Развитие творческого выражения личности ребенка посредством мира искусств
статья (подготовительная группа) по теме

Доклад, в котором раскрывается содержание работы в услових детского сада по развитию творческих способностей детей в процессе ознакомления с художественной литературой, в театрализованной деятельности, в музыкальной деятельности и при ознакомлении с изоискусством в разных возрастных группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2013.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1

Творчество и творческие способности

2

2

Развитие детских способностей  в условиях детского сада

4

3

Развитие творческих способностей в процессе ознакомления с художественной литературой


8

4

Развитие творчества детей в театрализованной деятельности

9

5

Развитие творчества детей в музыкальной деятельности

11

6

Развитие творческих способностей при ознакомлении детей

с изоискусством

12

7

Литература

13

1. Творчество и творческие способности

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность взрослых – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу.

Слово «творчество» происходит от слова «творить». Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. Творчество – это исследование. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само её появление есть уже появление чего – то нового.

Т.о., творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

Для  развития творческих способностей  необходимо, чтобы ребенок получил возможность заниматься разными видами деятельности: рисование, спорт, музыка, пение, чтение книг и придумывание сказок, театральные постановки, игра на музыкальных инструментах, конструирование – все эти занятия  позволяют ребенку найти себя и развить свои творческие способности. Но не только это.

Все мы знаем, что наш мозг работает неравномерно. Способности ребенка во многом зависят от того, какое полушарие мозга наиболее развито.  У правшей преобладает левое полушарие мозга.  Такой человек хорошо оперирует символами, у него развито логическое мышление, ему  легко доступны абстрактные понятия, хорошо рассуждает и легко справляется с точными науками.  У левшей  же, наоборот, очень хорошо развито правое полушарие, которое воспринимает мир целиком через чувства, эмоции и образы.  У них хорошо развиты способности к танцам, музыке, рисованию.

К счастью, мы можем развивать полушария мозга и за счет этого повышать потенциал ребенка и взрослого тоже. Развивая полушарие, которое неактивно,  мы расширяем  возможности ребенка, развиваем его способности сразу во всех направлениях. Причем, развивать  и синхронизировать полушария мозга можно в любом возрасте. К слову, упражнения для синхронизации полушарий  носят игровой характер и часто они очень забавные. Дети воспринимают их как веселую игру, а взрослые, как глупую забаву.

Если мы подключаем в работу нерабочую руку ребенка, то уже включаем второе полушарие мозга. Попробуйте сами помешать кашу нерабочей рукой. Неудобно? Но если Вы будете хотя бы иногда проделывать это, то со временем рука привыкнет и станет работать лучше. А это значит, что второе полушарие мозга активизировалось и включило дополнительные ресурсы. Если мы будем чаще использовать «нерабочую руку» в различных ситуациях, то будем  таким образом развивать творческие возможности ребенка. 

             В качестве критерия творчества часто рассматривается  оригинальность мышления – способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления «отсутствие скованности», отсутствие «стереотипности», подвижность. Эти все качества характеризуют творческого человека.

            Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхность мышления. Но они  важны в жизни, так как позволяют быстро решать стандартные задачи. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предлагает хорошо развитые творческие способности.

             Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями дошкольниками тех или иных истин – является метод проблемного обучения. Перед детьми ставят проблему: познавательную задачу и дети при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследует путь и способы её решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формируют у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий,  благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:

- Большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют занятия музыкой, изобразительной деятельностью, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность.  

- Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

- Создание обстановки, определяющее развитие ребёнка.

- Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности  

- Умная доброжелательная помощь, а  не  «подсказка» взрослых.

- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.

- Проведение детального анализа.

- Сам педагог – творческая личность.

- Мотивация.

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Принято выделять следующие виды творческой деятельности:

- Продуктивная деятельность.

- Декоративно – прикладная.

- Художественно – эстетическая.

- Литературное творчество.

- Творчество в движении.

- Общение и лидерство.

- Творческое мышление.

2. Развитие детских способностей  в условиях детского сада

Всем известно о том, что самым сензитивным периодом для развития детских способностей является период раннего детства и дошкольный возраст. Педагогический коллектив любого дошкольного учреждения ставит перед собой цель максимально раскрыть природный потенциал каждого ребенка-воспитанника детского сада.

