Без капусты на столе пусто!
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Жаркова Елена Анатольевна

Конспект развлечения по фольклорному направлению для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustnik.docx108.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение «Детский сад № 29»

Конспект организации НОД по фольклорному направлению в подготовительной к школе группе.

Тема:

Без капусты на столе пусто.

Воспитатель:

Жаркова Е. А.

Г. Городец 2013г.

Цель:

Приобщение детей к устному народному творчеству и традициям русского народа.

ОО Познание

Уточнять представления о сезонных сельскохозяйственных работах;

Формировать представление о неразрывной связи человека с природой.

ОО Здоровье

Развивать мелкую моторику рук.

ОО Социализация

Расширять представления о традициях и обычаях русского народа;

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа;

Способствовать применению знакомых средств выразительности в драматизации;

Привлечь родителей к совместной досуговой деятельности;

Способствовать укреплению внутрисемейных отношений.

ОО Чтение художественной литературы

Формировать интерес к народному искусству (песни, танцы, малые фольклорные жанры);

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством русского народа;

Воспитывать желание узнавать и заучивать новые сезонные пословицы, поговорки, загадки, уважительное отношение к народным обычаям.

ОО Коммуникация

Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки, умение чётко и выразительно декламировать.

ОО Физкультура

Активизировать двигательную активность;

Развивать умение действовать в команде.

ОО Музыка

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре;

Способствовать развитию творческой активности  детей в доступных видах музыкально – исполнительской деятельности, в характерных движениях русских народных танцев;

Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к музыкальному наследию.

ОО Художественный труд

Формировать умение создавать игрушку – забаву на основе собственной задумки, используя знакомые техники и материалы;

Развивать творчество, самостоятельность;

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Организация и методика проведения:

Зал оформлен в виде русской избы: на стене закреплены ставни, рушники, гирлянды лука, сухих грибов; стоят лавки.

С песней «Урожай собирай» (муз. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) в зал входят дети.

Ведущий:

Урожай собрали весь,

Всем хвала за то и честь.

Вот различные соленья,

Вот душистое варенье.

Насушили мы грибов

В пироги и для супов.

Золотистый лук, чеснок

И гороха кузовок.

Всё зимою пригодится,

Нынче будем веселиться.

1 ребёнок:

Сделал дело, гуляй смело!

В зал вбегает Капуста.

Хорошо, что я успела!

Урожай собрали весь?

Для меня здесь место есть?

Ведущий:

Нам скажи, кто ты такая?

Юбка будто набивная,

Зелен головной убор. . .

Где была ты до сих пор?

Капуста:

На своей зелёной грядке

Налилась я соком сладким,

Подросла и раздобрела,

К осени созреть успела.

Ведущий:

Сядь, немного отдохни

И хотя бы намекни,

Как тебя нам называть?

Капуста:

Что же, дети, вам сказать?

Загадаю вам загадку:

Сидит бабка на грядке

Вся в заплатках,

А иголками не сшита.

Дети: капуста!

2 ребёнок

Ходит вокруг Капусты, приговаривая

Всю осень – модница на грядке,

На голове платков десятки.

А где нос, а где рот,

Никто не разберёт.

Капуста:

Вижу, знаете меня,

Значит, я пришла не зря.

Ведущий:

Нынче праздник для капусты,

Только вижу: в кадке пусто. . .

Песню в честь твою споём,

А потом солить начнём!

Хоровод «Вейся ли, вейся, капусточка», под р. н. м. «Где был Иванушка?»

Вейся ли, вейся, капусточка,

Вейся ли, вейся, белая.

Во саду ли во зелёном душечка гуляла,

Во саду ли во зелёном душечка гуляла.

(дети идут по кругу, держась за руки)

Как вечор на капусточку,

Как вечор на белую

(сходятся к центру круга, расходятся, взмахивают кистями рук)

Частый дождик поливал на капусту,

Частый дождик поливал на белую.

(имитируют движениями рук капли дождя)

В кругу молодец гуляет,

Себе перу выбирает:

(Мальчики выходят в центр круга, идут в противоположную девочкам сторону)

Лизавету – по совету, Настю – по согласью,

Лизавету – по совету, Настю – по согласью.

(Девочки делают ковырялочку, мальчики – пружинку, держа руки полочкой)

3 ребёнок:

Я Алёнушку люблю.

Шёлковый платок куплю,

Шёлковый платок куплю,

Сто рублей я заплачу.

Дети хором

Сто рублей нам ни по чём.

Ходит парень молодцом,

Ходит парень молодцом,

Развесёлым удальцом!

Ведущий:

Славно вы плясали, звонко пели.

Пора и за дело приниматься. А знаете ли вы, как солят капусту и что в неё добавляют?

Нет укропа, нет моркови,

Даже соли у нас нет.

Как же нам начать засолку?

Нам, Капуста, дай совет.

Капуста:

Кликну я своих подружек,

Замечательных старушек.

Эй, Старушки-веселушки,

Запевайте-ка частушки.

В зал, приплясывая, входят две старушки

Петровна:

Мы, старушки-веселушки,

Пропоём сейчас частушки,

Чтоб порадовать ребят

И гостей, что здесь сидят.

Семёновна:

Нас «бабуси» величают,

Свою помощь предлагают.

Мы в ответ лишь рассмеёмся:

– Без подмоги обойдёмся!

Петровна и Семёновна вместе:

Что нам старость – ерунда!

Мы с улыбкою всегда.

Кланяются.

Семёновна:

Наше Вам почтение!

Петровна:

Какие у вас затруднения?

Капуста:

Собрались солить капусту,

Одна беда – в кадушке пусто.

Совсем нет у нас того,

Что нужно для этого.

Семёновна:

Отгадайте наши загадки и получите всё, что вам нужно.

Он зелёный, ароматный,

Бросишь в суп – на вкус приятный.

Цветок его на зонт похож,

На грядке ты его найдёшь (укроп)

Одну её не едят,

А без неё есть не хотят.

В воде родиться, а воды боится (соль)

Красна, да не дева,

Хвостата, да не мышь (морковь).

Петровна:

Отгадали вы загадки.

Время лезть капусте в кадку!

Ведущий:

Как всегда перед готовкой,

Руки вымоем мы ловко.

Старушки надевают фартуки и приступают к работе.

Вилки в ведро, руби серебро,

Сечи, мечи, в кадку топчи.

Уважаемые родители,

Вы помочь нам не хотите ли?

Капусту порубить,

Да с морковкой засолить.

Как и мы перед готовкой

Руки вымойте Вы ловко.

Родители в корыте тяпают капусту и морковь, мнут руками с солью, утрамбовывают в банки, крышками. Дети подают взрослым овощи и пряности.

4 ребёнок:

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.

Ведущий:

Дети, а какие ещё народные приметы, связанные с осенью и засолкой капусты, вам знакомы?

– Капусту исстари солили в начале октября.

– Октябрь тепло сдвигает, а холод надвигает.

– Как птицы на юг полетели, самое время капусту солить.

Капуста:

А пословицы и поговорки про капусту вы знаете?

С ними и работа спориться.

Дети:

Ни один рот без капусты не живёт.

Без капусты на столе пусто.

Ведущий (обращаясь к Старушкам (детям) и родителям):

Как ваши дела,

Дорогие повара?

Готова ли наша капуста?

Не будет зимой на столе пусто?

Дети показывают кадку с капустой.

Руки вымойте скорее,

Оботрите половчее.

Пришло время веселиться,

Поиграть да порезвиться!

Петровна:

С весёлой песней и работа ладится.

Запевайте-ка песню негрустную, капустную.

Песня «Уродились кочаны»

Как на грядке сто одёжек

Появились без застёжек.

Уродились кочаны

Вот такой величины.

Было пусто, стало густо,

Завилась моя капуста.

Уродились кочаны

Вот такой величины.

Что ж вы, дяди, что ж вы, тёти,

Есть капусту не идёте?

Уродились кочаны

Вот такой величины.

5 ребёнок

Хороша ваша работа,

Но и нам помочь охота!

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»

(гости по желанию, присоединяются)

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнём, мнём.

Старушки (по очереди загадывают шуточные загадки)

С.: Может ли быть, что собаки по избе бегали, где весь пол изъели?

Может, если пол из ели.

П.: Я давеча видела диво: сорока летит, а собака на хвосте сидит.

Собака сидит на своём хвосте.

С.: Летела стая гусей, охотники 1го подстрелили. Сколько осталось гусей?

Один, остальные улетели.

П.: Что родиться без костей?

Язык.

С.: Жили два брата: пусто да ничего. Ничего вылетел в трубу, а пусто – в окно. Что осталось?

Да.

Ведущий:

За работой усердною, да за беседой весёлою

Дело наше быстро сладилось.

Вы довольны? вам понравилось? (да)

Старушки вместе:

Сделал дело – гуляй смело.

Эстафета «Урожай собирай»

На ковре выкладываются обручи (огород), в них выложены различные бутафорские овощи. На расстоянии 5 метров от обручей ставятся корзинки (для сбора урожая). Дети строятся в 2 команды и после слов ведущего начинают по очереди брать предметы из обруча и складывать в корзину.

Ведущий (садиться между обручами):

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не забегали

Волк и лисица,

Бобёр и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый.

Побеждает команда, собравшая урожай первой.

Капуста:

Ах, ловки, ах, хитры,

Изворотливы, быстры!

Поиграли? Отдохните

И на лавке посидите.

Эй, девчонки-хохотушки!

Нам пропойте-ка частушки.

Под русский народный наигрыш девочки исполняют частушки:

  1. Тут капуста распушилась

Там морковочка сидит.

Что со мною вдруг случилось?

Просто зверский аппетит.

  1. Кабачок как поросёнок

Весит восемь килограмм.

Кто здесь худенький ребёнок?

Кабачок ему отдам.

  1. Ох, картошечка, картошка,

Без тебя не проживу!

Уж сломала третью ложку

Сковородочки скребу.

  1. Приходите в гости к нам

Нынче отобедать

Приходите в гости к нам

Урожай отведать.

Петровна:

Ишь, красавицы, распелись,

А парнишки засиделись!

Наступил и их черёд,

Расступись, честной народ!

Под р. н. м. «Коробушка» мальчики исполняют русскую пляску.

Семёновна (берёт лоток с товарами):

Подходи, покупай,

Свою цену предлагай!

Леденцы для сластён,

Платок яркий для гулён.

Бусы и кольца есть,

Подарить такое – честь!

Подходи, разбирай,

В дар девице предлагай!

Пусть по улице пройдёт, Полюбуется народ!

Мальчики, кланяясь, дарят девочкам подарки (изготовленные самостоятельно)

Петровна:

А теперь за стол садитесь,

Пирогами угоститесь!

Семёновна:

Гости, присоединяйтесь,

Подходите, не стесняйтесь.

Дети и гости проходят за столы, угощаются пирогами с капустой и сладким чаем.

После чаепития дети и родители  прохо дят в группу.

C:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\детский сад\аттестация\капустник.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга "Хлеб да капуста - на столе не будет пусто"

В ходе досуга ребята знакомятся с традициями русской кухни и связанными с ними произведениями малых фольклорных форм....

«Без хлеба стол пустой»

Повысить компетентность родителей в вопросах выбора продуктов питания для своих детей, расширить представления детей влиянии на здоровье употребляемых продуктов питания, о культуре питания....

Презентация "С королевой овощей подружитесь поскорей! На столе не будет пусто, если вырастет... – Капуста"

Презентация составлена для просмотра детьми 5-6 лет в ходе реализации проекта "Народная культура и традиции России" по теме "Капустные посиделки"...

Поисково-игровой проект "как капуста на стол пришла"

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает поисковая деятельность. Элементарная поисковая деятельность - это совместная работа педагога и дете...

Без капусты на столе пусто ( капустные посиделки)

Без капусты на столе пусто( капустные посиделки)...

Конспект досуга в старшей группе "Без капусты на столе пусто"

Конспект досуга в старшей группе "Без капусты на столе пусто"...