творческий проект "В мире искусства"
проект (средняя группа) на тему

Махова Евгения Львовна

Творческий проект "В мире искусства" состоит из цикла музыкально-литературных гостиных для детей средних, старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muz-lit_gost.docx383.32 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОО детский сад №42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников

 ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  

«В МИРЕ ИСКУССТВА»

Соствил: музыкальный руководитель

Махова Евгения Львовна

г. Верхняя Пышма

Актуальность. Специфика каждого вида искусства заключена в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

    Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. Эстетическое богатство в действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие ребенка.        

Любой человек может понимать все виды искусства. 
Способности человека неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть понятны и доступны ему. 

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Успешная реализация этой задачи в дошкольном учреждении возможна при использовании такого метода работы, как интегрированное занятие познавательного характера, на котором музыка применяется в качестве эмоционального фона, служит иллюстрацией к деятельности детей, сопровождением к детскому исполнительству, в то время как сама музыка является источником познавательной активности детей.

В связи с этим в нашем детском саду разработан проект музыкально-литературных гостиных «В мире искусства»,  целью которых является  формирование и обогащение культурообразного мышления дошкольников на основе  взаимодействия музыки,  художественной литературы и изобразительного искусства.

Задачи:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;  
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Тип проекта:  творческий, групповой. Проект основан на совместной творческой деятельности участников (дети, воспитатели, музыкальный руководитель). Результаты оформляются в виде культурно-досугового мероприятия (музыкально-литературная гостиная).

Продолжительность проекта: долгосрочный. Проект рассчитан на два года (2013 – 2014 и 2014 – 2015 учебные года).

Предполагаемый результат:

  • Сформированность предпосылок ценностно-смыслового отношения к искусству.
  • Развитое образное мышление и творческое воображение.
  • Способность к творческому самовыражению дошкольников.
  • Повышение уровня художественно-эстетического воспитания детей.
  • Обогащение и активизация словарного запаса, навык выразительного чтения (развитие культуры речевого общения).

В ходе работы над проектом составлены сценарии музыкально-литературных гостиных,  разработаны электронные презентации по каждому мероприятию, подобран музыкальный материал, изготовлены костюмы, необходимые для проведения мероприятий.

Стратегия осуществления проектной деятельности. Данный проект  осуществляется в рамках педагогической системы МАДОО № 42 с детьми, воспитателями. Проект проводится в течение учебного года (с октября по апрель) в средних, старших и подготовительных группах (по одному мероприятию за учебный год в каждой группе).

Содержание проектной деятельности. Информационный блок: изучение методической литературы по проведению интегрированных занятий, чтение художественной литературы, работа с интернет-ресурсами, изучение документальных сведений, планирование.

Технологический блок: разработка сценариев музыкально-литературных гостиных, разучивание музыкальных номеров (детский оркестр, танцы, песни), работа над развитием выразительности устной речи дошкольников (чтением стихотворений, отрывков литературных произведений), подбор изобразительного ряда (презентации с иллюстрациями литературных произведений, портретами писателей и поэтов).

Организационный блок: создание предметно-развивающей среды (атрибуты для танцев и игр, музыкальные инструменты для детского оркестра),  изготовление костюмов, декораций.

 Этапы проведения и реализации проекта.

Информационно-накопительный:

  • Отслеживание  знаменательных дат в истории художественной литературы;
  • Подбор и анализ художественной литературы для дошкольников, музыкального руководителя, воспитателей;
  • Подбор методической литературы для музыкального руководителя и воспитателей;
  • Продумывание плана организации музыкально-литературной гостиной.

Организационно-практический:

  • Чтение художественной литературы воспитателей с детьми на занятиях по художественной литературе;
  • Разработка сценария мероприятия (по творчеству  С.Я. Маршака, А.С. Пушкина, П.П. Бажова, К.И. Чуковского) (Приложение);
  • Создание презентаций музыкальным руководителем по темам мероприятий;
  • Оформление музыкального сопровождения музыкальным руководителем;
  • Разучивание с детьми отрывков литературных произведений и стихотворений;
  • Разучивание песен, танцев, детских оркестров во время занятий и индивидуальной работы;
  • Подготовка дошкольников, репетиции (никогда не репетируется весь ход мероприятия, лишь отдельными миниблоками, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности даже у самих непосредственных участников);
  • Изготовление и подбор костюмов (по темам мероприятий);
  • Изготовление и подбор декораций;
  • Изготовление атрибутов для проведения игр;
  • Организация пространства для проведения мероприятия.

