Сценарий совместной образовательной деятельности "Песни военных лет"
видеоурок (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия на районный конкурс методических разработок воспитательных мероприятий духовно-нравственного воспитания «Жизнь, зачем ты мне дана?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Песни военных лет | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Суксунский детский сад «Малышок»
Конкурс методических разработок воспитательных мероприятий духовно-нравственного воспитания «Жизнь, зачем ты мне дана?»
«Наше наследие»
Конспект
совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в форме интегрированного занятия.
«Песни, рожденные войной»
Автор работы: Рожкова М. В.
МДОУ «Суксунский детский сад
«Малышок»
Музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Суксун 2013
Пояснительная записка к совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Песни, рожденные войной»
Социально-экономические инновации в период становления российской
государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения
высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей подготовка их к самостоятельной жизни.
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Главной задачей детского сада мы считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный, праздничный круг.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
В истории нашей Родины немало примеров, связанных с высоким подъемом
патриотических чувств. Особое место среди них занимает Великая Отечественная война 1941-1945 годов. День Победы отмечает не только наш народ, но и всё прогрессивное человечество, так как считает своим долгом почтить память тех, кто погиб, спасая человечество от фашизма.
И в заключении хочется отметить, что работа по воспитанию детей не должна проводиться лишь в праздничные дни. Тема Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, героизм, мужество, стойкость советских людей должны проходить «красной нитью» через всю работу с детьми, которая ведется в детском саду.
Конспект для детей старшего дошкольного возраста, составлен в соответствии с Программой воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада. Представленный конспект - является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствии возрастным особенностям)
Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущей совместной деятельности воспитателя и детей)
Занятие построено в проектном режиме.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы
Наглядный метод (мультимедийная презентация,)
Словесный метод (рассказ-сопровождение презентации)
Приём эмоциональной заинтересованности
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей.
Использование инновационных технологий – применение ИКТ позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается интерес. Поэтапно проходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками, что позволяет сохранить положительный эмоциональный настрой.
Цель:
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, используя средства музыкального искусства.
Задачи:
Образовательная область «Музыка»
- Способствовать развитию эмоционального отношения к музыкальным
произведениям военной тематики.
2. Развивать умение передавать впечатления о музыке через пластику, интонацию, мимику, эмоции.
Образовательная область «Познание»
Обогащать представления детей о главном празднике России - Дне Победы,
о значении его для Российского народа через интеграцию искусств: поэзию,
музыку, кино.
Образовательная область «Социализация»
Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа, чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.
Образовательная область «Здоровье»
Сохранять здоровье детей при просмотре мультимедийной презентации и видеоклипов.
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений о событиях Великой Отечественной войны, просмотр мультфильмов по теме, слушание музыки военных лет.
- Разучивание танца «Катюша», упражнения «Прощание славянки», песни «Победный марш», стихов о войне.
Место проведения: музыкальный зал.
Используемое оборудование:
- компьютер;
- ЖК телевизор.
Ход занятия:
Ведущий: Слайд 1 Ведущий: Слайд 2 Чтец 1. Ведущий: Слайд 3 Чтец 2 Ведущий: Видео: Ведущий: Слайд 4 Чтец 3: Видео Ведущий: Слайд 6 Слайд 7 Ведущий: Видео: Ведущий: Слайд 8 Чтец 4 Слайд 9 Ведущий: Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Видео Ведущий: Слайд 14 Ведущий: Слайд 15 Слайд 17 Видео Ведущий: Слайд 18 | 9 мая 2013 года наша страна будет отмечать Великий праздник: 68-летие Победы в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией. Рано утром 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вторглась на территорию России. Минувшая война унесла 27 млн. жизней. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась тяжесть смертельной борьбы с гитлеровцами. Руины остались там, где хозяйничали захватчики. Они разрушили 1710 городов и поселков, превратили в пепелище 70 тыс. сел и деревень, оставив без жилья 25 тыс. человек. 22 июня и 9 мая – эти даты глубоко врезались в память людей. Навечно вошли в историю нашей страны. Но разве можно забыть о тысячах героев, ценою жизни, которых завоевано право на мир? Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений. За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11600 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Каждый год 9Мая мы вспоминаем этих людей. И я предлагаю в их честь исполнить песню «Победный марш» Е. Тиличеевой. ♫ Песня «Победный марш» Дорогие друзья, наш литературно-музыкальный вечер посвящен стихам и песням военных лет. Стихи и песни военных лет. Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас прослушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то это была бы музыкальная антология исто-рии Великой Отечественной войны. И лишь немногие живут долго и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие такие разные и непохожие, близкие и далекие песни. О них у нас и пойдет речь сегодня. На грозную битву вставайте! Защитники русской земли! Прощайте, прощайте, Прощайте, прощайте! Пожары пылают вдали! В суровых боях защищайте Столицу родную свою! Прощайте, прощайте, Прощайте, прощайте! Желаем удачи в бою! Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газеты «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война»: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашисткой силой темною. С проклятою ордой… Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В.Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года. Вспоминает один из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках…, вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены». Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией и всем народом. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. ♫ «Священная война» Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта … На фронтах Великой Отечественной войны «Землянку» пели по-разному: ее текст приобрел десяток вариантов. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта…Так «Землянка», подобно другим лучшим песням советских композиторов, стала народной песней. Над лесами необъятными, Над полями перелетными, Над разрывами гранатными Песни- ласточки летят. Пахнут рощи горьким порохом, Шепчут рощи тихим шорохом И о том, что сердцу дорого, Русским людям говорят. ♫ «В землянке» В страшные годы войны продолжали существовать частушки. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. Давайте вспомним их вместе. ♫ Частушки Песня «Смуглянка» была частью сюиты, написанной композитором А. Новиковым и поэтом Я.Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского Особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времен гражданской войны. А вся сюита посвящалась Г. И. Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто героически боролся за освобождение многострадальной молдавской земли в войну Отечественную. Эта песня звучала в фильме «В бой идут одни „старики“»; по сюжету один из главных героев фильма, молодой лётчик, знакомит с этой песней свою эскадрилью и тут же получает прозвище Смуглянка. ♫ «Смуглянка» Все мы любим милую «Катюшу». Любим слушать, как она поет, И друзьям отваги придает! С такими словами пели мирную и ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года. Песня «Катюша», на музыку Матвея Блантера и стихи Михаила Исаковского, написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность... «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытается разрушить беспощадный фашист. Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «катюшей» гвардейский многоствольный миномет – грозное оружие, которого панически боялись фашисты. С песней «катюша» встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках и тут же упал, сраженный вражеской пулей, но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Земля зарёй объята, победа впереди! Без песни нет солдата, без песни нет пути! Рассветы и закаты навстречу нам летят. Когда поют, солдаты спокойно дети спят. Подхватим песню, братцы, в поход возьмём, друзья! Нам с песней расставаться сейчас никак нельзя! Послушны автоматы, машины держат ряд. Когда поют, солдаты спокойно дети спят. ♫ «Катюша» (в исполнении педагогов) За годы войны на фронт ушли 45 тысяч артистов. В составе фронтовых бригад были певцы, музыканты, актеры, чтецы, артисты цирка. Они дали в тылу и на передовой 1,5 миллиона концертов. Артисты под пулями, рискуя жизнью, поднимали боевой дух советских солдат и с песнями шли к Победе. Так, Леонид Утесов вместе со своим оркестром много выступал на фронте, на собранные ими средства были построены три самолета. Лидию Русланову окрестили на фронте "Гвардии народная артистка". Она дала 1 120 концертов за 1 418 дней войны, на лыжах передвигаясь из одной части в другую. "Валенки не подшиты, стареньки", как говорила Русланова, "до самого Берлина прошагали". Эту песню она пела 2 мая на ступенях Рейхстага. А "Синий платочек" в исполнении Клавдии Шульженко настолько всех впечатлил, что военные говорили: "Если приехала Шульженко, значит, завтра идем в наступление". ♫ «Синий платочек» Когда вспыхнула Великая Отечественная война, муза надела солдатскую шинель и встала в ряды защитников Родины. И словом и делом включились поэты и композиторы нашей страны в великую битву за Родину. Вот точно говорящие цифры - более 1000 человек из писательской организации ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями. 18 стали героями Советского Союза, 418 не вернулись с поля боя. В этот решительный момент ее задача состояла в том, чтобы приложить все усилия для победы над врагом. Они сражались и с винтовкой в руках, и острым солдатским пером. ♫ Попурри песен военных лет Победа! Какое весомое слово! Тогда, в сорок пятом, оно собрало Наказ всех погибших: чтоб снова и снова Оставшимся жить, в жизни только везло. В него уместились бессонные ночи, Рыданья сестёр, матерей и детей, Кто жил ожиданием, выплакав очи, Своих старших братьев, отцов, сыновей. Победу на Волге, под Курском, Смоленском. Победу на Висле, бои под Москвой. И всем ветеранам, всем тем, неизвестным, Мы Реквием памяти дарим живой. ♫ Минута молчания ♫ «Ты помни» Фронтовые хиты и десятки новых песен, написанных уже после войны и посвященных Победе, звучат сегодня в репертуарах артистов и военных оркестров, которые, как и фронтовые агитбригады, знают: после службы, как после боя, "сердце просит музыки вдвойне". ♫ «9 мая» Итог занятия: Дети, если вы 9 Мая увидите человека с наградами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему спасибо за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Ведь благодаря им у нас с вами мирное время. Им будет приятно, что мы помним о той замечательной Победе. Используемая литература и Интернет-ресурсы:
|
http://drivemusic.net/voennye-pesni/
http://ktv-simfer.at.ua/load/muzyka/prezentacii_urokov/pesni_rozhdjonnye_vojnoj/6-1-0-53
http://www.admgusev.ru/city/culture/detail.php?ID=7055
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=848011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
Сценарий совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Как дети домовенка Кузю выручали»
Сценарий совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием разных здоровьесберегающих технологий....
Сценарий совместной образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста
Развитие экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте....
сценарий совместной образовательной деятельности в старшей группе (конструктивная деятельность)
Конспект занятия на тему: "Пассажирский транспорт"...
Конспект – сценарий совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золушкины помощники»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев ру...
Игровой сценарий совместной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с воспитанниками 1,6-2 лет «Проказы мишутки»
Сценарий совместная образовательная деятельность по познавательному развитию...