конспект НОД "Коляда" для подготовительной группы
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

итоговое занятие по теме "Коляда", с использованием колядок, игр, русских народных обрядов на Рождество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл традиции и обычаи на рождество22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область

 «Художественно-эстетическое развитие»

Музыкальная  деятельность

ТЕМА: «Пришла коляда – накануне Рождества»

Цель: Развитие личности ребенка его творческого потенциала средствами музыкального фольклора.

Программные задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания детей о народном празднике - зимних колядках.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Развивать творческие способности детей.
  4. Формировать музыкально-двигательные способности детей.
  5. Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыкальных произведений.
  6. Учить детей правильно передавать мелодию песни, попевки. Выразительно петь, передавая характер песни, вместе начинать и заканчивать пение.

Подготовительная работа: Беседа воспитателя с детьми «Зимние святки. Рождение Христа», разучить колядки.

Материалы: запись песни «Чай» М. Мордасова, шумовые инструменты по количеству детей, запись русской плясовой мелодии, маски лошадок по количеству детей, свеча, блюдца с крупой, метёлочки по количеству детей, баранки для угощения.

Содержание занятия:

  1. Ритмический тренаж «Русский чай»
  2. Колядка -закрепление
  3. Игра на шумовых инструментах
  4. Логоритмическое упражнение «Лошадка»
  5. Игра «Скакалка»
  6. Сказочка-шумелка «Ёлочка»
  7. Попевка «Гадай-гадай девица»
  8. Гадание
  9. Ритмический тренаж «Веники»

Ход занятия:

Зал оформлен в русском стиле. Дети заходят в зал, садятся на стулья. 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Проходите гости дорогие. В тереме расписном живу. К себе в избу всех гостей приглашу. Иду, иду, вам самовар несу. Самовар в руках несу прибауточку  пою.

М.Р.поёт: Эх, чай, чай, чай

Прибауткой привечай.

Вынимаю из печи все блины да пироги.

Любите чай? Привечайте со мной…

Ритмический тренаж «Русский чай»

М.Р. Пригласила я вас в гости в дни великого праздника – Рождество Христово. Наши дедушки и бабушки очень его любят. Называют его зимние святки. А  почему зимние?

Ответы детей

Святки  - от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Новый год, будущий урожай, Христа.  В Новый год наши бабушки и дедушки желали друг другу всего самого наилучшего. На Святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам,  поздравляли с Новым годом и желали всего самого лучшего. Что можно пожелать под Новый год?

Ответы детей

Поздравляли не словами,  а простыми песенками – колядками. Коляда – это праздник Нового года, отсюда и название – колядки, колядовать, колядовщики.  Ходили колядовщики от дома к дому. Пели колядки, устраивали посиделки, игрища. А хозяева с удовольствием  выслушивали колядки, а затем давали угощение: кто пирог, кто блин, кто конфетку.

Вспомним колядку

Дети поют «Колядку»

(музыкальный руководитель подыгрывает на бубне)

Коляда-коляда подавай пирога

Дай блин, да кишку, свиную ножку. Всем понемножку.

Неси, не тряси –

Давай не ломай!

 М.Р. А чтобы стало веселее - можно петь и подыгрывать на разных шумовых инструментах.

Музыкальный руководитель раздаёт детям шумовые инструменты.

Дети исполняют колядку второй раз с инструментами

М.Р. На Рождество принято наряжаться. Вот и я вам наряды смешные приготовила.

Раздаёт детям атрибуты одежды.

М.Р. Можно наряжаться нечистой силой, животными, сказочными героями, а мы  нарядимся в лошадок.

Логоритмическое упражнение «Лошадка»

М.Р.снимает маски с ребят

М.Р. А теперь игра не развлечение

А с большим, большим значением

Чтоб был долог колосок

Чтобы лён вырос высок

Прыгайте как можно выше

Можно прыгать выше крыши.

Игра «Скакалка»

М.Р. Хоть игра, да в ней намёк добрым молодцам урок!

А сказочку мою новогоднюю хотите послушать?

Только помощь мне ваша нужна будет… дам я вам инструменты шумовые. Сказку мы вместе и расскажем.

М.Р. раздаёт шумовые инструменты детям

Сказочка-шумелка «Ёлочка»

 (озвучивание сказки шумовыми инструментами)

М.Р. Спасибо ребятушки, интересная у нас получилась сказочка.

Святок не бывает без гаданий. Особенно девушки любят гадать. Узнать свою судьбу.

Поёт

Гадай-гадай девица

В кой руке достанется

Жизнь пойдёт покатится

Попригожей – срядится

Молодцу достанешься…

А давайте-ка и мы с вами погадаем…

Гаснет свет. М.Р. зажигает свечу

В каждой чашке с зерном скрыта ваша судьба. Каждая вещь – предсказание.

Несколько детей  достают из чашки предметы.

Монетка – к богатству

Хлеб – к сытой жизни

Зеркало – к новым нарядам

Гадание

М.Р. А ещё, ребята, в домах в Рождество совершали обряд -  веником со святой водой подметали пол, чтобы выгнать всю нечистую силу из дома. Попробуем и мы с вами.

М.Р.раздаёт детям «веники»- метёлочки

Ритмический тренаж «Веники»

М.Р. Хорошо, что мы с вами всю нечисть из дома выгнали. И споём на радостях

Колядка

Сидела курочка на завалинке

Вынуло колечко

Всё серебряное

Ладу, ладу, ладу

Всё серебряное.

Кому мы поёт

Тому честь воздаём

М.Р. Пели на загляденье, заслужили угощенье!

Угощает детей баранками

Всё ли вам понравилось?

Что запомнилось больше?

Наелись, напились, а теперь со двора!

Хлеб да соль! Счастье да любовь! Совет на долгий век!

Дети выходят из зала. Звучит русская плясовая мелодия.