I этап (2-3 года)

Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.

Учеными доказано, что чем раньше начать работу по развитию способностей ребенка, тем лучше будет результат. Самое главное на этом этапе - пробуждение чувственной сферы ребенка. Ребенок-дошкольник воспринимает и изучает окружающий мир не разумом, а органами чувств, поэтому для эффективного развития ребенка необходимо максимальное воздействие на его чувственную, эмоциональную сферу. В связи с этим в детском саду должны создаваться благоприятные условия для приобретения детьми первого сенсорного опыта.

Практика показывает, что одним из наиболее эффективных средств является искусство. В возрасте 2-3 лет ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству. На данном этапе искусство должно являться сопровождающим фоном развития.

В процессе слушания музыки, совершая под ее сопровождение свои первые ритмические движения, встречаясь с героями сказок, слушая первые элементарные стихи, потешки, прибаутки, ребенок испытывает свои первые эстетические переживания, получает развитие чувственная сфера, а, значит, создается благоприятная среда для общего развития ребенка и, в частности, для пробуждения его природного потенциала.

II этап (3-4 года)

Погружение в деятельность. Первые признаки природного потенциала.

Самое главное на этом этапе - максимальное погружение ребенка в деятельность. Это объясняется тем, что, во-первых, способности вне деятельности не существуют. Т.е деятельность может рассматриваться как важное условие пробуждения и развития природного потенциала. Во-вторых, ребенок данного возраста очень активен, он с интересом и желанием берется за любое дело независимо от уровня его сложности и новизны.

Учитывая данные факторы, необходимо:

Предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Такими видами деятельности являются пение, хореография, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, художественный труд, спорт, игра, общение.

Создавать в группах такую предметно-пространственную среду, которая сама провоцирует ребенка на деятельность. Основными ее характеристиками должны являться: разнообразие, доступность и открытость, мобильность, ориентированность на зону ближайшего развития ребенка.

Очень важно на данном этапе внимательно наблюдать за ребенком, присматриваться к нему, замечать, какие виды деятельности больше его привлекают, в какой деятельности он успешен.

III этап (4-5 лет)

Интерес, желание, творческий поиск.

Постепенно, в процессе активного участия в разных видах деятельности у ребенка закрепляется интерес и желание ими заниматься. С этим багажом ребенок поднимается на следующую ступень развития, где начинается его творческий поиск.

Наблюдения за детьми показывают, что на этом этапе ребенок начинает проявлять избирательный интерес (одному нравится больше петь, другому – рисовать и т.д.) и проявляет его к той деятельности, в которой он наиболее успешен.

Главное на этом этапе - поддержать ребенка, помочь ему определиться. При этом необходимо учитывать не только желание и стремление ребенка, но и уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности. С этой целью на данном этапе можно вводить диагностику, задачей которой подтверждение наличия у ребенка того или иного вида способностей. Это необходимо для определения перспектив развития ребенка, оказания ему психолого-педагогической поддержки, организации работы с родителями.

Должное внимание на этом этапе необходимо уделять творческости ребенка. Творческость (креативность), наряду с усиленной мотивацией и повышенным интеллектом, входит в структуру одаренности. Поэтому очень важно, чтобы работа в данном направлении была организована на должном уровне: творческость предполагает наличие у ребенка способностей к оригинальности, гибкости, нестандартности, вариативности. С целью развития креативности деятельность ребенка должна приобретать творческий характер.

На данном этапе уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий отдельными видами деятельности (рисование, лепка, вокал, хореография, спорт). Основной принцип формирования состава групп - желание ребенка.

IV этап (5-6 лет)

Яркие проявления природного потенциала.

Уровень развития способностей ребенка достигает к этому моменту достаточно высокого уровня. У большинства детей наблюдается четкое избирательное отношение к определенным видам деятельности. Если на предыдущих этапах деятельность затевалась ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремиться к достижению результата в ней, он прилагает максимум усилий для того, чтобы деятельность была успешной. И здесь педагогам не нужно оказывать давление на ребенка: пусть он сам выбирает пути, средства достижения результата. Нужно, чтобы ребенок почувствовал и осознал, что хороший результат возможен при наличии определенных условий, старания и терпения. Главное - быть всегда рядом с ребенком для того, чтобы при необходимости помочь, подсказать, дать ответ.

