Праздник "Русская матрёшка"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Алалыкина Светлана Юрьевна

Праздник с использованием ИКТ  "Русская матрёшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 РУССКАЯ МАТРЁШКА

 

 ЗАДАЧА:

Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; познакомить с технологией её изготовления.

ЦЕЛИ:Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;

Показать взаимосвязь декоративно – прикладного и музыкально – поэтического творчества русского народа;

Развивать творческую деятельность детей;

Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа;

ОБОРУДОВАНИЕ:проектор(Презентация «Русская матрёшка»),игрушка-матрёшка.

                                                            ХОД ПРАЗДНИКА:

Слайд 1.Хозяйка встречает гостей в горнице:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли. Слайд 2.

Расскажу я вам сегодня об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. А вот о каких игрушках идёт речь, догадайтесь:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается  рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …(матрёшка)

Слайд 3.

Конечно, это матрёшка , самая необычная игрушка. (воспитатель предлагает детям рассмотреть, потрогать матрёшку, полюбоваться ею)

Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал её художник. Любуешься ею и сердце радуется.

А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла? Слайд 4.

  Давным – давно привезли в Россию из далёкой страны Японии игрушку – фигурку добродушного лысого старичка Фукурумы. И таким умным – преумным был этот Фукурума, что его голова даже вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри неё сидела вся его многочисленная семья. Поэтому выражение лица у Фукурума было таким озабоченным, ведь всю семью надо как – то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая? (деревянная)

  Показали её русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришёлся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан,голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (раньше русские женщины обязательно ходили в платках)

Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.  На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Слайд 5.

  Кто – нибудь из вас, ребята, знает из какого дерева стали делать матрёшек?

  1. Шёл я лесом, нашёл я дерево.

Из этого дерева выходят четыре дела:

Первое дело – лапти плести,

Второе дело – пчёлы любят,

Третье дело – от простуды лечит,

Четвёртое дело – детям на радость. (липа)

Лапти плетут из лыка (липовой коры), пчёлы любят собирать сладкий нектар из цветов липы. А мёд, который они делают, так и называется – липовый. Для изготовления матрёшек тоже используют липу: она хорошо поддаётся обработке. Слайд 6.

  Сделали мастера заготовки, выточили пустые фигурки из дерева и художникам отдали. 

Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.

Чем отличается внутренняя поверхность от наружной?

А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?

Почему запах отличается?

  Слайд 7. Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. И рисунок тогда выйдет смазанный. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет, становится белой и гладкой. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку. Слайд 8.

    Расписали русские художники матрёшку на славу: губки бантиком, румянец на щёчках яблочками лёг, прикрыл голову весёлый платочек, свесилась из - под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. И начали матрёшек по русским сёлам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»,

«Люби дело – мастером будешь»,

«Всякий мастер сам себе дивится»,

«Дело мастера боится»,

«Всякому молодцу ремесло к лицу».

А какие пословицы и поговорки о труде, знаете вы, ребята?

Слайд 9.  Когда матрёшка покрыта росписью, мастерица берёт прозрачный мебельный лак и наносит его поверх росписи. Затем матрёшка будет сушиться в печи, сверкая лакированными боками; в полутьме её цветы кажутся живыми.

  Слайд 10. Разные мастера матрёшек расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрёшки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего – то, другая задумалась, третья смеётся, а четвёртая будто сердится немного.

Какие цвета для росписи используют художники. Таких цветов как на сарафанах матрёшек не найти ни в одном саду, сравниться с ними может только аленький цветочек из сказки.

     И действительно, мастера творят свою сказку – особый прекрасный мир, где нет места некрасивому, неинтересному: они не повторяют окружающее, а украшают его.

Посмотрите внимательно, полюбуйтесь красотой игрушек.

Какая из них вам понравилась больше? Чем?

(ответы детей)

А сейчас давайте послушаем песню «Матрёшка»

Хочется вам поиграть с матрёшкой? Слайд 11.

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

Игра с матрёшкой.(хозяйка берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Частушки.Гости дорогие, а не хотите ли вы послушать озорные народные частушки в исполнении наших матрёшек? (девочки поют частушки)

  1. Я – матрёшка расписная,                         2. Что же делать, маменька,

Деревянна, лакова.                                        Что родилась маленька.

Меня милый разлюбил,                                Что же делать родненька,

А я не заплакала!                                             Хоть мала, да модненька!

3. На заре трубит рожок,                         4. Мы – матрёшки, мы – сестрички,     Кличет стадо пастушок:                        Мы – толстушки, невелички-          Выходи, Бурёнушка,                                               Как пойдём плясать и петь,        - Выхожу, Матрёнушка!                                              Вам за нами не успеть!

 Танец девочек-матрёшек.

Хозяйка: Вместе с матрёшками предлагаю всем поплясать – самое время повеселиться, отдохнуть (пляска «Барыня»)

Собирайся детвора, ждёт вас русская игра!

  Игра « Бабушка Маланья». Ребёнок – бабушка выполняет главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Остальные дети подражают бабушке, берутся за руки, идут хороводом и приговаривают:  

У Маланьи, у старушки                                                                                                 Жили в маленькой избушке                                                                                                  Семь дочерей, семь сыновей.                                                                                                     Все без бровей,                                                                                                                              С такими глазами,                                                                                                                             С такими усами,                                                                                                                                  С такой головой,                                                                                                                                 С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики, изображают то, о чём говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и пр.

Целый день сидели                                                                                                                            На неё глядели,                                                                                                                     Делали вот так…

(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за «бабушкой» любое смешное движение).

Хозяйка: Делу время - потехе час. Приглашаю вас в художественную мастерскую, где мы сможем сделать красоту своими руками: расписать матрёшку.(раскраски)

Игра «Матрёшечка - матрёшка»

 Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

 (Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.

Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по

кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

 Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

(говорком) Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

СТРОИМ ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ. СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЁШКИ ИЗ ТРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов; обогащать и активизировать словарь ...

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...

Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»

Конструкт НОД по ФЭМП  на тему " Игра  с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....

Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...