Главные вкладки

    Конспект занятия "Путешествие по сказкам Пушкина"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Синицына Ольга Александровна

    Конспект занятия-досуга в старшей-подготвительной группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_po_skazkam_pushkina.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой

    «Путешествие по сказкам Пушкина»

    Воспитатель : Синицына О.А

     

    Мытищи 2014

    Задачи:

    Образовательные:

    1.  Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно.

    2. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.

    3. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

    4.  Продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).

    Развивающие:

    1. Развивать логическое мышление и умение разгадывать кроссворды.

    2. Развивать творческие способности, память, воображение.

    3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

    4. Приобщать к владению русским языком:  учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.
    2. Воспитывать лучшие человеческие качества, которые присущи поэту – гордость, патриотизм, честность, доброту.
    3. Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.

    Словарь:

    Обогащение: ветхая, невод, землянка.

    Активизация: рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки.

    Предварительная работа:

    Чтение произведений А.С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.

    Оборудование:

    Портрет А.С.Пушкина,  выставка книг А.С. Пушкина,  работы детей по сказкам А.С. Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб.

    Использование образовательных технологий:

    В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».

    «Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С. Ушаковой

    «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой.

    «Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.

    Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. « Художественная литература в развитии творческих способностей детей».

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    Недаром дети любят сказку

    Ведь сказка тем и хороша,

    Что в ней счастливую развязку

    Уже предчувствует душа.

    И на любые испытанья

    Согласны храбрые сердца

    В нетерпеливом ожидании,

    Благополучного конца.

    (В. Берестов)

    Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…»

    Но что это? Я, кажется, слышу её голос.

    Появляется Бабушка – рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги.

    Дети здороваются с Бабушкой – рассказушкой , предлагают ей стул.

    Бабушка – рассказушка:  Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки, подскажите?

    Ответы детей: Жили - были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.

    Бабушка – рассказушка:  А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд:

    1

    1. Вы ж голубушки-сестрицы

    Выбирайтесь из светлицы.

    Поезжайте вслед за мной,

    Вслед за мной и за сестрой.

    Будь одна из вас ткачиха,

    А другая (ПОВАРИХА)

    2. Ты волна моя, волна

    Ты бурлива и вольна…

    Пожалей ты нашу душу,

    Выплесни ты нас на сушу!

    - Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)

    3. Вот мудрец перед Дадоном

    Стал и вынул из мешка

    Золотого (ПЕТУШКА)

    4. Правду молвит молодица,

    Уж и впрямь была царица

    Высока, стройна, бела

    И умом и всем взяла.

    Ей в приданное дано

    Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

    5. Вот открыл царевич очи,

    Отрясая грёзы ночи

    И дивясь, перед собой

    Видит город он большой.

    И среди своей столицы

    С разрешения царицы,

    В тот же день стал править он

    И назвался – князь (ГВИДОН)

    6. Негде, в тридевятом царстве

    В тридесятом государстве

    Жил был славный царь (ДАДОН)

    Дети читают ключевое слово:  ПУШКИН

    Бабушка – рассказушка:  Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?

    Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и  богатым, и взрослым, и детям.

    Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.  

    Бабушка – рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

    1. Маленький, кругленький,

    А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)

    Бабушка – рассказушка: Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч.

    Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.

    Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?

    Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».

    Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»

    Физминутка:

    У Лукоморья дуб зелёный;  Дети поднимают руки вверх

    Златая цепь на дубе том:  Делают движения руками крест на крест

    И днём и ночью кот учёный

     Всё ходит по цепи кругом;

    Идут друг за другом по кругу

    Идёт направо - песнь заводит,

    Налево - сказку говорит.

    Движения руками вправо, влево

    Там чудеса:  там леший бродит,  Закрывают глаза руками

    Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

    Русалка на ветвях сидит;  Движение «волна» сверху вниз

    Там на неведомых дорожках

    Следы невиданных зверей;  

    Идут по кругу на внешней стороне стопы

    Избушка там на курьих ножках

    Стоит без окон, без дверей;

    Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

    Дети садятся на стульчики.

