Главные вкладки

    НОД воспитателя с детьми: "Ниточки из прошлого".
    план-конспект занятия (средняя группа) по теме

    Антонова  Надежда Николаевна

    Познакомить  детей с предметами быта русской избы, народными играми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon na.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД воспитателя с детьми: «Ниточки из прошлого».

    Цели. 1.Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа.

                2. Знакомство с жизнью и бытом русского народа: прялкой, веретеном и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.

    Задачи: 1. Воспитывать интерес и уважение к русским народным традициям, истокам русской культуры.

                    2. Развивать интерес к старинным играм, забавам.

                    3. Развивать познавательную деятельность детей.

    Активизация словаря: печь, изба, веретено, прялка и т.д.

    Ход занятия.  Дорогие, ребята! Я  предлагаю вам, отправится в гости в «русскую избу». А отправимся в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках, с бубенцами.

     Воспитатель (звучит русская – народная музыка). Светит,    светит  месяц

                                                                                          Высоко, не низко.

                                                                                          Где же гости дорогие

                                                                                          Далеко ли? Близко.

    (Подхожу к двери). Слышу, слышу бубенцы. Это гости пожаловали мои.

    Воспитатель.  Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Добро пожаловать! Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Проходите, гости! Гостю почёт, хозяину  - честь!

    Ребёнок. Дома сидеть ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть и  себя показать.

    Хозяйка (приглашает всех присесть, дети садятся).

              Удобно ли вам, гости дорогие?

              Всем ли видно? Всем ли слышно?

              Всем ли хватило место?

    Дети.      Да.

    Воспитатель. В моей избе уютно и тепло. Давно вас поджидала, праздник не начинала. Да не просто вас ждала, а готовилась к встрече с вами.

                      Давно я припасла для вас забавушек на всякий вкус: кому правду, кому сказку. И ещё мои друзья угощенье испекла.

    - Как вы думаете, что я для вас приготовила?

    Дети. Пироги.

    Воспитатель. Издавна на Руси гостей встречали с пирогами и чаем. Вот такой самовар всегда для гостей чаёк подогревал (показываю). А я гостей встречаю. вкусным,  пышным  караваем (дети встают в круг исполняют песню: «Каравай»).

    Воспитатель. Вот какой замечательный каравай у нас получился.

                     Дети, давайте с вами вспомним в какой вам знакомой сказке шла речь о самоваре и чаепитии.

    Дети: «Муха – Цокатуха».

    Воспитатель.  Правильно, дети.

    - А кто может рассказать эту сказку?    (дети рассказывают  сказку).

    - Молодцы!

    Но сегодня я хочу познакомить с предметами быта русской избы: «прялка» и «веретено». Так повелось на Русси, что не одно орудие труда, не было, столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Прялка была одним из самых распространённых и почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы  в подарок прялку у лучшего деревенского мастера. Прялки передавались из поколения в поколения.

    Давайте сейчас подойдём и рассмотрим прялку.

    (дети рассматривают  прялку, воспитатель рассказывает).

    Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопастью, к которому прикрепляется кудель. А так – же донце, на которую  садилась пряха.

    Красота форм, узоров и красок на прялке радует глаз. Просто удивляешься мастерству простого человека сделавшего эту прялку. Прялка и веретено служат для изготовления пряжи, для того, чтобы вязать изделия (носки, варежки, перчатки и т.д. и показать изделия).

    Веретено – женский инструмент женского рукоделия, который неуклонно следовал за  прялкой (показать веретено). На веретено наматывается нить, когда жужжит и крутиться.

    Воспитатель. Дети, кто из вас хочет посидеть за прялкой или покрутить веретено.

    (Дети подходят, садятся за прялку и крутят веретено, потягивая шерсть из кудели).

    Воспитатель. Понравилось вам, дети сидеть за прялкой и крутить веретено?

    Дети. Да.

    Воспитатель. Прялка и веретено были необходимыми житейскими принадлежностями, так – же оберегали от злых сил и неурядиц.

     Попробуйте отгадать загадку, что это может быть.  

    Загадка. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею (Веретено).

    А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный клубочек».

    (Предлагаю детям несколько клубочков ниток, разматывая,   ребята находят сюрприз, спрятанный в клубочке).

    Воспитатель. На Русси люди вечерами любили играть, танцевать в свободное время. Вот  и я предлагаю вам, поиграть  в игры, в которые  играли наши предки.

                          Игра: «Золотые ворота»

    Тра – та – та

    Отворяем ворота                  

    Золотые ворота                                  

    Проходите господа!

    Пропускают не всегда

     Первый раз прощается

    Второй раз разрешается

    А на третий раз

     Не пропустим вас.

                               Игра: «Молчанка».

               Чок, чок, чок,

              Зубки на крючок.

              Кто словечко скажет,

             Тому в лоб щелчок.

    Игра: «Ручеёк».

    Воспитатель. Вот и подошла наша встреча к концу.

    Ребёнок. Вот и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

                      Мы славно  гуляли   на празднике нашем

                      Нигде не видали мы праздника краше!

    Воспитатель. Дети, а сейчас я, предлагаю,  давайте встанем в круг, образуя хоровод, покажем свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? Дети (тепло). Вот это тепло мы подарим друг другу.

    Воспитатель. – Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?

                              - А что вам больше всего понравилось?

                              - Что вы нового   узнали,  посетив русскую избу?

    Ну, что ж, ребята, пришла пора  прощаться. Ведь не красна изба углами, а красна пирогами. И я вам на дорожку испекла пирогов.

    До свидания, мои дорогие, дети!

             

                                                   

                   

                                                                                                                                                                                                                               

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Совместной деятельности детей, родителей и воспитателя по обобщению знаний о предметах прошлого и настоящего в форме КВН «От кареты до ракеты»

    Данный материал поможет организовать интересный и позновательный досуг взрослых и детей  и закрепить знания о техническом прогрессе...

    Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."

    Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....

    Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

    О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

    ВИКТОРИНА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: Путешествие в прошлое России. 2017год

                                   ВИКТОРИНА   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ...

    Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.

    Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие...

    консультация для воспитателей "Логико-математическое развитие дошкольника: От прошлого к настоящему"

    Логико-математическое развитие дошкольника: «От прошлого к настоящему» Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями по...