Презентационно-завершающий:

  • Проведение музыкально-литературных гостиных (по творчеству С.Я. Маршака, А.С. Пушкина, П.П. Бажова, К.И. Чуковского).
  • Изготовление книги по сказам П.П. Бажова (отражение хода музыкально-литературной гостиной).  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ на 2013-2014 учебный год

октябрь

средняя группа

Музыкально-литературная гостиная по творчеству С.Я. Маршака

февраль

подготовительная группа

Музыкально-литературная гостиная по творчеству А.С. Пушкина

март

старшая группа

Музыкально-литературная гостиная по творчеству П.П. Бажова

апрель

средняя группа

Музыкально-литературная гостиная по творчеству К.И. Чуковского

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ на 2014-2015 учебный год

октябрь

подготовительная  группа

Музыкально-литературная гостиная по творчеству братьев Гримм

февраль

старшая группа

Музыкально-литературная гостиная по творчеству Ш. Перро

март

средняя группа

Музыкально-литературная гостиная по творчеству А. Барто

апрель

старшая группа

Музыкально-литературная гостиная по творчеству Н. Носова

МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСИНАЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.Я. МАРШАКА

«СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ»

(по мотивам произведения «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака)

средняя группа

Цель: формирование и обогащение культурообразного мышления дошкольников на основе  взаимодействия музыки,  художественной литературы и изобразительного искусства.

Задачи: 

  • Формировать предпосылки ценностно-смыслового отношения к искусству, путем слушания советской и русской народной музыки, знакомства с иллюстрациями к произведению «Сказка о глупом мышонке» Т. Сорокиной, знакомства с творчеством С.Я. Маршака;
  • Развивать способность дошкольников к творческому самовыражению, посредством устного рассказа отрывков произведения  С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», исполнения танцев, детского оркестра, песен;
  • Повышение уровня художественно-эстетического воспитания детей;
  • Обогащение и активизация словарного запаса, навык выразительного чтения (развитие культуры речевого общения).

Под музыку в музыкальный зал входят дети, строятся в шахматном порядке. В первом ряду стоят дети, читающие стихи.

1-й ребенок: Для вас, дорогие зрители,

Милые, для вас!

Концерт веселый, радостный

Устроим мы сейчас!

Дети, читающие стихотворение, открывают занавес.

На сцене Мышонок и Мышка. Спальня в мышиной норке. Мама Мышка укладывает спать Мышонка.

Звучит песня «Хорошо рядом с мамой».

На экране слайд.

Хор: Пела ночью Мышка в норке.                                      

Мышка:         Спи Мышонок, замолчи!

                        Дам тебе я хлебной корки

                        И огарочек свечи.

                        Баю-баю, баю-бай!

                        Спи мой мальчик, засыпай!

Хор:    Отвечает ей Мышонок:

Мышонок:      Голосок твой слишком тонок.

                        Лучше, мама, не пищи,

                        Ты мне няньку поищи!

Хор:    Побежала Мышка мать,

            Стала утку в няньки звать:

(Мышка убегает за занавес и возвращается с Тетей Уткой).

Мышка: Приходи к нам, Тетя Утка,

                 Нашу детку покачать.

Хор:    Приходи к нам, Тетя Утка,

            Нашу детку покачать.

Смена слайда на экране. Из-за кулис появляется Мама Утка, к ней подбегают утята (дети), исполняется «Танец маленьких утят». Мышонок танцует вместе с утятами. После танца утята убегают на свои места, мама Утка подходит к мышонку, начинает петь.

Хор:    Стала петь Мышонку Утка:

Утка:  -Га-га-га, усни малютка!            

После дождика в саду

            Червяка тебе найду.

После дождика в саду

            Червяка тебе найду.

Га-га-га, баю-бай,

Спи, Мышонок, засыпай!

Хор:    Глупый маленький Мышонок

            Отвечает ей спросонок:

Мышонок:      Нет, твой голос нехорош.

                        Слишком громко ты поешь!

Утка уходит  за занавес, Мышка машет ей рукой.

Хор:    Побежала Мышка – Мать,

            Стала Жабу в няньки звать:

Мышка: Приходи к нам, Тетя Жаба,

                 Нашу детку покачать.

Хор:    Приходи к нам, Тетя Жаба

            Нашу детку покачать.

На экране сменяется слайд. Появляется Тетя Жаба под музыку, к ней подбегают лягушата. Они все вместе исполняют песенку «У берега речушки…». После песни Тетя Жаба подходит к кровати Мышонка.

Хор:    Стала Жаба важно квакать:

Тетя Жаба:     Ква-ква-ква, не надо плакать!

                        Спи, Мышонок, до утра,

                        Дам тебе я  комара!

Хор:    Глупый маленький Мышонок

            Отвечает ей спросонок:

Мышонок:  Нет, твой голос не хорош.

                        Очень скучно ты поешь.

