конспект занятия в подготовительной группе "Народные промыслы" по художественно - эстетическому развитию
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Фролова Ирина Петровна

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе по теме «Народные промыслы»

 

Цель: закреплять и углублять знания детей о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
- формировать знания детей о разных видах народно-прикладного искусства;
- развивать связную речь, внимание, память, воображение, умение отвечать на вопросы полными ответами;
- воспитывать интерес к народным промыслам, умение видеть красоту этих изделий.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района

Конспект по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной к школе группе

по теме «Народные промыслы»

Воспитатель: Фролова И.П.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе по теме «Народные промыслы»

Цель: закреплять и углублять знания детей о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
- формировать знания детей о разных видах народно-прикладного искусства;
- развивать связную речь, внимание, память, воображение, умение отвечать на вопросы полными ответами;
- воспитывать интерес к народным промыслам, умение видеть красоту этих изделий.
Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о народных промыслах, беседы, рисование фрагментов росписи, рассматривание иллюстраций, произведений народно - прикладного искусства. Дидактические игры: «Магазин игрушек», «Опиши, я отгадаю», «Из чего сделан этот предмет?», «Откуда эта вещь?», «Назови одним словом», «Что лишнее?».
Оборудование и материалы:

 дымковские игрушки, матрёшки, подносы с городецкой росписью, палехская шкатулка, посуда, расписанная хохломской росписью, предметы, расписанные гжельской росписью, интерактивная доска, ноутбук, колонки, русские народные костюмы для детей и воспитателя, деревянные ложки для росписи, краски, вода, кисточки, игрушечные балалайки, аудиозаписи народной музыки.

Ход занятия

1я. часть Организационный момент. Воспитатель предлагает улыбнуться друг другу. Проводится коммуникативная игра.

Игра «Дружба ладошки» дети образуют круг, здороваются друг с другом с помощью ладошек. Воспитатель читает стихотворный текст, дети выполняют движения.

Мы ладони к ладони приложили

И всем дружбу предложили

Будем дружно мы играть, чтобы добрым, умным стать!

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

2я часть. Основная

Воспитатель обращает на мини-музей в группе.(предлагает посетить его)

Воспитатель: Какие профессии нужны для работы в музее? (Ответы детей).

Воспитатель обозначает проблему: необходима помощь музейных работников, искусствоведов, художников, народных умельцев, историков, реставраторов при определении различных изделий, росписей и других экспонатов народных промыслов в мини-музее группы.

Работа проводится поэтапно и оценивается звездочками.

 Жеребьевкой определяется две команды:

- члены первой команды выступают в роли народных мастеров,

- члены второй - в роли историков искусств.

Воспитатель:

 Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

Воспитатель: Какие народные промыслы представлены в музеи нам расскажет команда экскурсоводов  (Дети рассказывают)  - работники музея

1 ребенок. Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О промыслах народных.
Пойдет сейчас рассказ.

Все: Мы расскажем и покажем,
И споем, и даже спляшем.

2 ребенок.
Погляди, как хороша
Матрешка – русская душа!

Название матрёшки происходит от имени Матрёна, что означает «матерь», то есть мама.

Воспитатель: а вы знаете, что спрятано в матрёшке?

Дети: да, другие матрёшки

Воспитатель:  что же это обозначает, зачем мастера прятали несколько кукол в одну?

1 ребенок - это символизирует плодородие, большую семью

Воспитатель: а из чего же сделаны матрёшки?

Дети: матрёшки сделаны из дерева

Воспитатель: какое дерево брали мастера для матрёшки? Почему?

Дети: липу, потому что её древесина мягкая, хорошо и долго хранится

 Воспитатель: дети, давайте же пройдём к нашему столику и посмотрим на матрёшечек. Василиса, покажи нам матрёшку

Поколдую я немножко,

У меня одна матрёшка.

На столе она стояла…

А теперь их 10 стало.
3 ребенок. 

Чудо бело-синее.
В гжели мы видали,
Лучшую посуду.
Там мы покупали.
4 ребенок.
До чего же он хорош
Этот жостовский поднос,
Все цветы горят на нем,
Словно писаны огнем.
5 Ребенок.
Вот игрушка хороша,
Просто русская душа –
Едет Ваня в новой шапке,
Да на пестренькой лошадке.

