Главные вкладки

    Сценарий совместной образовательной деятельности "Песни военных лет"
    видеоурок (подготовительная группа) по теме

    Конспект занятия на районный конкурс методических разработок воспитательных мероприятий духовно-нравственного воспитания «Жизнь, зачем ты мне дана?»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Песни военных лет85 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Суксунский детский сад «Малышок»

    Конкурс методических разработок воспитательных мероприятий духовно-нравственного воспитания «Жизнь, зачем ты мне дана?»

    «Наше наследие»

    Конспект

    совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста  в форме интегрированного занятия.

    «Песни, рожденные войной»

                                               

       

    Автор работы:    Рожкова М. В.                                

                                                                                        МДОУ «Суксунский детский сад

                                                                          «Малышок»

                                                                                       Музыкальный руководитель

    1 квалификационной категории    

    Суксун  2013

    Пояснительная записка к совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Песни, рожденные войной»

    Социально-экономические инновации в период становления  российской

    государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения

    высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых  важное  значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей подготовка их к самостоятельной жизни.

    За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм,  как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный,  идеологический,  культурно-исторический,  военно-исторический и другие компоненты.

    Главной задачей детского сада мы считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

    Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный, праздничный круг.

    В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов  к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой  деятельности с подрастающим поколением.

    Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

    В истории нашей Родины немало примеров, связанных с высоким подъемом

    патриотических чувств. Особое место среди них занимает Великая Отечественная  война 1941-1945 годов. День Победы отмечает не только наш народ, но и всё прогрессивное человечество, так как считает своим долгом почтить память тех, кто погиб, спасая человечество от фашизма.

    И в заключении хочется отметить, что работа по воспитанию детей не должна проводиться лишь в праздничные дни. Тема Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, героизм, мужество, стойкость советских людей должны проходить «красной нитью» через всю работу с детьми, которая ведется в детском саду.

    Конспект для детей старшего дошкольного возраста, составлен в соответствии с Программой воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада. Представленный конспект - является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

    Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

    Принцип доступности (соответствии возрастным особенностям)

    Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущей совместной деятельности воспитателя и детей)

    Занятие построено в проектном режиме.

    Для достижения  цели были использованы такие методы и приёмы

    Наглядный метод (мультимедийная презентация,)

    Словесный метод (рассказ-сопровождение презентации)

    Приём эмоциональной заинтересованности

    По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей.

    Использование инновационных технологий – применение ИКТ позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается интерес. Поэтапно проходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками, что позволяет сохранить положительный эмоциональный настрой.

       

     Цель: 

    Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, используя средства музыкального искусства.

      Задачи: 

    Образовательная область «Музыка»

    1. Способствовать развитию эмоционального отношения к  музыкальным

    произведениям  военной тематики.

    2. Развивать умение передавать впечатления о музыке через пластику, интонацию, мимику, эмоции.

    Образовательная область «Познание» 

    Обогащать представления детей о главном празднике России - Дне Победы,

    о значении его для Российского народа через интеграцию искусств: поэзию,

    музыку, кино.

    Образовательная область «Социализация»

    Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа, чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.

    Образовательная область «Здоровье»

    Сохранять здоровье детей при просмотре  мультимедийной презентации и видеоклипов.

    Предварительная работа:

    • Чтение художественных произведений о событиях Великой       Отечественной войны, просмотр мультфильмов по теме, слушание музыки военных лет.
    • Разучивание танца «Катюша»,  упражнения «Прощание славянки»,  песни  «Победный марш», стихов о войне.

    Место проведения: музыкальный зал.

    Используемое оборудование:

    • компьютер;
    • ЖК телевизор.

    Ход занятия:

    Ведущий:

    Слайд 1

















    Ведущий:

    Слайд 2















    Чтец 1.












