Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

Программное содержание:

1.        Продолжать развивать устную речь, интерес к инсценировке.

2.     Показать социальную ценность и необходимость профессий
хлебороба, земледельца, пекаря.

3.     Прививать уважительное отношение к хлебу и ценить его как
основное богатство.

4.     Воспитывать у детей уважение к труду и людям труда.

Предварительная работа:

1.     Подбор и разучивание стихотворений о хлебе.

2.     Чтение рассказов о хлебе, о людях, которые вырастили хлеб.

3.     Рассматривание иллюстраций о выращивании хлеба.

4.     Изготовление атрибутов к играм.

Словарная работа:

1.     Обогащать словарь детей русскими пословицами о пользе хлеба и
зерновых культур.

2.      Формировать умение четко выстраивать сюжетную линию в
рассказывании.

Методические приемы:

1.Чтение стихотворений, исполнение песен.

2. Развитие творческой фантазии, элементов сценической
импровизации.

Материал:

1.     Русские народные костюмы.

2.     Костюмы для танцев.

3.     Мешочки с зерном.

4.     Колосья.

5.     Машина.

6.     Каравай.

 

Дети заходят в зал под музыку «Моя Россия». Некоторые из них одеты
в русские национальные костюмы. Перестроение.

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети, гости! Сегодня, у нас
необычный праздник, мы сегодня поговорим с Вами об одном очень
полезном и вкусном продукте без которого не может обойтись не один
человек. А что это такое Вы догадаетесь, послушав мою загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.

 

Воспитатель: Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим,
и он всегда есть у нас на столе. Но для того, чтобы в каждом доме был
хлеб нужен труд десятков рук. И сегодня наш разговор будет не только
о хлебе, но и о людях без кропотливого труда которых не вырастить его.
Дети: Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

у народа есть слова:

« Хлеб всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное- работой пахнет хлеб.

Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари.

Ребенок: Каравай земли и неба на твоем столе,
Ничего красивей хлеба нету на Земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля.

А на каждом колосочке
Держится Земля.

В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой

Сила солнышка хранится

 

И Земли родной.

И растет под небом светлым
Строен и высок

Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.

Песня о хлебе.

Воспитатель: Хлеб - основной продукт питания. Он нужен каждому
человеку каждый день. Всякая пища приедается, а хлеб - никогда.
Русским народом сложено множество пословиц и поговорок о пользе
зерновых культур и ценности хлеба. Давайте вспомним некоторые из
них.

Дети: Хлеб - начало всех начал.

Хлеб - всему голова!

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

и обед не в обед, коли хлеба нет.

Ржаной хлебушко - калачам дедушка.

Золото и серебро - только камни, ячмень и пшено - настоящие
драгоценности.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

А хлеба край, так и под елью рай.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Хлеб в человеке воин.

Даже глыба золота, не заменит крошки хлеба.

Воспитатель: Нелегко доставался хлебушек крестьянам. Чтобы прокормиться, работали они с раннего утра и до поздней ночи. Помогали взрослым и дети, начиная с пятилетнего возраста, работать в поле. Ребята, давайте расскажем и покажем, какой путь приходится проделывать хлебу, чтобы оказаться на нашем столе.

Дети обыгрывают инсценировку «Как хлеб пришел к нам на стол».

 

Дети: Весна звенит ручьями,
Стрекочет как будильник,

И зиму выключает, как будто холодильник.
И вот под снегом талым распахнуты поля,
Платком пуховым стала

Широкая земля.

Черная земелька, а милее нет,

Черная земелька - белый, белый хлеб.

Дети заводят хоровод под РУССКУЮ народную песню «Земелюшка-
чернозем».

Тракторист: Пришла горячая пора,
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора,
Весенний сев идет.

Тракторист, держа в руках рули, под музыку двигаются топающим
шагом
- «вывозят зерно на поля». Выбегают девочки «Зернышки-
колоски», встают за трактористами, образуя три колонны.
«Зернышки» опускаются на левое колено, трактористы
уезжают.

Воспитатель: Поднимается росток,

Зеленеет стебелек,

Скоро будет колосок,

Станет поле щедрой нивой,
Сильной, рослой, златогривой.

