Интегрированное занятие «Русская ярмарка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кочетова Юлия Алексеевна

Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_yarmarka.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Русская ярмарка»

      Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.

             Задачи: познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении;

           вызвать у детей интерес к истории русского народа;

          систематизировать  знания о народных промыслах, умение работать различными изобразительными материалами;

          обогащение и расширение словаря: кокошник, картуз, скоморохи, ярмарка, коробейники;

          развивать чувство ритма, правильного интонирования мелодий в русских народных танцах;

           развивать логическое мышление, воображение, внимание, вычислительные навыки, применять взаимосвязи цены, количества, стоимости;

           воспитывать живой интерес к устному народному творчеству, эмоциональному восприятию его.

                           

                                     

  Действие начинается с выставки поделок изготовленных детьми и родителями.

Скоморохи встречают гостей и приглашают гостей посетить нашу выставку.

1скоморох:      Эй, честные  господа,

                          К нам пожалуйте сюда!

                          Внимание! Внимание! Внимание!

                          Открывается веселое гуляние!

                          Торопись, честной народ,

                          Всех вас выставка зовет!

2скоморох:     Эй, не стойте у дверей,

                         Подходите к нам скорей!

                         На выставку, на выставку!

                         Спешите все сюда.

                         Здесь шутки, песни, сладости

                         Давно вас ждут, друзья!

Продолжается действие в групповой.

Ведущие: Дуняша и Матрена , в русских костюмах в избе (столы, сундук, кувшины и т.д.), дети.

       Дуняша:      Здравствуйте дети, здравствуйте гости дорогие, желанные. Хочу быль сказывать. С давних пор на Руси был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжался народ из разных деревень и городов. Чем там только не торговали: расписной посудой и сладостями, тканями яркими и плодами! Здесь можно было купить и коня доброго, и балалайку звонкую. Ребята, а что вы знаете о ярмарках?

       Ответы детей.

       

Матрена:     Верно. Ярмарка - это настоящий праздник. Здесь люди веселятся, поют да пляшут, шутят да на каруселях катаются. Вот и мы с вами отправимся на веселую ярмарку.

        Дуняша:      Матрена, готова ли ты ехать на ярмарку?

        Матрена:      Матрешка вот готова, а ложки да тарелки расписать не успела! Не поможете мне в этом деле? (на столе лежат ложки и тарелки).

        Дуняша:       И я тесто поставила, пирог испекла, а вот баранки и печенье не готовы еще. Соленое тесто для игрушек – безделушек, а сдобное для выпечки.

Работа детей на месте (расписываем ложки, тарелки, лепят пряники да печенье).

        Дуняша:           Ай да молодцы! Ставим противень в печь.

        Матрена:        Все красиво расписали посуду.

            Игра-физ. минутка: «Индюк». Ещё игра - забава, поиграем мы на славу.

Ребенок в шапочке индюка.

Вот индюк, хозяин важный,       - ходят важно, поднимая высоко колени,

                                                          взмах руками как крыльями.

Грудь его, как крепкий щит        - грудь выставляют вперед, показывают рукой.

Глаз его всегда горит.                  - высоко поднимают голову.

Если громко он болбочет            - наклон туловища вперед, головой вверх- вниз.

Запугать кого-то хочет                

-Я хозяин хоть куда,                     - пружинка вправо- влево.

-Все ко мне, сюда, сюда!              - зазывает рукой.

Входит Петрушка:

Петрушка:   Давайте знакомиться

Меня зовут Петрушка-

Веселая игрушка!

Собирайся народ, наша ярмарка идет!

Для потехи, для забавы

Веселитесь все на славу!

Всех приглашаю на ярмарку:

На людей посмотрим - себя покажем.

Матрена:  Мы готовы!

Дети и гости проходят в зал. Дети выполняют под музыку ритмичные движения.

Петрушка:  Ярмарка открывается-

                     Представленье начинается!

Реклама  (на интерактивной доске идет ролик ярмарки, дети читают в это время стихи)

1реб.:          Эй , народ честной, удачливый

                    На нашу ярмарку заворачивай!