Тетя Жаба уходит за занавес, Мышка машет ей вслед.

Хор:    Побежала мышка-мать

            Тетю лошадь в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам, Тетя Лошадь,

                 Нашу детку покачать.

На экране смена слайда. Из-за кулис появляется Лошадь.

Исполняет песню «Лошадка», после чего Лошадка подходит к мышонку.

Хор:    И-го-го!

            Поет Лошадка.

Тетя Лошадь: Спи, Мышонок, сладко, сладко,

            Повернись на правый бок,

            Дам овса тебе мешок.

            Повернись на правый бок,

            Дам овса тебе мешок.

Баю-баю, баю-бай,

Спи, Мышонок, засыпай!

Хор:    Глупый маленький Мышонок

            Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош.

                      Очень страшно ты поешь!

Лошадь уходит, Мышка машет ей вслед.

Хор:    Побежала Мышка мать

            Тетю Свинку в няньки звать:

Мышка:  Приходи к нам, Тетя Свинка,

                  Нашу детку покачать.  

На экране сменяется слайд. Выходит Тетя Свинка.

Хор:    Стала Свинка хрипло хрюкать,

            Непослушного баюкать:

Тетя Свинка:  Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю.

Баю-баюшки, хрю-хрю.

Баю-баю, хрю-хрю-хрю,

Спи, Мышонок, хрю-хрю-хрю.

Хор: Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош.

Очень грубо ты поешь!

Свинка уходит, Мышка машет ей вслед.

Хор:    Стала думать Мышка мать:

            Надо Курицу позвать.

Мышка: Приходи к нам, Тетя Клуша,

                 Нашу детку покачать.

На экране сменяется слайд. Выходит Тетя Клуша.

Тетя Клуша: Здравствуйте, а вот и я!

Звали вы меня, друзья?

С деревенского двора,

Поспешила я  сюда.

Буду деточку качать,

Песню тихо напевать,

Но сначала предлагаю

Дружно вместе танцевать.

Дети исполняют танец «Мы хотели танцевать», после чего занимают свои места. Тетя Курица подходит к Мышонку.

Хор:    Закудахтала наседка:

Тетя Курица:  Куд-куда! Не бойся, детка!

                        Забирайся под крыло:

                        Там и тихо и тепло.

Хор:    Глупый маленький Мышонок

            Отвечает ей спросонок:

Мышонок:  Нет, твой голос не хорош.

                       Этак вовсе не уснешь!

Тетя курица уходит, Мышка машет ей вслед.

Хор:    Побежала Мышка мать:

Стала Кошку в няньки звать:

Мышка:  Приходи к нам, тетя Кошка,

                 Нашу детку покачать.

На экране сменяется слайд. Тетя Кошка исполняет песенку.

Хор:    Стала петь Мышонку Кошка:

Тетя Кошка:   мяу – мяу, спи, мой крошка,

                        Мяу – мяу, ляжем спать,

                        Мяу – мяу, на кровать.

Хор:    Глупый маленький мышонок

            Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Голосок твой так хорош!

                      Очень сладко ты поешь!

Мышка уходит. Звучит музыка вступления. Тетя Кошка подходит тихо-тихо к Мышонку, а Мышонок просыпается и убегает от Кошки за занавес. Приходит Мышка и ищет Мышонка.

Хор:    Прибежала Мышка – мать,

            Поглядела на кровать,

            Ищет глупого Мышонка,

            А Мышонка не видать…

Мышонок появляется из-за занавеса.

 Мышонок: А Мышонок уж давно

            Убежал через окно!

Под музыку дети все строятся полукругом в центре зала. В середине стоят

Мышонок и Мышка, говорят заключительные слова.

Мышонок: Сегодня чудо здесь случилось –

Сказка вся преобразилась.

Мышка: Пусть же в жизни и у вас

Будет чудным каждый час,

Каждый день и каждый год

Всем вам счастье принесет.

Праздник заканчивается.

«ПУШКИНСКИЙ БАЛ»

Литературно-музыкальная гостиная в подготовительной группе по творчеству А.С. Пушкина

Цель: формирование и обогащение культурообразного мышления дошкольников на основе  взаимодействия музыки,  художественной литературы и изобразительного искусства.

Задачи: 

  • Формировать предпосылки ценностно-смыслового отношения к искусству, путем слушания классической и русской народной музыки, знакомства с иллюстрациями к сказкам А.М. Куркина, знакомства со сказками А.С. Пушкина;
  • Развивать способность дошкольников к творческому самовыражению, посредством устного рассказа отрывков стихотворений и сказок А.С. Пушкина, исполнения танцев, детского оркестра, песен;
  • Повышение уровня художественно-эстетического воспитания детей;
  • Обогащение и активизация словарного запаса, навык выразительного чтения (развитие культуры речевого общения).

