Главные вкладки

    Театрализация как форма утренника для детей раннего возраста (в соавторстве с Шмидт Н. О., Таракановой М. С.)
    статья (младшая группа) по теме

    Тарабанова Мария Сергеевна

    Театрализация как соединение двух источников: сказки и игры. Возможности "игры в театр" для детей раннего возраста. Сценарий весеннего утренника для первой младшей группы  по  сказке "Заюшкина избушка".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx18.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №201», г. Омск

    Шмидт Н. О., Тарабанова М. С., Тараканова М. С.

    Театрализация как форма утренника для детей раннего возраста

    Итоговый, «выпускной» утренник в первой младшей группе – знаковое событие в жизни дошкольников. В большинстве случаев пройдена адаптация детей к детскому саду, хождение в детский сад  теперь доставляет радость от встреч с друзьями, от новых впечатлений, новых умений. А утренник, праздник прощания с «яслями» - это итог первого года в детском саду. Зачастую это и первый опыт публичного выступления для малышей: впервые на праздник приглашаются родители.

    Традиционной формой утренника  в первой младшей группе детского сада является сказка-представление, показанная силами других воспитателей, в ходе которой дети принимают активное участие. Но под силу ли детям раннего возраста самим стать артистами?

    Исследователи театрализованной деятельности в детском саду утверждают, что театрализация самым положительным образом влияет на эмоциональное, речевое, социальное развитие ребенка. Играя роль героя, ребенок примеряет его черты характера, и тем самым обогащает свою личность. При создании образа во внимание принимаются повадки (если речь идет о животных), речевые характеристики, отличительные черты. Сегодня малыш – испуганный зайчик, завтра – смелый петушок, позже – хитрая лисичка. Ребенок стремится подражать симпатичным ему героям. И вот он уже лучше понимает товарища, становится более восприимчив к чужому и своему эмоциональному настрою, лучше понимает себя самого, ему легче передать своё настроение и свои мысли, ведь в сказках мы встречаем и замечательный образец грамотной, выразительной речи.

    Сказка - первый источник, побуждающий специфически человеческие (эстетические, интеллектуальные) чувства. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. А такой литературой являются, прежде всего, произведения устного народного творчества, прежде всего сказки. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.  Народная сказка разносторонне воздействует на ребенка, учит образно мыслить, закладывает основы этической и эстетической культуры, приобщает к народной мудрости. Поэтому в основу сценария с театрализацией  чаще всего ложится именно народная сказка (важно лишь, чтобы она соответствовала возрасту маленьких артистов)  

    А игра – основной вид деятельности ребенка, его путь познания мира и взаимодействия с ним. Соединив эти два направления: сказку и игру, мы получаем театрализацию, на первом этапе - игру в сказку, чуть позже – игру в театр. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.  

    Игра в сказку развивает эмоциональную отзывчивость, творческие способности ребенка. А если мы обогащаем сказку играми с персонажами, стихами (от имени персонажа и или про него), песнями, загадками, танцами, то это приобщение происходит на всех уровнях восприятия, что делает его еще ярче, и, к тому же,  позволяет задействовать в утреннике всех детей, вне зависимости от степени овладения ими речью. Через театрализацию народной сказки дети знакомятся с такими понятиями как добро, дружба, трудолюбие, любовь к родной стране, к родной природе

    Так как заключительный утренник в первой младшей группе проводится в апреле-мае, то нами за основу была взята весенняя русская народная сказка «Заюшкина избушка». Т.к. текст сказки включен в программу, обращение к сказке происходит несколько раз, и ребята знаю её очень хорошо.

    Предлагаемая модель проведения утренника, конечно, не предполагает использование исключительно этой сказки. За основу можно взять практически любую известную дошкольникам  сказку и превратить её в сценарий утренника, обогатив дополнительными элементами. Главное, чтобы они не искажали смысл произведения, его сюжетную канву, сохраняли характеры героев и, естественно, смысл сказки.

    Дети же, побывав в настоящей сказке, превратившись в артистов, хотят «поиграть в театр» еще и еще.

    ВЕСЕННИЙ   ПРАЗДНИК.

            Для ясельной группы.

    Под весёлую музыку в зал входят дети 1-ой младшей группы, с окончанием музыки останавливаются.

    Вед: К нам весна пришла опять,

    Будем мы весну встречать.

    Утром солнышко встаёт,

    Деток погулять зовёт.

    Ведущий показывает на домик. Поднимается солнышко.

    Песня «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ»

    Вед: Ой, ребята домик здесь!

