элементы росписи, народные промыслы), развивать связную речь.

• Воспитательная: Воспитывать интерес к народным промыслам, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, уважение к труду мастеров.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций с гжельской росписью (чайники, чашки, тарелки, фигурки).

• Беседа о происхождении гжели, о мастерах.

• Чтение стихов и загадок о гжельской росписи.

• Просмотр коротких видеороликов о процессе гжельской росписи (если есть возможность).

Материалы:

• Силуэты чашек, вырезанные из белого картона или плотной бумаги.

• Гуашь синего и белого цветов.

• Кисточки разной толщины (тонкие для узора, потолще для фона, если требуется).

• Стаканчики с водой.

• Палитра

• Салфетки

• Образцы гжельской росписи (чашки, элементы узора).

• Аудиозапись русской народной мелодии (для фона и динамической паузы).

• Карточки с элементами гжельской росписи (для повторения).

Ход занятия:

I. Организационный момент и мотивация (5-7 минут)

• Приветствие:

• «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие...»

• Загадка (с элементами интриги):

«Бывает она как небо, бывает как море,

Бывает холодная, бывает и горячая.

Украсит стол, подарит уют,

А скажите, как ее зовут?» (Чашка)

• Сюрпризный момент: Воспитатель достает красивую, настоящую гжельскую чашку (или ее изображение).

• «Посмотрите, какая у меня красивая чашка! Как вы думаете, из какого она материала сделана? (Фарфор, керамика). А какого цвета? (Синий, белый). А кто знает, как называется роспись, которая украшает эту чашку?»

Введение в тему:

• «Эта роспись называется Гжель. Гжель – это не просто узор, это целый мир, который рождается в руках мастеров в селе Гжель. Гжельские мастера используют всего два цвета: синий (или как его называют, кобальтовый) и белый. Белый – это основной цвет, как снег или облака, а синий – как ясное небо или глубокое озеро»

II. Беседа и ознакомление с гжельской росписью (10-12 минут)

• Рассматривание образцов:

• Воспитатель демонстрирует иллюстрации или настоящие изделия с гжельской росписью.

• «Посмотрите внимательно на эти узоры. Что вы видите? (Цветы, листочки, птички, завитки, точки)»

• «Какие цветы чаще всего рисуют гжельские мастера? (Розы, ромашки, колокольчики)»

• «Какие еще элементы вам нравятся? (Усики-завитки, капельки-подмалевки, точки)»

• Знакомство с элементами росписи (с показом на образцах и карточках):

• «Подмалёвок» (капельки): «Посмотрите на эти капельки. Они могут быть большими и маленькими. Их рисуют легким движением кисти» (Показ, как держать кисть).

• «Травы» (мазки): «А вот эти длинные мазки похожи на травинки или листочки. Они могут быть прямыми или слегка изогнутыми» (Показ).

• «Цветы» (сложные элементы): «А вот и цветочки! Бывают розы, где много лепестков, а бывают простые, похожие на колокольчики или ромашки. Чтобы нарисовать такой цветок, нужно сделать несколько мазков разной формы» (Показ на образцах, как формируются цветы).

• «Усики-завитки»: «А эти тонкие линии, похожие на усики, добавляют узору изящества и легкости» (Показ).

• Игровой момент «Волшебные пальчики»:

• «Давайте попробуем нарисовать эти элементы пальчиками в воздухе».

• (Воспитатель показывает, дети повторяют): «Рисуем капельку (один мазок), травинку (длинный мазок), завиток (круговое движение), цветок (несколько мазков)».

• Вопросы для активизации речи:

• «Какие чувства вызывает у вас гжельская роспись? (Радость, спокойствие, восхищение)».

• «Как вы думаете, для чего мастера так красиво расписывают чашки? (Чтобы они были красивыми, чтобы радовать людей)».

III. Практическая часть. Рисование «Чашка Гжель» (15-20 минут)

• Объяснение задания:

• «Сегодня каждый из вас станет настоящим гжельским мастером! Мы будем расписывать вот такие силуэты чашек. Помните, какие цвета мы используем? (Синий и белый)».