В зал под вальс П.И. Чайковского входят дети.

Ведущий: Ребята! Сегодня на занятии мы с вами отправимся в удивительное путешествие в мир поэзии знаменитого А.С. Пушкина.

Ребята, а вы знаете, кто такой поэт? (ответы детей)

Стихи А.С. Пушкина так красивы, так напевны, они звучат, как прекрасная музыка. Не зря, многие русские композиторы написали свои романсы на стихи этого гениального поэта. Сейчас мы с вами послушаем очень известный романс (рома́нс — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением) композитора Михаила Яковлева «Зимний вечер».

А.С. Пушкин родился 214 лет назад, но до сих пор его сказками, стихами зачитываются и взрослые и дети. Все о чем он писал было необычно, оригинально, талантливо. И вы, ребята, знакомы со многими его сказками: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете еще? (ответы детей: «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане», «О попе и работнике его Балде»)

Эти сказки вы очень хорошо все знаете, о них мы поговорим немного позже. А сейчас мы познакомимся со стихотворениями А.С. Пушкина. Всего он написал около 800 стихотворений. Есть в его творчестве и стихи, посвященные временам года. И это немудрено.Во все времена природа привлекала внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она даёт нам всё: одежду, пищу, жильё… И ничего прекраснее природы не существует.

Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. И мы с вами сейчас в этом убедимся.

Ведущий вызывает детей, читающих стихи.

Ребенок 1: Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама

 Идет волшебница-зима,

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов,

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей вокруг холмов.

 Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз, и рады мы

 Проказам матушки-зимы. (поэма «Евгений Онегин»)

Ребенок 2: Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Ребенок 3: Румяной зарёю

 Покрылся восток.

 В селе, за рекою,

 Потух огонёк.

 Росой окропились

 Цветы на полях.

 Стада пробудились

 На мягких лугах.

 Седые туманы

 Плывут к облакам,

 Гусей караваны

 Несутся к лугам.

 Проснулися люди,

 Спешат на поля,

 Явилося солнце,

 Ликует земля.

Ребенок 4: Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

 Лесов таинственная сень

 С печальным шумом обнажалась,

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливый караван

 Тянулся к югу: приближалась

 Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий:  А какие звонкие и певучие строки пушкинских сказок! Они мгновенно запоминаются, завораживают нас. Кажется, начни только читать первые строки – и герои сказок тут же оживут.

Звучит приглушенно музыка.

Ведущий: За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.(«Сказка о царе Салтане»)

Под музыку выходит царевна Лебедь.

Царевна-Лебедь: Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы. Как услышала чудные строки, к вам скорей поспешила сюда, чтоб доставить радость от встречи с чудесами из мира добра.

Ведущий: Дети, а вы знаете, из какой сказки пришла к нам эта гостья?

Ответы детей.

На экране появляются декорации сказки.

Царевна Лебедь: Дорогие ребята, я вас хочу пригласить в сказку. Вы хотите попасть в сказку? Тогда мы начинаем.

Звучит музыка. На экране меняются декорации.

Царевна Лебедь: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

На сцену выходят три, девочки садятся на скамеечку за прялку и поют русскую народную песню «Прялица». Затем они по-очереди читают стихи.

- «Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

- «Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

- Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки царя

Родила богатыря».

Рассказчик 1: Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Вовсе время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь: Здравствуй, красная девица…

Рассказчик: Говорит он.

Царь: … будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Рассказчик 2: Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Дети садятся на места.

Царевна-лебедь: Ребята, а какое чудо-чудное еще было в этой сказке.

Рассказчик 3: Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут.

Под музыку «Во саду ли, в огороде» выход белочка, исполняет песню. На вторую часть песни выходят дети, играют на музыкальных инструментах.

Царевна-лебедь: Молодцы, дети, хорошо знаете мою сказку. А теперь мы отправляемся в другую сказку.

На экране сменяется декорация. 

Рассказчик 2: В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

Девочки-рыбки исполняют танец.

Царевна-лебедь: Что же это за сказка, ребята?

Ответы детей.

Рассказчик 2: Старичок к старухе воротился.

Что же? Пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху.

За столом сидит она царицей…

Как увидел старик – испугался!

В ноги он старухе поклонился.

Старик: Здравствуй, грозная царица! Ну теперь твоя душенька довольна?

Старуха: Да ты что, старик? Хочу, чтобы было веселье, чтобы все меня развлекали.

Дети исполняют кадриль.

