Балет П.И.Чайковского "Щелкунчик"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Пастухова Любовь Владимировна

Балет П.И.Чайковского "Щелкунчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balet_shchelkunchik.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

БАЛЕТ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ЩЕЛКУНЧИК»

         Музыкальный руководитель. Все мы любим сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель по фамилии Гофман. Она называется «Щелкунчик», и в ней говорится о том, как однажды праздновали встречу нового года в одной немецкой семье. (Читает по книге.) «Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату. Совсем стемнело. Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: динь, динь, динь! Двери распахнулись, и елка засияла с таким блеском, что дети с громким криком «Ах, ах!» замерли на пороге». Итак, в доме одной немецкой девочки, которую в книге зовут Мари, прошел праздник встречи Нового года, а после этого ей приснился волшебный сон об удивительных приключениях.

         По сюжету этой сказки русский композитор Петр Ильич Чайковский написал прекрасный балет. (Показывает портрет композитора.) И сегодняшний наш разговор о музыке будет посвящен этому балету.

         Наверное, Петр Ильич с большим удовольствием писал музыку Для балета «Щелкунчик». Ведь там произошла такая интересная История - новогодний праздник, сражение, встреча с прекрасным Принцем, а затем - посещение сказочного города под названием Конфетенбург.

         Именно в городе Конфетенбурге и закончатся события всей сказки в балете. Но между сказкой писателя Гофмана и балетом Петра Ильича Чайковского есть разница. Поскольку балет сочинял русский композитор, то он дал своей героине русское имя. Ее зовут Маша. И, как часто бывает в народных сказках, реальная жизнь балета переплетается с вымыслом и фантастикой. Вот, например, даже все герои, которые участвуют в этом балете, делятся на реальных и вымышленных. Маша, ее брат, их родители, гости, приглашенные на праздник, старый фокусник - все это реальные персонажи балета. Но вот кончается праздник, девочка крепко засыпает, и во сне она видит удивительную сказку. И все герои в этой сказке, конечно же, будут самые необыкновенные - фантастические, вымышленные, волшебные, таких в реальной жизни не увидишь,

         Но, пожалуй, рассказывать надо постепенно. Итак, у детей веселый новогодний праздник. Они приходят в гости к Маше и ее брату. И в самом начале балета звучит детский марш. Давайте послушаем его.

        Детский марш

        Музыкальный руководитель. Представьте себе богато наряженную новогоднюю елку. Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной елки. Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, когда вокруг елки маршируют мальчики, а когда танцуют девочки. Музыка мальчиков действительно написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша. А музыка девочек - более изящная, стремительная.

        Примечание. После первого прослушивания «Марша» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», когда дети определились с характером основным тем музыки, на последующих занятиях дети могут проиллюстрировать звучание пьесы танцевальными действиями. Во время мужественной «мальчиковой» части дети могут просто отчетливо шагать, во время легкой «девичьей» музыки можно легко кружиться, приподнявшись на цыпочки. Подобные действия дети могут выполнять все вместе, или поочередно: во время маршевой музыки ее хореографический показ осуществляют мальчики, во время танцевальной - девочки.

        Тема фокусника

        Музыкальный руководитель. Какой красивый этот новогодний марш. Он весь полон счастья и веселья. Кажется, что вслед за ним обязательно должны произойти какие-то чудеса. И чудеса там действительно происходят. Потому что в зале появляется новый гость - фокусник. (Идет слушание темы фокусника.)

         Правда, эта музыкальная тема заставляет нас ждать что-то новое, необычное? Фокусник дарит детям игрушки. И среди них – забавная кукла, которая умеет раскалывать орехи. Это Щелкунчик. (Педагог читает по книге отрывок из сказки.) «Внимательно вглядываясь ш славного человечка, который полюбился ей с первого взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. «Ах! - воскликнула, наконец, Мари. - Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой елкой?» - «Он, милая деточка, - ответил отец, - будет усердно трудиться для вас всех: его дело - аккуратно разгрызать твердые орехи». С этими словам отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и - щелк! - человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко».