• «Сначала мы сделаем фон. Какой фон у гжельской росписи? (Белый). Поэтому наши чашки уже белые, как чистый снег».

• «Теперь возьмем синюю краску. На палитре мы можем смешать синий и белый, чтобы получить разные оттенки синего – от темно-синего до светло-голубого. Это поможет сделать наш узор более интересным».

• Показ последовательности рисования (на своем образце или на большом листе):

1. Базовые элементы: Начинаем с простых элементов: капельки, травинки, точки. «Разместите их по краю чашки, на дне, на ручке. Не бойтесь экспериментировать!»

2. Цветочные элементы: Добавляем цветы. «Можно нарисовать один большой цветок или несколько маленьких. Помните, как мы показывали, как рисовать лепестки?»

3. Завершающие элементы: Усиливаем узор завитками и точками. «Тонкой кисточкой добавим тонкие усики-завитки, они сделают узор еще более воздушным»

• «Важно, чтобы узор был гармоничным. Старайтесь распределять элементы равномерно, не оставляя слишком больших пустых мест»

• Самостоятельная работа детей:

• Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, подсказывает, напоминает элементы росписи, помогает смешивать краски.

• Поощряет детей за аккуратность, творческий подход.

IV. Физминутка (2-3 минуты)

«Чашка-поварёшка» (под русскую народную мелодию):

«Мы чашки расписывали,

Немного устали.

Пора нам развеселиться,

И немного порезвиться!»

(Двигаются по кругу, имитируя движения, связанные с чашкой: наливают, помешивают, пьют, держатся за ручку.)"

V. Рефлексия и подведение итогов (5-7 минут)

• Выставка работ: Дети выставляют свои расписные чашки на столе.

• Обсуждение:

• «Какие замечательные чашки у нас получились! Какие они красивые, нарядные!»

• «Кто хочет рассказать о своей чашке? Какой узор вы придумали? Какие элементы гжельской росписи вы использовали? Какие цвета?» (Дети по желанию рассказывают о своих работах, используя новую лексику: «я нарисовал(а) подмалёвок», «у меня цветы-розочки», «добавил(а) завитки»).

• «Какие элементы гжельской росписи вам было рисовать легче всего? А какие – труднее?»

• «Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?»

• Заключительное слово воспитателя:

• «Вы сегодня были настоящими мастерами! Ваши чашки получились такими красивыми, что их не стыдно поставить на праздничный стол. Спасибо вам за ваше старание и творчество!»

VI. Ожидаемый результат:

• Дети умеют называть элементы гжельской росписи.

• Дети умеют составлять узор из элементов гжельской росписи на силуэте чашки.

• Дети активно используют в речи слова, связанные с гжельской росписью.

• У детей сформирован интерес к народным промыслам.

• Дети демонстрируют аккуратность и усидчивость в работе.

Дифференциация:

• Для детей, испытывающих трудности: Предложить готовый контур узора, который нужно только раскрасить. Помогать с смешиванием красок, подсказывать, куда ставить элементы.

• Для детей, проявляющих высокие способности: Предложить дополнить узор птичками, цветами сложной формы, использовать разные оттенки синего. Можно предложить расписать не только чашку, но и блюдце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”.

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая» для детей старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Осень золотая" для старшей группы....

Конспект НОД по развитию речи на тему «Помощь другу» для детей старшей группы

Познакомить с составлением описательного рассказа (объявления) на определенную тему...

Конспект ООД по развитию речи на тему: "Зимушка-зима" для детей старшей группы.

Интеграция образовательных областей:     «Познавательное  развитие»,  « Социально – коммуникативное  развитие», « Речевое развити...

Конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию (Лепка) на тему: «Цветные зонтики» для детей старшей группы №11

Конспектоткрытого занятия по художественно – эстетическому развитию (Лепка) на тему: «Цветные зонтики» для детейстаршей группы №11Тема: «Цветные зонтики»Цель: создан...