Рассказчик 2: Говорит старику старуха…

Старуха: Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою…

Царевна-лебедь: А что из этого стало? Чем сказка закончилась? Вы знаете? (Осталась старуха у разбитого корыта)

Слышится шум, смех, веселье. Под музыку выходят дети, исполняют русскую народную песню. После садятся на места.

Царевна-лебедь: А это что за веселье? Из какой же сказки такие веселые молодцы для красны девицы пришли?

Рассказчик 3: Жил был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Звучит музыка, дети изображают базар. Выходят Поп и Балда, идут на встречу друг другу.

Рассказчик 3: Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

Балда: Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Поп: Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

Балда: Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три  щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

Звучит музыка, герои уходят.

Царевна-лебедь: Ну что, дети, узнали, какая это была сказка? («Сказка о попе и работнике его Балде»). Молодцы, ребята. Пора нам отправляться в следующую сказку.

Звучит музыка. В зале появляется царица, в руках держит зеркальце, смотрит в него и красуется.

Рассказчик 4: Правду молвить, молодица

 Уж и впрямь была царица:

 Высока, стройна, бела,

 И умом и всем взяла;

 Но зато горда, ломлива,

 Своенравна и ревнива.

 Ей в приданое дано

 Было зеркальце одно;

 Свойство зеркальце имело:

 Говорить оно умело.

 С ним одним она была

 Добродушна, весела,

 С ним приветливо шутила

 И, красуясь, говорила:

 Царица: "Свет мой, зеркальце! Скажи,

 Да всю правду доложи:

 Я ль на свете всех милее,

 Всех румяней и белее?"

 И ей зеркальце в ответ:

 "Ты, конечно, спору нет;

 Ты, царица, всех милее,

 Всех румяней и белее".

Царевна Лебедь: Что же это за сказка, ребята?

Ответы детей.

Царевна Лебедь: Вижу, сказки вы знаете хорошо, поэтому предлагаю покинуть мир сказок А.С. Пушкина, и отправиться на праздничный бал? Согласны, ребята? Тогда – наш праздничный бал начинается!

Звучит музыка – полонез. Дети исполняют танец, после танца садятся на места. Выходит ребенок, читающий следующее стихотворение.

Ребенок 5: Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг…

Ребенок 6: Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета  мелькает за четой…

Сюда гусары отпускные спешат явиться, прогреметь,

Блеснуть, пленить и улететь… (поэма «Евгений Онегин»)

Царевна Лебедь: Ребята, как вы прекрасно танцуете, молодцы. Настоящие дамы и кавалеры. Но мне, к сожалению, пора отправляться в сказку. А пришла я к вам не с пустыми руками. У меня для вас есть небольшой сюрприз.

Принцесса Лебедь отдает Воспитателю сюрприз и прощаясь, под музыку выходит из зала.

«МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ ПО СКАЗАМ» П.П.БАЖОВА

Старшая группа

Цель: формирование и обогащение культурообразного мышления дошкольников на основе  взаимодействия музыки,  художественной литературы и изобразительного искусства.

Задачи: 

  • Формировать предпосылки ценностно-смыслового отношения к искусству, путем слушания русской народной музыки, знакомства с иллюстрациями к сказам Г. Назаренко, А. Ковалёва и Г. Буреева, знакомства со сказами П.П. Бажова;
  • Развивать способность дошкольников к творческому самовыражению, посредством устного рассказа отрывков сказов П. П. Бажова, исполнения танцев.
  • Повышение уровня художественно-эстетического воспитания детей;
  • Обогащение и активизация словарного запаса, навык выразительного чтения (развитие культуры речевого общения).

Звучит музыка. На экране слайд с изображением вечернего города.

Ведущий: Над городом опускается вечер и зажигает огни: Голубые, синие, красные, зелёные… А может, это совсем не огни, а лепестки чудесного каменного цветка, который расцветает по ночам над спящим городом? А может, выходит по ночам тот волшебный козлик, у которого на правой передней ноге серебряное копытце. Где топнет он этим копытцем, там и вылетит из земли дорогой камень-самоцвет! Целая груда досталась домикам, теснящимся на горах, сколько сверкающих камушков из-под серебряного копытца нападало в светящиеся окна! Вечерний город и в самом деле похож на сказочную шкатулку с самоцветами!

Выходят рассказчик, Мама, Мальчик.

Рассказчик: На дворе пурга в окно стучится,

В комнате уютно и тепло.

Мне сегодня что-то вдруг  не спится,

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы

О хозяйке, что живет в горе.

Вижу я Данилушку и сразу

Ящерки мелькнули на заре.

Вижу я как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит.

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит.

Колдун Уральский бородатый

Бажов нам дарит новый сказ.

«Живинка в деле» сказ богатый

И поучительный для нас.

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло…

В дальний домик дедушки Бажова

На Урал нас всех перенесло.

