Литературный вечер, посвященный памяти А.С.Пушкина
проект (подготовительная группа) на тему

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Интеграция: познание, музыка, коммуникация, социализация.

Цель: развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.

Задачи:

·        Образовательные: закрепить знания о творчестве и биографии А.С.Пушкина; способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому; совершенствовать  художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях.

·        Развивающие: развивать творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок.

·        Воспитательные: воспитывать у детей интерес к поэзии, любовь к родному краю, эмоциональные чувства на поэзию, музыку.

Предварительная работа:

·        Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина.

·        Чтение сказок и стихотворений А.С.Пушкина.

·        Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пукшина.

·        Проведение выставки книг со сказками А.С.Пушкина.

·        Рисование иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина.

·        Разучивание небольших отрывков из сказок А.С.Пушкина и чтение по ролям.

·        Изготовление и подбор декораций и оборудования к литературному вечеру совместно с родителями.

·        Разучивание вальса.

Ход

(Дети входят в зал под «Вальс» А.Грибоедова и рассаживаются на стульчики.)

Ведущая: Дети, посмотрите на этот портрет! Вы знаете, кто это? Правильно, это замечательный русский поэт А.С.Пушкин. сегодня мы отмечаем день его рождения.

Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много стихов, сказок и других произведений. Давно нет А.С.Пушкина, но память о нем живет в народе. Все, начиная от вас – маленьких слушателей – и кончая взрослыми, любят читать его произведения. С первых же строк мы попадаем в мир чего-то таинственного, загадочного, чудесного.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Да, не зря А.С.Пушкин называют «солнцем русской поэзии».

А.С.Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен вниманием и заботой своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня – Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий – ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково «мамушкой». В дальнейшем, когда Саша вырос и стал писать замечательные стихи и сказки, он часто вспоминал любимую няню и посвятил ей стихотворение. На эти стихи композитор Яковлев написал музыку. Так появился прекрасный романс «Зимний вечер», послушаем его.

(Исполнение романса «Зимний вечер».)

Дети, а вы хотели бы познакомиться с няней – Ариной Родионовной? Тогда давайте позовем ее в гости!

(Девочка и мальчик идут за Ариной Родионовной, выводят её. Она кланяется всем и начинает свой рассказ.)

Няня: Здравствуйте, детишки мои разлюбезные. Расскажу я вам о Москве стародавней и о тех временах, когда Александр Сергеевич был ещё совсем малым дитятей. Жили тогда Пушкины в немецкой слободе. А почему слобода так называлась, знаете? А вот почему. В слободе этой издавна селились чужестранцы: германцы, французы, англичане. По-русски они совсем плохо говорили. Что у них ни спросишь – они глазами хлоп да хлоп, лепечут бог знает что. В старину всех иностранцев называли немцами. Поэтому слободу прозвали Немецкою. Улица, на которой стоял дом гвардии майора Пушкина, тоже была Немецкой. По ней ездили на лошадях: богатые люди – в каретах, а бедные – на телегах. А нынче эта улица называется Бауманской. Была я недавно на этой самой улице. От прежнего ее вида и следа не осталось. Хотела улицу перейти, да куда там! Так они и снуют, ездят туда сюда, как называется – позабыла. (Дети подсказывают – «травмай», «троллейбус», «автобус», «автомобили».) А дыму, шуму от них – ну прямо беда!

А в старые времена Москва совсем другая была: улочки тихие, и, куда ни взглянешь, сады и огороды. Поведу, бывало, Александра Сергеевича гулять в сад, да о каждой птичке, каждом деревце ему расскажу, порадуюсь вместе с ним – какая красота: в тенистых аллеях старинные статуи стоят, фонтаны журчат. Помню, веду я его как-то по улице, а дворовые мальчишки из ворот выскочили и давай кричать: «Арапчонок идет!». Ох я им, пострелам» а мой Сашенька нисколько не обижался. И правду скажу, лицом он был смугловат, волосы кучерявые, а глаза большие – карие. Очень он был похож на свою матушку – Надежду Осиповну. А она-то приходилась родной внучкой арапу Ибрагиму, который при царе Петре I служил. Вот так-то! И уж очень любил Сашенька сказки мои слушать.