Танец девочек С колосьями.

 

 

 

Дети:


 

Хлеб созрел.

В поле моторы
Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.

 

 

 

Комбайнеры, держа в руках рули, едут за урожаем. Дотрагиваются
до колосков, увозят урожай.

Воспитатель: Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазины хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину и спешит на элеватор.

Аттракцион « Кто быстрее отвезет зерно на элеватор».

Десять мешочков С «зерном» расставить в две колонки: в каждой по
пять мешочков, которые находятся друг от друга на некотор ом

 

расстоянии. Выходят два ребенка с машиной. Нагружают мешки в
машину и везут на элеватор. Перед игрой дети говорят:

Побыстрее собирай,
Да зерно не рассыпай!

Воспитатель: Трудно, просто невозможно представить нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, куличей и калачей, без тортов и сладких коврижек. А вот и прянички печатные, до того нарядные. Мы их сразу не съедим, пусть станцуют, поглядим.

Девочки исполняют танец «Прянички»,

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает как надо относиться к хлебу?

Дети: К хлебу надо относиться с большим почтением, надо уважать и  ценить труд людей, вырастивших хлеб.

Воспитатель:        Мне сегодня приснилась Россия
В покрывале из утренних рос.
Были очи ее светло-синие

И пшеничная россыпь волос.
Шла Россия некошеным лугом

Сквозь седой предрассветный туман.

Вскоре солнце взошло алым кругом
Окунаясь в небес океан.

Шла со звонкою радостной песней.
Воспевались в ней ширь и простор,
Но а с песней и труд интересней,
Ей подпел озорной детский хор!

Песня о России.

Воспитатель: Но к сожалению, не все помнят, как тяжело достаётся  хлеб хлеборобу. Послушайте одну историю.

Дети:

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

- Ты кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.

 

- я- пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушел.

Выходит воспитатель держа в руках каравай.

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.

 

 

 

Звучит музыка. В зал
Каравай мальчик.
«Праздник каравая».


 

въезжает детская машина, в которой сидит
Инсценировка стихотворения Т.Коломиец

 

 

 

Дети: К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне.
Каравай заводит дружбу с тем,
Кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен,
Выходи смелее в круг.

Д ети: Вот, он хлебушек душистый,
С хрупкой, корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Каравай вылезает из машины, становится в середину круга, который
образуют дети.

Дети:  В круг вставай, каравай, кого хочешь - выбирай!

Каравай: Пекаря! Он не грел на печке бок-
Каравай ребятам пек.

Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь- выбирай!

пекарь: Мельника! Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь - выбирай!

Мельник: Хлебопашца! Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь - выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он приехал к нам с дарами-

 

Тягачами, тракторами!
А награда - урожай!

Всех на праздник приглашай!

Все стоят в кругу, держась за руки.
Пекарь:
Слава урожаю в закромах!
Мельник: Слава караваю на столах!
Хлебопашец Слава, слава дружным рукам!
Рабочий: Слава, слава труженикам!

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с караваем поиграем в игру «Узнай на вкус». Дети угадывают хлебобулочные изделия с завязанными глазами.

Дети: Человек привык трудиться.

Люди пашут, сеют, жнут!

В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба - тру д!

Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?
Их много- всяческих преград
Преодолеть нам суждено,
Чтоб в закрома легло зерно.

Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слава:

Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный этот хлеб!

Песня о России.

Воспитатель:    Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей землей!

Дети:                    Труд!

Воспитатель:    Его имя,

 

 

 

Дети:


 

Мир!

 

Воспитатель: Его отчество!

 

 

 

Дети:


 

и для народа он самый родной!

 

 

 

Песня о труде хлебороба.

Воспитатель:      Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом.
Встретить щедро от души.

С уважением большим,

То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем
Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Дети под музыку песни о России выходят из зала с Караваем. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Хвала рукам, что "ахнут хлебом».

Программное содержание:

  1. Продолжать развивать устную речь, интерес к инсценировке.
  1. Показать социальную ценность и необходимость профессий
    хлебороба, земледельца, пекаря.
  2. Прививать уважительное отношение к хлебу и ценить его как
    основное богатство.
  3. Воспитывать у детей уважение к труду и людям труда.