Зажигается свет. На экране слайд с портретом П.П. Бажова

Рассказчик: Сегодняшняя наша встреча посвящена творчеству прекрасного уральского писателя П.П.Бажова. Перечитывая его сказы, каждый раз находишь для себя, что-то новое, интересное. Вот и мы с ребятами читали,  беседовали, играли, а сегодня решили отправиться в мир этих сказок. Поможет нам в этом волшебная картина. Она будет переносить нас из сказки в сказку.

Звучит музыка. На экране появляется изображение из сказки «Хозяйка медной горы».

«Медной горы хозяйка»

Рассказчик: ...Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает – Девка небольшого росту, из себя ладная.

Данила: Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка, ее одежда-то. Как я сразу не приметил. Отвела глаза косой-то своей. Вот беда. Как бы ноги унести,  пока не заметила.

Хозяйка: Ты  что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то деньги берут. Иди-ка поближе, поговорим маленько.

Данила: Некогда. Без того проспали, траву смотреть пошли.

Хозяйка: Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.

Останавливает жестом Данилу.

Хозяйка: Не расступи мое войско Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленькие. Раздавишь мою слугу – беда будет.

Танец Ящерок.

Хозяйка: Ну, теперь признал меня, Степанушко?  Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Данила: Кого мне бояться, коли я в горе роблю.

Хозяйка: Вот и ладно. Мне как раз такого и надо, который никого не боится.

Уходят.

Звучит музыка, на экране появляется новое изображение.

« Малахитовая шкатулка»

Рассказчик: У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался. Только не к душе ей пришлось.

Мать и придумала дать Танюшке ту шкатулку малахитову — пущай-де позабавится.

Мать: Хоть маленькая, а девчоночка, — с малых лет им лестно на себя-то навздевать.

Рассказчик: Танюшка и занялась разбирать эти штучки. И вот диво — которую примеряет, та и по ней. Мать-то иное и не знала к чему, а эта все знает.

Танюшка: Мамонька, сколь хорошо тятино-то подаренье! Тепло от него, будто на пригревинке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит.

Рассказчик: Настасья сама нашивала, помнит, как у нее пальцы затекали, уши болели, шея не могла согреться. Вот и думает:

Мать: Неспроста это, ой, неспроста. Видимо Хозяйкины проделки.

Звучит музыка. Уходят.

На экране появляется слайд с изображением сказа «Огневушка-поскакушка».

«Огневушка-поскакушка»

Рассказчик: Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Давно всем спать пора, да разговор занятный пришелся. В артеле, видишь, один старик был. Дедко Ефим. С молодых годов он из земли золотую крупку выбирал. Мало ли каких случаев у него не бывало. Он и рассказывал, а старатели слушали. Отец уж сколько раз говорил Федюньке.

Отец:  Ложился бы ты, Тюньша, спать!

Федюнька: Погоди, тятенька, я маленечко еще посижу.

Рассказчик:Ну вот… Кончил дедко Ефим рассказ, а старатели все сидят да на угольки глядят. Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая, вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек. Поглядела девчоночка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свиснула:

Огневушка-поскакушка: Фи-т-ть! (свистит)

Рассказчик: Тут филин заухал, захохотал, и никакой девочки не стало.

Уходят.

Звучит музыка. Уходят.

На экране появляется слайд с изображением сказа «Серебряное копытце».

«Серебряное копытце»

Рассказчик: Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Старик был мастер сказки сказывать. Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да  мурлыкает. Только после всякой сказки Даренка напомнит:

Даренка: Дедо, про козла-то скажи. Какой он?

Кокованя: Тот козел особенный, у него на правой  передней ножке серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем  - там появится дорогой камень. Раз топнет- один камень, а где ножкой бьет – там груда дорогих комней.

Даренка: Дедо, а он большой?

Кокованя: Ростом тот козел не выше стола.

Даренка: Дедо, а рожки унего есть?

Кокованя: Рожки-то у него отменные, У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.

Даренка:  Дедо, а он кого ест?

Кокованя: никого не ест, травой да листом кормится, ну сеном зимой.

Даренка: Дедо, а шерстка у него какая?

Кокованя: Летом – бурая, а зимой –серая.

Рассказчик: Стал Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:

Даренка: Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет, - я и погляжу.

Кокованя: Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! На лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще!

Даренка: Возьми, дедо! На лыжах-то я маленько умею.

Кокованя: Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.

Рассказчик: Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться.

Так и до балагана добрались. Козлов в ту зиму много было. Кокованя каждый день то одного, то двух к балагану притаскивал. Шкурок у них накопилось, мяса насолили - на ручных санках не увезти. Надо бы в завод за лошадью сходить, да как Даренку с кошкой в лесу оставить! А Даренка попривыкла в лесу-то.