    И из снега домик есть.

    К нам весна в окно стучит

    Колокольчиком звенит.

    ХОРОВОД « ВЕСНЯНКА». (садятся).

    Вед: Что же случилось с домиком лисички, ребята? (растаял)

    Негде ей стало жить, и пошла  она к зайчику.

    Лиса: Пусти меня, зайчик, переночевать

    Заяц:  Заходи, лисичка.

    Вед: Пустил зайчик лису в дом, а она его и выгнала. Идёт зайчик, плачет. А навстречу ему - собачка.

    ПЕСНЯ «От носика до хвостика».

    Собачка: Ав, ав… Чего зайчик плачешь?

    Зайчик: Меня лиса из дома выгнала.

    Собачка: Пойдём, я её выгоню. (берутся за руки, идут к домику).

    Ав, ав! Поди,  лиса,  вон!

    Лиса: Как выскочу, как выпрыгну- пойдут клочки по закоулочкам

    Вед: Испугались Зайчик и Собачка и убежали. Идёт опять Зайчик, плачет и видит на полянке котик с птичками играет.

    ИГРА « ПТИЧКИ И КОТ».

    Котик: О чём, зайчик, плачешь?

    Зайчик: Меня Лиса из дома выгнала.

    Котик: Пойдём,  я помогу тебе её прогнать

    Вед: Подошли они к избушке, Котик как закричит страшным голосом: «Поди, лиса, вон!».

                   А лиса ему с печи: «Как выскочу, как выпрыгну-  пойдут клочки по закоулочкам».

                   Испугался Котик и убежал. Идёт наш Зайка – плачет. И вдруг видит: под деревом спит Медведь.

    Вед: Ребята, а давайте разбудим Медведя! ( раздать колокольчики).

    ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКОМ.(дети садятся).

    Мишка: О чём , Заинька плачешь?

    Зайка: Да, вот пустил я к себе в дом переночевать лисичку, а она меня и выгнала.

    Медведь: Пойдём  Заинька, я помогу твоему горю: выгоню плутовку вон.(подходят взявшись за руки к дому)

    Медведь: Поди, лиса, вон! Р-р-р (рычит)

    Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.

    Вед: Испугался Мишка и убежал. Идёт наш Зайчик,  плачет . А навстречу ему Петя-Петушок.

    Петушок: О чём, Заинька, плачешь?

    Зайка: Попросилась ко мне в дом переночевать Лисичка, да  меня же и выгнала.

    Петушок: Кукареку! Иду в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу Лису посечи, вставай Лиса с печи, поди, Лиса, вон!

    Вед: Испугалась Лиса и кричит:

    Лиса: Одеваюсь… Собираюсь…

    Вед: Выскочила Лиса из домика и убежала. Вот какой молодец наш храбрый Петушок!

    А Зайчик  и Петушок  стали  жить-поживать в своей  деревянной избушке, стали песни распевать да в оркестре играть. (раздать инструменты ).

    ОРКЕСТР «МУЗЫКАНТЫ»

    Вед: Чем  в саду играют дети, как рисуют, как поют, рассказали вам сегодня, вы увидели наш труд.

    А сейчас мы покажем, какие мы стали дружные.

    ТАНЕЦ «ДРУЖБА» («ПРИСЕДАЙ!»)

    Вед: Здравствуй, нежная листва,

    Здравствуй, первая трава!

    Здравствуй, реченька-река,

    Тёплый дождик, облака!

    Птичий гомон не смолкает,

    Вся природа оживает.

    Всё очнулось ото сна.

    Здравствуй, Вёснушка-весна!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры на закрепление понятий "цвет", "форма", "величина" у детей раннего возраста

    в презентации представлены игры на закрепление понятий "цвет", "форма", "величина" у детей раннего возраста. игры можно использовать родителям и педагогам для индивидуальной работы с детьми....

    самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

    ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»         САМООБРАЗОВАНИЕ      «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

    Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня

    Оздоровительно-игровой час как форма  организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня. Включает в себя три блока....

    Новогодний утренник для детей раннего возраста (1ая млад. гр.)

    На основе материала из интернета.Снегурочка приносит волшебный мешок, в котором находятся различные предметы, с которыми дети поют, танцуют....

    Сценарий новогоднего утренника для детей раннего возраста

    Сценарий новогоднего утренника для детей раннего возраста  Под музыку дети заходят в зал. Снегурочка встречает детей.Снегурочка: Ребята, здравствуйте! Посмотрите как красиво вокруг!Шире круг, шир...

    Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.

    В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....