    Ведущий:

    Слайд 3













    Чтец 2








    Ведущий:





    Видео:


    Ведущий:

    Слайд 4









    Чтец 3:









    Видео


    Ведущий:

    Слайд 6





    Слайд 7


    Ведущий:













    Видео:


    Ведущий:

    Слайд 8















        Чтец 4









    Слайд 9


    Ведущий:

    Слайд 10



    Слайд 11


    Слайд 12


    Слайд 13







    Видео


    Ведущий:

    Слайд 14












    Ведущий:

    Слайд 15












    Слайд 17


    Видео



    Ведущий:

    Слайд 18




    9 мая 2013 года наша страна будет отмечать Великий праздник: 68-летие Победы в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией.

    Рано утром 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вторглась на территорию России. Минувшая война унесла 27 млн. жизней. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась тяжесть смертельной борьбы с гитлеровцами. Руины остались там, где хозяйничали захватчики. Они разрушили 1710 городов и поселков, превратили в пепелище 70 тыс. сел и деревень, оставив без жилья 25 тыс. человек.

    22 июня и 9 мая – эти даты глубоко врезались в память людей. Навечно вошли в историю нашей страны. Но разве можно забыть о тысячах героев, ценою жизни, которых  завоевано право на мир? Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений. За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11600 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

    Каждый год 9Мая мы вспоминаем этих людей. И я предлагаю в их честь исполнить песню «Победный марш»  Е. Тиличеевой.


     Песня «Победный марш»  


    Дорогие друзья, наш литературно-музыкальный вечер посвящен стихам и песням военных лет.

    Стихи и песни военных лет. Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас прослушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то это была бы музыкальная антология исто-рии Великой Отечественной войны.

    И лишь немногие живут  долго и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие такие разные и непохожие, близкие и далекие песни.

    О них у нас и пойдет речь сегодня.


    На грозную битву вставайте!

    Защитники русской земли!

    Прощайте, прощайте,

    Прощайте, прощайте!

    Пожары пылают вдали!

    В суровых боях защищайте

    Столицу родную свою!

    Прощайте, прощайте,

    Прощайте, прощайте!

    Желаем удачи в бою!



    Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газеты «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война»:        Вставай, страна огромная,

    Вставай на смертный бой

    С фашисткой силой темною.

    С проклятою ордой…


    Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски  Красной Армии А.В.Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года. Вспоминает один из исполнителей:


    «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках…, вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены».


    Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией и всем народом. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.


     «Священная война»


    Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта …

    На фронтах Великой Отечественной войны «Землянку» пели по-разному: ее текст приобрел десяток вариантов. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта…Так «Землянка», подобно другим лучшим песням советских композиторов, стала народной песней.


    Над лесами необъятными,

    Над полями перелетными,

    Над разрывами гранатными

    Песни- ласточки летят.

    Пахнут рощи горьким порохом,

    Шепчут рощи тихим шорохом

    И о том, что сердцу дорого,

    Русским людям говорят.


         «В землянке»  


    В страшные годы войны продолжали существовать частушки. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. Давайте вспомним их вместе.


    ♫      Частушки    


    Песня «Смуглянка» была частью сюиты, написанной композитором А. Новиковым и поэтом Я.Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского Особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времен гражданской войны. А вся сюита посвящалась Г. И. Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто героически боролся за освобождение многострадальной молдавской земли в войну Отечественную. Эта песня звучала в фильме «В бой идут одни „старики“»; по сюжету один из главных героев фильма, молодой лётчик, знакомит с этой песней свою эскадрилью и тут же получает прозвище Смуглянка.


      «Смуглянка»


    Все мы любим милую «Катюшу».

    Любим слушать, как она поет,

    И друзьям отваги придает!

    С такими словами пели мирную и ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года. Песня «Катюша», на музыку Матвея Блантера и стихи Михаила Исаковского, написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность... «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытается разрушить беспощадный фашист.

        Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «катюшей» гвардейский многоствольный миномет – грозное оружие, которого панически боялись фашисты.

        С песней «катюша» встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках и тут же упал, сраженный вражеской пулей, но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку.


                Земля зарёй объята, победа впереди!

    Без песни нет солдата, без песни нет пути!

    Рассветы и закаты навстречу нам летят.

    Когда поют, солдаты спокойно дети спят.

    Подхватим песню, братцы, в поход возьмём, друзья!

