зимний бал
материал (подготовительная группа) по теме

Бачурина Ольга Евгеньевна

«Пушкин-это лучшее, что, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда»  Д. Лихачев.

            Каждый год в феврале месяце мы проводим традиционный праздник  «Зимний бал» посвященный памяти великого поэта А.С. Пушкина. Эта традиция существует в нашем ДОУ более 15 лет.

Почему решили провести первый бал, и как он стал традиционным?

            В процессе реализации блока «Сказочный мир»(декабрь) одним из направлений работы с детьми является знакомство с биографией и сказками А.С. Пушкина. Рассматривая иллюстрации старых книг, проводя беседы о великом поэте, читая его произведения, мы невольно возвращались к жизни 18-19 веков, когда проводились зимние и летние балы. Нам захотелось разыграть такой бал, окунуть детей в атмосферу свечей, мазурок, пышных платьев.

            В подготовке и проведении задействован весь коллектив детского сада. Готовятся костюмы, декорации. Взрослые и дети ещё раз перечитывают произведения А.С.Пушкина, слушают музыкальные произведения (классические и современные). Детям предлагается немного пофантазировать и поиграть в «бал», воссоздаётся атмосфера той эпохи, в которой жил поэт, поэтому девочки одевают бальные платья, а мальчики цилиндры.

            Творчество поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять композиторов на создание романсов, песен, опер, балетов, потому что стихи А.Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия. Ребята разучивают романсы, песни на стихи А.Пушкина. В пушкинские времена на балах танцевали мазурку, вальс, полонез, гавот, кадриль, краковяк. Дети с взрослыми разучивают эти танцы, читают стихи, разыгрывают сценки. Вся эта работа сделана с теплотой, радостью, любовью к поэту и его творчеству.

            Сценарий меняется каждый год, дети разные, но смысл остается – творчество А.С. Пушкина это то, с чем каждый ребенок должен обязательно встретиться. Со временем к детям придет осознание того, что Пушкин-поэт-художник, чья поэзия - великое искусство, а не только язык чувств. Рождается чувство гордости за то, что Пушкин - великий русский национальный поэт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimniy_bal.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        «Пушкин-это лучшее, что, что есть в каждом                                                         из людей. Это доброта и талант, смелость и                                                                 простота, верность дружбе и бескрайность в

                                                        любви, уважение к труду и людям труда»                                                                                                 Д. Лихачев.

        Каждый год в феврале месяце мы проводим традиционный праздник  «Зимний бал» посвященный памяти великого поэта А.С. Пушкина. Эта традиция существует в нашем ДОУ более 15 лет.

Почему решили провести первый бал, и как он стал традиционным?

        В процессе реализации блока «Сказочный мир»(декабрь) одним из направлений работы с детьми является знакомство с биографией и сказками А.С. Пушкина. Рассматривая иллюстрации старых книг, проводя беседы о великом поэте, читая его произведения, мы невольно возвращались к жизни 18-19 веков, когда проводились зимние и летние балы. Нам захотелось разыграть такой бал, окунуть детей в атмосферу свечей, мазурок, пышных платьев.

        В подготовке и проведении задействован весь коллектив детского сада. Готовятся костюмы, декорации. Взрослые и дети ещё раз перечитывают произведения А.С.Пушкина, слушают музыкальные произведения (классические и современные). Детям предлагается немного пофантазировать и поиграть в «бал», воссоздаётся атмосфера той эпохи, в которой жил поэт, поэтому девочки одевают бальные платья, а мальчики цилиндры.

        Творчество поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять композиторов на создание романсов, песен, опер, балетов, потому что стихи А.Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия. Ребята разучивают романсы, песни на стихи А.Пушкина. В пушкинские времена на балах танцевали мазурку, вальс, полонез, гавот, кадриль, краковяк. Дети с взрослыми разучивают эти танцы, читают стихи, разыгрывают сценки. Вся эта работа сделана с теплотой, радостью, любовью к поэту и его творчеству.

        Сценарий меняется каждый год, дети разные, но смысл остается – творчество А.С. Пушкина это то, с чем каждый ребенок должен обязательно встретиться. Со временем к детям придет осознание того, что Пушкин-поэт-художник, чья поэзия - великое искусство, а не только язык чувств. Рождается чувство гордости за то, что Пушкин - великий русский национальный поэт.