Ребенок: Нянюшка! Расскажите и нам сказку!

Няня: Сказку рассказать? Ну что ж, слушайте. (Зажигает свечу.) Детишки милые, а поможете ли вы мне рассказывать сказки? Да и не только рассказывать, но и показывать!

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним…

(Выходит царица с зеркальцем.)

Царица: Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

Ведущая: Что ж ей зеркальце в ответ?

Няня: Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее

Ведущая: Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

Царица: Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне на зло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.

Так ли?

Ведущая: Зеркальце в ответ:

Няня: А царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее

Ведущая: Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

Царевна: Чернавка, быстрей ко мне! (Прибегает Чернавка.)

Няня: И наказывает ей,

Сенной девушке своей…

Царица: Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам. (Царица с девушкой уходят.)

Няня: И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Вы, ребята конечно знаете, что случилось дальше с молодой царевной и кто ее спас. Сказка закончилась хорошо – добро победило зло.

Ведущая: А.С.Пушкин очень любил русские народные песни, ему их пела Арина Родионовна. Пусть Арина Родионовна сейчас отдохнет и послушает в исполнении девочек русскую народную песню «Во поле береза стояла».

(Девочки исполняют песню)

Няня: Спасибо вам за музыку чудесную, любо послушать, да пора кончать слова говорить, пора дальше сказки сказывать.

Няня: Некий царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. И подслушал он один раз разговор трех сестер.

1-я девочка: Кабы я была царица, -

Ведущая: Говорит одна девица, -

1-я девочка: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2-я девочка: Кабы я была царица, -

Ведущая: Говорит ее сестрица, -

2-я девочка: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3-я девочка: Кабы я была царица, -

Ведущая: Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

Няня: Царь женился на меньшой и вскоре уехал воевать. Царица родила чудесного мальчика, а мачеха решила его погубить. Она подменила у гонца письмо, в котором написала царю:

Мальчик: Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку.

Няня: Царицу с сыном посадили в бочку и бросили в море.

Девочка: Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Няня: а что же было дальше, кто знает?

Девочка: И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мальчик: Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Няня: Вышли они на землю. Сын с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да поживать. И много чудес было в том городе, а каких?

Ребенок: Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Но, быть может, люди врут.

(Выбегает белка, пляшет.)

Няня: Ай-да белка, как она пляшет! Чудо, да и только! А под какую музыку она пляшет?

Дети: Под русскую народную мелодию «Во садули, в огороде».

Ведущая: Сейчас девочки исполнят эту мелодию на музыкальных инструментах.

(Звучит русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде»)

Няня: Спасибо за музыку. А все ли чудеса из этой сказки вы вспомнили!

Ребенок 1: Там ещё другое диво-

Море вздуется бурливо.

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Ребенок 2: Там ещё другое диво:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Няня: Дети, вы знаете, что у этой сказки замечательный конец: добро победило зло и царь нашел свою жену и сына. Ну что, детишки милые понравились вам мои сказки? А тперь мне пора в путь-дорожку, до свидания, спасибо за сердечный прием.

Ведущая: Да, удивительные сказки писал А.С.Пушкин. А сколько еще стихов, поэм и повестей им создано! Но особый подъем творческих сил поэт когда писал про времена года.

(Чтение стихов.)

Ведущая: Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Вот как он описывает свои впечатления от московского бала:

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг.

Давайте отправимся с вами на бал.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

(Дети исполняют «Вальс» Г.Свиридова.)

Ведущая: Отшумел веселый бал, и заканчивается наша встреча с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь. Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские стихи, и мы приклоняемся перед великим русским поэтом.

Россия – сколько в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Поля, равнины золотые -

О, сколько в нем отозвалось!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".

Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;         Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...

Литературный вечер по сказкам А.С.Пушкина

Литературный вечер для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка " вечер поэзии посвященный памяти А.С. Пушкина" в старшей групе

Данная методическая разрабока призвана  решить следующие цели:            привить интерес и любовь к литературе...

Конспект Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину "Люблю я Пушкина творенья"...

Продолжать формировать у детей интерес к художественной литературе, развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина....

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина для детей подготовительной группы «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь..."...

Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину

Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И &laq...