2реб.:          Иди в ряды торговые, товары выбирай,

                    Приди домой с обновою, носи и вспоминай!

3реб.:          Приходи, народ честной,

                    Старый, средний, молодой!

                    Покупай и продавай!

                    Денег нет - тогда меняй!

4реб. :        Наша ярмарка большая

                    И чего здесь только нет!

                    Всех на ярмарку зовем,

                    Мы игрушки продаем!

Дуняша:   Вы, ребята, выходите!

                   Вы, девчата, выходите!

                   Попляшите для гостей,

                   Чтобы было веселей!

Сценка «Ваня милый, где ты был?»

1дев.:   Рома милый, где ты был?

1мал.:   Был я у портного

              Заказал себе жилет

              Сшить по моде новой!(показывает жилет)

2дев.:    Ваня милый, где ты был?

2мал.:   Я к сапожнику ходил.

              У него из чёрной кожи

              Я ботиночки купил! (показывает ботиночки)

3дев.:    Коля милый, где ты был?

3мал.:   А я к шляпнику ходил!

              Шляпу я с цветком купил! (показывает шляпу!

1дев.:     Мы девчонки - невелички,

               Под платочками косички!

2дев.:      В сарафаны нарядились

                И в веселый пляс пустились!

3дев.:      Приглашаем на кадриль

                Потанцуйте с нами!

                             

                              Танец «Русский» (вся группа)

Петрушка:   Тары- бары - растабары,

                       Вот хорошие товары!

                       Не товар, а сущий клад!

                       Все товары нарасхват!

Дети становятся за прилавки.

1реб.:            Продаются самовары,

                      Продаются вилы, сани!

2реб.:            Пудра и румяна

                      Для Веры и Оксаны!

3реб.:           Ленты, кружева, платки-

                     Что угодно для души!

4реб.:           А я ложки вырезаю.

                     Ложки всем нужны, я знаю,

                     Слава нашим ложкарям!

                     Заиграйте в ложки нам!

Игра на музыкальных инструментах- ложках.

1реб.:          Снежно - белая посуда

                    Важно с Севера пришла

                   И цветами расцвела.

                   Голубыми, синими,

                   Яркими, красивыми!

                   Ах, это гжельская посуда!

2реб.:         Вот для матушки платок

                   Посерёдочке  цветок.

                   Ему каждый будет рад!

                   Хохлома, хохлома,

                   Золотая кутерьма!

Все девочки:      Поторгуемся, ребята?

                             Может что приобретем?

Все мальчики:  Поторгуемся,  девчата!

                             Заодно для всех споем!

Матрена:  Какая ярмарка обходится без задорных частушек!

                          Частушки.

1.        Эй, девчонки - хохотушки,

           Запевайте-ка частушки

           Запевайте поскорей,

           Чтоб порадовать гостей!

2.        Наша русская  матрешка

           Не стареет сотню лет

           В красоте, в таланте русском

           Весь находится секрет!

3.        Я куплю себе свистульку

           Буду трели выводить

           Мастеров из славной Дымки

           Никогда нам не забыть!

4.         Ты играй, моя гармошка,

            Ты, подруга, подпевай,

            Мастеров Руси великой

            Во весь голос прославляй!

Все:     Мы пропели вам частушки

            И скажите от души.

            Хороши частушки наши-

            И мы тоже хороши!

Матрена:    Все ярмарки славятся каруселями. У нас тоже есть карусель, покатаемся на ней.

Дуняша:      Закружили, завертели колесо у карусели. Становитесь дружно в круг.(берутся по 2 за ленту, поют)

                        Игра «Карусель»

Дети:        Еле- еле, еле- еле,

                 Закружились карусели.

                 Весело, весело!

                 Всем нам ехать весело.

                 Тише, тише, не спешите,

                 Карусель остановите!

                 Раз- два, раз- два, вот и кончилась игра!

 

            Входит медведь и поводырь.

Поводырь:    Расступись народ честной!