Зимний бал

На центральной стене портрет А.С.Пушкина, часть зала оформлена цветами, подсвечниками со свечами.

I часть праздника:

Звучит музыка, входят 3 пары детей (муз.П.И.Чайковский  «Времена года»)

I пара

Здравствуйте, добрый день!

Мы рады приветствовать вас в этом уютном зале.

Вы приглашены на бал.

II пара

Надеемся, что в ваших сердцах, мы найдем самый добрый и теплый отклик.

III пара

Мы хотим напомнить вам о прекрасном волшебном мире пушкинской поэзии. Какие стихи А.С. Пушкина вы запомнили самыми первыми?

Про кораблик, что «бежит себе в волнах, на раздутых парусах»?

I пара

А может про веселую белку?

«Белка песенки поет, да орешки все грызет».

Или про умную золотую рыбку из синего моря.

II пара

Да, друзья мои, все волшебно в сказках А.С. Пушкина.

Когда мы том заветный раскрываем

Волшебных, вечных пушкинских стихов,

Когда мы вновь и вновь переживаем

Великий смысл неугасимых слов,

Когда мы слышим в каждой песне милой

И гнев поэта, и любовь его –

С какой непостижимо ясной силой

Мы ощущаем с ним свое родство.

III пара

Но у нас теперь не то в предмете,

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уже Онегин поскакал.

Фанфары

Танец «Полонез» (муз.М.Глинки)

Входят 3 девочки в зал.

Вы были вчера на обеде у графини? Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге.

Везде только о Пушкине и говорят. Вы знаете его стихи?

Посмотрите, в этом альбоме я записал его стихи. (читает «Вечор»)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче погляди в окно:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ,

Коньками звучно режет лед.

Выходит мальчик и девочка (полька)

Сударыня, согласитесь, что погода нынче хороша?

Да, сударь, погода нынче удивительно хороша, как никогда!

Скажите, сударыня, нравлюсь ли я Вам и можно ли мне надеяться на польку с Вами?

Мне будет приятно принять Ваше приглашение.

Танец «Полька»

Выходит 2 пары.

Музыкальный мир Пушкина разнообразен и прекрасен.

Театр! Концерты! Музыка!

Проходите к фортепиано, я исполню музыкальное произведение…

(ребенок исполняет музыкальное произведение)

Мы с удовольствием послушаем.

Выходят дети.(2 пары)

Вы были вчера на музыкальном вечере у княгини?

Нет, мы посетили музыкальный салон.

А жаль! Там выступала музыкальная знаменитость.

Его называют Пушкин в музыке.

И что он сочиняет?

Музыку на стихи и поэмы А.С. Пушкина

Так кто же он?

Это композитор Михаил Глинка

Проходите к фортепиано, мы вам споем один из его романсов.

Романс «Я помню чудное мгновенье» музыка Михаила Глинка, слова Александра Пушкина

Исполняют:……………….

II часть праздника (сказочная)

Выходит чтец:

Я ждал тебя

В вечерней тишине являлась

Ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой,

Ты детскую качала колыбель.

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила…

Песня «Прялицы» (выход 3-х девочек)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…(разыгрывают отрывок)

Чтец:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела

И в темницу входит царь

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора.

Царь:

Здравствуй, красная девица, - говорит он,

Будь царица.

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки – сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А вторая повариха.

Выходят 3 девочки

-С детства поэта окружал богатый мир русской народной сказки

-Арина Родионовна, его няня, знала много сказок и замечательно их рассказывала.

-Маленький Саша любил длинные певучие сказки, он часто просил няню их рассказывать.

Выходят 3 девочки (рассказчица ,царица, чернавка)

Рассказчица:

Один царь женился на своенравной молодице

Правду, молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

Чернавка:

Но зато горда, ломлива,

Своенравно и ревнива,

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно.

Рассказчица:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

С ним приветливо шутила,

И, красуясь, говорила:

Царица:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Чернавка:

И ей зеркальце в ответ:

Ты, конечно, спору нет;

Ты царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

Рассказчица:

И царица хохотать и плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Музыкальный проигрыш

Чтец:

За невестою своей королевич Елисей

Между тем по свету скачет

Нет, как нет, он горько плачет.

