Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Иванова Эльвира Максимовна

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. 

После этого занятия мы с детьми провели пластилинографию по теме "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_pushkina_dlya_maam.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: продолжать знакомить детей с биографией А. С. Пушкина и его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять образно-выразительные средства, понимать их значение.

Ход ООД.

Рассматривание портрета А. С. Пушкина. Рассказ воспитателя о сказочном творчестве поэта.

Александра Сергеевич Пушкин – русский поэт.  Он известен всему миру.  Родился он очень давно – 6 июня 1799 года, более двухсот лет тому назад в городе Москве. У него были старшая сестра и  младший брат.  В доме у Саши  было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже рано начал писать стихи.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна, его няня,  знала много сказок и часто  их рассказывала. Она  брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка. Эти сказки маленький Саша  слушать мог подолгу.

Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей, она была для него близким другом и  первой слушательницей его стихов и произведений. Он посвятил ей несколько стихов. Например, стихотворение «Няне».

(Чтение стихотворения).

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В некоторых городах есть  памятник поэту,  созданы музеи.

Воспитатель: Ребята, чем отличаются сказки от других литературных произведений?

Дети: Сказка – это вымысел, где оживают животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова, во всех сказках есть начало – жили –были  и концовка – и стали они жить –поживать, да добра наживать.

Воспитатель: А во всех ли сказках добро побеждает зло?

Дети: Добро побеждает во всех сказках.

Воспитатель: Сказки бывают народные и авторские. А сказка А. С. Пушкина написаны в прозах или стихах?

Дети: Сказки А. С. Пушкин написал в стихах.

Воспитатель: Все сказки интересны и поучительны. В них прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые, жадные. Послушайте, пожалуйста, дети, «Сказку о рыбаке и рыбке», каким красивым языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова.

(Чтение сказки).

Воспитатель: Кто главные герои в сказке?

Дети: Старик, старуха и золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы поняли, каких людей высмеивает в сказке

А. С Пушкин?

Дети: А. С. Пушкин высмеивает жадных людей в этой сказке.

Воспитатель: Как он описывает старуху?

Дети: Вредная, жадная, злая.

Воспитатель: Как он обращается с мужем?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Какими словами описывается старик?

Дети: Добрый, тихий, жалостливый, беспомощный.

Воспитатель: А как его называет рыбка?

Дети: Рыбка называет старика ласково старче.

Воспитатель: А как так получилось, что рыбка стала служить старику?

Дети: Рыбка пожалела старика и обещала  выполнить все, что он скажет, если он отпустит ее.

Воспитатель: Какие желания старухи выполнила рыбка?

Дети: Рыбка исполнила следующие желания старухи: новое корыто, дом, дворянка, царица.

Воспитатель: Какое последнее желание загадала старуха?

Дети: Она захотела стать владычицей морскою.

Воспитатель: А как вы понимаете это выражение «была у нее на посылках?»

Дети: Служила старухе.

Воспитатель: Почему же рыбка ничего не ответила старику?

Дети: Рыбка  не захотела служить старухе, потому что она очень много захотела.

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем изобразить море.

(Дети встают в круг и изображают море).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как А. С. Пушкин изображал море в сказке?

Дети: В первый раз море слегка разыгралось. (Включается аудиозапись слегка разыгравшего моря).

Воспитатель: Во второй раз какое было море?

Дети: Помутилось сине море. (Включается аудиозапись звука неспокойного  моря).

Воспитатель: Какое стало море в третий раз?

Дети: Не спокойно стало сине море. (Включается аудиозапись бушующего  моря).

Воспитатель: Каким стало море в четвертый раз?

Дети: Почернело синее море. (Включается аудиозапись шторма на море).

Воспитатель: Вот идет он к морю и видит: на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и воют.

Ребята, попробуйте подражать синему морю.

Дети:: У-у-у, ш-ш-ш. (Повторяют 5 раз).

Воспитатель: Что хотел сказать А. С. Пушкин по-разному изображая море?

Дети: Он хотел предупредить, что старухе пора остановиться.

Воспитатель: Море в каждый раз как-будто бы хотело предупредить старуху: хватит, остановись, оно недовольно запросами.

- А какое вы бы загадали желание, если бы вы поймали золотую рыбку?

Дети:  - Чтобы был мир на всей земле.

           -  Никто в семье не болел.

            - Воспитатели никогда не болели.

            - Чтобы всем было весело и радостно.

            - Чтобы в группе все дети были добрые.

(Это были высказывания детей, так как я пишу это после проведенного занятия).

Воспитатель: Как же заканчивается сказка?

Дети:  Перед старухой опять оказалось разбитое корыто.

Воспитатель: С тех пор это выражение стало пословицей для тех людей, которые очень завистливые.

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам изобразить разное море при помощи цвета и волн. Подходите к столам, выберите цвет, подумайте, как можно изобразить: слегка разыгравшееся море,  помутившееся море, неспокойное море, почерневшее море и на море черная буря.

(Дети рисуют красками море).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы Чтение сказки А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный...

Конспект НОД по художественному творчеству по сказкам А.С.Пушкина«Сказка о рыбаке и рыбке» с детьми подготовительной группы

Программное содержание: - совершенствовать изобразительную деятельность детей;-стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, выбирать наибол...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конспект образоватльной ситуации по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста...

НООД по рисованию «Золотая рыбка» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (в средней группе)

НООД по рисованию «Золотая рыбка» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (в средней группе)Программное содержание: учить при помощи изобразительных материалов ...

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"Правила игры: играют два и более участников; если ответил неправильно – пере...