Идет медведюшка со мной.

А ну-ка, мишка,

Поклонись народу,

Покажи свою науку!(медведь кланяется)

Поводырь:    Покажи, Миша, как девица румянится?

                        А как дед Евсей плясать идет?

                        А шапку сбей!

                        А вы, дети, сможете?

                                     Игра «Сбей шапку».

 

Дуняша:                    игра «Плетень»

Матрена:         Весь товар у нас на славу:

                          Ложки, дудки, бубенцы.

                          Расторгуем все товары!

                          Подходи! Налетай!

                          Товар разбирай!

                          Пришло время продавать и покупать!

Дуняша:  Но прежде чем идти и покупать, надо наши лавки открыть. А для этого нужно вспомнить скороговорки. Говорить нужно правильно, тогда лавка и откроется.

                             Скороговорки.

1коробейник:    Всё сегодня нарасхват:

                             Яблоки садовые, пряники медовые.

                             Всё для вас, набирай про запас!

                             За один пучок - плати пятачок!

2коробейник:     Ложки деревянные,

                              Матрешки расписные,

                              Покупайте, выбирайте,

                              Расторгуем все товары-

                              Налево и направо!

Идёт торговля. Покупают и гости, и дети.

1.                      Все мы лавки посмотрели

                         И купили, что хотели!

2.                      И узнали мы о том,

                         Как устроен  русский дом.

3.                      Славься мастерами Русь,

                         Навсегда, на все века!

4.                      Мы гордимся стариной,

                         Стала нам она родной!

Дуняша:          Приходите снова к нам,

                          Рады мы всегда гостям!

Матрена:         Каравай мы вам подносим,

                          Кланяясь, отведать просим!

                         

                            (Все дети кланяются)

Ведущая: а сейчас мы всех приглашаем отведать нашего чая.

                                      Проект «Русская ярмарка»

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении;

           вызвать у детей интерес к истории русского народа;

          систематизировать  знания о народных промыслах, умение работать различными изобразительными материалами;

          обогащение и расширение словаря: кокошник, картуз, скоморохи, ярмарка, коробейники;

          развивать чувство ритма, правильного интонирования мелодий в русских народных танцах;

           развивать логическое мышление, воображение, внимание, вычислительные навыки, применять взаимосвязи цены, количества, стоимости;

           воспитывать живой интерес к устному народному творчеству, эмоциональному восприятию его.

                                                     Проблема:

   Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине, народным традициям, уважение и восхищение народными умельцами.

                                                   Предварительная работа:

*рассматривание иллюстраций и готовых изделий разных мастеров;

*чтение потешек, стихов, сказок о различных видах народного творчества;

*просмотр слайдов с различными видами росписей в современном мире;

*беседы о различных видах росписей, их историей зарождения;

*дидактические игры «Собери матрешку», «Назови роспись», «Угости кошечку»;

*слушание народной музыки, разучивание народных песен, частушек, хороводов;

*разучивание пословиц, поговорок о мастерах;

*разучивание народных подвижных игр: «Карусель», «Плетень», «Сбей шапку», «Каравай»

                                         Предполагаемый результат

    *создание альбомов по декоративно-прикладному искусству;

    *оформление выставки детского творчества;

    *оформление выставки работ детей и родителей;

    *открытое интегрированное занятие «Русская ярмарка»

                                         

                                         Планирование работы:    

Работу строили по блокам: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами, связь с социумом.

 

Работу с детьми  мы планировали по образовательным  областям деятельности:

область развивающей среды;

область искусства,

научно-исследовательская область,                                           область музыкального развития,                  

область математики,

область развития речи,

область игры.

                                 

                       Область развивающей среды:

В уголке  ИЗО  собран материал по народному творчеству. Дети рассматривают иллюстрации  к русским народным сказкам, потешкам.  Ребята  могут посмотреть  альбомы с различными видами росписей, сравнить их, поработать с раскрасками по образцу  и самостоятельно создать свой рисунок.