    Голос кота: (магнитофонная запись)

    - Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. На дубе висят разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок.  Вы готовы?

    Воспитатель: Ребята,  мы справимся с заданиями?

    Дети: Справимся.

    Конверт № 1

    1. Продолжи фразу:

    - Кабы я была царица – говорит одна девица

    ТО НА ВЕСЬ КРЕЩЁНЫЙ МИР, ПРИГОТОВИЛА Б Я ПИР.

    - Царь с царицею простился

    В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,

     - И царица у окна

    СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

    — Жил-был поп

    ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ,

    - Пошел поп по базару

    ПОСМОТРЕТЬ КОЙ-КАКОГО ТОВАРУ.

    — Ей в приданое дано

    БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

    - Свойство зеркальце имело:

    ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

    — Жил старик со своею старухой

    У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.

    - Они жили в ветхой землянке

    РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

    — Ветер по морю гуляет

    И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

    — Белка песенки поет

    ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,

    - А орешки не простые,

    ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

    Конверт № 2

    1.Игра «Собери сказки»

    В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам.

    Зеркало, яблоко, собачка, богатыри «Сказка о мёртвой царевне».

    Рыбка, старик, дворец  «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Лебедь, комар, белка   «Сказка о царе Салтане».

    Конверт № 3

    1. Игра «Составь слова из слогов»

    На доске написаны слоги:

    КА

    РУ

    ВОД

    РЕ

    С

    РЫБ

    С

    НЕ

    МО

    РИК

    ТА

    ТА

    ХА

    1. Из какого произведения эти слова?

    («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    1. Объяснить смысл слов:

    «землянка» - жилище вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.

    «ветхая» - старая, покосившаяся.

    «невод» - сеть для ловли рыбы.

    Конверт № 4

    1. Задание называется: «Поиграем в рифмы»

    Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

    Совет – ответ, привет.

    Майка – гайка, зайка, зазнайка

    Палка – галка, скалка, скакалка

    Кот – бегемот, кашалот

    Кружка – подружка, клюшка

    Крыльцо – кольцо

    Берёзы – розы, мимозы, слёзы

    Осины – апельсины

    Град – виноград, шоколад, мармелад.

    Конверт № 5

    1. Игра «Будь внимательным!»

    Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.

    Царевна - Лебедь, лиса, комар

    Мачеха, яблоко, колобок

    Поп, кот Леопольд, Балда

    Старуха, золотая рыбка, журавль

    Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.

    Конверт № 6

    1.Игра «Доскажи словечко»:

    «Месяц, месяц, мой дружок,

    Позолоченный  (рожок)»

    «Но царевна в обе руки

    Хвать – поймала. Ради скуки

    Кушай яблочко, мой свет.

    Благодарствуй за  (обед)»

     «Всех я вас люблю сердечно;

    Но другому я навечно

    Отдана. Мне на свете всех милей (Королевич Елисей)»

    1. Из какого произведения эти строки?

    («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

    Кот: Вы справились со всеми заданиями и  под корнями дуба  найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны. До новых встреч!

    Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок.

    Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова6 « Катись клубок впереди, детей из сказки выводи».

    Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями,  и за это получаете награду.

    Читайте Пушкина, друзья!
    Читайте сказки!
    И будет жизнь тогда полна
    Тепла и ласки!
    Читайте Пушкина всегда –
    Вот вам подсказка,
    И пронесете сквозь года
    Вы радость сказки.

    Воспитатель: Наше занятие окончено, всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект семейного вечера «Сказка – ложь, да в ней намек»(Памяти А.С.Пушкина)

    Цель:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Формировать чувство причастности к культурному наследию России....

    Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."

    Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."...

    Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

    Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

    Досуг, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам Пушкина"

    Досуг для старших групп детского сада, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина...

    Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

    Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

    Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

    На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

    Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

    Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...