Предварительная работа:

  1. Подбор и разучивание стихотворений о хлебе.
  2. Чтение рассказов о хлебе, о людях, которые вырастили хлеб.
  3. Рассматривание иллюстраций о выращивании хлеба.
  4. Изготовление атрибутов к играм.

Словарная работа:

  1. Обогащать словарь детей русскими пословицами о пользе хлеба и
    зерновых культур.
  2. Формировать умение четко выстраивать сюжетную линию в
    рассказывании.

Методические приемы:

1.Чтение стихотворений, исполнение песен.

2. Развитие творческой фантазии, элементов сценической
импровизации.

Материал:

  1. Русские народные костюмы.
  2. Костюмы для танцев.
  3. Мешочки с зерном.
  4. Колосья.
  5. Машина.
  6. Каравай.

Дети заходят в зал под музыку «Моя Россия». Некоторые из них одеты
в русские национальные костюмы. Перестроение.

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети, гости! Сегодня, у нас
необычный праздник, мы сегодня поговорим с Вами об одном очень
полезном и вкусном продукте без которого не может обойтись не один
человек. А что это такое Вы догадаетесь, послушав мою загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.

Воспитатель: Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим,
и он всегда есть у нас на столе. Но для того, чтобы в каждом доме был
хлеб нужен труд десятков рук. И сегодня наш разговор будет не только
о хлебе, но и о людях без кропотливого труда которых не вырастить его.
Дети: Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

у народа есть слова:

« Хлеб всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное- работой пахнет хлеб.

Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари.

Ребенок: Каравай земли и неба на твоем столе,
Ничего красивей хлеба нету на Земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля.

А на каждом колосочке
Держится Земля.

В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой

Сила солнышка хранится


И Земли родной.

И растет под небом светлым
Строен и высок

Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.

Песня о хлебе.

Воспитатель: Хлеб - основной продукт питания. Он нужен каждому
человеку каждый день. Всякая пища приедается, а хлеб - никогда.
Русским народом сложено множество пословиц и поговорок о пользе
зерновых культур и ценности хлеба. Давайте вспомним некоторые из
них.

Дети: Хлеб - начало всех начал.

Хлеб - всему голова!

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

и обед не в обед, коли хлеба нет.

Ржаной хлебушко - калачам дедушка.

Золото и серебро - только камни, ячмень и пшено - настоящие
драгоценности.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

А хлеба край, так и под елью рай.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Хлеб в человеке воин.

Даже глыба золота, не заменит крошки хлеба.

Воспитатель: Нелегко доставался хлебушек крестьянам. Чтобы прокормиться, работали они с раннего утра и до поздней ночи. Помогали взрослым и дети, начиная с пятилетнего возраста, работать в поле. Ребята, давайте расскажем и покажем, какой путь приходится проделывать хлебу, чтобы оказаться на нашем столе.

Дети обыгрывают инсценировку «Как хлеб пришел к нам на стол».


Дети: Весна звенит ручьями,
Стрекочет как будильник,

И зиму выключает, как будто холодильник.
И вот под снегом талым распахнуты поля,
Платком пуховым стала

Широкая земля.

Черная земелька, а милее нет,

Черная земелька - белый, белый хлеб.

Дети заводят хоровод под РУССКУЮ народную песню «Земелюшка-
чернозем».

Тракторист: Пришла горячая пора,
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора,
Весенний сев идет.

Тракторист, держа в руках рули, под музыку двигаются топающим
шагом
- «вывозят зерно на поля». Выбегают девочки «Зернышки-
колоски», встают за трактористами, образуя три колонны.
«Зернышки» опускаются на левое колено, трактористы
уезжают.

Воспитатель: Поднимается росток,

Зеленеет стебелек,

Скоро будет колосок,

Станет поле щедрой нивой,
Сильной, рослой, златогривой.

Танец девочек С колосьями.

Дети:


Хлеб созрел.

В поле моторы
Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.

Комбайнеры, держа в руках рули, едут за урожаем. Дотрагиваются
до колосков, увозят урожай.

Воспитатель: Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазины хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину и спешит на элеватор.