         Но детям так полюбился потешный человечек, что они заставляли его снова и снова разгрызать орехи, пока не сломали. Тогда девочка уложила его в кукольную кроватку. А когда кончается вечер, все дети разошлись, и она сама заснула. Вот дальше появляются остальные герои этой сказки - сказочные. Давайте посмотрим, что там произошло дальше.

        Сцена подрастания елки

        Музыкальный руководитель. Маше кажется, что елка начинает расти, а куклы и игрушки оживают. Сейчас мы по-слушаем, как силой своего таланта композитор нарисует нам, что у нас на глазах растет елка. Вот как он сам написал об этом в своем : дневнике: «Елка начинает расти. Музыка в течение 48 тактов идет в нескончаемом крещендо».

         Только сначала я объясню вам, что означает слово «крещендо». Это музыкальный термин, который обозначает усиление звука. Давайте послушаем, как с помощью оркестра на наших глазах маленькая домашняя елка превращается в большую, гигантскую. Это нам нарисует музыка, которая постепенно все усиливается, становится все громче, ярче, решительнее. Кажется, что вот именно сейчас и должно произойти какое-то важное событие.

        Сражение

        Музыкальный руководитель. Теперь в комнате начинаются трагические события - война. Девочке Маше кажется, что изо всех щелей комнаты вдруг выползают мыши. Самое настоящее мышиное войско, которое возглавляет семиголовый мышиный Король. Но храбрый Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и вместе с ними набрасывается на мышиное войско. Вот как об этом Написано в книге (читает). «Барабанщик, мой верный подданный, бей общее наступление! - громко скомандовал Щелкунчик». Мыши отступили. Но в поединок с Щелкунчиком вступил сам мышиный король. Их сражение длилось долго.

         Но девочка Маша из сказки помогла Щелкунчику самым простым образом: сняла с ноги туфельку и бросила в этого противного мышиного короля. Давайте сейчас послушаем следующий отрывок из него, который называется «Сражение». Вслушайтесь внимательно, и вы угадаете музыку, которая рисует наступление войск мышиного короля, их столкновение с войсками оловянных солдатиков а также само сражение мышиного короля с Щелкунчиком.

        Большое адажио

        Музыкальный руководитель. На глазах изумленной Маши Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он подходит к Маше и опускается перед ней на одно колено. (Педагог зачитывает по книге отрывок.) «О, прекрасная дама! Вы одна вдохнули в меня рыцарскую отвагу. Коварный мышиный король повержен и купается в собственной крови. Соблаговолите милостиво принять трофеи из рук преданного вам до гробовой доски рыцаря. - Он протянул Мари нанизанные на веревочку семь золотых корон. - Это все, что осталось от поверженного мышиного короля - золотые короны, которые украшали его головы». Давайте послушаем музыку, во время которой происходит это объяснение главных героев балета.

        (Идет слушание начала адажио. Дети отмечают, что эта музыка - красивая, словно переливающаяся. А педагог предлагает запомнить еще несколько определений для нее-рыцарская, благородная, величественная.)

         Щелкунчик предложил Маше показать ей удивительные диковинки. Он пригласил ее в волшебную кукольную страну, где они посетят ее столицу - город Конфетенбург. Там Маша познакомится со всевозможными сластями, каждая из которых станцует для нас свой танец. Оказывается, есть такой город, в котором собрались самые сладкие вещи на свете, да еще и танцующие.

        Вальс снежных хлопьев

        Музыкальный руководитель. Но сначала героям придется пройти через зимний волшебный лес. Вы услышите, как музыка передает звуки метели, которая кружит танцующие снежинки. И, что самое удивительное, вы услышите голоса поюших детей. Композитор долго думал, как звуками музыки нарисовать сказочное очарование зимнего леса, и решил, что для этого необходимо сочинить партию детского хора. Это очень необычно, чтобы в балете, где все герои только танцуют, вдруг зазвучали поющие голоса. Но послушайте, какая красивая мелодия была специально для этого создана Чайковским. Я хочу, чтобы вы запомнили: эта музыка называется «Вальс снежных хлопьев». Может быть, вы даже ; сможете немного подпеть детскому хору, который будет звучать в «Вальсе снежных хлопьев».