Детей привлекает уголок ряженья, здесь они могут перевоплотиться в разных

сказочных героев. Мы стараемся, чтобы дети почувствовали  радость творчества, приобщить их к истокам народного творчества

                              Научно-исследовательская область:

Дети наглядно обследовали  готовые изделия народно-прикладного искусства (матрешки, ложки, чайники, тарелки и др.) Они узнали,  из какого материала изготовлены, чем они похожи и чем отличаются. Рассматривая иллюстрации, книги, определяем сходство и различия росписей, узнаем место их создания.

                              Область искусства:

На занятиях по изо проводим работу от простого к сложному. Сначала  знакомимся   и рисуем элементы,  затем учимся расписывать  как плоские предметы, так  и объемные (ложки, тарелки). Дети лепили из глины, соленого теста дымковские игрушки, баранки, калачи, затем их самостоятельно расписывали. В  группе

мы создали выставку детских творческих работ. Здесь мы старались, чтобы дети, усвоив навыки, смогли самостоятельно составить узор, расписать игрушку.

                            Область игры:

Игра - это и радость, и познание, и творчество. Дети очень любят играть, выполнять утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, на занятиях проводить самостоятельно физминутки с элементами народных игр, участвовать в народных играх «Карусель», «Сбей шапку», «Каравай», «Плетень».

                            Область речевого развития:

Воспитатели с  детьми проводили беседы по народным промыслам, заучивали пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки, стихи, читали сказки о том, как зародился тот или иной промысел. Дети любят показывать спектакли в кукольном театре.

Активизировали и обогатили речь детей новыми словами : сарафан, картуз, скоморохи, ярмарка, коробейники, чугун, люлька.

                     

                              Область математики:

Дети считали  народные игрушки, сравнивали  их по цвету, размеру, форме. Изучив состав числа, продавали  изделия народных умельцев, изучали  монеты разного денежного достоинства.

                              Область музыкального развития:

Дети с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они слушают народную музыку, разучивают  народные песни, частушки,  водят хороводы, учат народные танцы, с удовольствием играют на народных музыкальных инструментах. Ребята активно принимали  участие в праздниках «Посиделки», «Белая береза», на которых они знакомили всех присутствующих с народными обычаями, традициями, играли в игры. На праздник они пришли в народных костюмах : сарафанах, кокошниках, косоворотках, картузах.

                                  Работа с родителями:

Благодаря совместной работе  с родителями организовали  развивающую  среду, создали  выставки  поделок, рисунков. Родители для детей приготовили костюмы в народном стиле. Родители стали  откликаться на просьбы детей, проявлять  повышенный интерес к занятиям по народному творчеству, участвовать в сборе материала.

                                  Связь с социумом:

 Воспитатели с  детьми посещали библиотеку, музей, принимали  участие в выставках народного творчества. Работы детей и их родителей выставлялись на выставке, посвященной дню станицы.

                                  Итог работы:

     Дети стали проявлять живой интерес к предметам народного быта. Уровень их творческих способностей значительно вырос. Они самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах.

     Таким образом, знакомство с историей народного быта и традициями, помогает развивать не только творческую личность, но и воспитывает  добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

      Мы рады тому, что народная культура пришла к детям тогда, когда их глаза и уши, ум и сердце готовы воспринимать, думать, творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие"Разноцветная ярмарка"

Приобщить детей к прошлому и нстоящему нашей культуры...

Интегрированное развлечение "Русская ярмарка"

Досуг на основе русского народного творчества...

Конспект занятия «Русская ярмарка».

Конспект занятияТема: «Русская ярмарка»....

Конспект интегрированного занятия "Ах, ярмарка!"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет)...

Интегрированное занятие "Тульская ярмарка"

Интегрированное занятие "Тульская ярмарка"...

Конспект интегрированного занятия "Весёлая ярмарка"

Интегрированное занятие с воспитанниками старшей группы....

Конспект интегрированного занятия "Русская ярмарка"

Представлен материал по расширению представлений детей о русских народных промыслах....