Главные вкладки

    Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

    Наталья Александровна Островская

    Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского - это музыкально-тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с рядром миниатюр из данного фортепианного цикла.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_po_detskomu_albomu.docx22.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского

    Музыкально-тематическая беседа с детьми 6-7 лет

    (можно разделить на две беседы или сократить)

    Цель:  Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.Чайковского

    Задачи:

    • прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
    • учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;
    • развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;
    • формировать интерес к русской музыке.
    • прививать навыки культуры слушания классической музыки.

    Оборудование:

    Экран, мультимедийная установка, компьютер, книга «Детский альбом» П.И.Чайковского.

    Музыкальный материал:

    муз. П.И.Чайковского:

     «Сладкая греза»  

    «Утренняя молитва»

    «В церкви»

    « Мама»

    «Игра в лошадки»

    «Марш деревянных солдатиков»

    «Болезнь куклы»

    «Новая кукла»

    «Нянина сказка»

    «Баба Яга»

    Зал оформлен в стиле гостиных прошлых лет: «горящий» камин, подсвечники, вазы с цветами и т.д., портрет П.И.Чайковского

    Дети заходят в зал под музыку «Сладкая греза» П.И.Чайковского

    Слайд №1 Анимация «Горящий камин»

    М.р. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в нашей музыкальной гостиной. Сегодня вас встретила музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. (берет в руки «Детский альбом») Книга,  которую я держу в руке, называется «Детский альбом». В нем собраны музыкальные пьесы для детей. Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили очень давно, когда не было электричества, ни радио, ни телевизора. Петр Ильич жил в те далекие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и детей его возраста более интересным. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». В этом альбоме изображен целый день жизни ребенка, прожитый им с утра до вечера с его играми, радостями и печалями, мечтами и сказками. Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня она будет звучать для вас…

    Бом, бом, бом, бом!

    Открывается альбом.

    Не простой, а музыкальный,

    Сочиненный для ребят

    Много, много лет назад.

    Петр Ильич Чайковский жил 100 с лишним лет назад. А в  то время все люди были верующими, верили  в Бога. И каждый день начинался и заканчивался молитвами – обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался)

    Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П.Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Послушайте эти пьесы, которые открывают и закрывают альбом (2 молитвы) и скажите, похожи ли они между собой.

    Слайд№2 «В церкви»

    Слушание «Утренняя молитва», «В церкви»П.И.Чайковский

    Дети. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

    М.р. Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведет свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание.

    (играет фрагменты) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (исполняет фрагменты)

    Дети. Вторая пьеса более грустная

    М.р. Верно, вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. А «Утренняя молитва» светлая. Чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

    М.р. Рано утром, только солнышко взойдет,

    Мама тихо подойдет,

    Ласково погладит,

    С добрым утром скажет.

    Слайд №3 «П.И.Чайковский с мамой»

     М.р.   Петр Ильич очень любил свою маму. В детстве она ему пела красивые песни, романсы. Петя запомнил их на всю жизнь, особенно  полюбил он романс «Соловей». И когда, уже будучи взрослым, он слушал этот романс, то всегда вспоминал о своей маме: какой она была ласковой, заботливой, как радовалась успехам своего сына, огорчалась его неудачам. Когда мальчик подрос и пришло время учиться, он собрался в дальнюю дорогу, в Петербург. Мама с сестренкой проводили его на станцию, попрощались с ним, и поехали домой. Но Петя так расстроился, так разволновался, что бросился догонять их, чтобы еще раз  увидеть свою маму, прижаться к ней покрепче. Этот момент расставания композитор запомнил на всю жизнь и передал это в музыкальном произведении «Мама». Композитор напоминает детям, чтобы они любили своих мам, никогда о них не забывали. Послушайте музыку о маме и подумайте о ней.

    Слушание «Мама» П.И.Чайковский

    М.р. Какие чувства выражены в этой музыке?

    Дети. Музыка ласковая, иногда звучит взволнованно и тревожно.

    М.р. Правильно, ведь у мамы столько забот, тревог и волнений. Музыка передает эти настроения.

    День ребенка полон событий и увлечений. Любому ребенку не терпится начать свои игры! В какие игры любят сейчас играть мальчики? (ответы детей) Представьте себе, что вы взяли палочку, сели на нее верхом, и …поскакали как на лошадке.

    Слайд  №4 «Игра в лошадки»

    Если вы были  композиторами, какую музыку по характеру вы бы сочинили? Какие чувства были бы в ней выражены?