        (Дети разучивают напев «Вальса снежных хлопьев» и во время прослушивания записи подпевают детскому хору, исполняющему лейтмотив вальса.)

        Испанский танец

        Музыкальный руководитель. А теперь герои сказки оказались перед воротами города Конфетенбурга. И для каждого жкителя Конфетенбурга композитор Петр Ильич Чайковский написал свою особую музыку.

         Для всеми нами любимого шоколада Чайковский сочинил «Испанский танец», потому что тогда считалось, что самый лучший на свете шоколад к нам приводят из Испании. Давайте послушаем «Испанский танец» из балета «Щелкунчик». Представьте себе людей, одетых в красочные испанские наряды. Главную тему танца исполняют медные духовые инструменты. Музыка словно переносит нас в знойную страну Испанию. Мелодия танца здесь упругая, четкая, громкая. Давайте послушаем ее и подчеркнем звучание сильных долей - сделаем в нужных местах негромкие хлопки в ладоши.

        (Идет прослушивание «Испанского таща» с метроритмическим сопровождением.)

        Китайский танец

        Музыкальный руководитель. Всех, кто попадает в город Конфетенбург, угощают всякими сладостями с чаем. А чай в нашу страну был давным-давно завезен из Китая. Поэтому в балете есть «Китайский танец», который по-другому называют «Танец чая». Послушайте, как русский композитор передает в музыке восточные особенности. Музыка звучит в высоком регистре, главную Мелодию исполняют флейты. Сама музыка острая, четкая. Будто куклы, танцующие ее, все время подпрыгивают.

        Танец пастушков

        Музыкальный руководитель. В балете есть также еще и музыка, в которой изображаются мирные, спокойные картины Из жизни пастушков и пастушек, например, отрывок, который так и называется - «Танец пастушков». Обычно пастушков там одевают очень нарядно. И иногда они танцуют вместе с игрушками - овечка-Ми и барашками, показывают в танце, как они ухаживают за своими подопечными. Музыка этого отрывка - легкая, острая, шутливая Можно представить себе, как пастушки собрались на отдых и исполняют под эту музыку свой шуточный танец.

        Танец феи Драже

        Музыкальный руководитель. После того, как перед Машей выступили почти все сладости, Щелкунчик решил ее познакомить с хозяйкой сказочного сахарного дворца. Ее зовут фея Драже. В сказке Щелкунчик сказал так: «Уважаемая фея Драже, вот мадмуазель Штальбаум, моя спасительница. Не брось она в нужную минуту свой башмачок, меня загрыз бы противный мышиный король». На что фея Драже воскликнула: «О, благородная мадмуазель Мари, спасительница нашего царственного брата! Кто может сравниться с вами по красоте и достоинствам?»

         Танец феи Драже в этом балете выделяется, прежде всего, особенным звучанием оркестра. Когда композитор Петр Ильич Чайковский был во Франции, он услышал там необычный музыкальный инструмент, который называется челеста. Это инструмент, на котором играют, нажимая клавиши, обладал холодноватым, прозрачно-серебристым тембром. Специально для партии феи Драже по просьбе Петра Ильича Чайковского инструмент был привезен в Россию. Когда челеста звучит в музыке феи Драже, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей. Эта музыка настолько нежная и восхитительная, что, кажется, будто бы, благодаря ей, можно не только услышать, но и увидеть все волшебства города Конфетенбурга.

        Вальс

        Музыкальный руководитель. Вальс - один из заключительных номеров балета. Он передает торжество, которое было устроено во дворце, и чувство счастья, которое охватило основных героев сказки - Машу и принца Щелкунчика.

         Таким образом, удивительная музыка композитора Петра Ильича Чайковского к балету «Щелкунчик» помогла нам сегодня побывать в сказке, которая произошла в новогоднюю ночь.