На  этом  этапе  еще  больше  внимания  необходимо  уделять развитию творческих способностей  ребенка в различных видах деятельности. Для этого нужно давать детям максимум возможностей экспериментировать, импровизировать, фантазировать.

Одним из показателей одаренности ребенка является повышенный уровень интеллекта. Поэтому с развитием креативности на данном этапе возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей ребенка, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций, высокой концентрации внимания, быстром и глубоком запоминании материала.

С целью развития интеллектуальных способностей необходимо предлагать детям различные виды интеллектуальных игр: ребусы, кроссворды, головоломки, задачи, лабиринты, графические диктанты, лото, домино, шашки, шахматы, конструктор, мозаику. Главное требование к таким играм - определенная степень сложности. Задание не должно быть слишком легким, оно должно быть достаточно сложным для ребенка (ориентированность на зону ближайшего развития).

Достаточно эффективным средством развития способностей может быть работа ребенка в творческой мастерской: изостудии, скульптурной мастерской, вокальном, инструментальном хореографическом ансамбле, спортивной секции и т.д.

V этап (6-7 лет)

Проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства.

Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у этих детей определенной степени одаренности. Система работы по развитию способностей, используемая на предыдущих этапах, недостаточна для этих детей, т.к. не учитывает в должной мере их индивидуальные особенности, потенциальные возможности, перспективы. Для данной категории детей необходима организация особой системы работы, которая в наибольшей степени учитывала бы особенности и проблемы одаренных детей и обеспечивала их эффективное развитие.

Главные задачи взрослых в развитии ребенка.

Научить ребенка основным жизненным умениям: умению общаться; умению думать; умению учиться; умению трудиться; умению любить и проявлять свою любовь. Все это гораздо важнее, чем приобретение умения быстро читать, красиво писать или знать математические формулы.

         - Духовно наполнить ребенка.

- Познакомить ребенка с понятием нравственных ценностей.

Очень важно сделать это в детстве, когда ум и сердце открыто и не замутнены ненужными знаниями и недобрыми чувствами, ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

-смотреть, чтобы увидеть красоту;

-слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

- почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

- говорить так, чтобы тебя услышали;

- быть самим собой;

- не причинять другому вреда своими чувствами или своей любовью;

- трудиться творчески;

- творить вдохновенно.

Способы стимулирования творческой активности

1. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению много аспектного мышления.

2. Обогащение окружающей среды разнообразными новыми для ребёнка предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных  идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов.

5. Использование личного приёма творческого подхода к решению проблем.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Всем известна истина: «Принуждение - враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей, значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда им приходится превращаться в волшебников, художников, портных, конструкторов и т. п. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, выступая в позиции помощника, защитника, чувствуя себя сообразительными, умными.

Значимой для дошкольников является потребность в общении со взрослым. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения должен сопровождаться только положительными эмоциями: радость нового знания, радость открытия, радость творчества, удовлетворенность похвалой. Отрицательные эмоции недопустимы. Иногда все-таки возникают ситуации; когда наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности с целью показа недостатков или коррекции поведения.

Однако педагог должен высказывать необходимую критику относительно тех или иных форм поведения детей, но не их личных качеств.

Организуя познавательную творческую деятельность, необходимо постоянно помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием  ребенка. Эмоциональный настрой поддерживает и стимулирует познавательную активность детей, что в свою очередь способствует развитию творческого мышления.

3. Развитие творческих способностей в процессе ознакомления

с художественной литературой

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений.

Я постоянно знакомила детей с произведениями детских писателей К.И. Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л. Барто, с русскими народными сказками, с произведениями русских, советских и зарубежных писателей.  После их прочтения проводила обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев, положительный или отрицательный, и как можно его показать, проиграть.

Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности детей. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить ребенку позитивные эмоции. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно.

Существует множество методик, которые позволяют пополнить словарный запас малыша, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию. Дети 4 лет могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 5-6-летние ребята уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.

Представляем вашему вниманию методы для развития творчества:

Метод первый: “Заканчиваем сказку”.
Суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке,

которую вы ему расскажете. А его цель: развить логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Для этого, необходимо озвучить вашему малышу начало придуманной вами сказки. Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

Метод второй: “Рассказ о конкретном персонаже”.

Суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предложите ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ваш ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.

Метод третий: “Сказка с помощью картинок”.

Суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

Вам понадобится материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Покажите ребенку картинку, и попросите его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Спросите ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д. После того, как ребенок придумает сказку, можно пересказать ее кому-то из взрослых.

Метод четвертый: “Инсценируем сказку”.

Суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

Можно предложить детям нарисовать сказку или эпизод из сказки и сочинить по своим рисункам новую сказку.

4. Развитие творчества детей в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности,  способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию, усвоению новой информации, и новых способов действия,   настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того,  такие занятия требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка  развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему  продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.  

В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий.  Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж его поступки, чувства, действия.  

Театрализованная деятельность  близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.  Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало,  получая огромное эмоциональное наслаждение.

Наблюдая за детьми   своей  группы, я обратила внимание, что дети скованны при  исполнении  ролей в спектаклях, этюдах,  играх-драматизациях и инсценировках.   Выступая  перед зрителями, теряются, замыкаются,  не все дети могут передать характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций.  Большинство детей умеют действовать с театрализованными атрибутами, но эти действия однообразны.

Для развития творческих способностей в театрализованной деятельности приобрели   наборы иллюстраций к сказкам, кукольный театр, изготовила настольную и напольную ширмы и некоторые виды театров: пальчиковый, театр рукавичек,  настольный, на фланелеграфе, теневой. Изготовила маски для игр – драматизаций.

С целью расширения знаний о театре,  формирования у воспитанников  активности  и проявления творчества в театрализованной деятельности, для снятия зажатости и скованности целесообразно включать в совместную деятельность имитационные игры: «Заяц», «Дождь», «Медведь», «Волк»;  упражнения на развитие выразительности речи, дикции: «Гиппопатам», «Рыжая лиса»; мини-инсценировки: «Зайки серые сидят», «Как игрушки слушали звуки», «Ёлка»; чтение художественной литературы,  рассматривание иллюстративного материала,  составление сказок, рисование, дидактические игры: «Каким ты видишь лес», «Сказки - загадки», «Из какой я сказки», игры активизирующие воображение и творчество детей: «Слушай хлопки», «Вот так позы», «Тень» «Волшебная корзинка», «Моя сказка»; игры, способствующие  овладением своим телом; пластические  этюды: «Муравьи», «Буратино и пьеро»; дыхательные  упражнения: «Комарик», «Насос», «Тряпичная кукла; пантомимические этюды, упражнения: «Пройдись как старик с клюкой», «Покажи, как могли бы приветствовать друг друга – крокодилы, гуси, волки», «Покажи, как танцевала Золушка, когда гладила платье, чистила кастрюлю».

Для развития эмоциональной  сферы знакомила детей с разными эмоциями – восторг, грусть, печаль. Применяла упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводила игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер” и др. И на развитие фантазии “Продолжи сказку…”.Дети научились выражать эмоции с помощью голосового аппарата. На развлечениях у ребят совершенствуются умения, навыки подражания голосам персонажей, передачи мимикой, жестами характеров сказочных героев.

О.С. Ушакова предлагает широко использовать упражнения на развитие речи и творчества дошкольников:

- «Закончи ритмическую фразу»

Где ты, заинька, гулял? – Под кусточком ночевал. – Я цветочки собирал…

Наш зеленый крокодил… – Шляпу новую купил. – Двух лягушек проглотил…

Свинка-свинка, где гуляла? – Поросят в пруду купала. – На полянке я играла…

- «Составление детьми рассказов и сказок, запись их, составление рассказов на тему знакомой картины».

- «Рисование под музыку различных эмоциональных переживаний».

- «Рассматривание произведений живописи в сопровождении  литературных и музыкальных произведений способствует развитию воображению».

- «Вхождение в картину».

Результатами работы с детьми стали их успехи  в театрализованной деятельности, ребята  раскрепощены  при  исполнении  ролей в спектаклях, этюдах,  играх-драматизациях и инсценировках, проявляют   творчество, импровизируют.  Выступая  перед зрителями, уже не теряются, свободно  передают характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций.    

5. Развитие творчества детей в музыкальной деятельности

Работа по развитию творческих способностей детей проводится как на  музыкальных занятиях, так и в форме индивидуальной работы.