И кого не спросит он, всем вопрос его мудрен.

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется,

К красну солнцу, наконец, обратился молодец.

Елисей:

Свет наш, Солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех ты видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей!

Солнце:

Свет ты мой!

Красно солнце отвечало, -

Я царевны не видало.

Знать ее в живых уж нет,

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил.

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался

Он за ним с мольбой погнался.

Елисей:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок.

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый. Светлоокий,

И обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль окажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей!

Месяц:

Братец, мой,

Отвечает месяц ясный –

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без царевна видно,

Пробежала!

Елисей:

Как обидно!

Музыкальный проигрыш

Чтец:

Собрался князь Гвидон на охоту.

И пошел на край долины,

У моря искать дичины.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо,

Смотрит – видит дело лихо.

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

Царевна-Лебедь с Коршуном - борьба. (танцевальная импровизация) Гвидон стреляет под музыкальное сопровождение

Лебедь:

Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель.

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня.

Что стрела попала в море.

Это горе – все не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом.

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду,

Ты найдешь меня повсюду.

Чтец:

Здравствуй князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный,

Опечалился чему?

Гвидон:

Грусть-тоска меня съедает;

Люди женятся, как гляжу

Не женат лишь я хожу.

Чтец:

А кого же на примете

Ты имеешь?

Гвидон:

Да на свете, говоря, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава

Выступает будто пава,

Сладку речь-то говорит

Будто реченька журчит.

Только полно, правда ль это?

Чтец:

Да, такая есть девица,

Но жена не рукавица.

С белой ручки не стряхнешь,

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом –

Слушай: обо всем об этом пораздумай ты путём,

Не раскаяться б потом.

Гвидон:

О готов душою страстной

За царевною прекрасной

Я пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель

Лебедь:

Зачем далеко? Знай близка судьба твоя

Ведь царевна – это я.

Танец: Царевны-лебедь муз.П.И.Чайковского

Чтец:

Наперсница волшебной старины

Друг вымыслов игривых и печальных

Тебя я знал во дни моей весны

Во дни утех и снов первоначальных.

Ребенок:

…однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихрь шумный,

Чета мелькает за четой.

Танец «Вальс»

Выходят 3 пары – ведущие

Веселый вечер в жизни нашей

Запомним, юные друзья.

Финал гремит, пустеет зала,

Шумя торопится разъезд.

Толпа на площадь побежала

При блеске фонарей и звезд.

Дети встают со своих мест, выходят из зала парами.

Воспитатель: (зрителям)

Поэт нам дорог тем, что он о счастье нам напоминает

И сумрак жизни озаряет как солнца хмурый небосклон.

Дни славы Пушкина – желанный и светлый праздник.

Сколько раз его мечты во мгле туманной,

Как солнце, радовало нас!

 И этот миг, когда венчает его вся Русь, -

Ещё тесней с его душою нас сближает

И в жизни, и в счастье, и в людей нам веру гордую вселяет. (И.Бунин)

В работе использовались произведения А.С.Пушкина.

Музыкально-литературный материал С.И.Мерзляковой, Г.А.Струве «Владос»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность зимних построек в подготовительной (логопедической) к школе группе "Зимняя сказка"

Разработка проектной деятельности построек из снега в подготовительной (логопедической) к школе группе....

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".

В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....

Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».

Данный физкультурный праздник проводился уже несколько раз и очень понравился и детям и их родителям....

Сценарий зимнего спортивного праздника « Зимние забавы».

Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов.  Задачи...

Конспект зимнего развлечения по музыкальному развитию для подготовительной к школе группы «Однажды зимним вечером»

Конспект зимнего развлечения для старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на основе русского народного фольклора....

Зимний праздник "Зимние чудеса" 3-4 года

Зимний спортивный праздникдля детей младшего дошкольного возраста"Зимние чудеса"(3-4 года)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....

Зимний праздник "Зимнее путешествие" 5-6 лет

Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста"Зимнее путешествие "(5-6 лет)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....