Опросник
Что это за игрушки? (дымковские)
Из чего сделаны эти игрушки? (из глины) Какие элементы использовал художник в дымковской росписи? (точки, кружочки, прямые и волнистые линии, сеточки). Какие используют цвета? (разные яркие).
Эти игрушки – свистульки в старину продавали на ярмарке.

Игра соревнование «Юный реставратор» Команда одновременно реставрируют картины и называют картины и называют, какая это роспись разрезные картинки на магнитах: жостовская , городецкая роспись). Определяют характерные особенности каждой росписи. Команда победителей получает приз в виде звездочек.

Воспитатель: Что вы знаете о возникновении народной игрушки(Ответы). Чтобы убедиться в правильности ответов, предлагаю познакомиться с историей возникновения народных игрушек (Презентация изготовление дымковской игрушки)(Обсуждение презентации, в ходе которой дети вступают в роли экспертов).

Воспитатель: из какой глины лепят фигуры? (Ответы детей)

Где сегодня можно увидеть эти игрушки? (Ответы детей)

Какие образы наиболее часто встречаются в дымковском промысле(индюк, барышня, олень, лошадка и т. д.)

Какие цвета предпочитают дымковские мастера?

Воспитатель благодарит экспертов и поощряет их звездочками.

6 Ребенок 

Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.

Блестят они как золотые.
А может солнцем залитые.
О каких изделиях эта загадка?

Хохлома, хохлома!

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда –

Золотая вся посуда!

  - хохлому называют золотой? (много желтого цвета) Что расписывают этой росписью? (мебель посуду) Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы) Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета- красный, зеленый, желтый, черный). Какие элементы присутствуют в этой росписи? (ягодки, листочки, завиточки). Откуда это берется? (из природы). Называется это растительный орнамент. Он составлен из того, что растет в природе.

Воспитатель: а посмотрите, какие красивые ложки хохломские! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие? Это не те, которые их изготовляет, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки! Давайте попробуем сыграть на них! Постучим ими, послушайте, как ложки красиво звучат!

Дети постучали ложками

Воспитатель: А сейчас мы с вами перевоплотимся в русских народных художников, умельцев. ( Предлагается детям переодеться: мальчикам-фартуки, девочкам-фартуки и ленту). Но прежде, чем приняться за работу, нужно пройти в Город мастеров.

Дети попадают в мастерскую,

Воспитатель: а давайте мы представим, что мы – народные умельцы, и попробуем украсить наши ложки хохломской росписью, а это искусство называется декор. Декор – это значит украсить ложку

Дети проходят к столам и садятся.

Воспитатель: какие это ложки у нас?

Дети: хохломские

Воспитатель: как мы с вами будем расписывать ложки?

Дети: хохломской росписью

Воспитатель: А что нужно сделать перед рисованием?

Дети: размять ручки!

В. И дети делают пальчиковую гимнастику.

Воспитатель: берём кисточки в руки: держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз,

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом

Закрутилась, как волчок,

За тычком идёт тычок!

Воспитатель: ребята, давайте возьмём наши краски, которые мы с вами изготовили, и распишем ложки золотой хохломой!

Звучит музыка, и дети расписывают ложки

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше путешествие в музеи народных умельцев?

3я часть Подведение итогов.

Что было особенно интересно?

Какие профессии мы сегодня вспомнили?

Как вы думаете, нужны ли они сегодня?

Воспитатель благодарит детей за работу и предлагает разместить их в мини-музее группы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи).

Конспект занятия в подготовительной группепо художественно-эстетическому развитиюна тему: «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи).Программное содержание: Продол...

Конспект занятия в подготовительной группе по «Художественно-эстетическому развитию» сюжетное рисование

Обогатить знания детей о русских народных сказках, учить узнавать сказку по заданию.Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность....

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно - эстетическому развитию (рисование) "Зимние узоры на окне".

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно - эстетическому развитию (рисование) "Зимние узоры на окне"....