Даренка: Дедо, сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти.

Кокованя: Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна! Только забоишься, поди, одна-то.

Даренка: Чего бояться. Балаган у нас крепкий, волкам не добиться. И Муренка со мной. Не забоюсь.

Рассказчик: Ушел Кокованя. Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка. Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать. Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.

Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.

Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие.

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются.

Тут Кокованя вернулся- давай камешки шапкой собирать, да Даренка запросила

Даренка: Не тронь, дедо, завтра днем еще на это поглядим.

Рассказчик: Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб. А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?

Звучит музыка. Уходят.

На экране появляется слайд с изображением ночного города.

Герои под музыку уходят.

Рассказчик: В который раз склоняяся над книжкой

Я впитываю мудрость слов.

Мне не забыть рассказов деда Слышко,

Спасибо добрый дедушка Бажов.

«ЧУДО-ДЕРЕВО»

Музыкально-литературная гостиная по творчеству К.И. Чуковского

Цель: формирование и обогащение культурообразного мышления дошкольников на основе  взаимодействия музыки,  художественной литературы и изобразительного искусства.

Задачи: 

  • Формировать предпосылки ценностно-смыслового отношения к искусству, путем слушания советской и русской народной музыки, знакомства с иллюстрациями к сказкам В.Г. Сутеева и С.В. Чехонина, знакомства со сказками К.И. Чуковского;
  • Развивать способность дошкольников к творческому самовыражению, посредством устного рассказа отрывков стихотворений и сказок К.И. Чуковского, исполнения танцев, песен;
  • Повышение уровня художественно-эстетического воспитания детей;
  • Обогащение и активизация словарного запаса, навык выразительного чтения (развитие культуры речевого общения).

Дети заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. На экране слайд из

мультфильма.

Ведущий: Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знают все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский. 1апреля 2012 года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 130 лет.

На экране появляется слайд с портретом К.И. Чуковского

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Однажды заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его в поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал. Чтобы хоть как-то развеселить его, отец стал рассказывать ему сказку. Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик затих и стал слушать. На следующий день, он попросил, чтобы отец рассказал вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю. Так К.И.Чуковский стал детским писателем. И мы сегодня с вами, ребята, вспомним сказки Корнея Чуковского. Итак, начинаем.

Ведущий: Как у наших, у ворот,

Чудо - дерево растёт!

Чудо, чудо, чудо, чудо!

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А носки, да башмачки,

Словно яблоки!

... (имя ребенка) по саду пойдёт,

... с дерева сорвёт.

К дереву подходит девочка снимает с дерева носочек и заглядывает вместе

с воспитателем внутрь, достает монетку.

…..: Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки - По три чашки С молоком И крендельком:

Нынче Муха-цокотуха Именинница!

Ведущий: Ребята, вы узнали эту сказку? Как она называется?

При правильном ответе, на экране появляется иллюстрация сказки.

Ведущий: Ребята, скажите, кто пришёл к Мухе-Цокотухе на День рождения?

Букашки, жучки, паучки, кузнечик, тараканы. Ответы детей

сопровождаются слайдами с иллюстрациями.

Ведущий: Ребята, а кто похитил Муху-Цокотуху?

Паучок-старичок. Ответы детей сопровождаются слайдами с

иллюстрациями.

Ведущий: Ребята, а кто же освободил муху?

Комарик. Ответы детей сопровождаются слайдами с иллюстрациями.

Ведущий: Кто из этих персонажей добрый герой, а кто злой?

Паук - злой, комарик - добрый. На экране появляется иллюстрация с пауком

и комаром.

Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказку «Муха-Цокотуха».

... (имя ребенка) к дереву пойдёт.

... с дерева сорвёт.

Ребёнок подходит к дереву и снимает носочек, в нём плоскостное солнышко. ……: Солнце по небу гуляло.

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки- Белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

Ведущий: Ребята, а вы узнали, из какой сказки эти слова?

При правильном ответе на экране появляется слайд с картинкой из сказки

«Краденое солнце».

Ведущий: Молодцы, ребята, правильно!

Ведущий: ... (имя ребенка) к дереву пойдёт...

... с дерева сорвёт...

Ребенок подходит к дереву, снимает носочек с телефоном.

В записи слышатся телефонные гудки.

…..: У меня зазвонил телефон:

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.

А много ли прислать?

Да пудов этак пять Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

Ведущий: Ребята, как называется эта сказка?

«Телефон». На экране появляется слайд с картинкой по сказке «Телефон».

Ведущий: Молодцы, ребята, вспомнили сказку. Скажите, а каких еще персонажей сказки телефон вы помните?

Крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, газели, кенгуру, бегемот.

При правильном ответе на экране появляется слайд с картинкой из сказки

«Телефон».

Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо знаете и эту сказку.

Ведущий: ... (имя ребенка) к дереву пойдёт.

... с дерева сорвёт...

Названный ребёнок подходит к дереву, снимает с него носочек с

градусником.

…..: Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!»

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!»

image2«Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?»

Ведущий: Ребята, вы узнали, из какой сказки этот доктор и как его зовут?

«Доктор Айболит». На экране появляется слайд с картинкой по сказке

«Доктор Айболит».

Ведущий: Ребята, а вы помните, где сидит добрый доктор Айболит? А кто к нему приходит лечиться?

Ответы детей.

Ведущий: ... (имя ребенка) к дереву пойдёт.

... с дерева сорвет...

Названный ребёнок подходит к дереву, снимает с него пинетки с

тарелочками.

…..: Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!»

Появляется бабушка Федора.

Федора: Не хочу я мыть посуду –

Лучше про нее забуду.

Ох, поспать бы хоть часок,

Повернуться на бочок.

Берет веник, хочет подмести, но передумывает.

Пол бы надо подмести

Да салфетки потрясти...

Везде крошки, пыль да сор.

Хоть бы кто-нибудь подмел!

Обращается к детям.

Умывалась я когда?

То ль сегодня, то ль вчера?

Ай, да ладно, что гадать,

Лягу лучше я поспать!

Садится за стол, кладет голову на сложенные перед собой руки.

В это время дети-Посуда, взяв в руки посуду, сбегаются в центр зала, шепчутся, после чего поворачиваются лицом к зрителям и произносят слова:

Дети-Посуда: {хором) Надо нам бежать, друзья,

Больше выдержать нельзя!

(По-очереди) Не могу так больше жить,

Не хочу я с ней дружить!

Мы бедная, бедная, несчастная посуда -

Жить с Федорой нам, друзья,

Очень, очень худо!

В этом доме пыль и грязь...

Уйдем немедленно сейчас!

Федора: Может        вы видели мою посуду? (потягивается, оглядывается,

замечает что нет ее посуды) 

Батюшки! Матушки! Где же моя посуда?

Ведущий: Как тебе Федора не обидно?

Как тебе Федорушка не стыдно?

Грязная, немытая, ленивая живешь,

А дружбы и любви ты от посуды ждешь.?Федора: Значит, она обиделась на меня и ушла? {плачет).

Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

Под музыку посуда возвращается к Федоре. Федора, снимает с себя грязный

передник, платок с лохматыми волосами. Смотрится в зеркало.

Федора радуется, раскладывается посуду по местам, вытирает

полотенчиком, кружится с самоваром под музыку.

Ведущий: Ну и чудо, ну и чудо!

Прибежала вся посуда!

Все пустились дружно в пляс -

Вот как весело у нас!

Дети исполняют танец «Полечка», после чего садятся на места.

Федора: Весело, радостно, стало мне жить,

Буду с посудой всегда я дружить.

Угощать друзей я рада –

Испеку блинов в награду.

Мне помощники нужны... (выбирает двоих детей для конкурса)

Посмотрите, вот они!

Ведущий: А теперь, друзья, внимание!

Блинные соревнования!

Кто скорее напечет, тому слава и почет!

Двое детей участвуют в конкурсе «Испечем блины». Каждому ребенку необходимо положить из миски один бумажный блин на сковородку, добежать до стола с самоваром и переложить блин на тарелку. Затем

вернуться за вторым блином и так далее.

Федора: Ах, какая красота! Блины готовы, самовар на столе. Приходите, гости дорогие, я всем очень рада!

Дети исполняют песню «В гости к самовару» муз. и сл. 3. Роот

Федора: А теперь приглашаю всех в группу, отведать пирог с чаем!

Дети под музыку за Федорой выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в музее по миру искусства и художественной деятельности. Тема: "Цветущий сад в моей станице"

Задачи: Учить детей создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых п...

Творческая работа "Декоративное искусство в работе детского сада"

В системе работы по ознакомлению детей с родным краем важное место отводится их приобщению к национальной культуре, в частности формированию представлений о народных промыслах. Наш край, как изв...

Развитие творческого выражения личности ребенка посредством мира искусств

Доклад, в котором раскрывается содержание работы в услових детского сада по развитию творческих способностей детей в процессе ознакомления с художественной литературой, в театрализованной деятельности...

Творческий отчет по долгосрочному проекту: «Приобщение дошкольников к миру искусства».

Творческий отчет по долгосрочному проекту: «Приобщение дошкольников к миру искусства».Аспект- «Животные Сибири в художественном мире искусства »....