    Нам с песней расставаться сейчас никак нельзя!

    Послушны автоматы, машины держат ряд.

    Когда поют, солдаты спокойно дети спят.


       «Катюша»  (в исполнении педагогов)


    За годы войны на фронт ушли 45 тысяч артистов. В составе фронтовых бригад были певцы, музыканты, актеры, чтецы, артисты цирка. Они дали в тылу и на передовой 1,5 миллиона концертов. Артисты под пулями, рискуя жизнью, поднимали боевой дух советских солдат и с песнями шли к Победе.  Так, Леонид Утесов вместе со своим оркестром много выступал на фронте, на собранные ими средства были построены три самолета. Лидию Русланову окрестили на фронте "Гвардии народная артистка".  Она дала 1 120 концертов за 1 418 дней войны, на лыжах передвигаясь из одной части в другую. "Валенки не подшиты, стареньки", как говорила Русланова, "до самого Берлина прошагали". Эту песню она пела 2 мая на ступенях Рейхстага. А "Синий платочек" в исполнении Клавдии Шульженко настолько всех впечатлил, что военные говорили: "Если приехала Шульженко, значит, завтра идем в наступление".


                            «Синий платочек»


    Когда вспыхнула Великая Отечественная война, муза надела солдатскую шинель  и встала в ряды защитников Родины. И словом и делом включились поэты и композиторы нашей страны в великую битву за Родину. Вот точно говорящие цифры - более 1000 человек из писательской организации ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями. 18 стали героями Советского Союза, 418 не вернулись с поля боя. В этот решительный момент ее задача состояла  в том, чтобы приложить все усилия для победы над врагом. Они сражались и с винтовкой в руках, и острым солдатским пером.


        Попурри песен военных лет


    Победа! Какое весомое слово!

     Тогда, в сорок пятом, оно собрало

     Наказ всех погибших: чтоб снова и снова

     Оставшимся жить, в жизни только везло.

     В него уместились бессонные ночи,

     Рыданья сестёр, матерей и детей,

     Кто жил ожиданием, выплакав очи,

     Своих старших братьев, отцов, сыновей.

    Победу на Волге, под Курском, Смоленском.

     Победу на Висле, бои под Москвой.

     И всем ветеранам, всем тем, неизвестным,

     Мы Реквием памяти дарим живой.

                         

    ♫ Минута молчания


       «Ты помни»  


    Фронтовые хиты и десятки новых песен, написанных уже после войны и посвященных Победе, звучат сегодня в репертуарах артистов и военных оркестров, которые, как и фронтовые агитбригады, знают: после службы, как после боя, "сердце просит музыки вдвойне".


           «9 мая»   



    Итог занятия:  Дети, если вы 9 Мая увидите человека с наградами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему спасибо за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Ведь благодаря им у нас с вами мирное время. Им будет приятно, что мы помним о той замечательной Победе. 






















    Используемая литература и Интернет-ресурсы:



    1. Н. Кокина «Два музыкальных произведения о войне». Музыкальный руководитель №2 2008 год.
    2. А. Савина «Вечный песенный огонь». Музыкальный руководитель № 2 2005 год.
    3. Салют, Победа! Методическое пособие по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н. Ценаревой, - Саратов, 2006,-Ч.1 (Педагогический опыт/ Саратовское областное отделение Педагогического общества России; вып.6)


    http://drivemusic.net/voennye-pesni/

    http://ktv-simfer.at.ua/load/muzyka/prezentacii_urokov/pesni_rozhdjonnye_vojnoj/6-1-0-53

    http://www.admgusev.ru/city/culture/detail.php?ID=7055

    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=848011

    http://rudocs.exdat.com/docs/index-211592.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

    Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

    «Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

    Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

    Сценарий совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Как дети домовенка Кузю выручали»

    Сценарий совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием разных здоровьесберегающих технологий....

    Сценарий совместной образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста

    Развитие  экспериментальной  деятельности   в старшем  дошкольном возрасте....

    Конспект – сценарий совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золушкины помощники»

    Интеграция  образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев ру...