Аттракцион « Кто быстрее отвезет зерно на элеватор».

Десять мешочков С «зерном» расставить в две колонки: в каждой по
пять мешочков, которые находятся друг от друга на некотор ом


расстоянии. Выходят два ребенка с машиной. Нагружают мешки в
машину и везут на элеватор. Перед игрой дети говорят:

Побыстрее собирай,
Да зерно не рассыпай!

Воспитатель: Трудно, просто невозможно представить нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, куличей и калачей, без тортов и сладких коврижек. А вот и прянички печатные, до того нарядные. Мы их сразу не съедим, пусть станцуют, поглядим.

Девочки исполняют танец «Прянички»,

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает как надо относиться к хлебу?

Дети: К хлебу надо относиться с большим почтением, надо уважать и  ценить труд людей, вырастивших хлеб.

Воспитатель:        Мне сегодня приснилась Россия
В покрывале из утренних рос.
Были очи ее светло-синие

И пшеничная россыпь волос.
Шла Россия некошеным лугом

Сквозь седой предрассветный туман.

Вскоре солнце взошло алым кругом
Окунаясь в небес океан.

Шла со звонкою радостной песней.
Воспевались в ней ширь и простор,
Но а с песней и труд интересней,
Ей подпел озорной детский хор!

Песня о России.

Воспитатель: Но к сожалению, не все помнят, как тяжело достаётся  хлеб хлеборобу. Послушайте одну историю.

Дети:

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

- Ты кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.


- я- пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушел.

Выходит воспитатель держа в руках каравай.

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.

Звучит музыка. В зал
Каравай мальчик.
«Праздник каравая».


въезжает детская машина, в которой сидит
Инсценировка стихотворения Т.Коломиец

Дети: К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне.
Каравай заводит дружбу с тем,
Кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен,
Выходи смелее в круг.

Д ети: Вот, он хлебушек душистый,
С хрупкой, корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Каравай вылезает из машины, становится в середину круга, который
образуют дети.

Дети:  В круг вставай, каравай, кого хочешь - выбирай!

Каравай: Пекаря! Он не грел на печке бок-
Каравай ребятам пек.

Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь- выбирай!

пекарь: Мельника! Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь - выбирай!

Мельник: Хлебопашца! Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь - выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он приехал к нам с дарами-


Тягачами, тракторами!
А награда - урожай!

Всех на праздник приглашай!

Все стоят в кругу, держась за руки.
Пекарь:
Слава урожаю в закромах!
Мельник: Слава караваю на столах!
Хлебопашец Слава, слава дружным рукам!
Рабочий: Слава, слава труженикам!

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с караваем поиграем в игру «Узнай на вкус». Дети угадывают хлебобулочные изделия с завязанными глазами.

Дети: Человек привык трудиться.

Люди пашут, сеют, жнут!

В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба - тру д!

Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?
Их много- всяческих преград
Преодолеть нам суждено,
Чтоб в закрома легло зерно.

Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слава:

Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный этот хлеб!

Песня о России.

Воспитатель:    Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей землей!

Дети:         Труд!

Воспитатель:    Его имя,

Дети:


Мир!


Воспитатель: Его отчество!

Дети:


и для народа он самый родной!

Песня о труде хлебороба.

Воспитатель:      Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом.
Встретить щедро от души.

С уважением большим,

То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем
Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Дети под музыку песни о России выходят из зала с Караваем.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия : Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Конспект занятия "Хвала рукам,что пахнут хлебом" предназначен для работы с детьми старшей группы. В нем вы найдете материал по знакомству детей с трудом хлебороба. Вместе с детьми  сможите о...

ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ!

Конспект занятия познавательно-художественного цикла для детей средней группы, отражающий совместную деятельность воспитателя и педагога изо....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Совместная деятельность воспитателя и педагога по изо.Через поисково-исследовательскую деятельность закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить знания зерновых культур:пшени...

"Хвала рукам, что пахнут хлебом..."

Сценарий праздника для детей подготовительной группы....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Конспект занятия по окружающему миру....

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»Цель: формирование бережного отношения к хлебу. Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи, развивать чувство ответственности, коллективизма. Воспи...

Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).

В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...