    Дети. Быстрая, стремительная, смелая

    М.р. Давайте послушаем музыку П.И. Чайковского «Игра в лошадки»

    Слушание «Игра в лошадки» П.И.Чайковский

    М.р. Пьеса наполнена безостановочным, непрерывным движением. Как будто на одном дыхании домчались лошадки из конца в конец комнаты.

       Большинство мальчиков из благородных семей получали военное образование, становились офицерами, служили на защите Отечества. Кто-то из них мечтал служить в конных войсках, кто-то  стать лихим гусаром. А кто-то мечтал вести на поле боя армию солдат.

    Слайд №5 «Деревянные солдатики»

    Вот они, деревянные солдатики. Уже расставленные на полу, готовы к бою. Сейчас раздастся военный марш – и в поход! Послушайте, какой необычный марш сочинил Чайковский.

    Слушание «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский

    М.р. В чем необычность этого марша?

    Дети. Музыка тихая, легкая.

    М.р. Да, этот марш звучит легко, он игрушечный. Под него шагает войско деревянных солдатиков. Они очень легкие. Дунь на такого солдатика – и он упадет. Шагают деревянные солдатики  легко, поэтому их марш звучит тихо, прозрачно. Но музыка отчетливая, в ней слышны ударения, акценты: солдатики, хотя и деревянные. Но очень смелые, решительные, шагают все в ногу, чеканя шаг.

    Видео «Марш деревянных солдатиков» из м/ф «Детский альбом»

    Слайд №6 «Игровая девочек»

    М.р.  Ну, а теперь заглянем в комнату девочек. Здесь идет своя жизнь, с настоящими чувствами, радостью и страданием. Конечно, любимые игрушки у девочек всех времен – это куклы. И все девочки играют в «дочки-матери» и обожают своих кукол, независимо от того, яркая Барби в их руках или тряпичная кукла Маша. А бывает, что у любимой куклы что-то сломается, тогда для маленькой хозяйки это настоящее горе! Послушайте, как тонко Чайковский передал детские эмоции.

    Слушание «Болезнь куклы» П.И.Чайковский

    М.р. Что композитор хотел выразить в этой пьесе?

    Дети. Музыка печальна, нежная, грустная. Девочка горюет, что ее кукла заболела, вздыхает, гладит, хочет утешить, пожалеть.

    М.р. Но зато, какой радостью и восторгом наполнится детское сердце, когда любимая кукла будет «вылечена» или когда появится новая кукла! Горе забыто, и не в силах сдержать радость девочка закружится по комнате вместе с любимой «дочкой»!

    Слушание «Новая кукла» П.И.Чайковский

    М.р. Приходит время, когда детям надо было прощаться с родителями и готовиться ко сну, а заботливая няня читала молитву, рассказывала сказку и укладывала детей спать. Ах, эти нянины сказки! Послушайте, какую сказку рассказала няня в «Детском альбоме»

    Слушание «Нянина сказка», «Баба Яга» П.И.Чайковский

    Дети. Музыка настороженная, колкая, отрывистая.

    М.р. Отрывистые, колючие звуки, короткие фразы, напряженные интонации, резкие акценты, что создает таинственный, жутковатый характер музыки.

    Конечно, вы догадались, кто был героем этой сказки: наверняка Кощей Бессмертный или Баба яга! Как любят дети страшные сказки, чтобы сердце замирало, чтобы мурашки бежали по коже! Современные дети любят их не меньше.

    Прошло много лет с тех пор, как был написан «Детский альбом». Но и сейчас музыка эта нам кажется удивительной и неповторимой. Сегодня мы прослушали с вами лишь небольшую часть «Детского альбома» и в следующий раз, в нашей музыкальной гостиной мы продолжим знакомство с прекрасной  музыкой из этого альбома.  До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Встречи в музыкальной гостиной"

    Занятие проходит в форме "Музыкальной гостиной". Соответсвующая обстановка настраивает детей на восприятие классической музыки. Цель занятия - дать детям знания о 2-х и 3-х частной форме музыкальных п...

    Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

    Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

    Цик встреч в музыкальной гостиной "Времена года"

    Ознакомление детей подготовительной группы с класстческой музыкой на тему "Времена года"...

    Встреча в музыкальной гостиной " Путешествие по сказкам"

    Дети путешествуют по русским народным сказкам. Отгадывают пословицы, загадки и затем сами инсценируют русскую народную сказку "Репка" на новый лад....

    Встреча в музыкальной гостиной "Образ Бабы - Яги в музыке П.И. Чайковского"

    Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, помогающее  лучше понять и раскрыть образ, услышанный в музыке через изобразительное искуссво....

    Встречи в музыкальной гостиной. Беседы об искусстве. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

    Музыкально-тематическая беседа о Родине для детей старшего дошкольного возраста....

    Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

    Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста....