«Васильев день»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Домникова Ирина Вадимовна

 

Досуг 

Старшая группа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasilev_den.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

           ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ      УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

                                     ДЕТСКИЙ САД№14

Досуг «Васильев день»

Старшая группа.

                                                                 

                                                                   Составила: воспитатель

                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                   Домникова Ирина Вадимовна

Москва 2013 год.

Цель: Познакомить детей с проведением старинного праздника - Васильев день. Воспитывать уважение к традициям русского народа через посевальные песни, колядки и заклички, формировать у детей навык овладения выразительными речевыми интонациями, осознание музыкальной речи и ритмических особенностей; закреплять умение детей петь без музыкального сопровождения народные песни.

Предварительная работа: разучивание колядок, разучивание народной песни «Как на тоненький ледок»; народных игр «Пирог», «Баба яга», «Ведьмина метелка»  и танца «Кадриль». Изготовление елочных игрушек из соленого теста, из бросового материала, из бумаги.

Подготовка к досугу: 

- составление конспекта праздника, подбор музыкального репертуара, эскиз оформления музыкального зала;

- изготовление елочных игрушек детьми на занятиях по ручному труду; создание декораций с изображением деревень  и предметов интерьера с многочисленной домашней утварью воспитателями;

- народные костюмы; мешок и гостинцы для колядовщиков; предметы для гадания; веник; снежки, павлопосадские платки, пряники - козульки. Игрушка-лошадка, для исполнения песни «Как на тоненький ледок».

Действующие лица:

Ведущая

Девочки, играющие в снежки

Колядовщики

Дядька Мирон и хозяйка

Дядька Николай и собака

Дядька Иван и хозяйка

Ваня

Две подружки

Коза

Дети входят в музыкальный зал под русскую народную музыку «Вдоль по улице метелица метет» и садятся на стульчики.

Под русскую народную музыку вбегают девочки с санками и играют в снежки.

1-ая Девочка: Есть ли в году время лучшее, чем наша красавица зима. Пусть она снежная да холодная, зато посмотрите, как она лес разукрасила: каждая веточка снегом жемчужным украшена, каждая шишка серебром осыпана.

2-ая девочка: Пусть река льдом скована, зато по ней теперь можно на коньках кататься. Пусть кругом снежные сугробы, зато какие горки выстроили, кататься с такой горки на санях, дух захватывает!

3-я девочка: А еще хороши долгие вечера. Кажется, будто кругом все волшебным сном заворожены – запорошены. Только звездочки ярко мерцают в небе, да клубами поднимается вверх пар от дыхания.

4-ая девочка: Зимой нет лучшего занятия, как прижаться к теплой печке да слушать сказки доброй старой бабушки, прислушиваясь как трещат дрова в печи.

5-ая девочка: Но самое веселое время зимой – праздники. Дети водят хороводы, катаются на санях, дарят друг другу гостинцы.

Девочки садятся.

Ведущая: Уже пришел на землю Новый год, по старому стилю он приходился на Васильев день 1 января, а по новому 14 января, по этому и Деда Мороза нередко величали Васильевичем. Зима не только долгое время года, но и самое богатое праздниками. Настало самое веселое и таинственное время, которое с давних времен носит название Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали  этот замечательный праздник.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Дети подхватывают слова ведущей и проговаривают вместе с ней:

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними наши прабабушки.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром,

Да загадки.

Ведущая (обращается к детям): А что такое святки?

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенья,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Ведущая (обращается к детям): Мороз не велик,

Да стоять не велит.

Дети отвечают: Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать!

Ведущая: Давайте отправимся в деревню поколядовать. Возьмем большой мешок для гостинцев и звезду. В праздничные дни было принято петь веселые песенки под окнами, которые назывались колядки. Люди радовались, если к ним заглядывали колядовщики, это считалось доброй приметой. Гостей старались угостить, ведь веселые колядки несут пожелания доброго здоровья и богатого урожая на весь год.

Дети, взявшись за руки, идут по залу и поют:

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам,

Кому песню поем,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин,

Выходи, боярин,

Встречай гостей

Со всех волостей.

Ведущая: пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к деревенскому дому (макет избы) и поют колядку:

Коляда – маляда.

Прикатила молода.

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Коляда, коляда,

Подавай пирога!

Не подашь пирога –

Возьмем корову за рога!

Подашь пирога – будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходит хозяин и хозяйка (дети):

Хозяин: Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирные.

Хозяйка: Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяйка и хозяин угощаю гостей гостинцами. Дети складывают их в мешок.

Дети все вместе проговаривают: Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Вам и плюшек с творогом.

И детишек полон дом.

Ведущая: Пойдем колядовать к дядьке Николаю.

Дети идут по залу и поют колядку: Овсень, овсень,

Ты гулял по всем….. (повторение заклички)

Подходят к деревенской избе и поют колядку:

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу.

Мы нашли коляду у Николина двора.

Николин двор – железный тын,

Посреди двора три терема стоят.

Во – первом терему – красно солнышко,

Во - втором терему – светил месяц,

Во – третьем терему – часты звездочки.

Красно солнышко – то хозяюшка,

Светел месяц – то хозяин тут,

Часто звездочки – мало дедушки.

Дети стучат в окно дядьки Николая. Обращаются к хозяевам дома:

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом!

Открывайте сундучок – доставайте пятачок!

Ребенок (в роли собаки): С громким лаем выбегает из дома, лает и возвращается в избу.

Ведущий: Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще раз колядку споем.

Сею – вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами.

С Новым годом, с Новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка.

Выходит дядя Николай (ребенок) зевает и потягивается. Кто тут громко кричит, песни распевает. Спать не дает?

Дети все вместе отвечают: Это мы - колядовщики!

Николай: И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать?
Николай уходит в дом.

Колядовщики: Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова – и та не здорова,

Один был петух – и тот хлопотух,

Одна была кобыла - и та бога забыла.

У скупого мужика

Родись рожь хороша-

Колосом пуста,

Соломой густа.

Ведущая: Пошли к дядьке Ивану. Дети все вместе поют колядку:

 Овсень, овсень

Ты гулял по всем…(повторение заклички)

Дети с ведущей подходят к дому Ивана и проговаривают:

У Ивана на дворе

Два – три терема.

Сам Иван – господин светлый месяц.

Красно солнышко – его Варварушка.

Часто звездочки - его детушки.

На стук выходит хозяйка с хозяином.

Хозяин:

Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощенье -

Сыр да печенье.

Хозяйка: Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Дети берут угощенье и укладывают в мешок.

Колядовщики: спасибо, хозяин с хозяюшкой! С праздником вас, с рублем и с полтинничком.

Вам на потешки, нам на орешки.

Иван Ивановичу житья сто лет!

Его женушке – всегда здравьице!

И всем деточкам: сыновьям, дочерям – барышням!

Жить всем вместе лет до двести!

Чтоб у вас поле зеленело

И скотина не болела!

(Звучит музыка вьюги. Дети заводят хоровод. Дети поют песню «Как на тоненький ледок»).

Ребята, посмотрите, сколько дорогих гостей к нам пожаловало, а им мы колядку не спели. Давайте им пожелаем добра, а они пополнят наш мешок гостинцами.

Дети все вместе проговаривают закличку:

Сею – вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами.

С Новым годом, с Новым счастьем!

Ребенок: всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Гости вручают колядующим гостинцы.

Гости: Вот вам, дорогие колядовщики, пряники. Это пряники не простые, а особенные – выпекаются специально к святочным праздникам. Называются они козульки и изображают коровок, барашков, коней. Это не спроста – считалось, что такие пряники приносили в дом хороший приплод.

Ведущая: Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали. Пойдем ко мне в избу греться! (ставится декорация избы).

Милости прошу, люди добрые. Проходите! Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Ребенок: Мы и сами к вам идем, и козу к вам в дом ведем.

Ребенок: Считалось, что появление козы проносит удачу в наступающем году.

Ребенок: Где коза проходит, там пшеница, родит.

Ребенок: Где коза топнит ногою, там и хлеб взойдет копною.

Ребенок: Где коза махнет хвостом, там и хлеб взойдет кустом.

Ребенок: А где стукнет рогом, там хлеб взметнется стогом.

Все вместе: коза готова?

Коза из-за елки: Да!

Дети прихлопывают в ладоши и по складам читают народную потешку:

Идет коза рогатая….

Входит коза, она сначала кланяется, затем пляшет под русскую народную плясовую музыку, а потом делает вид, что спотыкается и падает.

Ведущая: А что случилось? Почему коза упала?

Ребенок: Наша коза просит угощенье. Тогда пусть она встанет и еще раз попляшет.

Ребенок: Нашей Козе немного надо - ведерочко гречки. Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы коза встала.

Козе дарят угощенье, после чего она продолжает свою пляску, а затем она раскланивается и уходит.

Ведущая: Сейчас я вам предлагаю сыграть в народную игру «Пирог». Затем в народную игры «Баба Яга» и «Ведьмина метелка».

Ведущая: На рождественские праздники девушки гадали, судьбу предсказывали. Выходите девицы ко мне сейчас погадаем. Девочки  садятся в кружок и выбирают предмет, который лежит на подносе. (крупа, колосок, вода, зеркало, монетки, полотенце, лента и щепка). После этого ведущая объясняет значение выбранного предмета.

Ведущая обращается ко всем детям: А кто знает, как еще гадали в старину? Дети рассказывают другие варианты гадания:

Бросали сапог, кружились с петухом, поджигали свечку.

Ведущая предлагает детям станцевать веселый и задорный танец «Кадриль».

Наш праздник подошел к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много–много лет! Новый год пришел, старый угнал, себя показал, иди, народ, солнышко встречать, мороз прогонять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Васильев день

"пришла коляда - отворяй ворота"...

Старый новый год или Васильев день.

Сценарий развлечения....

сценарий развлечения "Васильев день"

15 февраля - Сретенье Господне...

Индивидуальное логопедическое занятие С ребенком среднего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия» «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ВАСИЛИЯ»

Индивидуальное логопедическое занятиеС ребенком среднего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия»«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ВАСИЛИЯ» ЦЕЛЬ: Развивать понимание речиЗАДАЧ...

Васильев день: дата, история и традиции празднования

  Внимание к проблеме формирования интереса к народным календарным праздникам очень актуальна и необходима, т. к. народное традиционное творчество поможет нам вернуть утраченное, восстанов...