Накоплению музыкальных впечатлений помогает прежде всего слушание музыки. Научить детей слышать и слушать музыку, подвести их к целостному восприятию музыкального образа – является фундаментом для дальнейшей работы по развитию творческих способностей дошкольников.  А именно:

- для развития песенного творчества,

- для развития танцевально-игрового творчества,

- для развития творческих способностей  в игре на детских музыкальных инструментах.

Приёмы работы по  развитию песенного творчества:

- упражнения на пропевание  имен, звукоподражаний, мелодий без слов («поздоровайся по-разному», импровизация вопросов и ответов «Где ты? - Я здесь»);

- задания на различение мажорного и минорного ладов;

- сочинение детьми  попевок  контрастного характера на предлагаемый текст;

- транспонирование простейших мотивов

Приёмы  развития музыкально-игрового и танцевального творчества детей:

- пляски типа «зеркало».

- упражнения на сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий и поведения зверей и птиц («сердитый волк», «медведи»);

- упражнения «Угадай, что мы показали»;

- коллективная импровизация музыкально — игровых образов и танцевальных композиций («снежинки», «лыжники», «гномы веселые и грустные»);

- инсценирование движениями заданного текста и мелодии песни («как на тоненький ледок», «заинька»);

-  «сочини пляску», передавая характерные движения персонажей.

- самостоятельное придумывание детьми композиции музыкальной игры или танца:

- пластические импровизации детей,

          - пробы без показа воспитателя. 

Приёмы для развития творческих способностей в игре на детских музыкальных инструментах:

- упражнение «Выбери  инструмент и изобрази  звуками»/ картину дождя, пение птички, петушка и т.д./;

- задание «Сочини сам» («Лесенка», «Динь-дон», «Гори, гори ясно»);

- упражнения в подборе на слух хорошо знакомых песен («Андрей-воробей», «Петушок»);

- коллективные оркестровки;

Лучше всего у детей получается исполнять русские народные мелодии, они, как правило, состоят из нескольких музыкальных вариаций. Согласно музыке, дети подбирают по звучанию музыкальные инструменты.

Для развития творческих способностей я изготовила шумовые инструменты и атрибуты, обеспечивающие  самостоятельную музыкальную деятельность, богатство сенсорных впечатлений у детей, возможность для исследования и творчества.

Можно предложить детям прослушать музыку и нарисовать красками услышанную музыку или музыкальный образ, который они представили.

6. Развитие творческих способностей при ознакомлении детей

с изоискусством

Для развития художественного восприятия и воображения при ознакомлении детей с произведениями живописи я использовала следующие игровые приемы:

  • «Увидим картину закрытыми глазами» (дети с закрытыми глазами слушают небольшой эмоциональный рассказ-описание произведения»);
  • «Подберем точные слова к картине» (теплая или холодная, веселая или грустная, просторная или тесная, светлая или темная, спокойная или тревожная);
  • «Домысливание» (придумываем события, которые происходили до и после изображенных на картине);
  • «Разговор с картиной» (детям предлагают задать вопросы картине, персонажу);
  • «Вхождение в картину» (детям предлагается войти в картину и почувствовать состояние героев, природы).

Таким образом, развитие творческих способностей детей – сложный, длительный и очень важный процесс. Начинать работу в данном направлении  необходимо с самого раннего возраста. Наиболее успешно это развитие происходит посредством различных видов искусств.

7. Литература

  1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
  2. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
  3. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
  4. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.
  5. Доронова Т.Н. «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности» // Ребёнок в детском саду.2001. №2.
  6. Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие для воспитателей, Москва. Просвещение. 2005 год.
  7. Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
  8. Куцакова Л.В. , Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.
  9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 г.
  10. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра: Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений. –  М: Владос, 1999
  11. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.
  12. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990
  13. Петрова Т.И., Сергеева Т.Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.
  14. Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных занятий». Москва 2004 год.
  15. Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр. Аркти 2004 год.
  16. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил
  17. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.
  18. Яновский М.И. О средствах психологического воздействия искусства на человека // Вопр. психологии. – 2002. – № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В этой презентации рассказывается о раскрытии и развитии творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...

«Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства»

Реферат  "Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства"...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ

Данная статья о развитии творческого потенциала личности ребенка,  через занятие театральной деятельностьб....